Реферат Курсовая Конспект
ХРИСТИАНСКОЕ СЕКТАНСТВО В РОССИИ - раздел История, Книга волхвов 11-я История религии. Образное мышление Секта (Лат. Sесtа - Школа) Религиозная - Группа Людей Верующих, Объединенных...
|
Секта (лат. sесtа - школа) религиозная - группа людей верующих, объединенных организационно и на основе определенной системы религиозных верований и отколовшихся от господствующей церкви. Обычно слово сектант употребляется для выражения презрительного отношения к человеку как к отщепенцу, не желающему идти в ногу со всеми. Так именно смотрел на сектантов православный клир, относя себя к ортодоксии. Сектанты считались еретиками. Ныне этот термин сохраняется по традиции. Сегодня в нашей стране правильнее говорить - конфессия, а не сектантство, так как православие не является больше государственной религией.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО - эта "ересь" - возникла следующим образом: Патриарх Никон (1652-1667), поддержанный царем Алексеем Михайловичем, представителями высшего православного духовенства, приступил к исправлению богослужебных книг от "ошибок", возникших при их многократном переписывании. Одновременно он внес изменения в церковные обряды (трехперстное знамение и поясные поклоны, вместо двуперстного знамения и земных поклонов). Никон хотел устранить те различия, которые существовали между русской и греческой православными церквами. В 1654 г. Никон издал новый "Служебник". На церковном соборе в Москве в 1656 г. все защитники старых русских обрядов были отлучены от церкви.
Противников нововведений Никона стали именовать старообрядцами (староверами). Иногда - раскольниками.
Преследуемые властями, они бежали на Дон, на Урал, прятались в лесах Севера Протопоп Аввакум внушал людям, что "антихрист" воцарился в Москве. Никон и царь Алексей - "два его рога". Они пьют кровь "святых свидетелей Иисусовых" (т.е. старообрядцев) и пьяны от нее. Аввакум подогревал вызванные бедствиями и чумой эсхатологические настроения староверов. Раз "антихрист" явился, то, говорил Аввакум, остается еще немного потерпеть. С другой стороны он размалевывал красочные картины "райского житья" на том свете. Началась ужасная практика самосожжения.
Старообрядцы делились на поповцев (торгово-промышленная буржуазия) и беспоповцев. Поповцы - сохраняли обрядность, признавали священнослужителей. Некоторые толки поповцев, например, единоверцы, тяготели к самодержавию, шли на компромисс с официальной церковью. А такой толк, как Белокриницкая иерархия, признавал своим главой боснийского архиепископа Амвросия, сделавшего Белую Криницу (Австрия) центром старообрядческой организации. Белокриницкая иерархия отрицала самодержавную власть. Собор в Белой Кринице в 1868 г. постановил: "Молящихся за власть отлучать от церкви". Однако вообще власть не отвергалась.
Беспоповцы - не признавали иерархии, отрицали священнослужителей, допускали лишь "церковнослужителей", сами выбирали "начетчиков" и "уставников". Они распались на несколько толков: поморская (даниловская), филипповская, спасовская (нетовцы), странническая (бегуны), немолицкая (немоляки) и др, Некоторые из них, в частности, странники, доходили до отрицания государственной власти вообще.
Старообрядцы не бреют и не стригут бороду, носят старинную одежду, не курят, для иноверных держат особую посуду, коров доят за каждый сосок по отдельности и пальцами, т. к. якобы "крест-накрест доить - Христа распинать. Кулаком доить - пальцы всуе на двуперстие складывать". Старообрядцы - люди замкнутые, они неохотно вступают в разговоры. Гордятся тем, что из их среды вышли поэты Твардовский, Маяковский, Есенин, Максимилиан Волошин, пейзажист Ромадин и другие.
ХЛЫСТЫ, Секта хлыстов возникла почти одновременно со старообрядчеством. Впервые она упоминается в документах начала XVIII в. Сами себя они называли "божьими людьми". Основной пункт вероучения секты: представление о переселении святого - духа.
С их точки зрения святой дух мог вселиться в каждого. "Учение Христа" они признавали, но считали, что каждый может стать Христом. Во время радений били себя хлыстами. Поэтому попы дали им презрительную кличку "хлысты", сохранившуюся по традиции и до сих пор. В разных районах России хлыстов именовали по-разному: богомолы (Тамбовская губерния), шалапуты (Северный .Кавказ), квасники (Оренбургская губерния) и т. д. Вселение святого духа, учили хлысты, возможно через умерщвление плоти. Это достигалось многими способами: воздержание от мясной пищи, железными веригами, бичеванием, постами от 20 до 40 дней. Радения носят уродливый характер. Сопровождаются отчаянным скаканием, прыганием, иногда - на четвереньках. Кричат диким голосом. Выступают против супружества. От законного брака детей считают "Детьми Каина". Радения нередко заканчиваются "свальным грехом". Рожденные от такого греха дети считаются "христосиками" и "пророчицами". В сектах хлыстов царит разврат, оргии у них - не редки. Из хлыстов вышел Григорий Распутин.
В XIX в. секты хлыстов редеют, а после 1861 г. превращаются в замкнутые кружки, уже редко встречающиеся.
В совместном труде и распределении произведенных продуктов хлысты, будучи выходцами из социальных низов, пытались найти выход из бедственного состояния.
Хлысты шалопутского толка сохраняли дольше других характер народного движения. Сегодня секта хлыстов имеет немногих приверженцев. Поскольку обряды этой секты носят изуверский характер, ее деятельность запрещена законом.
СКОПЦЫ- возникли как секта несколько позже хлыстов (30-е годы XVIII в.). Откололись от секты хлыстов. Возникла эта секта в среде патриархальных крестьян, позже - среди рабочих мануфактур. Скопчество проникло и в купечество. Вероучение - то же, что и у хлыстов. Только умерщвление плоти доходит до изуверских форм (кастрация мужчин и женщин). Не убивая оскоплением полового инстинкта и не имея возможности его удовлетворить, радеющие исступленно лижут друг друга, кусают.
В настоящее время скопчество полностью исчезло.
ДУХОБОРЫ. Духоборчество зародилось в середине XVIII в. Видными деятелями этого сектантского движения в период его возникновения и становления были Селуан Колесников (Екатеринославская губерния) затем его последователь Илларион Побирохин (Тамбовская губерния). Обе личности были тесно связаны с сектами хлыстов и почитались ими. Однако духоборы (в литературе ихназывают и духоборцами) отказались от крайнего изуверства хлыстов. Духоборы – крестьяне - однодворцы. Название духоборцы (так окрестил приверженцев этой секты в 1785 г. екатеринославский архиепископ Амвросий) не отражает сущности вероучения секты, т. к. отрицание духа православной церкви (духоборцы отвергали все таинства церкви) еще не означает отрицание духа вообще. Духоборцы называли себя "духовными христианами".
МОЛОКАНСТВОпоявилось несколько позже. Оно связано с именем Семена Уклеина, ученика одного из основателей духоборчества Побирохина. Различие между обеими сектами несущественно ни в вопросах вероучения, ни в части отношения к жгучим проблемам современности. Происхождение названия молокане до сих пор полностью не выяснено. Видимо, слово молокане выражает главный принцип вероучения этой секты, состоящий в предпочтении духовного материальному. Видимо, этим словом подчеркивается, священное писание является для христианина тем же, что и молоко для дитяти. Молокане однако, толкование Библии осуществляли иносказательно: бог-отец олицетворял память, бог-сын - ум, бог-дух святой - волю. Духоборцы же вовсе отрицали Библию. Побирохин называл ее "хлопотницею". "Животная книга" (книга о жизни) духоборцев состоит из псалмов хов, заучиваемых с детства и передаваемых устно из поколения в поколение. Как письменного источника такой книги не существует. Духоборцы и молокане отрицали обрядность, христианские таинства, священнослужителей, поклонение иконам и святым мощам, отвергали посты, но признавали необходимость воздержания в любое время года, когда этого требует душа. Свои общественные идеалы духоборы и молокане воплощали в организации религиозных коммун. После 1861г. создание коммун пошло на убыль.
К властям духовные христиане относились по-разному. Одни из них вовсе - отрицали власть для себя, другие считали ее законным управлением. В соответствии со своими воззрениями на равенство всех, на любовь бога к каждому, духовные христиане были противниками убийства кого бы то ни было, выступали против всякого насилия. Отмечено много случаев, когда они отказывались брать в руки оружие (например, в первую турецкую войну духоборцы, будучи в составе Вологодского полка, под Перекопом бросили оружие). Духовные христиане весьма близки к религиозным и общественным идеалам Л.Н. Толстого. Когда в конце 1898 - начале 1899 гг. духоборцы, преследуемые самодержавием, стали партиями переселяться в Америку, писатель на их переезд пожертвовал весь свой гонорар за роман "Воскресенье".
Критика самодержавно-крепостнического режима духовными христианами была сильной стороной в их мировоззрении. Проповедь же "непротивления злу насилием" носила иной характер.
В настоящее время духовных христиан у нас совсем мало. В основном они проживают на Украине, а также в Оренбургской области и Азербайджане. Различие между духовными христианами и православными сохранилось лишь в обрядах.
МЕННОНИТЫ.Секта меннонитов - западного происхождения. В результате войн с Турцией, закончившихся победой русского оружия, Россия приобрела обширные территории (Крым, земли по Днестру, Пруту и Дунаю). Правительство было крайне заинтересовано в том, чтобы эти области заселить. Иностранцам, выразившим пожелание поселиться на вновь приобретенных землях, предоставлялись определенные льготы. Поскольку в некоторых странах Западной Европы, особенно, в Пруссии, меннониты подвергались притеснениям, они охотно переезжали в Россию в качестве колонистов. Большой приток меннонитов наблюдался в 1788-1835 гг. Поселялись они преимущественно в Таврической и Екатеринославской губерниях. В России вначале меннониты освобождались от военной службы. В 1874 г. правительство лишило меннонитов ряда льгот, в частности, потребовало, чтобы они несли вспомогательную службу в армии. Меннониты эмигрировали в Америку.
К началу Первой Мировой войны в России насчитывалось до 9000 меннонитских семейств, проживавших в Таврической, Екатеринославс--стикой, Самарской, Томской, Херсонской, Харьковской, Воронежской, Саратовской и других губерниях.
В годы интервенции и гражданской войны в 1918-1920 гг. меннониты не поддерживали большевиков. В 1927-1929 гг. многие меннониты эмигрировали. Часть из них затем возвратилась обратно, вступив в родственные меннонитам секты - баптистов, адвентистов и др.
Те черты, которые были присущи анабаптизму времен крестьянской войны в Германии, меннониты ко времени их обоснования в России уже утратили. Их вероучение никогда не пользовалось популярностью среди русских крестьян. С целью усилить на них влияние зажиточная верхушка колонистов на Украине и в Крыму в религиозных кружках, в которые входили русские батраки, вводила так называемые "тихие часы", во время которых кружковцы сидели молча в ожидании "духа". Так возникла секта штундистов, от немецкого слова Stunde - час. У других вводился "библейский час". В это время читалась Библия и распевались духовные песни.
ШТУНДИСТЫ. Такое наименование секты ничего не говорит о существе ее вероучения. В штундизме нашло себе место переплетение верований духоборчества и молоканства, хлыстовщины и скопчества. Южнорусский штундизм был связан главным образом с духоборчеством и молоканством. Важнейшим элементом в верованиях секты была евангельская вера. Штундизм уходил своими корнями в народ. Осуществление своих социальных идеалов о братстве человечества штундисты воплощали многообразно. В частности, они создавали общие кассы для поддержки своих "братьев". Аскетизм отрицался штундистами. Утверждая, что дух бодр, а плоть немощна, штундисты делали вывод, что тело следует не истязать а поддерживать и кормить. Православное духовенство считало, что штундизм есть самая развращающая ересь, подрывающая в людях все святое.
БАПТИСТЫ. Эта секта в вопросах вероучения и других отношениях очень близка к штундистам. Баптизм вырос непосредственно из штунды, так что и теперь еще баптистов именуют иногда штундистами. В конце 50-х годов XIX в. баптистские секты стали появляться в Прибалтике и на польских землях, принадлежащих тогда России. В начале 60-х годов баптистская секта возникла среди русского православного населения в южной России и среди молокан Кавказского края. Выросшие на почве штундизма южнорусские секты баптистов в 70-х годах слились с кавказскими сектами. После этого баптизм стал быстро распространяться в стране. В 1891 г. он имел приверженцев в 30 губерниях. В 1900 г. в России уже насчитывалось 149 баптистских обшин с 10935 членами. О происхождении названия и основах вероучения этой секты уже говорилось выше.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ. - разновидность баптизма. Ее члены в качестве священной книги признают только евангелие (отсюда и название). Считают, что все люди - грешны и прокляты, но Иисус Христос взял на себя их проклятие и таким путем всех спас. В действительности же спасутся лишь те, кто "христов", т.е. кто посредником для спасения признают только Христа. Отвергают поклонение святым мощам, иконам, отрицают церковную иерархию и обрядовую сторону православия.
Зародилась эта секта в аристократических кругах Москвы и Петербурга. Начало ее существования положил англичанин лорд Редсток. Затем активную деятельность развернул отставной полковник Пашков В А. Он вел агитацию на фабриках, в мастерских, вербуя в новую секту.
Помимо Пашкова, в организации и деятельности секты видное участие принимала княгиня Гагарина, жена генерал-адъютанта Елизавета Черткова, граф Корф и другие аристократы.
ПЯТИДЕСЯТНИКИ. Секта американского происхождения. Она возникла в США в 1907 г. В нашей стране пятидесятничество стало распространяться лишь в 20-х годах текущего столетия.
Название секты связано с тем, что ее, приверженцы придают большое значение празднику троицы, справляющемуся верующими на пятидесятый день после пасхи. В этот день, якобы, святой дух сошел на апостолов. Он, якобы, может сойти на каждого, уверовавшего в бога, Тогда верующий может просить у него всех благ.
Секта пятидесятников распадается в настоящее время на ряд толков: трясуны, прыгуны, сионисты, мурашковцы и др.
Трясуны полагают, что некогда явится бог, воскресит всех ранее умерших и вознесет их на небо. Во время молитв они приходят в экстаз и неистово трясутся. Прыгуны совершают почти те же "обряды: кричат, прыгают, поют песни. .Иногда они прыгают голыми, поскольку, дескать, Адам и Ева не стыдились своей наготы. Официального брака прыгуны не признают.
Сионисты-пятидесятники строят планы переселиться на гору Сион. Это якобы, "избранная богом земля". Там-то и следует ожидать второго пришествия Иисуса Христа. Близко к сионистам стоят мурашковцы. В 20-х годах в Западной - Белоруссии (под игом панской Польши) объявился "отец Сиона" Мурашко, Он организовал секту "сионистов-мурашковцев". В основу "учения" была положена Библия, а также некоторые догматы православного, старожидовского (сионистского) вероисповеданий. Мурашко отменил все христианские праздники и ввел два "святых" дня в неделю - субботу и воскресенье. В эти дни запрещалась работа, даже приготовление пищи. Нельзя брить бороду, читать светские книги, посещать кино и т. п. Обманув верующих при организации т.н. "нового Иерусалима", Мурашко с кассой удрал за океан. Умер он в Аргентине в психиатрической, больнице.
Для пятидесятников мистицизм характерен в большей степени, чем для баптистов. Нередко приходится встречаться со случаями изуверства. Основная масса сектантов-пятидесятников, безусловно, потные трудолюбивые люди. Главари сект - проходимцы, враждебно настроенные по отношению к власти.
Главари сектантов-пятидесятников ведут преступную проповедь: не поднимать в случае надобности оружия против недругов нашей страны. Многие из них проводят работу, направленную на подрыв основ общества.
В 1944 г. - баптисты объединились с евангельскими христианами. Годом позже к ним примкнули сектанты-пятидесятники. Образовалась секта под названием евангельских христиан-баптистов, охватывающая ныне много больше верующих, чем любая другая секта. Высшим ее органом является Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов. Не все евангельские христиане и пятидесятники пошли на объединение.
Говорят, что в проповедях баптистов есть нечто хорошее. Да, в них можно найти осуждение разврата, алкоголизма и т. п. Но во имя чего? построить лучшую жизнь на земле? Нет. Для того чтобы попасть в царство небесное. "Теоретики" баптизма оплевывают разум, настаивают на слепой вере.
АДВЕНТИСТЫ. Сектантское течение адвентистов проникло в Россию из-за границы в 80-90 гг. XIX в. В 1896 г. на Кубани состоялось первое всероссийское совещание адвентистов седьмого дня. В 1910 голу конференции сектантов прошли в Москве, Варшаве, Митаве. Адвентисты считают, что второе пришествие Христа на землю не за горами. По представлениям адвентистов с новым приходом мессии спасутся только они, как неукоснительно следующие Библии; все же остальные погибнут. Любое сколько-нибудь значительное событие вожаки стремятся истолковать как предзнаменование конца света (атомная бомба, спутники земли). Адвентисты живут в состоянии непрерывного нервного напряжения, ожидая "конца света". Это, безусловно, отражается на их работе на производстве. Кроме того, адвентисты считают субботу нерабочим днем, поэтому на субботний день ищут - себе замену или берут за свой счет выходной, а то и вовсе самовольно не выходят на работу. Во всех этих случаях прежде всего страдает производство.
ИЕГОВИСТЫ. Секту иеговистов, строго говоря, нельзя назвать христианской, поскольку ее приверженцы в основу своего вероучения кладут Ветхий завет и поклоняются как центральному образу жидовскому богу Иегове (Яхве). В иеговизме существует два направления: ильинское (русского происхождения) и руссельско-рутерфордовское американского происхождения, точнее, жидовского, т.к. и Ч., Руссель и Рутерфорд, и другие главари секты - жиды).
В США первая секта иеговистов-русселитов появилась в 70-х
Русселъ и Рутерфорд называли Т. Герцля не иначе как " возлюбленным_.
годах XIX в. Жид американского происхождения Чарльз Тэйзе Руссель в 1870 г. в Бруклине (под Нью-Йорком) организовал кружок "Исследователей Библии". Затем из этого кружка после раскола в секте адвентистов (1872) стала сколачиваться новая секта, которая с 1878 года стала называться "Библейским обществом башни стражи". После смерти Русселя (1916) секту возглавил судья Иосиф Франклин Рутерфорд. Было решено, что Библия уже исследована и что целесообразно поэтому дать секте новое название - "Свидетелей бога. Иеговы". В 1942 г. Рутерфорд умер, и руководство сектой перешло в руки американского капиталиста, жида Натана Кнорра. В настоящее время иеговисты имеют всемирный центр, находящийся в Бруклине.
Вожаки иеговизма в Америке выдвинули в качестве генерального тезиса своего вероучения утверждение, что скоро на людей обрушится небесная кара и спасутся только те, кто останется верным богу Иегове.
Первая секта иеговистов в России появилась в 1846 г. Секту иеговистов возглавил основавший ее штабс-капитан, артиллерии Н С. Ильин. Он отождествил жидовского бога Иегову (Яхве) с Иисусом Христом. причем отказал последнему в божественности, считал его просто "прославленным духовным существом". Иеговисты-илъинцы считают, что на земле пребывают два равносильных человека-бога: иегова и сатана. Иегова-бог только для бессмертных, а сатана - бог смертных людей. Между богами идет постоянная борьба. По прошествии 6000 лет Иегова одолеет сатану и закует его в цепи, установит мир, свободу и благоденствие всем народам на 1000 лет под всемирным правлением в Иерусалимской республике. По истечении этого срока Иегова истребит из бытия сатану со всеми его людьми, сделает новую лучшую землю и поселится на ней со своими бессмертными людьми на 280000 лет. И так час от часу Иегова будет все улучшать землю для бессмертных людей. В Библии Ильин видел "сатанинский кавардак", составленный из лжи и истин.
Между иеговистами - ильинцами и последователями Русселя-Рутерфорда различия в вопросах вероучения со временем отходили на задний план и сглаживались, так что теперь можно говорить об иеговистах в целом. "Свидетели Иеговы" во многом отошли от христианского вероучения, прежде всего от его главного пункта - представления о бессмертии души и потустороннем блаженстве. Утверждая, что царство божие нужно построить на земле, главари иеговизма в то же время резко нападают на идею социального преобразования мира Они поучает, что для построения земного царства есть только один путь: жить так, как того требует Библия (сами истолковывают ее в высшей степени произвольно). Все человечество "Свидетели Иеговы" делят на бессмертных людей и смертных (последователи Иеговы и – сатанисты , соответственно). Когда Иегова объявит войну сатане, начнется "армагеддон", священная война, в результате которой
130
только последователи секты останутся в живых.
"Избранными" странами "свидетели Иеговы" считают США и Англию. Всемирный центр иеговистов издает обширную литературу. Выпускаются журналы "Башня стражи", "Вестник пришедшего Христа", "Информатор", "Пробудитесь", масса листовок, воззваний, имеющих не редко провокационный характер. Вся эта литература издаемся более чем на сорока языках и наводняет весь мир.
Деятельность "Свидетелей Иеговы" находит широкую поддержку у мирового жидовского кагала.
Действующая в нашей стране секта "Свидетели Иеговы" представляет собой враждебную организацию. В секте ведется пропаганда по указанию из Бруклина
До недавнего времени сторонники этой секты отказывались от службы в Армии на том основании, что они уже вступили в "воинство Христово" и, стало быть, не могут состоять ни в каком другом. Теперь иеговистские заправилы своей пастве разрешают несение военной службы, но при условии не поднимать оружия против врагов нашей Родины. Сектанты отказывались подписать воззвание Всемирного Совета Мира о запрещений оружия массового уничтожения ("Бог сам знает', нужна война или нет!".
Вожаки иеговизма не разрешают сектантам (за редким исключением) состоять в каких-либо общественных организациях.
Организация иеговистов строго централизованная. Низовые ячейки ее - кружки, в которые входят 15-20 человек. Несколько кружков объединяются в группы, эти последние - в так называемые стрефы. Стрефы подчиняются краевому бюро, которое является руководящим центром всей организации в стране. Во главе всех этих организационных единиц стоят "слуги Иеговы" и их помощники. Соблюдается подотчетность снизу доверху. Дисциплина строгая. Каждый член секты должен посещать собрания.
СТРИГОЛЬНИКИ - ересь,- возникшая в 70-х годах XIV в. в среде новгородских ремесленников и распространившаяся затем во Пскове. Выступали против поборов за совершение церковных треб, обличали безнравственность и корыстолюбие духовенства и монашества, заявляли, что миряне могут сами, без священников, отправлять культ. Эта ересь была религиозной формой борьбы против русского государства, царского самодержавия и православия.
ИУДЕЙСТВУЮЦИЕ (жидовствующие) - секты, пытавшиеся объединить христианство с иудаизмом.
ИОАННИТЫ. Еще и в наше время встречаются кое-где остатки одной православной секты - иоаннитов, которая обоготворяет иерея Иоанна Кронштадтского, имевшего "чудесное видение", ставшее основой их "новой веры". В видении этом "святой дух" сообщил Иоанну о близком конце света. Секта возникла в начале XX в. (Монастырь Иоанна Кронштадтского находится в Петербурге, на набережной р. Карповки).
131
Обряды этой секты не отличаются от православных, но в православные храмы члены ее не ходят. Они имеют свои домашние церкви с иконами, лампадами, крестами и т, п.
ИННОКЕНТЬЕВЦЫ^- секта возникла в 1908 г. Это продукт разложения православия. Руководителями секты все время были стяжатели и развратники. Они вешали о скором конце света, обирали рядовых сектантов. Проповедовали безбрачие. Развратничали. (Иннокентий, Куляки-братья).
ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - на Тамбовщине, Черниговщине, Ровеншине и в других областях страны существуют общины конфессии "истинно православных христиан". Это православные общины, созданные в конце 20-х годов для ведения подпольной работы против власти большевиков. Обряды ее не отличаются от православных. В церковь они не ходят.
1) Проповедовался культ самоубийства. Обрекающие, себя на самопожертвование члены секты уходят в тайники, где умирают голодной смертью. В 1955-56 гг. был раскрыт ряд тайников с десятками трупов людей.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
БЕЗВЕРХИЙ Виктор Николаевич... Введение СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ... Религиозное сознание это вера в сверхъестественное Оно имеет два уровня психологический обыденный и...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ХРИСТИАНСКОЕ СЕКТАНСТВО В РОССИИ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов