РАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ - Реферат, раздел Социология, ЛУЧШИЕ РЕФЕРАТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ Третий Тип Господства Вебер Называет Легальным. Здесь В Качестве Мотива Усту...
Третий тип господства Вебер называет легальным. Здесь в качестве мотива уступчивости рассматриваются соображения интереса, т.е. целерационального действия. К такому типу, по его мнению, относятся современные ему европейские государства: Англия, Франция и США. В таких государствах подчиняются не личности, а четко установленным законам, которым подчиняются и управляемые и управляющие. Аппарат управления («штаб») состоит из специально образованных чиновников, которым вменяется в обязанность действовать невзирая на лица, т.е. по строго формализованным регламентам и рациональным правилам. Правовое начало — принцип, лежащий в основе легального господства. Именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.
Самым чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Правда, он тут же оговаривается, что никакое государство не может быть полностью бюрократичным, поскольку на вер-
4*
шине лестницы стоят либо наследуемые монархи, либо избранные народом президенты, либо лидеры, избранные парламентской аристократией. Но повседневная непрерывная работа при этом ведется силами специалистов-чиновников, т.е. машиной управления.
Этот тип господства наиболее соответствует формально-рациональной структуре экономики. Правление бюрократии — это господство посредством знания, и в этом заключается его специфически рациональный характер.
Важно отметить, что описанный Вебером «идеальный тип формально-рационального управления», конечно же, не имел и не имеет полного эмпирического осуществления ни в одном из индустриальных государств. Собственно, Вебер имел в виду «машину управления», машину в буквальном смысле слова, но машину человеческую, у которой нет никакого другого интереса, кроме делового. Однако, подобно всякой машине, машина управления нуждается в надежной программе. Сама же она подобной программы не имеет, будучи структурой формально-рациональной. Поэтому программу может задать ей только политический лидер, ставящий перед собой определенные цели, т.е. другими словами, ставящий формальный механизм управления на службу определенным политическим целям. Формулируя идеально-типические черты бюрократии: законопослушность, беспристрастное отношение к тем, кто обращается в учреждение, рационализм и т.д., Вебер прекрасно понимал, что эти качества чиновника могут формулироваться в качестве общих принципов и требований, но они не являются реальными свойствами лиц, занимающих соответствующие должности. Конфликт между нормативными предписаниями и реальной психологией был для него частью социальной реальности, степень и форма этого конфликта подлежали эмпирическому исследованию.
Для современного западного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властями, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания, что не исключает глубокого политического конфликта между классами и статусными группами, составляющими данное общество.
Легальное господство, по Веберу, имеет более слабую легитимирующую силу, чем традиционное и харизматическое. Возникает законный вопрос: на каком основании делается такой вывод? Чтобы ответить на него, следует еще раз обратить внимание на то, что представляет собой легальный тип господства. Как уже отмечалось, Вебер за основу легального господства берет целерацио-нальное действие, В чистом виде легальное господство не имеет
ценностного фундамента, не случайно этот тип господства осуществляется формально-рационально, где «бюрократическая машина» должна служить исключительно интересам дела.
Важно отметить и то, что отношения господства в «рациональном» государстве рассматриваются Вебером по аналогии с отношениями в сфере частного предпринимательства. Целерацио-нальное действие имеет в качестве своей модели действие экономическое. Экономика — это та «клеточка», в которой и существует легальный тип господства. Именно экономика более всего поддается рационализации. Она освобождает рынок от сословных ограничений, сращивания с нравами и обычаями, превращая все качественные характеристики в количественные, т. е. расчищая путь для развития сугубо рационального капиталистического хозяйства.
Рациональность, в веберовском понимании, — это формальная, функциональная реальность, свободная от всяких ценностных моментов. Это и есть легальное господство. Но именно потому, что формальная рациональность в себе самой цели не несет и всегда определяется через что-то другое, легальное господство не имеет достаточно сильной легитимности и должно быть подкреплено чем-то другим — традицией или харизмой. На политическом языке это будет звучать таким образом: парламентская демократия, признаваемая классическим либерализмом, единственно правомерно законодательным (легитимирующим) органом, не имеет в себе достаточной легитимирующей силы в глазах масс. А потому она должна быть дополнена или монархом (чьи права ограничены парламентом), или плебисцитарным путем избранным политическим лидером. Как видим, в первом случае легитимность легального господства усиливается с помощью апелляции к традиции, во втором — с помощью апелляции к харизме.
Возвращаясь непосредственно к идее Вебера об усилении легитимности легального господства, можно сказать: именно формальный характер легального господства, не содержащий в себе никаких ценностей и требующий в качестве дополнения политического лидера, который был бы в состоянии сформулировать определенные цели, привело его к признанию плебисцитарной демократии. Плебисцитарная демократия как форма политической системы, по мнению Вебера, наиболее соответствовала ситуации, которая сложилась в современном ему западноевропейском обществе. Только плебисцит, по его убеждению, может сообщить политическому лидеру ту силу легитимности, которая позволит ему проводить определенным образом ориентированную политику, а также поставить государственно-бюрократическую машину на служ-
бу определенным ценностям. Понятно, что для этого политический лидер должен быть харизматически одарен, ибо в противном случае он не может получить одобрения масс. Плебисцитарная теория бюрократии Вебера — это, по существу, попытка найти некую идеальную модель организации политической системы с необходимыми элементами, обеспечивающими ее динамизм.
7. ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Не меньшую роль проблематика конфликта играла и в вебе-ровской социологии религии. Здесь конфликт касался не вопросов распределения и перераспределения властных полномочий, а прежде всего мировоззренческих, ценностных установок в обществе. В своих исследованиях религиозных систем древних Китая, Индии, Израиля Вебер обращал основное внимание на проблему соотношения религиозных верований и статусных, властных привилегий (как положительного, так и отрицательного характера) групп, составляющих общество, в каких отношениях находились институты власти и религии. Помимо анализа самих групп, Вебер занимался анализом деятельности лидеров соответствующих религиозных движений, которые и образовали идейный центр соответствующих мировых религий. Различное влияние этого центра, степень его принятия, поддержки или противодействия ему со стороны властных институтов не могут быть выведены из структуры общества. Это влияние можно объяснить взаимодействием двух обстоятельств:
1. Оно есть результат реакции на материальные и идеологические интересы вполне определенных социальных групп.
2. Оно также является результатом творческого взаимодействия религиозного вдохновения и харизматической личности, действующих как «независимые переменные».
С точки зрения Вебера, мировоззренческие установки мировых религий созданы вполне определенными социальными группами, занимавшими четко обозначенное социальное положение и обладавшими соответствующим статусом в обществе. Это конфуцианские ученые, индусские брахманы, еврейские левиты и пророки, христианские святые и подвижники. Каждая кз зтах групп имела свой «стиль жизни» и утверждала свой набор религиозных убеждений. Особое внимание Вебера привлекал вопрос о том, каким образом взгляды нескольких человек, одаренных харизматичес-
ким вдохновением, превращаются сначала в «стиль жизни» некоторой статусной группы, а затем в итоге в основную направленность развития всей цивилизации. Именно отсюда проистекали основные вопросы, изучением которых Вебер занимался, сравнивая различные цивилизации в момент их становления, когда возникали соответствующие религиозные течения.
Теоретические позиции Вебера при этом имеют ярко выраженную конфликтную направленность. По мнению выдающегося исследователя творчества Макса Вебера Р. Бендикса, исходная позиция философа состояла в том, что всякое общество можно понять как состоящее из позитивно и негативно привилегированных статусных групп, озабоченных прежде всего тем, чтобы сохранить в неизменности или упрочнить влияние ныне сложившегося «стиля жизни» путем установления социальной дистанции и исключительности, с одной стороны, и монополизации экономических возможностей — с другой. Чтобы разобраться в стабильности и динамике какого-либо общества, мы должны попытаться понять усилия этих групп в их соотношении с идеями и ценностями, распространенными в обществе. Мы можем выбрать и другой путь исследования: найти для каждой данной идеи или ценности те статусные группы, материальный или идейный образ жизни которых упрочняется благодаря этим идеям или ценностям.
Таким образом, Вебер подходит к изучению религиозных идей, с точки зрения их отношения к общественным действиям, и прежде всего, с точки зрения изучения тех социальных процессов, благодаря которым прозрение и вдохновение нескольких становится убеждением множества людей. Он полагает, что каждая социальная группа характеризуется склонностью к идеям определенного направления, соответствующего их образу жизни. Например: крестьяне склонны к поклонению природе и стихийной магии, христианское благочестие типично для городской буржуазной культуры, военная аристократия, равно как и другие находящиеся у власти группы, обладает специфическим чувством чести, несовместимым с идеализацией христианского смирения и т.д.
Общее допущение этих направлений исследовательской деятельности состоит в том, что общество представляется как совокупность статусных групп, идеи и интересы которых в какой-то области сходятся, а в какой-то различны. При этом расхождение идей и интересов является реакцией на расхождение статусных групп, а пересечение или совпадение их идей или интересов можно объяснить в результате изучения прошлых конфликтов и способов их разрешения, воплотившихся в сложившихся формах господства и согласия.
Понимание общества как некоего баланса противостоящих сил дает ключ к пониманию того, почему Вебер отказывается от попыток рассматривать социальные структуры в качестве чего-то целого. Социология, с его точки зрения, — это изучение сознательного, доступного пониманию, поведения индивидуумов в обществе, а такие коллективные образования, как государство, нация, семья не «действуют», не «поддерживают себя», не «функционируют» — это другая модель. Между индивидуумами существует важная связь, которая может способствовать стабилизации общества. Действие каждого человека ориентировано на действия других людей, и сами люди придают специфическую ценность тем коллективным образованиям, в которых они участвуют. Но это не значит, что эти образования существуют в виде некоторых ценностей высшего порядка. С точки зрения Вебера, общество — это арена борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, свое понимание мира и других людей. Он использует этот подход при анализе земельной аристократии, развивающейся буржуазии, бюрократии и рабочего класса в имперской Германии. Тот же подход используется и в сравнительных исследованиях религии. Успех каждой из мировых религий, по его мнению, явился результатом длительной борьбы. Каждая из лидирующих статусных групп встречала сопротивление одной или нескольких групп, преследовавших свои материальные интересы или идеи во имя сохранения и утверждения исключительности и избранности их собственного «стиля жизни». Конфуцианские ученые должны были бороться с магией, мистикой даосизма и с буддийскими монахами; брахманы-хин-дуисты с притязаниями кшатриев, с буддизмом и джайнизмом, равно как и с различными неортодоксальными направлениями внутри брахманизма; иудейские пророки вели борьбу с огромным числом царских пророков, оракулов и различными группами левитов. Внимание к постоянной борьбе между различными социальными группами было сердцевиной веберовского мировоззрения. Он полностью отдавал себе отчет в том, что определенные конфликты, в основе которых лежит противостояние конечных ценностей, не могут быть устранены никакой аргументацией или разъяснением позиций. Его исследования в области социологии религии эмпирически подтверждают эту точку зрения. Конфуцианство, брахманизм и иудейская религия несовместимы друг с другом с позиции мировосприятия. Человек, по его мнению, не может последовательно отстаивать сразу две из этих религиозных систем.
Но, с другой стороны, это отнюдь не означает, что общество характеризуется постоянной нестабильностью. В своих исследовани-
ях Китая и Индии Вебер показал, что статусные группы в лице конфуцианских ученых или брахманов становятся «носителями культуры». Это означает, что их образ жизни стабилизирует общество. Как бы ни были условны какие-либо взгляды, если они получают поддержку со стороны господствующей в обществе группы, то они принимаются как само собой разумеющаяся позиция, с которой одобряются или не одобряются те или иные действия или высказывания. В исследовании древнего иудаизма Вебер раскрывает роль религиозного инноваторства. Именно здесь он выясняет, каким образом вдохновение отдельных людей становится основной ориентацией раввинов после исхода, еврейского народа в целом и, при некотором изменении, основой западной цивилизации.
Все темы данного раздела:
ПРОФСОЮЗЫ
Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культ
МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Участие молодежи в общественной жизни вообще и политической в частности всегда было одним из значимых направлений в социологии. Молодежь всегда олицетворяла собой все новое, нарождающееся, всегда
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Как показывает жизнь, существующая структура государственных и общественных организаций не могла удовлетворить
все многообразие устремлений и чаяний людей. Именно это несоответствие р
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тупик в развитии властных отношений всегда в истории преодолевался при помощи новых субъектов политического действия. Таковыми являлись политические партии, общественные движения и инициативы. Бол
ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ П. Л. ЛАВРОВА. ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
Ключ к пониманию социологических взглядов П. Л. Лаврова кроется в его определении социологии, как науки. Здесь «альфа и омега», «начало и конец» всей его социологической теории. Почти все его рабо
ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ СОЦИОЛОГИЕЙ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ П. Л. ЛАВРОВА
Указанным определением предрешались характер и система социологии П. Л. Лаврова, с одной стороны, с другой — те основные проблемы, которые должны были концентрировать на себе
его внима
Начало солидарности
Под солидарностью, как указано было выше, Лавров понимал «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений», иначе, «зависимость между особями», выражающуюся в однообразном и сходном поведени
Теория факторов П. Л. Лаврова
В силу каких же причин или факторов происходило как самс установление солидарности в мире людей, так и их смена? Чтс служит «двигателем» исторических процессов?
Сущность взглядов Лаврова н
Механизм смены форм солидарности в историческом процессе и предел их развития
Решение данного вопроса вводит нас в механику исторического процесса. Здесь дедуктивно даны три возможных ответа, к которым и сводятся все существующие на этот счет теории. Первый ответ будет гла
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
П.Л. Лавров, как видно из предыдущего, составляет примечательное явление среди сотен и тысяч социологов. Можно спорить с его пониманием социологии, можно находить не вполне удачным, можно не согл
Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы
' Адам Смит родился в апреле 1723 г. в городе Керколди в Шотландии Сын таможенного чиновника. Получил образование в университете Глазго (с 1737 по 1740 г.) и Оксфорда (с 1740 по 1746 г.). В 1748
Исторические условия формирования идей А. Смита
Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в экономическом отношени
Методология А. Смита
В основу своих воззрений А. Смит положил идею естественного порядка. Он исходил из того, что люди, оказывая друг другу услуги, обмениваясь трудом и его продуктами, руководствуются стремлениями к
Зак. 521 33
лиза реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразования в условиях капитализма свободной конкуренции.
А. Смит определил и разграничил потребительскую и меновую стоимость товара.
Учение о прибыли
В теории заработной платы А. Смит правильно указывал, что из созданного трудом и определяемой количеством этого труда стоимости товара рабочему в виде платы за усилия достается лишь некоторая часть
Теория производительного и непроизводительного труда
А. Смит стремился выяснить, какие виды труда способствуют росту богатства нации. Эта проблема сохраняет свое значение до наших дней. Для ее решения он разделил труд на производительный и непроизво
Воспроизводство общественного капитала. Догма А. Смита
Взгляд А. Смита на накопление капитала был навеян воззрениями физиократов. В его представлении накопление капитала происходит через превращение прибавочной стоимости в переменный капитал, потребл
Учение о заработной плате
Определяя заработную плату, А. Смит рассматривал два состояния общества: при простом и капиталистическом товарном производстве. В условиях первого он считал заработную плату равной стоимости про
Земельная рента
А. Смит выделял ренту как исключительный доход землевладельца, подвергая сомнению, что рента — это лишь процент на капитал, затраченный землевладельцем на улучшение земли, т.к. землевладелец получ
Вопросы экономической политики в теории А. Смита
А. Смит уделял много внимания исследованию политики стран в период капитализма свободной конкуренции. И главным требованием, которое он выдвигал, было обеспечение экономической свободы, невмешател
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XVIII — XIX веках политическая экономия развивалась как наука о богатстве, поэтому выглядит вполне естественно, что в качестве исходного пункта своего учения А. Смит выбрал разделение труда. Вме
ВОСПРИЯТИЯ РАДИОРЕКЛАМЫ
Радиореклама, по данным английских социологов, по запоминаемое™ ненамного отстает от телевизионной.
Данные американских исследователей также подтверждают высокую эффективность радиорекла
ЭЛЕМЕНТЫ РАДИОРЕКЛАМЫ
Слово — основной строительный материал аудиоспота. С его помощью описывается товар или услуга. Другая функция слова в радиорекламе — привлечь внимание, создавать и поддерживать интерес, стимулируя
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ АУДИОСПОТА
Кроме слов, музыки и шумов, из которых состоит рекламный аудиоспот, свое влияние на эффективность сообщения оказывают более общие факторы:
— формат станции и соответствие ему стиля ролика
Время выхода в эфир.
Наиболее эффективными для включения рекламы являются программы, содержащие интересную или важную информацию, например, сигналы точного времени, сводка погоды и т.д. График рекламного вещания вперв
Продолжительность звучания.
Время — главный лимитирующий фактор в радиорекламе. В сценарии должно быть нужное количество слов — не слишком много и не слишком мало. На Западе принято 16 машинописных знаков считать за секунду
Структура аудиоспота.
В отношении структуры рекламного объявления нет строгих правил. Как правило, радиоспот содержит введение-интродукцию или элемент, привлекающий внимание, основную часть, посвященную преимуществам п
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс производства, написания и трансляции рекламного аудиоспота, безусловно, творческий. Но творчество в этом случае не должно быть самоцелью рекламиста, что обусловлено стоящей перед ним задаче
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Научно-техническая революция — это качественно новый этап научно-технического прогресса. НТР привела к коренному преобразованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор ра
ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ
В 40—50-х годах шло активное изобретение новых лекарственных препаратов (к примеру, в их числе класс препаратов-антибиотиков), что было достижением целого спектра наук, начиная от био-
Динамика роста населения по категориям стран, млн чел.
Весь мир Развитые страны Страны Азии Лат. Америка Африка
2000 (прогноз) 4033 6200 985 1152 2318 3611 323 608 406 828
Сейчас человек потребляет
И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, как видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, мно-
гие из нас наивно полагают, что большинство населения мира, за исклю
ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ. ВОЙНА И МИР
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества. Благодаря новейшим дости-
жениям науки в изучении природы атомного ядра было убито 200 тысяч чел
ПРОБЛЕМА ЧЕТВЕРТАЯ. РУКОТВОРНЫЕ КАТАСТРОФЫ. ПЛАТА ЗА СЛОЖНОСТЬ
26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. В спокойные ночные часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора, защищавшие все живое от губитель-
3*
н
Этапы протекания конфликта
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен д
Причины конфликта
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделитьследующие типы причин.
1. Наличие противоположных ориентации. У каждого индивид
Острота конфликта
Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходует
Последствия конфликта
Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой — являются т
Природа социальных конфликтов в современных условиях
Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом,
Социально-политические конфликты
Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах российского общества:
— конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание в
Социально-экономические конфликты
На Западе в социальных конфликтах фигурирует противоречие между системой благосостояния и системой труда. В России
же раздел борьбы идет не по линии «работники — предприниматели», а п
Межнациональные, межэтнические конфликты
Эти конфликты по своей структуре, характеру и ожесточенности противостояния, сложности их регулирования и разрешения являются наиболее сложными среди социальных конфликтов.К социальным противоре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе, социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты происходят в течение
ПРИЧИНЫ, ФУНКЦИИ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата н
ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Конфликтология выработала две модели описания конфликта; процессуальную и структурную. Процессуальная модельделает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Анализ социальных конфликтов будет неполным, если хотя бы вкратце не рассмотреть основные виды и формы протекания конфликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни по
БИОГРАФИЯ МАКСА ВЕБЕРА
Макс Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте (Германия). Профессор университетов Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Диапазон интересов и научной деятельности необычайно широк: история древнего м
Творческие периоды
Первый период (до 1898 г.) — до творческого перелома, связанного с расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру как историк хозяйства и права. Существовала истор
ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА
Социология, по Веберу, — наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия через объяснения. Таким образом, социальные действия — это предмет из
ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ
Наиболее очевидным образом проблематика конфликта проявляется в социологии политики, особенно в связи с анализом трех идеально-типических форм господства подчинения или форм осуществления власти:
ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ
Первый тип легитимного господства Вебер обозначает как традиционный. Этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не
ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ
Вторым типом господства, по Веберу, является харизматическое господство. Понятие харизмы играет в веберовской политической социологии важную роль. Харизма, в соответствии с этимологическим значе
ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Помимо «Хозяйства и общества» проблематика конфликта в социологии экономической жизни исследована в работе «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжение которой Вебер написал сравнительн
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
Слово «personality» (личность) в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древн
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема личности — проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор еще не сложилось
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. А возможно, и
И РЕКОМЕНДАЦИЙ
Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Уже минуло почти десять лет с той поры, когда огромным спросом (и не только у нас!) пользовались наши отечественные электронные игрушки на жидких кристаллах: такие как «Ну погоди!», «Веселый пов
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТАМАГОЧИ
В чем же замысел этой неординарной игрушки? Тамагочи — это существо, за которым надо ухаживать, а именно: кормить, поить, играть. Средой обитания Тамагочи является внутренность вышеупомянутого яй
ТАМАГОЧИ И БИЗНЕС
Фирма — производитель этой игрушки продолжает отслеживать реакцию рынка на свое творение. Bandai — третья в мире по
величине фирма, занимающаяся производством игрушек. В связи с ажиота
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так или иначе, но глобальное открытие сделано, обойтись без него человек не сможет. Открытие, правда, простое: добавили к простейшей двухмерной игрушке третье измерение в виде имитации реального в
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество являеться объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснов
СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Зададимся вопросом: имеются ли достаточные основания для создания особой науки—социологии, ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия между людьми?
Ответ на этот вопрос зависи
Социология и физико-химические науки
Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым физико-химическим и биологическим процессам. Может быть в далеком будущем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межч
Социология и биология, в частности экология
Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология, имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями, данными в п
Социология и психология
1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социологии различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания.
Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей
Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей точки зрения.
Так, наук
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразователь
Организационно-технологическая функция
Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной органи
Управленческая функция
Научные результаты социологии:
— рекомендации;
— предложения;
— методики;
— оценки различных характеристик субъекта, его практики;
— все это исходный ма
Инструментальная функция
Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности.
С помощью одних методов познается и отражается социальное явлен
СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ
Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания.
Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очер
МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Гегель говорил: «Вся философия резюмируется в методе».
Так и в социологии — специфика объекта и предмета науки обусловили специфику ее метода.
Поскольку для познания социального п
СИСТЕМА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ (ПОНЯТИЙ) В СОЦИОЛОГИИ
Социальное явление всегда имеет определенное социальное
качество.
Например: «Группа студентов» — социальное явление.
Его качества:
1) это люди, которые учатся;
СОЦИАЛЬНОЕ КАК ПРЕДМЕТНАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Когда речь идет о производственных процессах, то рассматриваются взаимодействия людей и различных социальных групп и общностей по поводу производства и обмена потребительных благ формируется вз
МЕТОДОЛОГИЯ
Методологией называют систему принципов научного исследования.
Пример: «Социальная напряженность в сентябре возросла». Как прийти к такому теоретическому выводу? Необходимо:
— из
МЕТОДЫ, ТЕХНИКА, ПРОЦЕДУРЫ
В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации.
Для изучения поставленной проблемы в в
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СОЦИОЛОГИИ
При изучении социальной реальности принципиальное методологическое значение имеет комплексный подход. Это объясняется тем, что всякое социальное явление многогранно. Кроме того, не менее важными
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которые оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативна
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, т.е. общающиеся. Причем обычно их должно быт
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ И ИХ КУЛЬТУРА
Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-рол
ПОНЯТИЕ УСТАНОВКИ
Установка — очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском «Ревизоре» есть тому подтверждение:
«Городничий...
ЯЗЫК КАК ВИД ОБЩЕНИЯ
Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный в любом случае он необходим.
Язык — бесценный дар, которым наделен
СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ С ЭТИКЕТОМ
Слово «этикет» — французского происхождения и означает «ярлык», «этикетка». В европейских языках, в т.ч. и русском, оно стало общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного
ВОЛНОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
Существует несколько концепций, с помощью которых выстраивается периодизация исторического развития. Традиционно основ-
ными из них считаются —формационная (К. Маркс) и цивилизаци онна
Доиндустриальное общество
Эта стадия соответствует первобытнообщинной и рабовладельческой формациям у Маркса. Ее также принято называть традиционной, или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельн
Индустриальное общество
Термин впервые прозвучал в работах А. Сен-Симона на рубеже XVIII—XIX веков, и примерно в то же время учение об индустриальной системе было развито А. Смитом. Широкое распространение концепция ин
Постиндустриальное общество
Сам термин «постиндустриальное общество» появился в США еще в 50-е годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, сущест
Информационное общество
Появление теории информационного общества связано с именами Ф.Махлупа и Т.Умесао, которые в начале 60-х годов ввели в научный оборот фактически одновременно в США и Японии термин «информационное об
Теория постиндустриального общества и постмодернизм
Теория постиндустриального и тем более информационного общества обладает явными признаками технологического детерминизма. Это дало повод для критики со стороны представителей
е-постмод
ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И МАРКСИЗМ
Теория постиндустриального общества базируется на волновой концепции развития, и поэтому идет вразрез с формационной теорией К. Маркса.
Неомарксисты критически рассматривали теорию постин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С марксистской точки зрения, можно смело сказать — все, что происходит сейчас, это новая стадия старого капитализма. Капитализм, не изменив своей сущности, стал более социально ориентированным, п
Истоки рационализма
Известная неопределенность, неоднозначность понятия рациональности требует согласованности как в отношении понятия рациональности, так и в отношении существа самой проблемы.
Рационально
Диалектика в истории становления речи и рационального мышления
В истории становления и развития культуры речи и рационального мышления вообще трудно найти более значимое звено, чем то, что древние греки называли диалектикой. Лишь диалектика как способность «ч
Субстанции рационалистической метафизики
Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии. Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимал
Социологические аспекты религии
В современной естественнонаучной картине мира имеет место саморазвитие. В этой картине присутствуют человек и его мысль. Она эволюционна и необратима. В ней естественнонаучное знание неразрывно св
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципы критического рационализма (относиться к фальсификациям серьезно, требовать роста содержания, быть честным, что бы это ни означало, и т.п.) и, соответственно, принципы логического эмпири
ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА
Суицид — самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать
КАТЕГОРИИ САМОУБИЙЦ. ФАЗЫ И ТИПЫ САМОУБИЙСТВ
Существуют категории самоубийц с их психологическими портретами: эгоист (выпавший из сообщества), альтруист (слишком преданный сообществу, принимающий смерть «за компанию»), ано-мичный самоубийца
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не так давно самоубийство считалось болезнью ума (наряду с гомосексуализмом и фетишизмом), осуждалось в той же крайней степени, как и просто убийство человека. Теперь самоубийцам посвящают передов
К СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА
Россия начала XVII в. — централизованное феодальное государство. Основой хозяйства было земледелие, которым занималось подавляющее большинство населения. К концу XVI века происходит значительное
Общая характеристика
Оправившись после войны и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области п
Сельское хозяйство
Во второй половине XVII века ведущей отраслью экономики России оставалось зерновое хозяйство. Прогресс в этой сфере материального производства в то время был связан с широким распространением тр
Промышленность
В отличие от сельского хозяйства, промышленное производство продвинулось вперед более заметно. Самое широкое распространение получила домашняя промышленность; по всей стране крестьяне производили
Торговля
Рост производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности, углубление общественного разделения труда и территориальной производственной специализации приводили к неуклонному расширению тор
Государственные финансы
С образованием Русского централизованного государства была создана единая денежная система (реформа 1535 г.). С этого времени началась чеканка новой общегосударственной монеты — новгородки, или коп
Сословия
Среди всех классов и сословий господствующее место, безусловно, принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и кр
Народные восстания
С середины XVII века Россию сотрясали мощные восстания, происходившие в ответ на меры правительства по усилению эксплуатации и дальнейшему закрепощению крестьян — разрастания дворянского землевла
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РОССИЯ НА ПОРОГЕ XVIII ВЕКА
На протяжении XVII века в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно расширилась, происходил рост нас
В ЛИЧНОСТИ
Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личнос
ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
В рамках анализа жизненной позиции встает вопрос об образе
жизни личности.
Образ жизни — совокупность типичных форм жизнедеятельности людей, объективно существующих в обществе: т
СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ. ТЕМПЕРАМЕНТ
1. «Деятели» — воины, ремесленники, инженеры, педагоги; активное действие, изменение мира, других и себя.
2. «Мыслители» — смотреть, размышлять; оружие — слово.
3.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Понятие личности — это совокупность таких психологических качеств индивида как:
1. отношение к чему-либо;
2. норма поведения, взглядов;
3. ценности.
В философии
ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ
Основным вопросом для каждого человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормаль
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ РЕЛИГИИ, СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Философский анализ религии складывается в европейской культуре. С XVII — XVIM веков является господствующим вплоть до середины XIX века. С середины XIX века наряду с теологическим и философским на
ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОСЬЕ
Российской Нации нужен передовой отряд, нужна Партия Нации — Всероссийская Национальная партия, Партия Национальной Революции — сегодня, Партия Национального строительства — завтра. Такой Всеросс
ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОСЬЕ
Нас Русских Фашистов, многие, настроенные против, обвиняют в том, что наше фашистское учение является точной копией фашизма иностранного: итальянского и германского.
...Российское Фашистс
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается
ВИДЫ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Культура поведения в любом общении немыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении люд
РУССКИЙ ПЕРИОД
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый-социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922 г.) и американский К началу
АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД
В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил воп
Новости и инфо для студентов