рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дело Марка Ибн-аль-Канбара

Дело Марка Ибн-аль-Канбара - Лекция, раздел Религия, Лекции по патрологии В Конце Xii Века В Египте Произошел Один Громкий Скандал. Героем Его Выступил...

В конце XII века в Египте произошел один громкий скандал. Героем его выступил некий Марк Ибн-аль-Канбар († 1208) ок.1186 года. Он, будучи коптским монофизитом, облеченным саном пресвитерства, с сонмом последователей перешел в Православие, где и остался под омофором Александрийского патриарха.

Перешел он не сразу. Сначала он, оставаясь монофизитом, стал немного отклоняться от остальных монофизитов в литургической практике служением Преждеосвященной Литургии и какими-то своими воззрениями. Начались нарекания, церковные разбирательства, его подвергли отлучению. Кончилось это тем, что он не подчинился распоряжениям коптской иерархии и ушел к Александрийскому патирарху. Что же его привело к этому?

Главным его противником и обличителем был с коптской стороны Михаил, епископ Дамьеттский. Его сочинение и другие коптские источники говорят об этом Марке довольно много Марк предстает литургическим реформатором и бесчинником. Из этих сочинений прямо не видно, что имелось какое-то догматическое содержание этих споров. Можно было бы вполне и не заметить значения этого события, если бы не нашлось еще и другого источника.

Только один источник, говорящий об этом споре, говорит о догматической стороне этого дела. Это замечательное сочинение “Церкви и монастыри Египта” (на арабском) армянина Абу-Салиха. Он монофизит, в евхаристическом общении с коптами. Во время этого процесса в XII веке он путешествует по Египту, описывает все монофизитские монастыри, преимущественно уделяя внимание армянским. Он описывает это довольно подробно в качестве современника и очевидца. Там дается масса догматического материала. Эта историографическая традиция, пусть и монофизитская, но не зависящая от коптской официальной историографии. И на фоне показаний этого независимого свидетеля становится ясно, что отсутствие догматических вопросов в коптских источниках — результат сознательного умалчивания.

Говоря о догматических воззрениях Марка, Абу-Салих особенное внимание уделяет тем взглядам, которые, по его мнению, не исповедует ни одно христианское сообщество. Едва ли, впрочем, он был достаточно осведомлен относительно мнений различных христианских сообществ. В конце концов, он был купцом, а не богословом.

Что же это за воззрения? — “Ибо он (Марк) говорит в своей книге [которая до нас не дошла], что Святая Троица составлена из трех Богов, каждый из которых асболютно совершенный в Слове в в Духе, но имеет одну общую природу, и что Они [три Лица Святой Троицы] подобны Адаму, Еве и Авелю, которые были тремя лицами с одной общей природой при том, что каждый из них был столь же совершен, сколь и другие.”

Это, несомненно, Православие. Почему это кажется странным армянину? Потому что и армяне, и копты спасли свое монофизитство ценой того, что отказались от признания реальности различия Ипостасей Святой Троицы (это и есть дамианизм). И когда говорится о реальном различии Ипостасей, то для них это кажется ересью. Продолжим цитирование.

”В другом месте он проводит различие между тремя Лицами и считает, что Отец имеет державу и власть над Своим Сыном и Своим Святым Духом и приказывает им действовать так, что Они слушаются Его и следуют Его приказаниями.” Если буквально, то это субординационизм. Но если это понимать в смысле монархии Отца, то все вполне православно. Продолжаем цитировать:

”...и что каждый из трех делает и творит то, в чем не участвуют другие, а именно Отец, повелевает, Сын творит то, что Отец повелевает Ему творить, и Святой Дух дает жизнь тому, чему Отец повелевает ему дать жизнь, и что каждая тварь, которая существует, была сотворена Сыном по определению Отца и все, что живет, получило жизнь от Духа Святаго по повелению от Отца.”

Это обычное учение о Творении, об энергиях, которыми совершается Творение, о том, как три Ипостаси отличаются в проявлении энергий. Это есть у св. Василия Великого, у св. Кирилла (формула святого Кирилла: Отец действут через Сына в Духе). Это обычное учение об отношении Трех Ипостасей к единой энергии. Отрицается это все с позиции дамианизма.

Далее Марк проводит связь этой триадологии с нашим обожением. “В другом месте он утверждает, что есть женское качество в Божестве, и он думает, будто это женское качество является особенностью Святаго Духа.”

Это все пишется на арабском языке, что это значит для араба? Арабское слово “ruh(un)” - “дух” может пониматься в женском роде или в мужском. Только в мужском роде это слово означает Святой Дух, а когда оно в форме женского рода, то это просто какой-то “дух”. Что имеется в виду в этом обвинении против Марка? Марку приписывается утверждение, будто в Троице какой-то “дух” вместо Духа. В действительности, мы узнаём здесь темы сирийского православного богословия, потому что по-сирийски, наборот, форма ruha в женском роде означает Дух Святой. Что дает Марку понимание Духа в Святой Троице в женском роде?

”Он утверждает, что Бог никогда не говорил ни с какой из Своих тварей, но он говорил Своему Сыну и Своему Святому Духу... он утверждает, что патриархи и пророки не имели дара Святого Духа, и даже что Дух Святой никогда не говорил их устами. Это учение поддерживается его мнением, будто добрые дела, которые совершаются учениками и останком народа Христова, все относятся ко Христу, потому что они делают эти дела Святым Духом.”

Марку вменяется в ересь то, что он добрые дела, совершаемые христианами, относит не к христианам, а ко Христу, потому что христиане делают их Святым Духом. В принципе, это очень напоминает высказывание св. Максима, что Христос — “сущность добродетелей в каждом”. Еще одно обвинение за Православие.

Отметим и то, что характерна и негреческая аргументация, потому что греческая аргументация была бы христологична. Марк ссылается на то, что в нас действует Святой Дух, который родил Христа от Девы Марии. Акцент делается на Святого Духа. Это характерно именно для сирийской традиции, особенно для восточно-сирийского исихазма VII века (учение о магнанута — см. гл. о восточно-сирийском исихазме).

Но с другой стороны там была другая, более ранняя сирийская традиция, где купель символизирует рождающую утробу, т. е. именно рождение от Духа, и Дух понимается как Родительница. Это чисто сирийская идея. Напомню, что Иоанн Дальятский пишет: “Дух (ruh) Святой есть родительница, потому что Он рождает сонаследников Сыну не по природе, а по славе, т.к. они преображены в подобие Отца (т.е. в Сына, который есть подобие Отца) и стали единственными (ehidаia).” Ehidаia означает “единственный” в смысле уединенного отшельника, и это же слово означает “единородный” (Сын Божий). В том, что эти слова в сирийском языке совпадают, на этом строится определенная игра слов и смыслов во всей сирийской письменности. Каждый спасенный, каждый обоженный становится Единородным Сыном Божиим, но не по природе, но по благодати.

Во всем деле Марка сирийское влияние прослеживается с несомненностью.

Здесь — воздействие той самой сирийской традиции, которая расцвела в VII веке в Восточной Сирии, на рубеже VIII–IX веков была несторианами анафематствована и вытолкнута из Персии, в IX–X веках мы видим, как эти тексты переходят к православным, а также и яковитам, которые в этом приближаются к православию.

Интересно, что в это время у яковитов появляется корпус сочинения св. Исаака Сирина на арабском языке. Когда был сделан арабский перевод, не понятно. Однако известно, что он был сделан не с сирийского, а с греческого. (У несториан существовал и другой арабский пер. св. Исаака Сирина, сделанный с сирийского, но он не имел хождения в Египте).

Продолжение традиции восточно-сирийского исихазма в православной среде Египта в XII–XIII вв. — факт несомненный, но все еще почти не изученный.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по патрологии

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции по патрологии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дело Марка Ибн-аль-Канбара

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизнь и творения
Св. Ириней Лионский принял мученическую кончину в 202 г. или ок. этого времени. О его биографии сведения крайне скудны. Почему епископ города Лиона — довольно далекой римской провинции — оказался с

Богословие св. Иринея
У св. Иринея мы впервые встречаем триадологию того типа, который, может быть, кажется нам единственно возможным и естественным, — близкого к учению великих отцов IV в. Но в контекс

КРАТКИЙ ОБЗОР ЕРЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ III—IV вв. Учение I Вселенского собора
1. Историография. Происхождение большинства рассматриваемых ниже учений представляет собой весьма сложную проблему; это особенно относится к учениям доникейской эпохи. Можно

Ересь Савеллия (вторая пол. III в.)
  Часто термин “савеллианство” используется в контексте, где историческое савеллианство III—IV вв. никак не могло иметься в виду. Савеллианство как направление мысли, сливающее три ли

Павел Самосатский
У Павла Самосатского акцент был сделан не на триадологии, а на христологии — но также в системе модализма. Павел Самосатский, еп. Антиохийский (ок. 260 г.), также станет в церковном Предании одним

Ересь Ария
Ересь александрийского пресвитера Ария была замечена еще епископом Александрии священномучеником Петром († 312 г.), обличена на поместном соборе в Александрии при следующем епископе Александре, нак

Полуарианство
Дополнит. лит.: M. Tetz. Zur Theologie des Markell von Ankyra // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1964. 75. 217–270; 1968. 79. 3–42; 1972. 83. 145–194. По имени одного из основопо

Фотин, епископ Сирмийский
Фотин был учеником Маркела. Именно в его редакции маркеллианство было осуждено первоначально. Согласно Фотину, Бог — одна ипостась и имеет у Себя Логос, Который при пребывает при Нем (этот

Ересь аномеев
Доп. лит.: E. Cavalcanti. Studi Eunomiani. Roma, 1976 (Orientalia Christiana Analecta, 202). Если собственное учение Ария остается весьма слабо документированны

Ересь Аполлинария
Доп. лит.: A. Grillmeier. Christ in Christian Tradition. [Vol. 1]. From the Apostolic Age to Chalcedon (451) / Transl. by J. S. Bowden. N. Y., 1965. (Важно и для влияния иде

Ересь Македония
Ересь Македония возникла как еще одна попытка со стороны православных найти компромисс с арианством, причем осуществленная в тех условиях, когда уже попыка Маркелла была отвергнута. После провала “

ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА СПОРОВ IV ВЕКА
В триадологической полемике IV в. с православной стороны особенно выделялись св. Каппадокийцы, “троица воспевавшая Троицу”: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Их богословие, как

Триадологическое учение св. Василия Великого.
Главные оппоненты Евномий и Македоний в сущности продолжали ересь Ария тик или иначе ее модифицируя т.е. признавая Сына и Духа самостоятельными реальностями, чем они отличались от савелиан и др. мо

Аргументация Евномия
У Евномия Божия сущность объявлялась нерожденной и в этом смысле отрицалось какое бы то ни было подобие истинному Богу Отцу со стороны чего бы то ни было другого. Бог — "нерожденный&q

Св. Василий Великий против рационалистического агностицизма Евномия
Он не соглашается, что "нерожденность" — сущность Божия, но он не соглашается, что это не примышление и не лишение. В противовес Евномию, св. Василий излагает учение о том, что впоследств

Сочинения свт. Афанасия
В Византии к концу первого тысячелетия составился дошедший до нас довольно объемистый Corpus Athanasianum на греческом языке. Не все эти сочинения с равной достоверностью могут быть ему атри

Христология
Выступая против Ария в своем послании к епископу Адельфию, св. Афанасий пишет: “Как тварь не была создана тварью, так тварь не могла бы быть спасена тварью, если бы Логос не был бы Творцом

Христология “псевдо-афанасиевой” части Corpus Athanasianum
Некоторые из важнейших мыслей аутентичных произведений св. Афанисия нашли продолжение в “псевдо-афанасиевой” части греческого корпуса его творений. (Согласно предположениям некоторых ученых, часть

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АСКЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В IV в.
Евагрий Понтийский (345—399) вошел в церковную историю, прежде всего, как еретик. В то же время, это уникальный на Востоке (и сопоставимый только с преп. Иоанном Кассианом на Западе) аскетический п

Биографические сведения о Евагрии
Евагрий был весьма образованным молодым человеком, жившим в столице Константинополе, был близок к великим Каппадокийцам: Григорий Богослов был его духовным отцом, Григорий Нисский в свою бытность е

Сочинения Евагрия
Греческая традиция как таковая сохранила под его именем незначительное количество работ, но они важны по содержанию. Это исключительно то, что полезно для души. Кроме того, греческая традиция таког

Оригенизм Евагрия
Исторически оригенизм Евагрия сыграл в истории Церкви более значительную роль, нежели “оригенизм” самого Оригена, и поэтому мы остановимся на нем подробнее. Три вида “феории” (созе

Систематизация Евагрием православного аскетического учения
“Праксис” и “феория”.От еретических воззрений Евагрия мы переходим теперь к наиболее важной части его наследия — к тому, что им написано по систематизации уже вполне сформировавшег

Святой Макарий Египетский и Corpus Macarianum
Под именем св. Макария Египетского церковная традиция подразумевает св. Макария Великого, настоятеля одного из четырех монастырей Скита. Он жил в Египте в IV в. (преставился ко Господу в 400-е гг.)

ОПРОВЕРЖЕНИЕ НЕСТОРИАНСТВА И III ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Богословие св. Кирилла Александрийского
1. Историография.Лучшим введением в историю догматич. полемики может считаться J. Meyendorff. Christ in the Byzantine Thought. Crestwood, N. Y., 19872

От Феодора Мопсуетского к Несторию
Вероятно, правда. У Нестория, действительно, обнаруживается оригинальное христологическое учение, которого еще не было у Феодора. В то же время, нужно дать и отрицательный ответ на поставленный выш

Учение св. Кирилла Александрийского
Как мы уже сказали, учение св. Кирилла было одобрено III Вселенским собором, причем, это было сделано самым однозначным образом: собор издал от своего имени 12 анафематизмов ереси Нестория, составл

Триадология св. Фотия
Начиная со Льва III, а, значит, ко времени св.Фотия, папы принимали учение Filioque по существу и только считали дисциплинарно неправильным изменение Символа. Как показывают разные документы, позиц

ПОЛОЖЕНИЕ НА НЕГРЕЧЕСКОМ ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ В XI–XIII вв.
В этой обзорной главе нам придется довольно много говорить не только о богословии, но и о церковной истории. Это необходимо потому, что не существует пособий, по которым можно было бы легко сориент

Эпоха армянского преобладания в монофизитском Египте
Между монофизитами, которые формально состоят между собой в евхаристичесом общении, т.е. сирийцами, армянами и коптами, начинаются какие-то новые трения. Уже в конце Х века какие-то намеки на то, ч

Развитие догматических споров внутри Армянской церкви и армяно-сирийские отношения
Говоря о положении монофизитского мира, нужно сказать, что где-то в XI-XII веках главным возмутителем спокойствия становится Армения, где возрождается актистизм, и где (это пока спорно) принимается

Армяно-сирийско-коптский спор о Евхаристии и триадологии
Внутри монофизитского мира также происходили споры о триадологии. Однако, здесь надо учитывать, что в этих спорах о триадологии стороны апеллировали друг ко другу, пользуясь не философским

Сирийско-коптские отношения: превращение коптов в яковитов
С коптской стороны также есть очень интересный и очень важный памятник для последующей истории монофизитства, появление которого связано с окончанием рассмотренной выше полемики о сирийском обычае

Армяно-византийские отношения
В течение XI-XII веков происходит целая серия попыток объединиться с византийцами. Перечислим только официальные переговоры, не принимая во внимание постоянное общение с армянами-монофизитами, живш

Отношения между монофизитами и православными в Египте
В 933 году в Египте был восстановлен православный патриархат после трехсот лет вдовства Александрийской кафедры. С тех пор православный патриархат в Александрии постоянно оказывает влияние на моноф

Краткие итоги
Мы рассмотрели длинный ряд противоречий как внутри монофизитского мира, так и между отдельными частями этого мира и внешней средой. Египет был той сценой, на которой чаще всего менялись де

Обзор состояния православного богословия сер. XV — кон. XIX века
В большой степени нас будут интересовать методологические проблемы изучения этого периода, потому что они являются по своей сути богословскими, когда мы говорим о истории богословия. Начне

Св. Геннадий Схоларий
XV век ознаменован деятельностью великого святого отца - св.Георгия Схолария, который стал патриархом с именем Геннадий, как раз сразу после завоевания КП-ля в 1453 году, и был патриархом до своей

Период до конца XVI века
Рубежом этого периода можно назвать переписку Вселенского патриарха ИеремииII (который, кстати, посещал Москву, и именно при нем установлено Московское патриаршество) с лютеранами из Тюбингена, в к

Период с кон. XVI века до сер. XVIII века
Это период, когда православное богословие в самой тяжелой форме, как никогда до тех пор, испытывало двойственное западное влияние: с одной стороны латинство, с другой — протестантизм, в основном в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги