рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ - раздел Социология, ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Этика Выделилась В Относительно Самостоя­тельную Науку В Конце Xv В Мораль Оч...

Этика выделилась в относительно самостоя­тельную науку в конце XV в Мораль очень тесно связана со всеми сторонами общественной жизни, поэтому многие науки каким-либо обра­зом затрагивают ее проявления Знание о мо­рали формируется в процессе деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, бо­гословов, социологов и других ученых, занимаю­щихся изучением человека

Этику часто называют нравственной филосо­фией Это вовсе не случайно, так как эта наука, как и многие другие, выделилась именно из философии, которую с античности принято раз­делять на онтологию (науку о бытии), гносеоло­гию (науку о познании) и науку о морали

Решая свои вопросы, этика пересекается как с другими разделами философии, так и с психо­логией, особенно если анализируются нрав­ственные качества Этика традиционно связана с богословием и религиозной философией

Религия всегда скептически относилась к проблемам морали Происхождение морали нельзя объяснить без таких наук, как история, социология, а также биология В нравственном мире личности человека сложно разобраться без помощи педагогики и психологии Эти науки прежде всего помогают определить мотивы поступков и дают ценные рекомендации для вос­питателей Благодаря непосредственному пе­ресечению с другими науками становятся про­ще и доступнее многие аспекты нравственного I поведения людей в обществе В итоге можно

 


 


 

 


Этика содержала нормативные программы, которые были призваны подчинить конкретного человека абстрактному, вступали в конфликт с реальными индивидами, настоящая жизнь ко­торых не умещалась в предлагаемые норматив­ные рамки Таким образом, этика ставила такие нормы, достичь которых реальный человек был не в состоянии Поэтому этика обрекала себя на практическую бесперспективность, на невоз­можность достижения реальных результатов Этика рисковала остаться чем-то недосягае­мым и неосуществленным как человеком, так и обществом

Противоречие между претензиями этики на роль практической философии и ирреальностью выдвигаемых ею идеалов в полной мере выяви­лось в Новое время

Профессионально-философская этика ока­залась перед выбором между возвышенными, но нереальными идеалами и реальной, но не привязанной к моральным достоинствам жиз­нью В результате выбора профессиональная этика избрала предметом своих изучений жизнь, подвергнув критике мораль как отчужденную от индивидов и враждебную им форму сознания

Данное направление получило название эти­ческого антинормативизма Особый вариант ан­тинормативизма заключается в концепции по­зитивистской философии Она (в частности, в ее неопозитивистском варианте) отказывает мо­ральным нормам в научной санкции, возводя непреодолимую логическую пропасть между фактами и ценностями


щить Мораль — это одновременно и задача, при решении которой требуется применить тео­ретические размышления Мораль — это тот стандарт поведения, чувств и мыслей, который общество ставит перед человеком Мораль — это то, чего невозможно достичь, но к чему нуж­но стремиться Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отраже­нием и объяснением

Этика призвана предложить свою собственную модель нравственности Философы-моралисты в этом отношении представляются архитектора­ми, делом которых является «строительство» основ морали и нравственности

Мораль может быть представлена в двух раз­личных обличьях

1) в качестве характеристики личности, совокуп­
ности моральных качеств, добродетелей, на­
пример правдивость, честность, доброта,

2) в качестве характеристики отношений между
людьми, совокупности моральных норм (тре­
бований, заповедей, правил), например «не
лги», «не кради», «не убий»

Поэтому мораль можно разделить на две категории

1) моральное измерение личности,

2) моральное измерение общества
Явления, осмысливаемые в этике, очень

сложны, многоаспектны, прочно связаны с тон­чайшими оттенками человеческих чувств и от­ношений, поэтому дефиниция любого из них не может вместить в себя всех его характеристик, без которых оно теряет свою уникальность


 


говорить о том, что различные науки во многом определяют ценности нравственной жизни На­ряду с этим перед этикой существуют сле­дующие задачи

1) определение сущности морали,

2) исследование морали с применением раз­
личных наук

Очень долгое время между различными мыс­лителями существовал спор стоит ли призна­вать этику наукой В основе этого спора лежало утверждение, что ценности, изучаемые этикой, не являются прерогативой науки В качестве ответа на это заявление можно привести слова английского философа и математика Б. Рас­селла «Наука не решает вопроса о ценностях, но происходит это потому, что такого рода воп­росы не решаются с помощью интеллекта»

Нравственный мир человеческой личности слишком противоречив, проникает не только в сферу разума, но и во все разделы психики, слишком динамичен, чтобы его можно было «сфотографировать» при помощи какой-то математической формулы или загнать в некие рамки

В осмыслении нравственной жизни важ­ную роль могут играть:

1) чувство,

2) вера,

3) художественный или религиозный образ
Этика не только предписывает, как поступать

в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали, сложный и противоречивый мир нрав­ственных отношений, высшие устремления че­ловека


подходы к определению и пониманию морали, часто выделяют такие главные направления, как натуралистическоеи идеалистическое,

в котором различают течения субъективно-идеалистического, объективно-идеалистиче­ского и религиозного характера

Натуралистическое направление объединяет стремление объяснить мораль и высшие нрав­ственные ценности с учетом природы человека, которая рассматривается преимущественно в биопсихологическом плане Мораль, опреде­ляемая этой природой, должна быть адекватной формой ее проявления

Натуралистический подход распадается на несколько течений, в основе которых лежит бо­лее конкретное упоминание источника морали эвдемонизм связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем, гедонизм — с удовольст­вием, наслаждением, утилитаризм — с пользой, выгодой

На некотором этапе развития этики как науки складываются такие методологические ориен­тации исследования, которые способны выхо­дить за пределы двух основных направлений

Данная типологизация методов исследова­ния этических систем не считается единствен­но возможной При изучении методов следует иметь в виду, что отнесение мыслителя в области этики к тому или иному направлению часто бы­вает условным Заявляя, например, о своей приверженности конкретной традиции и разде­ляя ее основные взгляды, философ своим твор­чеством не только выходит за ее границы, но и способен разрушить ее фундамент

 


5 ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ

Этику определяют как философскую науку на зывают практической философией которая отвечает на вопрос как следует правильно жить придерживаясь... Слово этика произошло от древнегрече ского ethos этос Изначально под... Аристотель использовал понятие этиче ский для обозначения особого класса челове ческих качеств которые он называл...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ЭТИКИ
Этику с древности считали «практической философией» в отличие от «чисто теоретиче­ского» знания о мире Любое теоретическое зна­ние в конечном счете приобретает практическое значение, не только пред

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Зарождение этики началось в глубокой древ­ности и было связано со становлением классо­вого общества, разделением труда, отделе­нием духовно-теоретической деятельности от материально-практической Пе

НОВОГО ВРЕМЕНИ
Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосно­вать все действия и посту

СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ЭТИКИ
Каждое государство имеет свою культуру и специфическую этическую мысль, отличаю­щуюся от мировой этической мысли, которая и складывается из национальных особенностей Специфика российской эт

ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Становление современных этических теорий связано прежде всего с кризисом классической философии второй половины XIX—начала XX вв В связи с этим произошло полное отрицание принципов классической эти

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ
Происхождение и развитие категории «мо­раль» являются центральными вопросами при изучении этики Возникновение категории «мо­раль» можно отнести к периоду античности Пер­вым мыслителем, который попы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Будучи сложным общественным образова­нием, мораль имеет свою структуру Структура морали складывается из нескольких элементов Со времен Аристотеля в качестве таковых вы­деляют моральное сознание и м

ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК
Слово «добродетель» имеет два значения 1) выражает стремление человека соответство­ вать тому образу личности, который предпо­ лагается моралью, 2) обозначает конкретное м

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
■-Х   Нередко возникают ситуации, когда понятия добра и зла смешивают

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА
Способом реализации нравственной свобо­ды является моральный выбор личностиОн может происходить между различными вариан­тами поведения, между различными ценностя­ми но в конечном и

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Свобода всегда связана с ответственностью, таккактот, кто действует свободно, всегда пол­ностью отвечает за содеянное Ответственность можно определить как категорию этики, отражаю­щую особое социал

СОВЕСТЬ
Совесть— это этическая категория выра­жающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю Самоконтрольосуществляется путем критической оценки своих

Совесть — это голос Бога,
2) совесть — это обобщенный и перенесенный во внутренний мир голос значимых других СМЫСЛ, ОСМЫСЛЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ Человек всегда обременен личной смертью, конц

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
В общем смысле понятие «достоинство» представляет собой выражение представления о ценности каждой личности Оно отражает моральное отношение человека к самому себе, а также общества к индивиду Однак

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ
В истории этики было множество мнений по поводу вопроса, в чем заключается смысл жизни В самых первых этических учениях, возник­ших на Древнем Востоке, смысл жизни опреде­лялся однозначно

СЧАСТЬЕ
Счастьем принято называть наивысшее состояние радости, упоение от обретения пред­мета большого желания, восторженную удовлет­воренность тем, что цель достигнута Извест­но что желания и цели у людей

ПАРАДОКС СЧАСТЬЯ
Любовьявляется чувством, которое трудно поддается конкретному определению Как отно­шение между людьми любовь можно охаракте­ризовать как высшую эмоционально-духовную напряженность, к

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
  В этике милосердная любовь как основопо­лагающий принцип признавалась большин­ством философов Но существовали и сомне­ния достаточно ли милосердия в качестве основополагаю

УДОВОЛЬСТВИЕ
       

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
Широкое значение слова

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
  Жиз

ОБЩИЙ И ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС
Теория общего блага тесно связана с прин­ципом пользы Она изначально возникает из неприятия эгоизма, собственной корысти и мер-кантилизма (к которым сводится принцип пользы) При этом в реальных усл

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Справедливость— это один из принципов, который регулирует взаимоотношения между людьми по распределению социальных ценно­стей При этом социальные ценности понимают­ся в широком смы

ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Справедливость и равенство неразрывно свя­заны между собой Эту связь не раз подтверждал Дж. Ролз, рассматривающий справедливость как принцип социальной организации Данный пр

ОБЩЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
По мнению К. Маркса,«действительное ду­ховное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений», по­этому он считает, что «общение является одним

МНИМОЕ МИЛОСЕРДИЕ
Милосердие может быть как искренним, так и ложным Ложное (мнимое) милосердие может существовать в нескольких видах: 1) милосердие с целью одобрения и благодар­ ности с

ДУХОВНОСТЬ
 

ПРИНЦИПЫ ЭТИКЕТА
Принципы этикета играют значительную роль в поведенческой культуре они служат ее опорой и руководствуются идеями Все существующие правила поведения под­разумевают обязательность их соблюде

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
  Смертная казнь применялась в различных государствах в качестве одной из мер наказа­ния При этом масштабы, характер, формы и прак­тики смертной казни различны Если рассмот­

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги