рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДУХОВНОСТЬ

ДУХОВНОСТЬ - раздел Социология, ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ   ...


 


Прощениеявляется одним из важнейших элементов милосердия Прощение должно про­являться в способности человека не отвечать злом на злое отношение к себе

Этика любви повелевает прощать обиды, но при этом прощать необходимо не только того, кто признался в своем проступке и просит про­щения, но и любого другого совершившего зло­деяние против вас

Смысл милосердного прощениязаклю­чается не просто в забвении причиненного зла, так как забыть можно через презрение или пол­нейшее равнодушие к совершившему зло или стремившемуся к этому Только тогда проще­ние является милосердным когда человек от­казался от мщения и примирился со случив­шимся

Прощение является забвением обиды и со­гласием на мир То есть при прощении человек признает другого и при этом принимает его, располагаясь к нему В требовании прощения предполагается и другое человек не имеет пра­ва судить других людей окончательно, а также навязывать им свое мнение

В этом своем выражении этика милосердия представляет собой будоражащий парадокс для морального сознания как прощать то, что вос­принимается как непростительное9 Можно с уси­лием воли простить обиду, которую нанесли че­ловеку Как можно простить того, кто обидел твою мать, жену, детей, друзей9 Таким образом, напрашивается вывод, что требование проще­ния обид противоречит заповедям любви про-


Добрый и воспитанный человек при всех своих достоинствах не является совершенным Нрав­ственного совершенства невозможно добиться только благодаря воспитанию мало для этого характера или благоприятных обстоятельств Нравственное совершенство является результа­том целенаправленных усилий человека по са­моразвитию, стремления соответствовать тому образу совершенства, который содержится в нравственном идеале

Мораль может быть представлена как одна из сторон (один из моментов) Духовной жизни, но при этом она является механизмом одухотво­рения человека Однако понятие духовности не вполне ясно и нуждается в дополнительных про­яснениях

Духовность разумно представлять в виде обращенности человека к высшим ценностям, среди которых следует отметить идеал как со­знательное стремление человека усовершен­ствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу — одухотвориться

Не всегда существующие культурные нормы являются духовными Весь культурный опыт включает и культуру речи, и письмо, и спорт, и этикет, и наслаждение, и зарабатывание де­нег, и получение прибыли и т д Поэтому культу­ру нельзя считать безусловно духовной без об­ращенности к идеалу

Духовность находит свое проявление в про­тивостоянии природному Духовность может быть обнаружена и в противостоянии социаль-


ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

 

' 5 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКЕТА 52

Этикет можно подразделить на речевой и не­речевой Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения челове­ка к другим людям Он проявляется в вербаль­ной форме в речи, способе обращения и при­ветствия, умении вести беседу и диспуты, искусстве высказывать критическое замечание, говорить комплименты Этот вид этикета очень важен, так как человека на протяжении всей жизни сопровождает слово От того, как чело­век говорит, зависят его деловые и личностные контакты Неречевая форма этикета состоит из поступ­ков и действий, с помощью которых человек проявляет уважительное отношение к окружаю­щим людям Все действия, поступки, манеры человека характеризуют его уровень воспита­ния и культуры, степень уважения к окружающим Проявление этикета в разных социальных и профессиональных группах определяется по-разному Поэтому этикет принято разделять на следующие его виды 1) дипломатический, 2) придворный, 3) воинский, 4) общегражданский При этом этикет может разделяться на груп­пы в зависимости от профессиональной дея­тельности человека По этому признаку отли­чают этикет юриста, врача, педагога, депутата министра и т п Одни поведенческие правила характерны для всех, другие же отражают опре-

С глубокой древности люди выработали неко­торые социальные нормы поведения, которые дают возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развивать­ся Этикетом определялся круг возможных дей­ствий и поступков людей, которые принадлежа­ли к тем или иным общественным слоям и имели различное социальное положение Принадлеж­ность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение опреде­ляли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, на­сколько его слова и поступки приятны окружаю­щим и как будут ими восприняты Так появился этикет, который был необходим в придворных кругах, высших общественных слоях

Этикетомназывается принятый в обществе порядок поведения, который включает в себя систему правил, определяющих внешнее выра­жение отношений между людьми Он прояв­ляется в обхождении, обращениях и приветст­виях поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека

Этикет является неотъемлемой частью куль­туры поведения Это правила поведения, уста­новленные обществом или определенной со­циальной группой Каждая группа людей, национальная или социальная, вырабатывает свои правила, внося определенный колорит в общепринятые поведенческие позиции Каж­дый общественный слой отражает в поведении свое социальное положение

29


ности Социальность может быть бездуховной, так как она спонтанна, корыстна, адаптивна

Это противостояние способствует появлению внутренних противоречий психологического свойства В сфере духовной культуры человек возвышается над каждодневным, внутренне освобождается от его зависимостей Но не всег­да иноположенные (и противопоставленные) каждодневности ценностные представления и нормы являются духовными Преодоление природных факторов, обыденного может выра­жать и духовность, если это не проявляется в ухо­де от действительности

Бегство от реальности может проявляться в бегстве через наркотическое опьянение, в ми­нимизации человеком своей жизненной актив­ности, в творчестве как проявлении своей актив­ности, в возведении иллюзорного мира, через отшельничество или бунтарство

Опыт показывает, что «уход», чем бы он ни был обусловлен, не является проявлением духовно­сти При этом всякое альтернативное поведе­ние отношении повседневности может порож­дать несправедливое ощущение духовности

Преодоление существующей рутины повсе­дневности нельзя осуществить через обраще­ние к другой повседневности, так как это также является уходом

Таким образом, духовность достигается пу­тем полного отречения человека от действи­тельности через приобщение к духовным нор­мам, аскетичный дар себя окружающим


щай обиды, нанесенные тебе, но не допускается прощение обид, нанесенных другу Но и такое противоречие является мнимым прощение не должно быть истолковано как попустительство, ведь оно есть нечто, в чем нельзя уступать

Высшей степенью всепрощения является проявление любви к своим врагам Но и тут мо­жет возникнуть вопрос как любить своих вра­гов, любя ближних7 Но в христианской этике заповедью любви к врагам как бы разъяс­няется и дополняется заповедь любви При­чем любовь к врагам иногда считают чуть ли не самым главным проявлением любви И это вовсе не случайно Ведь еще не известно, кто окажется твоим врагом Вероятно, что им ока­жется и ближний

Так как нравственность понимается как путь преодоления обособленности, разобщенности между людьми, то любовь к врагам и должна являться первичной, так как ненависть — самое крайнее выражение обособленности и разоб­щенности между людьми

Любовь к врагам конкретизируется в двух основных требованиях

1) люби даже того, кого ты считаешь врагом,

2) никого не считай своим врагом

Только люди, которые обладают сильным ду­хом и достигли высокого уровня нравственной высоты, выражающейся в сострадании к врагу, способствуют прекращению войны (ссоры), преодолению вражды и примирению


 


деленный вид деятельности Подвиды этикета могут быть определены характером ситуации в которой находится человек в гостя*, в ресто­ране, в офисе и т д

Однако все эти структурные деления услов­ны Они носят теоретический характер, так как практически правила разных видов этикета вы­ступают в неразрывной связи Например, в об­щении с коллегами действуют правила всех под­видов этикета Данная структура способствует наиболее прочному усвоению множества пра­вил этикета и является кратким выражением его содержания

Среди огромного количества правил этикета есть два правила, пронизывающие все по­ведение человека и придающие ему высо­конравственный характер

1) не ставить другого человека в неудобное
положение При невозможности этого избе­
жать необходимо как можно реже это делать,

2) поступать с другими так, как хочешь, чтобы
поступали с тобой

В общении с людьми, различными по нацио­нальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного ка­чества, лежащего в основе этикетного поведе­ния, как вежливость Вежливый человек всегда доброжелателен, исходит из признания достоин­ства человека и желания ему помочь Вежли­вость помогает снять недовольство, снизить уровень обиды, установить взаимопонимание между участниками сложного общения


В жизни общества этикет играет важную роль он является регулятором поведения, дает све­дения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации Более того по манерам поведе­ния человека можно определить, к какому со­циальному слою он принадлежит, и даже иден­тифицировать другого человека

Этикет призван создавать условия, благо­приятные для общения и совместного существо­вания людей, которые различаются по националь­ному, социальному, половому положению, взглядам, образованию Этикет дает возмож­ность узнать, как принято вести себя в конкрет­ной социальной группе как поступать в той или иной возникшей ситуацией как строить отноше­ния и общение с близкими друзьями коллегами по работе Незнание норм этикета не позволит добиться успеха в профессиональной деятель­ности

Этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формирова­нию эстетики чувств Нравственные нормы ле­жат в основе этикетного поведения а эстетика поведения — его необходимое условие

Следование правилам этикета всегда связа­но в человеческом сознании с гармонией и об­щественным порядком При этом он демонст­рирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества

Таким образом, этикет призван выполнять в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этиче­скую, эстетическую, воспитательную функции



           
   
   
 
 
 


НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ Значение слова «эвтаназия» определяется как «прекрасная, легкая смерть» Современная биомедицинская этика изменила значение данного слова, которое стало обозначать без­болезненное приведение безнадежно больно­го к смерти Этот процесс объясняется тем, что в некото­рых случаях когда человек страдает от необра­тимой и мучительной болезни смерть может стать большим благом для умирающего, а во­все не злом Речь идет о ситуациях, когда разви­тие фармакологии или биомедицинских техно­логий позволяет достаточно долго поддерживать жизнь больного находящегося в необратимо бессознательном состоянии, либо продлевать жизнь смертельно больного и мучительно стра­дающего пациента Часто бессознательное состояние и невыносимые боли бывают в мас­штабе человеческой жизни кратковременными, они либо быстро проходят, либо заканчиваются смертью Современные лекарственные препа­раты и медицинские технологии позволяют рас­тягивать такое состояние на длительное время Таким образом, возникает основная пробле­ма эвтаназии является эвтаназия добром или злом'? Эвтаназия порождает ситуацию нравственно­го выбора, когда человек должен принять реше­ние по поводу эвтаназии Трудность такой си­туации заключается в том, что она является продолжением конкретного выражения гуман­ного, уважительного отношения к тому, кому

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ

Этику определяют как философскую науку на зывают практической философией которая отвечает на вопрос как следует правильно жить придерживаясь... Слово этика произошло от древнегрече ского ethos этос Изначально под... Аристотель использовал понятие этиче ский для обозначения особого класса челове ческих качеств которые он называл...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДУХОВНОСТЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ЭТИКИ
Этику с древности считали «практической философией» в отличие от «чисто теоретиче­ского» знания о мире Любое теоретическое зна­ние в конечном счете приобретает практическое значение, не только пред

ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Этика выделилась в относительно самостоя­тельную науку в конце XV в Мораль очень тесно связана со всеми сторонами общественной жизни, поэтому многие науки каким-либо обра­зом затрагивают ее проявле

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Зарождение этики началось в глубокой древ­ности и было связано со становлением классо­вого общества, разделением труда, отделе­нием духовно-теоретической деятельности от материально-практической Пе

НОВОГО ВРЕМЕНИ
Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосно­вать все действия и посту

СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ЭТИКИ
Каждое государство имеет свою культуру и специфическую этическую мысль, отличаю­щуюся от мировой этической мысли, которая и складывается из национальных особенностей Специфика российской эт

ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Становление современных этических теорий связано прежде всего с кризисом классической философии второй половины XIX—начала XX вв В связи с этим произошло полное отрицание принципов классической эти

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ
Происхождение и развитие категории «мо­раль» являются центральными вопросами при изучении этики Возникновение категории «мо­раль» можно отнести к периоду античности Пер­вым мыслителем, который попы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Будучи сложным общественным образова­нием, мораль имеет свою структуру Структура морали складывается из нескольких элементов Со времен Аристотеля в качестве таковых вы­деляют моральное сознание и м

ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК
Слово «добродетель» имеет два значения 1) выражает стремление человека соответство­ вать тому образу личности, который предпо­ лагается моралью, 2) обозначает конкретное м

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
■-Х   Нередко возникают ситуации, когда понятия добра и зла смешивают

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА
Способом реализации нравственной свобо­ды является моральный выбор личностиОн может происходить между различными вариан­тами поведения, между различными ценностя­ми но в конечном и

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Свобода всегда связана с ответственностью, таккактот, кто действует свободно, всегда пол­ностью отвечает за содеянное Ответственность можно определить как категорию этики, отражаю­щую особое социал

СОВЕСТЬ
Совесть— это этическая категория выра­жающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю Самоконтрольосуществляется путем критической оценки своих

Совесть — это голос Бога,
2) совесть — это обобщенный и перенесенный во внутренний мир голос значимых других СМЫСЛ, ОСМЫСЛЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ Человек всегда обременен личной смертью, конц

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
В общем смысле понятие «достоинство» представляет собой выражение представления о ценности каждой личности Оно отражает моральное отношение человека к самому себе, а также общества к индивиду Однак

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ
В истории этики было множество мнений по поводу вопроса, в чем заключается смысл жизни В самых первых этических учениях, возник­ших на Древнем Востоке, смысл жизни опреде­лялся однозначно

СЧАСТЬЕ
Счастьем принято называть наивысшее состояние радости, упоение от обретения пред­мета большого желания, восторженную удовлет­воренность тем, что цель достигнута Извест­но что желания и цели у людей

ПАРАДОКС СЧАСТЬЯ
Любовьявляется чувством, которое трудно поддается конкретному определению Как отно­шение между людьми любовь можно охаракте­ризовать как высшую эмоционально-духовную напряженность, к

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
  В этике милосердная любовь как основопо­лагающий принцип признавалась большин­ством философов Но существовали и сомне­ния достаточно ли милосердия в качестве основополагаю

УДОВОЛЬСТВИЕ
       

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
Широкое значение слова

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
  Жиз

ОБЩИЙ И ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС
Теория общего блага тесно связана с прин­ципом пользы Она изначально возникает из неприятия эгоизма, собственной корысти и мер-кантилизма (к которым сводится принцип пользы) При этом в реальных усл

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Справедливость— это один из принципов, который регулирует взаимоотношения между людьми по распределению социальных ценно­стей При этом социальные ценности понимают­ся в широком смы

ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Справедливость и равенство неразрывно свя­заны между собой Эту связь не раз подтверждал Дж. Ролз, рассматривающий справедливость как принцип социальной организации Данный пр

ОБЩЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
По мнению К. Маркса,«действительное ду­ховное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений», по­этому он считает, что «общение является одним

МНИМОЕ МИЛОСЕРДИЕ
Милосердие может быть как искренним, так и ложным Ложное (мнимое) милосердие может существовать в нескольких видах: 1) милосердие с целью одобрения и благодар­ ности с

ПРИНЦИПЫ ЭТИКЕТА
Принципы этикета играют значительную роль в поведенческой культуре они служат ее опорой и руководствуются идеями Все существующие правила поведения под­разумевают обязательность их соблюде

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
  Смертная казнь применялась в различных государствах в качестве одной из мер наказа­ния При этом масштабы, характер, формы и прак­тики смертной казни различны Если рассмот­

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги