рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ - Реферат, раздел Социология, ЛУЧШИЕ РЕФЕРАТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ Слово «Personality» (Личность) В Английском Языке Происходит От Латинского «P...

Слово «personality» (личность) в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало мас­ки, которые надевали актеры во время театрального представле­ния в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персо­на, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «поте­рять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату свое­го места и статуса в определенной иерархии. В русском языке из­давна употребляется термин «лик» для характеристики изображе­ния лица на иконе.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом че­ловека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рас­сматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность», куда входят и духовные и телесные качества ин­дивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение свое­го «лица», т.е. личности — это категорический императив челове­ческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем, которые могут стереть чело­вечество с лица земли.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который при­обретает индивидуальность, когда входит в определенные жизнен­ные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Интересно отметить, что латинский термин «homo» восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках «man» производится от «manus» (рука). В русском языке слово «человек» имеет корень «чело», т.е. лоб, верх­няя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

Следовательно, даже этимологические личностные характери­стики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение про­блемы личности, является «индивид». Дословно оно значит неде­лимую дальше частицу какого-то целого. Это своеобразный «со­циальный атом, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член ка­кой-то социальной группы. В истории философии и социально-по­литической мысли известен индивидуализм — философско-эти-ческая концепция, утверждающая приоритет личности перед лю­бой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Гораздо более содержателен другой термин «индивидуаль­ность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек вы­ступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в

ее преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих ха­рактеристик.

Индивидуальность не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящих за рам­ки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отли­чалась бы от индивидуальности, скажем, стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Ха-бермас, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считал, например, Г.М. Гурджиев, «нет индивидуальности...нет единого большого Я». Человек разделен на множество малых «я». Наверное, прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознавае­ма: «Ты сам — последняя из всех тайн».

Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос — когда рождается лич­ность?

Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» неприложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом но­ворожденном ребенке уникально неповторимым образом запечат­лена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующего осмыс­ления в рамках определенного мировоззрения.

«Кризис рождения» имеет не только физиологическое значе­ние, но во многом определяет параметры психической деятельно­сти взрослого человека. Первый крик — это крик «нет!», подчерки­вают современные специалисты, это отказ от того, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе обстановки рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал методику «второго рождения».

В плане личностного самоопределения человека важно под­черкнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности. Более того, послед­ние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой и в этом смысл предпосылки личности каждого во мно­гом определяется природным обоснованием человека.

Итак, новорожденный — уже выраженная, яркая индивидуаль­ность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в много­образных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль по­ведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трехлетнему возрас­ту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освое­нию собственного Я. Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых проис­ходит запоминание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными, например, музыкаль­ной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то собы­тия или внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и, с другой стороны, — с особеннос­тями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, профессия, круг общения, эпоха — все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты — как правило, в юности и в возрасте 30—40 лет и застои (25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание соб­ственной семьи, рождение детей и т.п.

Становление личности происходит в процессе усвоения людь­ми опыта и ценностных ориентации данного общества, что назы­вают социализацией. Человек учится выполнять особые соци­альные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ре­бенка, студента, мужа и т.д. Все они имеют выраженный культур­ный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития го­ловного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности — итог взаимодействия человека и обще­ства. В течение жизни человек может в той или иной степени утра­тить личностные черты вследствие развития хронического алкого­лизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. В принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

Первая грань Я — это так называемое телесное или физичес­кое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болез­ни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколь­ко ее материальный субстрат — тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело — очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я, об этом

всем известно на собственном опыте. Особенно большое значе­ние телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда соб­ственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.

Вторая грань Я — это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функ­ций. Доминирование социально-ролевого Я — характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государствен­ных интересов — и ничего, кроме этого Я , не содержит.

Третья грань — психологическое Я. Оно включает в себя вос­приятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я?».

Четвертая грань Я — это ощущение себя как источника актив­ности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, пережива­ние свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенци­альным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конк­ретных личностных структур, а общих принципов отношений лич­ности с окружающим ее миром

Наконец, пятая грань Я — это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступа­ет самооценка — общее «+» или «—» отношение к себе. Следует различать самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то реальными достоинствами или недо­статками, — и самопринятие — непосредственное эмоциональ­ное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными харак­теристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от вне­шних оценок.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, ко­торые прослеживаются на всем историческом пути развития чело­вечества:

«Деятели» — для них главное — активное действие, измене­ние мира и других людей, включая и самого себя, «мыслители» — это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций — которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца (Г. Гейне), гуманисты и подвиж­ники — отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облег­чая душевное и телесное страдания.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились оп-I ределенные типы личностей, отражающие особенности Восто­ка и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, »отражающий идеал цивилизации Запада с японским как моде­лью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характерно восприятие лич­ности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обя­занностей» — по отношению к императору, родителям, друзь­ям, самому себе и т.д.

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и дог­матический стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности содержит в основе своей любовь к Богу и любовь к ближ­нему в неразрывной связи, а в исламской модели личности — стро­гое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности, воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осоз­нание четырех «благородных» истин и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления. В рамках трех мировых религий можно выделить разные типы личности и пути ее совершенствования

Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно, что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно — выбор личностного пути и поле его деятельности — результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а, по словам Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».

Свобода — одна из основных философских категорий, харак­теризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутрен­него или внешнего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соот­ношении с необходимостью, с произволом и анархией, с равен­ством и справедливостью.

Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк — от полного отрицания самой возможности свободного выбора (бихе­виоризм), до «бегства от свободы» (Э. Фромм) — в условиях со­вершенно цивилизованного общества. В русской философской тра­диции категория свободы соотносилась с понятием «воля» или

«вольница». Понятие свободы родилось в христианстве как выра­жение идеи равенства людей перед Богом и возможности для че­ловека свободного выбора на пути к Богу.

Свобода воли — понятие, означающее возможность беспре­пятственного внутреннего самоопределения человека в выполне­нии тех или иных целей и задач личности.

В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во-первых, как следствие природной и сверхприродной детермина­ции (Бог, Абсолют); во вторых — как самополагающая сила, оп­ределяющая весь жизненный процесс человека. Волевые каче­ства человека определяются отчасти генетически, отчасти вос­питываются окружающей средой, входя в структуру характера

личности.

Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, опре­делить границы необходимости, без которой немыслима реализа­ция свободы.

Воля считается слепым неразумным первоначалом, особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и не­справедливости. Это проблема — как соотнести свободу и равен­ство, не приводя к подавлению и уравниловке, стоит перед каж­дым обществом и государством. Решая ее, приходится ориенти­роваться на ту или иную систему культурных норм и ценностей.

Говоря о становлении представлений о ценности человека, нуж­но подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к «по­лезности» человека для общества. Попытки делить людей на «нуж­ных» и «ненужных» порочны по самой сути, ибо их реализация не­минуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека и общества. Ценность человеческой личности в определенном смыс­ле выше всего того, что делает или говорит данный человек.

История многократно доказывает, что истинный масштаб и на­правленность деяний и помыслов многих личностей становятся очевидны спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих ис­торических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает, и в то же время немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты мира, диктующие свои законы человеку.

Действовать в духе вамонтаризма — значит не сочетаться с объективными условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жиз­ни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли во­лей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими. Здесь, по

сути дела, не остается места для свободного выбора, ибо нет аль­тернатив.

Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть не­что большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя сво­бода «свобода для», свобода в выборе истины, добра и красоты. Свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый фено­мен жизни человека и общества, имеющий величайшую притяга­тельность и являющийся в то же время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление «бегство от сво­боды».

Потому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя идеи, детей и вещи человек не может быть сведен к сумме этого наследства.

Важным феноменом мира культуры являются вещи. Мир ве­щей охватывает собой все — от древнейших пирамид до супер­современных компьютеров и ускорителей. Это мир материальной культуры созданный людьми для удовлетворения своих потреб­ностей мир вещей стал «второй природой» человека и не случай­но ценностное отношение к нему является достаточно точным кри­терием личности самого человека. Все религии строго осуждают стремление к накоплению материальных ценностей. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен свободы хотя человечество в течение тысячелетий мечтало пе-реппавить «мечи на орала». Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в становле­нии личности.

Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал че­ловечества, накопленный за тысячелетия. Природа духовных цен­ностей исследуется в аксиологии, которая устанавливает соотно­шение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются внешними, ибо во многом определяют поведе­ние человека в других системах ценностей. В истории человече­ства можно отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей, формирующих соответ­ствующий тип личности. Наиболее древняя — гедонизм - утвер­ждает что наслаждение - высшее благо жизни и критерий пове­дения человека.

В этике аскетизма идеалом жизни провозглашалось доброволь­ное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и ли­шений.

В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности считается польза. С точки зрения Д. Милля, «удо­вольствие является единственным добром».

Принцип соборности означает сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. То же самое можно отнести и к этическим ценностям. Известное выражение Ф.М. Достоевского «красота спасет мир» нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества.

Понятие личности, свободы и ценностей обогащают и расши­ряют представление о человеке, его прошлом, настоящем и буду­щем. Эти «измерения» человека позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.

Если говорить о специфике понимания свободы и ответствен­ности человека на рубеже XX—XXI веков, то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизованного перелома, когда мно­гие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в кор­рекции.

Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем — единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответ­ственности, которая простирается от узкого круга ближайшего ок­ружения личности до планетарно-космических задач и проблем.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛУЧШИЕ РЕФЕРАТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ

На сайте allrefs.net читайте: "ЛУЧШИЕ РЕФЕРАТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРОФСОЮЗЫ
Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, ко­торые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культ

МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Участие молодежи в общественной жизни вообще и поли­тической в частности всегда было одним из значимых направлений в социологии. Молодежь всегда олицетворяла собой все новое, нарождающееся, всегда

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Как показывает жизнь, существующая структура государ­ственных и общественных организаций не могла удовлетворить все многообразие устремлений и чаяний людей. Именно это несо­ответствие р

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тупик в развитии властных отношений всегда в истории преодолевался при помощи новых субъектов политического дей­ствия. Таковыми являлись политические партии, общественные движения и инициативы. Бол

ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ П. Л. ЛАВРОВА. ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
Ключ к пониманию социологических взглядов П. Л. Лаврова кроется в его определении социологии, как науки. Здесь «альфа и омега», «начало и конец» всей его социологической теории. По­чти все его рабо

ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ СОЦИОЛОГИЕЙ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ П. Л. ЛАВРОВА
Указанным определением предрешались характер и система социологии П. Л. Лаврова, с одной стороны, с другой — те основ­ные проблемы, которые должны были концентрировать на себе его внима

Начало солидарности
Под солидарностью, как указано было выше, Лавров понимал «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений», ина­че, «зависимость между особями», выражающуюся в однообраз­ном и сходном поведени

Теория факторов П. Л. Лаврова
В силу каких же причин или факторов происходило как самс установление солидарности в мире людей, так и их смена? Чтс служит «двигателем» исторических процессов? Сущность взглядов Лаврова н

Механизм смены форм солидарности в историческом процессе и предел их развития
Решение данного вопроса вводит нас в механику историческо­го процесса. Здесь дедуктивно даны три возможных ответа, к ко­торым и сводятся все существующие на этот счет теории. Первый ответ будет гла

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
П.Л. Лавров, как видно из предыдущего, составляет примеча­тельное явление среди сотен и тысяч социологов. Можно спорить с его пониманием социологии, можно находить не вполне удач­ным, можно не согл

Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы
' Адам Смит родился в апреле 1723 г. в городе Керколди в Шот­ландии Сын таможенного чиновника. Получил образование в уни­верситете Глазго (с 1737 по 1740 г.) и Оксфорда (с 1740 по 1746 г.). В 1748

Исторические условия формирования идей А. Смита
Своего высшего развития классическая буржуазная полити­ческая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в эко­номическом отношени

Методология А. Смита
В основу своих воззрений А. Смит положил идею естествен­ного порядка. Он исходил из того, что люди, оказывая друг другу услуги, обмениваясь трудом и его продуктами, руковод­ствуются стремлениями к

Зак. 521 33
лиза реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразо­вания в условиях капитализма свободной конкуренции. А. Смит определил и разграничил потребительскую и меновую стоимость товара.

Учение о прибыли
В теории заработной платы А. Смит правильно указывал, что из созданного трудом и определяемой количеством этого труда стоимости товара рабочему в виде платы за усилия достается лишь некоторая часть

Теория производительного и непроизводительного труда
А. Смит стремился выяснить, какие виды труда способствуют росту богатства нации. Эта проблема сохраняет свое значение до наших дней. Для ее решения он разделил труд на производитель­ный и непроизво

Воспроизводство общественного капитала. Догма А. Смита
Взгляд А. Смита на накопление капитала был навеян воззре­ниями физиократов. В его представлении накопление капитала происходит через превращение прибавочной стоимости в перемен­ный капитал, потребл

Учение о заработной плате
Определяя заработную плату, А. Смит рассматривал два со­стояния общества: при простом и капиталистическом товарном про­изводстве. В условиях первого он считал заработную плату рав­ной стоимости про

Земельная рента
А. Смит выделял ренту как исключительный доход землевла­дельца, подвергая сомнению, что рента — это лишь процент на капитал, затраченный землевладельцем на улучшение земли, т.к. землевладелец получ

Вопросы экономической политики в теории А. Смита
А. Смит уделял много внимания исследованию политики стран в период капитализма свободной конкуренции. И главным требо­ванием, которое он выдвигал, было обеспечение экономической свободы, невмешател

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XVIII — XIX веках политическая экономия развивалась как наука о богатстве, поэтому выглядит вполне естественно, что в качестве исходного пункта своего учения А. Смит выбрал разде­ление труда. Вме

ВОСПРИЯТИЯ РАДИОРЕКЛАМЫ
Радиореклама, по данным английских социологов, по запоми­наемое™ ненамного отстает от телевизионной. Данные американских исследователей также подтверждают вы­сокую эффективность радиорекла

ЭЛЕМЕНТЫ РАДИОРЕКЛАМЫ
Слово — основной строительный материал аудиоспота. С его помощью описывается товар или услуга. Другая функция слова в радиорекламе — привлечь внимание, создавать и поддерживать интерес, стимулируя

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ АУДИОСПОТА
Кроме слов, музыки и шумов, из которых состоит рекламный аудиоспот, свое влияние на эффективность сообщения оказыва­ют более общие факторы: — формат станции и соответствие ему стиля ролика

Время выхода в эфир.
Наиболее эффективными для включения рекламы являются программы, содержащие интересную или важную информацию, на­пример, сигналы точного времени, сводка погоды и т.д. График рекламного вещания вперв

Продолжительность звучания.
Время — главный лимитирующий фактор в радиорекламе. В сценарии должно быть нужное количество слов — не слишком мно­го и не слишком мало. На Западе принято 16 машинописных зна­ков считать за секунду

Структура аудиоспота.
В отношении структуры рекламного объявления нет строгих пра­вил. Как правило, радиоспот содержит введение-интродукцию или элемент, привлекающий внимание, основную часть, посвященную преимуществам п

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс производства, написания и трансляции рекламного аудиоспота, безусловно, творческий. Но творчество в этом случае не должно быть самоцелью рекламиста, что обусловлено стоящей перед ним задаче

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Научно-техническая революция — это качественно новый этап научно-технического прогресса. НТР привела к коренному преоб­разованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор ра

ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ
В 40—50-х годах шло активное изобретение новых лекарствен­ных препаратов (к примеру, в их числе класс препаратов-антибио­тиков), что было достижением целого спектра наук, начиная от био-

Динамика роста населения по категориям стран, млн чел.
Весь мир Развитые страны Страны Азии Лат. Америка Африка 2000 (прогноз) 4033 6200 985 1152 2318 3611 323 608 406 828 Сейчас человек потребляет

И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами ци­вилизации, как видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, мно- гие из нас наивно полагают, что большинство населения мира, за исклю

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ. ВОЙНА И МИР
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества. Благодаря новейшим дости- жениям науки в изучении природы атомного ядра было убито 200 тысяч чел

ПРОБЛЕМА ЧЕТВЕРТАЯ. РУКОТВОРНЫЕ КАТАСТРОФЫ. ПЛАТА ЗА СЛОЖНОСТЬ
26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. В спокойные ночные часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора, защищавшие все живое от губитель- 3* н

Этапы протекания конфликта
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простей­шего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор ко­торых специфичен д

Причины конфликта
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого раз­ворачивается конфликтная ситуация. Можно выделитьследующие типы причин. 1. Наличие противоположных ориентации. У каждого индивид

Острота конфликта
Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде все­го подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток вре­мени расходует

Последствия конфликта
Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой — являются т

Природа социальных конфликтов в современных условиях
Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоре­чиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом,

Социально-политические конфликты
Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах российского общества: — конфликты в самой власти, противоборство между различ­ными политическими силами за обладание в

Социально-экономические конфликты
На Западе в социальных конфликтах фигурирует противоре­чие между системой благосостояния и системой труда. В России же раздел борьбы идет не по линии «работники — предпринима­тели», а п

Межнациональные, межэтнические конфликты
Эти конфликты по своей структуре, характеру и ожесточеннос­ти противостояния, сложности их регулирования и разрешения яв­ляются наиболее сложными среди социальных конфликтов.К соци­альным противоре

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глубокие и сложные процессы в современном российском об­ществе, социальный кризис, трансформация социальной структу­ры, политические и духовные изменения, социальные конфликты происходят в течение

ПРИЧИНЫ, ФУНКЦИИ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Социальная неоднородность общества, различие в уровне до­ходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жиз­ни. Особенно богата н

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Конфликтология выработала две модели описания конфликта; процессуальную и структурную. Процессуальная модельделает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситу­ации

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Анализ социальных конфликтов будет неполным, если хотя бы вкратце не рассмотреть основные виды и формы протекания кон­фликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера об­щественной жизни по

БИОГРАФИЯ МАКСА ВЕБЕРА
Макс Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте (Германия). Профес­сор университетов Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Диапазон интересов и научной деятельности необычайно широк: история древнего м

Творческие периоды
Первый период (до 1898 г.) — до творческого перелома, свя­занного с расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру как историк хозяйства и права. Существовала истор

ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА
Социология, по Веберу, — наука, которая занимается соци­альными действиями, толкуя и понимая эти действия через объяс­нения. Таким образом, социальные действия — это предмет из

ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ
Наиболее очевидным образом проблематика конфликта про­является в социологии политики, особенно в связи с анализом трех идеально-типических форм господства подчинения или форм осуществления власти:

ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ
Первый тип легитимного господства Вебер обозначает как тра­диционный. Этот тип обусловлен нравами, привычкой к опреде­ленному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ
Вторым типом господства, по Веберу, является харизматичес­кое господство. Понятие харизмы играет в веберовской полити­ческой социологии важную роль. Харизма, в соответствии с эти­мологическим значе

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ
Третий тип господства Вебер называет легальным. Здесь в ка­честве мотива уступчивости рассматриваются соображения инте­реса, т.е. целерационального действия. К такому типу, по его мне­нию, относятс

ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Помимо «Хозяйства и общества» проблематика конфликта в социологии экономической жизни исследована в работе «Протес­тантская этика и дух капитализма», в продолжение которой Вебер написал сравнительн

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема личности — проблема необъятная, значимая и слож­ная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие лично­сти относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор еще не сложилось

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпиричес­кими социологическими исследованиями в качестве слушателя ра­дио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. А возмож­но, и

И РЕКОМЕНДАЦИЙ
Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выво­дов и рекомендаций.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Уже минуло почти десять лет с той поры, когда огромным спро­сом (и не только у нас!) пользовались наши отечественные элект­ронные игрушки на жидких кристаллах: такие как «Ну погоди!», «Ве­селый пов

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТАМАГОЧИ
В чем же замысел этой неординарной игрушки? Тамагочи — это существо, за которым надо ухаживать, а именно: кормить, по­ить, играть. Средой обитания Тамагочи является внутренность вы­шеупомянутого яй

ТАМАГОЧИ И БИЗНЕС
Фирма — производитель этой игрушки продолжает отслежи­вать реакцию рынка на свое творение. Bandai — третья в мире по величине фирма, занимающаяся производством игрушек. В связи с ажиота

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так или иначе, но глобальное открытие сделано, обойтись без него человек не сможет. Открытие, правда, простое: добавили к простейшей двухмерной игрушке третье измерение в виде имита­ции реального в

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, об­щество являеться объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснов

СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Зададимся вопросом: имеются ли достаточные основания для создания особой науки—социологии, ставящей своей задачей изу­чение явлений взаимодействия между людьми? Ответ на этот вопрос зависи

Социология и физико-химические науки
Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к про­стым физико-химическим и биологическим процессам. Может быть в далеком будущем наука сведет их к последним и объяс­нит весь сложный мир межч

Социология и биология, в частности экология
Мир человеческих взаимодействий не изучается такими био­логическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиоло­гия, имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями, данными в п

Социология и психология
1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социологии различны. Индивидуальная психология исследу­ет состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания.

Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей
Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нра­вах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей точки зрения. Так, наук

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодей­ствий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразователь

Организационно-технологическая функция
Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенство­вании социальной органи

Управленческая функция
Научные результаты социологии: — рекомендации; — предложения; — методики; — оценки различных характеристик субъекта, его практики; — все это исходный ма

Инструментальная функция
Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реаль­ности. С помощью одних методов познается и отражается социаль­ное явлен

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ
Социология представляет собой достаточно дифференцирован­ную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями по­знавательной и продуктивной деятельности и в свою очер

МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Гегель говорил: «Вся философия резюмируется в методе». Так и в социологии — специфика объекта и предмета науки обусловили специфику ее метода. Поскольку для познания социального п

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ (ПОНЯТИЙ) В СОЦИОЛОГИИ
Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество. Например: «Группа студентов» — социальное явление. Его качества: 1) это люди, которые учатся;

СОЦИАЛЬНОЕ КАК ПРЕДМЕТНАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Когда речь идет о производственных процессах, то рассмат­риваются взаимодействия людей и различных социальных групп и общностей по поводу производства и обмена потребительных благ формируется вз

МЕТОДОЛОГИЯ
Методологией называют систему принципов научного иссле­дования. Пример: «Социальная напряженность в сентябре возросла». Как прийти к такому теоретическому выводу? Необходимо: — из

МЕТОДЫ, ТЕХНИКА, ПРОЦЕДУРЫ
В отличие от методологии методы и процедуры исследова­ния — это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. Для изучения поставленной проблемы в в

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СОЦИОЛОГИИ
При изучении социальной реальности принципиальное мето­дологическое значение имеет комплексный подход. Это объясня­ется тем, что всякое социальное явление многогранно. Кроме того, не менее важными

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Огромное значение межличностного общения объясняется важ­нейшими функциями, которые оно выполняет. Во-первых, в обще­нии осуществляется обмен информацией между людьми. Инфор­мационно-коммуникативна

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он со­стоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, т.е. общающиеся. Причем обычно их должно быт

ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ И ИХ КУЛЬТУРА
Общения между людьми происходит в различных формах, ко­торые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются аноним­ное, функционально-рол

ПОНЯТИЕ УСТАНОВКИ
Установка — очень неприятная вещь. Она может помешать на­чалу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском «Ревизоре» есть тому подтверждение: «Городничий...

ЯЗЫК КАК ВИД ОБЩЕНИЯ
Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностран­ный в любом случае он необходим. Язык — бесценный дар, которым наделен

СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ С ЭТИКЕТОМ
Слово «этикет» — французского происхождения и означает «яр­лык», «этикетка». В европейских языках, в т.ч. и русском, оно ста­ло общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного

ВОЛНОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
Существует несколько концепций, с помощью которых выстраи­вается периодизация исторического развития. Традиционно основ- ными из них считаются —формационная (К. Маркс) и цивилизаци онна

Доиндустриальное общество
Эта стадия соответствует первобытнообщинной и рабовладель­ческой формациям у Маркса. Ее также принято называть традици­онной, или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хо­зяйственной деятельн

Индустриальное общество
Термин впервые прозвучал в работах А. Сен-Симона на рубе­же XVIII—XIX веков, и примерно в то же время учение об индуст­риальной системе было развито А. Смитом. Широкое распростра­нение концепция ин

Постиндустриальное общество
Сам термин «постиндустриальное общество» появился в США еще в 50-е годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального ка­питализма, сущест

Информационное общество
Появление теории информационного общества связано с именами Ф.Махлупа и Т.Умесао, которые в начале 60-х годов ввели в научный оборот фактически одновременно в США и Японии термин «информационное об

Теория постиндустриального общества и постмодернизм
Теория постиндустриального и тем более информационного общества обладает явными признаками технологического детер­минизма. Это дало повод для критики со стороны представителей е-постмод

ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И МАРКСИЗМ
Теория постиндустриального общества базируется на волно­вой концепции развития, и поэтому идет вразрез с формационной теорией К. Маркса. Неомарксисты критически рассматривали теорию постин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С марксистской точки зрения, можно смело сказать — все, что происходит сейчас, это новая стадия старого капитализма. Капи­тализм, не изменив своей сущности, стал более социально ориен­тированным, п

Истоки рационализма
Известная неопределенность, неоднозначность понятия ра­циональности требует согласованности как в отношении поня­тия рациональности, так и в отношении существа самой про­блемы. Рационально

Диалектика в истории становления речи и рационального мышления
В истории становления и развития культуры речи и рациональ­ного мышления вообще трудно найти более значимое звено, чем то, что древние греки называли диалектикой. Лишь диалектика как способность «ч

Субстанции рационалистической метафизики
Центральным понятием рационалистической метафизики явля­ется понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтоло­гии. Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимал

Социологические аспекты религии
В современной естественнонаучной картине мира имеет место саморазвитие. В этой картине присутствуют человек и его мысль. Она эволюционна и необратима. В ней естественнонаучное зна­ние неразрывно св

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципы критического рационализма (относиться к фаль­сификациям серьезно, требовать роста содержания, быть чест­ным, что бы это ни означало, и т.п.) и, соответственно, принци­пы логического эмпири

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА
Суицид — самодеструктивное поведение человека, направлен­ное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реаль­ных возможностей избежать смерти в критической ситуации. При­ходится различать

КАТЕГОРИИ САМОУБИЙЦ. ФАЗЫ И ТИПЫ САМОУБИЙСТВ
Существуют категории самоубийц с их психологическими порт­ретами: эгоист (выпавший из сообщества), альтруист (слишком пре­данный сообществу, принимающий смерть «за компанию»), ано-мичный самоубийца

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не так давно самоубийство считалось болезнью ума (наряду с гомосексуализмом и фетишизмом), осуждалось в той же крайней степени, как и просто убийство человека. Теперь самоубийцам по­свящают передов

К СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА
Россия начала XVII в. — централизованное феодальное госу­дарство. Основой хозяйства было земледелие, которым занима­лось подавляющее большинство населения. К концу XVI века про­исходит значительное

Общая характеристика
Оправившись после войны и интервенции начала века, стра­на вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области п

Сельское хозяйство
Во второй половине XVII века ведущей отраслью экономики Рос­сии оставалось зерновое хозяйство. Прогресс в этой сфере мате­риального производства в то время был связан с широким распро­странением тр

Промышленность
В отличие от сельского хозяйства, промышленное производ­ство продвинулось вперед более заметно. Самое широкое распро­странение получила домашняя промышленность; по всей стране крестьяне производили

Торговля
Рост производительных сил в сельском хозяйстве и промыш­ленности, углубление общественного разделения труда и терри­ториальной производственной специализации приводили к неук­лонному расширению тор

Государственные финансы
С образованием Русского централизованного государства была создана единая денежная система (реформа 1535 г.). С этого времени началась чеканка новой общегосударственной монеты — новгородки, или коп

Сословия
Среди всех классов и сословий господствующее место, безус­ловно, принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дво­рян на землю и кр

Народные восстания
С середины XVII века Россию сотрясали мощные восстания, происходившие в ответ на меры правительства по усилению экс­плуатации и дальнейшему закрепощению крестьян — разраста­ния дворянского землевла

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РОССИЯ НА ПОРОГЕ XVIII ВЕКА
На протяжении XVII века в истории России произошли боль­шие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому вре­мени территория Российского государства заметно расширилась, происходил рост нас

В ЛИЧНОСТИ
Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная дея­тельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его разви­тия как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личнос

ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
В рамках анализа жизненной позиции встает вопрос об образе жизни личности. Образ жизни — совокупность типичных форм жизнедеятельно­сти людей, объективно существующих в обществе: т

СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ. ТЕМПЕРАМЕНТ
1. «Деятели» — воины, ремесленники, инженеры, педагоги; ак­тивное действие, изменение мира, других и себя. 2. «Мыслители» — смотреть, размышлять; оружие — слово. 3.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Понятие личности — это совокупность таких психологических качеств индивида как: 1. отношение к чему-либо; 2. норма поведения, взглядов; 3. ценности. В философии

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ
Основным вопросом для каждого человека всегда был и оста­ется вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя оконча­тельный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормаль

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ РЕЛИГИИ, СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Философский анализ религии складывается в европейской куль­туре. С XVII — XVIM веков является господствующим вплоть до середины XIX века. С середины XIX века наряду с теологическим и философским на

ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОСЬЕ
Российской Нации нужен передовой отряд, нужна Партия На­ции — Всероссийская Национальная партия, Партия Националь­ной Революции — сегодня, Партия Национального строительства — завтра. Такой Всеросс

ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОСЬЕ
Нас Русских Фашистов, многие, настроенные против, обви­няют в том, что наше фашистское учение является точной копией фашизма иностранного: итальянского и германского. ...Российское Фашистс

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но об­щение предполагает не только и не столько передачу эмоциональ­ных состояний, сколько передачу информации. Содержание ин­формации передается

ВИДЫ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Культура поведения в любом общении немыслима без соблю­дения правил вербального этикета, связанного с формами и мане­рами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, приня­тым в общении люд

РУССКИЙ ПЕРИОД
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый-социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина де­лят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922 г.) и амери­канский К началу

АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД
В связи с тем, что после революции неомарксистские социоло­ги продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил воп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги