рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Укрощение масс в мировых религиях

Укрощение масс в мировых религиях - раздел Социология, Элиас Канетти. Масса и власть Религии, Претендующие На Универсальность, Добившиеся Признания, Оченьскоро Измен...

Религии, претендующие на универсальность, добившиеся признания, оченьскоро изменяют акцент в своей борьбе за души людей. Первоначально речь дляних идет о том, чтобы охватить и привлечь к себе всех, кого только возможно.Они мечтают о массе универсальной; для них важна каждая отдельная душа, икаждую они желают заполучить. Но борьба, которую им приходится вести,постепенно порождает нечто вроде скрытого уважения к противнику с ею ужесуществующими институтами. Они видят, как непросто им держаться. Поэтомуинституты, обеспечивающие единство и устойчивость, кажутся им все болееважными. Побуждаемые примером противников, они прилагают все усилия, чтобысамим создать нечто подобное, и, если им это удастся, со временем такиеинституты становятся для них главным. Они начинают жить уже сами но себе,обретают самоценность и постепенно укрощают размах первоначальной борьбы задуши. Церкви строятся таких размеров, чтобы вместить тех верующих, которыеуже есть. Увеличивают их число осторожно и с оглядкой, когда этодействительно оказывается необходимо. Заметно сильное стремление собиратьверующих по группам. Именно потому, что их теперь пало много, увеличиваетсясклонность к распаду, а значит, опасность, которой надо все времяпротиводействовать. Чувство коварства массы, можно сказать, в крови у исторических мировыхрелигий. Их собственные традиции, на которых они учатся, напоминаю! им, какнеожиданно, вдруг это коварство может проявиться. Истории массовых обращенийв их же веру кажутся им чудесными, и они таковы на самом деле. В движенияхотхода от веры, которых церкви боятся и потому преследуют, такою рода чудообращается против них, и раны, которые они ощущают па своей шкуре,болезненны и незабываемы. Оба процесса бурный первоначальный рост и не менеебурный отток потом питают их постоянное недоверие к массе. Они хотели бы видеть нечто противоположное ей послушную паству. Недаромпринято говорить о верующих как об овцах и хвалить их за послушание. Паствесовершенно чуждо то, что так важно для массы а именно стремление к быстромуросту. Церковь довольствуется временной иллюзией равенства между верующими,на которой, однако, не слишком строго настаивает, определенной, причемумеренной плотностью и выдержанностью курса. Цель она предпочитает указыватьочень отдаленную, где-то в потусторонней жизни, куда вовсе не нужно тотчасспешить, пока еще жив, ее еще нужно заслужить трудом и послушанием.Направление постепенно становится самым главным. Чем дальше цель, тем большешансов на устойчивость. Как будто бы непременный принцип роста заменяетсядругим, весьма от него отличным: повторением. Верующие собираются в определенных помещениях, в определенное время ипри помощи одних и тех же действий приводятся в состояние, присущее массе,но состояние смягченное; оно производит на них впечатление, не становясьопасным, и они к нему привыкают. Чувство единства отпускается имдозированно. От правильности этой дозировки зависит устойчивость церкви. В каких бы церквах или храмах ни приучились люди к этому точноповторяемому и точно отмеренному переживанию, им уже от него никуда не уйти.Оно уже становится для них таким же непременным, как еда и все, что обычносоставляет их существование. Внезапный запрет их культа, подавление ихрелигии государственной властью не может остаться без последствий. Нарушениетщательного баланса в их массовом хозяйстве может спустя время привести квспышке открытой массы. И уже эта масса проявляет тогда все свои известныеосновные свойства. Она бурно распространяется. Она осуществляет подлинноеравенство взамен фиктивного. Она обретает новую и гораздо более интенсивнуюплотность. Она отказывается на время от той далекой и труднодостижимой цели,для которой воспитывалась, и ставит перед собой цель здесь, в этойконкретной жизни с ее непосредственными заботами. Все религии, подвергавшиеся внезапному запрету, мстили за себя чем-товроде секуляризации. Сильная, неожиданно дикая вспышка совершенно меняетхарактер их веры, хотя сами они не понимают природы этой перемены. Онисчитают эту веру еще прежней и полагают, что лишь стараются сохранить своиглубочайшие убеждения. На самом деле они вдруг совершенно меняются, обретаяострое и своеобразное чувство, присущее открытой массе, которую они теперьобразуют и которой во что бы то ни стало хотят оставаться.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Элиас Канетти. Масса и власть

На сайте allrefs.net читайте: "Элиас Канетти. Масса и власть"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Укрощение масс в мировых религиях

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Боязнь прикосновения и ее метаморфозы
Ничего так не боится человек, как непонятного прикосновения. Когдаслучайно дотрагиваешься до чего-то, хочется увидеть, хочется узнать или покрайней мере догадаться, что это. Человек всегда стар

Открытая и закрытая масса
Масса, вдруг возникающая там, где только что ничего не было, явлениестоль же загадочное, сколь и универсальное. Стояли, допустим, вместенесколько человек, пять, десять, от силы двенадцать, не больше.

Разрядка
Важнейший процесс,, происходящий внутри массы, разрядка. До псе массы вco6ci венном смысле слова еще не существует, по-настоящему се создаетразрядка. Это миг, когда все принадлежащие к ней отбр

Жажда разрушения
О страсти массы к разрушению говорится часто, это первое, что в нейбросается в глаза, и нельзя отрицать, что эту страсть действительно можнонаблюдать всюду, в самых разных странах и культурах. Все это

Чувство преследования
К наиболее бросающимся в глаза чертам жизни массы принадлежит нечто,что можно назвать чувством преследования. Имеется в виду особаявозбудимость, гневная раздражительность по отношению к тем, кто раз и

Масса в виде кольца
Двояко замкнутую массу можно наблюдать на арене. Не лишено интересаисследовать ее в этом своеобразном качестве. Арена хорошо отделена от внешнего мира. Обычно ее видно издалека. Ееместоположени

Свойства массы
Прежде чем предпринять попытку классификации массы, уместно вкратцеобобщить ее главные свойства. Можно выделить следующие четыре черты: I. Масса хочет постоянно расти. 11риродных границ

Неподвижность
Замершая масса плотно стиснута, действительно свободное движение былобы для нее невозможно. В се состоянии есть нечто пассивное, замершая массаждет. Она ждет, пока ей покажут обещанную г

Медленность, или Отдаленность цели
Понятие медленной массы связано с отдаленностью цели. Цель незыблема,люди настойчиво движутся к ней и все время пути, что бы ни случилось,держатся вместе. Путь далек, препятствия неведом

Переживший других
Миг, когда ты пережил других,- это миг власти. Ужас перед лицом смертипереходит в удовлетворение от тою, что сам ты не мертвец. Мертвец лежит,переживший ею стоит. Как будто прошла битва и ты са

Выживание и неуязвимость
Человеческое тело голо и уязвимо; в своей мягкости оно открыто любомунападению. То, чего человек с трудом и всяческими ухищрениями не допускаетдо себя на близком расстоянии, может легко настичь его из

Стремление пережить других как страсть
Удовлетворение от того, что удалось пережить других, своего роданаслаждение, может перейти в опасную и ненасытную страсть. Она растет прикаждом новом случае. Чем больше груда мертвых, перед которой ты

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги