Реферат Курсовая Конспект
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ - раздел Социология, ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ ■-Х ...
|
■-Х
Нередко возникают ситуации, когда понятия добра и зла смешиваются и меняются местами, что часто воспринимается, как нечто совершенно естественное либо не замечается вовсе Для многих людей характерны поступки, основанные на добре, но несущие в итоге зло и наоборот
Добро и зло следует рассматривать диалектически, пытаясь осознать меру добра, за пределами которой оно становится злом Диалектика— это философское учение, основанное Г. Гегелем
В его основе лежит три принципа:
1) переход количества в качество,
2) единство и борьба противоположностей,
3) отрицание отрицания
Проявление первого закона диалектики в проблеме добра и зла можно увидеть в следующем высказывании И. А. Бердяева «Нет ничего более злого, чем стремление осуществить, во что бы то ни стало, благо» Известна и такая пословица «Благими намерениями выстлана дорога в ад» Но не нужно подразумевать, что все благие поступки обязательно таят в себе некий злой умысел
Второй принцип диалектики очень четко прослеживается в отношениях рассматриваемых категорий По сути, добро и зло — это две стороны одной медали Человек может узнать зло, потому что владеет определенными представлениями о добре Присутствие зла иногда выражается условием или каким-либо обстоятельством существования добра Эта идея проходит
Свобода и необходимость имеют не меньшее значение для этики, чем категории добра и зла Они выражают взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами действительности Несомненно, что свобода представляет собой одну из центральных ценностей современного общества Она во многом определяет возможности людей в обществе и помогает выбрать направление деятельности
Однако при этом ее теоретическое обоснование представляется весьма сложным процессом Главная проблема в данном случае заключается в том, чтобы соединить свободу и мораль Эти понятия порой сложно соединить, но делать это необходимо Сложность проявляется здесь главным образом в неограниченной свободе действий и конкретных нормах морали Решение этой проблемы в истории этической мысли привело к возникновению двух противоположных направлений
1) фатализм.Фатализм исходит из того, что все
поступки человека предопределены внешни
ми силами, находящимися вне его власти,
2) волюнтаризм.Согласно волюнтаризму че
ловек абсолютно не зависит ни от каких фак
торов и свободен в своих решениях и поступ
ках
Очевидно, что обе эти концепции чреваты отрицанием человеком необходимости нравственного действия Для решения этой проблемы необходимо ввести понятие необходимости
Трактовку свободы через понятие необходимости впервые дал Спиноза, который утверждал,
13
явились гораздо раньше этих теорий Однозначно и то, что определять добро и зло необходимо через определение их значения для человека В самом общем виде эти определения могут выглядеть следующим образом
Добро— это то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства
Зло— это то, что разрушает жизнь и благополучие человека Зло деструктивно, ведет к распаду, отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели
Необходимо также отметить определение категорий добра и зла, в основе которого лежит понятие «нравственный идеал» В данном случае добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него
Говоря о специфике добра и зла, необходимо помнить, что эти категории существуют исключительно в моральном сознании человека Они не являются элементами объективной действительность, так как носят не объективный, а оценочный характер Кроме того, добро и зло — понятия высокой степени обобщения Это предельные полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки морального сознания
ные, являющиеся продуктом этической мысли античности, и теологические, выработанные в рамках христианской этики Коренное различие между ними состоит в том, что первые отличаются интеллектуализмом и рациональным характером античной мысли вторые же на первый план выдвигают волю, которая выражается в вере Общим для этих направлений этической мысли было то, что добродетель обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта
В российской этической мысли разработкой концепции добродетелей занимался В. С. Соловьев Философ придавал особое значение трем способностям человека,которые определяют стороны его морального опыта
1) стыд — отражает отношение человека к низ
шему, к материальной природе вообще, ксво-
им естественным стремлениям,
2) жалость — показывает отношение человека
ко всем живым существам,
3) благотворение — отражает отношение чело
века к высшему
Эти три начала могут быть рассмотрены как чувства, способности, правила действия, условия блага, добродетели
Соловьев считал, что каждая из выделенных им добродетелей не является таковой сама по себе Если человек имеет только одну или две из них, то его нельзя назвать добродетельным Только если в человеке сочетаются все эти добродетели, можно говорить о его нравственности
что свобода есть познанная необходимость В дальнейшем эта позиция легла в основу материализма, который исходит из того, что необходимость — первопричина, а воля и сознание вторичны Сегодня это определение является наиболее объективным, так как человеческий опыт и наука показывают, что даже самые иррациональные поступки человека всегда обусловлены его внутренним миром или внешними обстоятельствами
Абсолютная свобода воли— это абстракция от действительного процесса при котором формируются волевые качества и волевое решение человека, обусловленные целью и мотивами
Такое решение, как правило, характеризуется внутренним миром человека и его сознанием Но мир сознания не препятствует проявлениям внешнего мира, а в итоге является отражением этого объективного внешнего мира
Объективная естественная необходимость выражается в мире сознания логической необходимостью, которая связывает идеи человека, познавательные образы и представления
Более того, сами цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного выбора человеком линии поведения, определяются его интересами, возникающими в ходе практической деятельности, в которой субъективная диалектика его сознания формируется и развивается под влиянием объективной диалектики
через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений
1) добро и зло познаются в единстве, одно че
рез другое,
2) добро и зло являются функционально взаи
мообусловленными добро нормативно зна
чимо в противоположности злу и практически
утверждается в отвержении зла,
3) без готовности сопротивляться злу мало по
нимания зла и противостояния злу Само по
себе это не приведет к добру Только начав
совершать добрые поступки можно отойти от
пропасти, в которую беспощадно тянет зло
Очень важна в диалектике добра и зла следую
щая особенность несмотря на то, что и добро
и зло относительны, их противоположность аб
солютна
Подводя итог диалектической проблеме добра и зла, необходимо отметить следующие особенности, связанные с законом отрицания
1) люди могут искренне верить, что творят доб
ро, в то время как их действия объективно
оборачиваются злом,
2) явления, которые первоначально представ
ляются совершенно явным злом, могут на
самом деле оказаться добром
Таким образом, суть этого закона в проблеме добра и зла заключается в том, что не всегда то, что объективно является злом, остается им
В данном случае возникает проблема однозначного универсального определения, как добра так и зла, что делает этот процесс ситуативным
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Этику определяют как философскую науку на зывают практической философией которая отвечает на вопрос как следует правильно жить придерживаясь... Слово этика произошло от древнегрече ского ethos этос Изначально под... Аристотель использовал понятие этиче ский для обозначения особого класса челове ческих качеств которые он называл...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов