рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - раздел Социология, ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Зарождение Этики Началось В Глубокой Древ­ности И Было Связано Со Становление...

Зарождение этики началось в глубокой древ­ности и было связано со становлением классо­вого общества, разделением труда, отделе­нием духовно-теоретической деятельности от материально-практической Первые этические представления проявлялись еще на ранних ста­диях развития общества и выражались в мифах, легендах, сказках и других продуктах коллектив­ного творчества

Возникновение авторских размышлений на этические проблемы связано со странами Древнего Востока, прежде всего с Китаем и Ин­дией, и датируется 111—11 тысячелетиями до н э Они были выражены в таких произведениях, как «Песня арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой», «Диалог господина и раба» Этот этап можно назвать подготовительным для возникновения этических учений и школ в стра­нах Древнего Востока

Появление первых этических учений Древне­го Востока датируется I тысячелетием до н э Наиболее влиятельными среди них стали брах­манизм и буддизм в Индии, а также конфуциан­ство в Китае

Этическая мысль Древнего Востока отлича­лась значительным разнообразием, однако при этом в ней можно выделить общие характер­ные черты

1) процесс накопления знания носил не интен­сивный, а экстенсивный характер, т е знания накапливались, но не развивались,


6 ЭТИКА АНТИЧНОСТИ

Развитие этики в Древней Греции значитель­но отличалось от этого процесса на Древнем Востоке Причины этого носят социально-эко­номический и политический характер В Древ­ней Греции разложение общинно-родового строя и смена его классовым происходили зна­чительно быстрее, появилась частная собствен­ность, возникло разделение труда, происходили острые столкновения родоплеменной аристо­кратии и демоса, в результате которых победу одержал последний Это значительно оживило развитие политической и духовной жизни, в том числе и этики

Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы соотношения индиви­дуальной воли и всеобщего блага, интересов и целей одного индивида с интересами и целя­ми других

Центральными фигурами в истории античной этики можно считать софистов (Сократа, Пла­тона, Аристотеля, Эпикура), стоиков, скеп­тиковЗдесь важно отметить отличие этической мысли Древнего Востока и Древней Греции В Греции процесс развития этической мысли но­сил поступательный характер, школы и ученые развивались не параллельно в один временной отрезок, а последовательно Это стало причи­ной того, что древнегреческая этическая мысль отличается глубиной и содержательностью Ведь очевидно, что каждый философ, знако­мясь с трудами своих предшественников и по­лемизируя или соглашаясь с ними, выдвигал


 


7 ЭТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековая этика развивалась исключи­тельно в рамках христианской веры Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отраже­ние идеи греховности и искупления вины стра­данием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю Необходимо отметить, что развитие этики в этот период вре­мени также не было лишено социального и по­литического окраса высшему сословию было очень выгодно развитие именно этих идей, так как они позволяли объяснить причины неравен­ства, подавить возможные протестные движе­ния, укрепить свои позиции Понятно, что и сама христианская церковь становилась очень при­вилегированным институтом

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоин­ства, могущества человека не могли найти под­держки у христианской церкви Мораль в Сред­ние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога Бог, а не человек становится целью Главной особен­ностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер Текст Священного Писания стал единственным источ­ником для рассмотрения и решения всей основ­ной проблематики христианского нравственно­го учения об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смыс­ле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой эти-


8ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Центральным понятием этики этого периода является гуманизмГуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающих­ся в Средневековье Одной из таких идей был антропоцентризм,т е то, что в центре ми­роздания располагается человек Из этого сле­довало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностя­ми Однако влияние церкви на сознание обще­ства по-прежнему оставалось значительным Поэтому гуманистические идеи, направленные на преобразование и совершенствование от­дельной просвещенной личности до разумно­го, свободного и достойного состояния, не мог­ли найти отклик и оказать действенное влияние на массовое сознание Официальная же цер­ковь оказалась не способной ответить на вы­зов времени и приспособиться к изменившим­ся условиям Результатом такой ригидности (негибкости) церкви стало возникновение в ре­лигиозно-этической мысли такого явления, как протестантизм и протестантская этика Появле­ние этих продуктов общественной мысли Воз­рождения знаменовало начало нового этапа развития религиозной и духовной жизни — Ре­формации

Духовный отец Реформации Мартин Лютер противостоял позициям официальной церкви, обвиняя ее в монополизации возможности об­щения с Богом и спасения простых людей Ведь согласно позициям официальной церкви толь-

 

 


какие-то новые, оригинальные идеи этического характера

Античная этика является по существу уче­нием о добродетелях и добродетельной лично­сти Согласно такому пониманию посредствую­щим звеном между нравственной эмпирией, моральным долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность Эта этика оптимистична, в ней утверждаются нрав­ственная самоценность и суверенность чело­века Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков Специфика его в том, что он есть су­щество разумное и общественное По мнению философов, гармоничное общественное уст­ройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к че­ловеку, как подчинение индивидуального всеоб­щему, страстей — разуму, живых личностей — абстрактным нормам, а того, что есть, — тому, что должно быть

Необходимо отметить и значительный прог­ресс античной этики переход от мифологических воззрений к натуралистической и идеалистической концепциям В основе натуралистической концеп­ции лежит ориентация на человека как на естест­венное существо Идеалистическая концепция, значительная роль в разработке которой принад­лежит Платону, ориентируется на идеальный сверхъестественный мир


 

2) школы и течения развивались параллельно,
а не последовательно, что затрудняло про­
цесс преемственности,

3) отсутствовала ярко выраженная авторская
позиция, что придавало этической мысли
определенную «безликость»,

4) направленность не на внешнюю реальность
и объективную действительность, а на само­
совершенствование

Эти особенности обусловливались особенно­стями социально-экономической и политиче­ской действительности стран Древнего Восто­ка, для которых были характерны отсутствие частной собственности на землю, сильная за­висимость от государства, формирование за­крытого сословного общества с высоким уров­нем социального неравенства

Достижения этической мысли Древнего Восто­ка можно разделить на религиозные и социаль­ные К первым относится создание таких добро­детелей, как уважение и почитание богов, смирение, ненасилие, покорность Среди общест­венно-нравственных ценностей, культивируемых этической мыслью Древнего Востока, необходи­мо отметить следующие почитание предков и со­хранение обычаев, уважение к старшим, госте­приимство, ненасилие, доброжелательное отношение ко всему живому правдивость благо­честие, щедрость, воздержание от гнева и стрем­лений к удовольствиям

Можно сказать, что этические учения Древ­него Востока стали первым этапом развития мировой этической мысли и сформулировали основные проблемы (прежде всего социально­го характера) ее развития


 


ко священнослужители могли общаться с Бо­гом и соответственно просить его о прощении Все остальные должны были лишь заботиться о церкви и проявлять к ней уважение, подкреп­ляя ее всевозможными податями Мартин Лю­тер утверждал, что каждый человек может сам общаться с Богом, не нуждаясь в посредни­честве церкви Таким образом, единственной задачей человека становится задача жить по-божески, что и является высшей добродетелью

Протестантская этика проповедовала постоян­ный упорный труд и совершенствование профес­сионального мастерства, прилежание, скром­ность и ограничение своих потребностей, доходящее до скопидомства, отказ от земных удовольствий и праздности Ведь именно это является признаком того, что человек избран Богом для спасения Главными же пороками, неизбежно приводящими любого человека к по­гибели, становились праздность, леность, склонность к легкой жизни

Подводя итог, необходимо сказать что одним из главных достижений Возрождения стало воз­вращение к идеям античности о могуществе человека Протестантизм же установил возмож­ность непосредственной личной связи челове­ка с Богом Таким образом, нравственность была спущена с небес на землю, что явилось неоспоримым прогрессом в развитии этиче­ской мысли


ческой мысли были не философы, как в антич­ности, а теологи Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др

Центральные проблемы средневековой эти­ческой мысли

1) источник и природа зла— результат от­
ступления человека от божественных запове­
дей в результате выбора свободной воли,

2) образ Христакак свидетельство единения
человека с Богом и победы над силами зла,

3) антагонизм души и тела.Телесность —
источник греховности человека, душа бес­
смертна и божественна, тело смертно и гре­
ховно,

4) источник нравственных ценностей— Бог,
который создал мир, человека, следователь­
но, и все нормы поведения

Среди достижений этической мысли Средневековьяследует отметить следующие

1) придание морали всеобщего, т е общечело­
веческого, характера,

2) утверждение ценности каждого человека не­
зависимо от его происхождения, социально­
го положения и даже достоинств,

3) углубление сущностного смысла понятия
«нравственность» через категории вины, гре­
ха, страдания, искупления

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограни­ченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог

 


           
   
 
   
 
 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ

Этику определяют как философскую науку на зывают практической философией которая отвечает на вопрос как следует правильно жить придерживаясь... Слово этика произошло от древнегрече ского ethos этос Изначально под... Аристотель использовал понятие этиче ский для обозначения особого класса челове ческих качеств которые он называл...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ЭТИКИ
Этику с древности считали «практической философией» в отличие от «чисто теоретиче­ского» знания о мире Любое теоретическое зна­ние в конечном счете приобретает практическое значение, не только пред

ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Этика выделилась в относительно самостоя­тельную науку в конце XV в Мораль очень тесно связана со всеми сторонами общественной жизни, поэтому многие науки каким-либо обра­зом затрагивают ее проявле

НОВОГО ВРЕМЕНИ
Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосно­вать все действия и посту

СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ЭТИКИ
Каждое государство имеет свою культуру и специфическую этическую мысль, отличаю­щуюся от мировой этической мысли, которая и складывается из национальных особенностей Специфика российской эт

ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Становление современных этических теорий связано прежде всего с кризисом классической философии второй половины XIX—начала XX вв В связи с этим произошло полное отрицание принципов классической эти

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ
Происхождение и развитие категории «мо­раль» являются центральными вопросами при изучении этики Возникновение категории «мо­раль» можно отнести к периоду античности Пер­вым мыслителем, который попы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Будучи сложным общественным образова­нием, мораль имеет свою структуру Структура морали складывается из нескольких элементов Со времен Аристотеля в качестве таковых вы­деляют моральное сознание и м

ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК
Слово «добродетель» имеет два значения 1) выражает стремление человека соответство­ вать тому образу личности, который предпо­ лагается моралью, 2) обозначает конкретное м

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
■-Х   Нередко возникают ситуации, когда понятия добра и зла смешивают

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА
Способом реализации нравственной свобо­ды является моральный выбор личностиОн может происходить между различными вариан­тами поведения, между различными ценностя­ми но в конечном и

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Свобода всегда связана с ответственностью, таккактот, кто действует свободно, всегда пол­ностью отвечает за содеянное Ответственность можно определить как категорию этики, отражаю­щую особое социал

СОВЕСТЬ
Совесть— это этическая категория выра­жающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю Самоконтрольосуществляется путем критической оценки своих

Совесть — это голос Бога,
2) совесть — это обобщенный и перенесенный во внутренний мир голос значимых других СМЫСЛ, ОСМЫСЛЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ Человек всегда обременен личной смертью, конц

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
В общем смысле понятие «достоинство» представляет собой выражение представления о ценности каждой личности Оно отражает моральное отношение человека к самому себе, а также общества к индивиду Однак

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ
В истории этики было множество мнений по поводу вопроса, в чем заключается смысл жизни В самых первых этических учениях, возник­ших на Древнем Востоке, смысл жизни опреде­лялся однозначно

СЧАСТЬЕ
Счастьем принято называть наивысшее состояние радости, упоение от обретения пред­мета большого желания, восторженную удовлет­воренность тем, что цель достигнута Извест­но что желания и цели у людей

ПАРАДОКС СЧАСТЬЯ
Любовьявляется чувством, которое трудно поддается конкретному определению Как отно­шение между людьми любовь можно охаракте­ризовать как высшую эмоционально-духовную напряженность, к

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
  В этике милосердная любовь как основопо­лагающий принцип признавалась большин­ством философов Но существовали и сомне­ния достаточно ли милосердия в качестве основополагаю

УДОВОЛЬСТВИЕ
       

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
Широкое значение слова

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
  Жиз

ОБЩИЙ И ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС
Теория общего блага тесно связана с прин­ципом пользы Она изначально возникает из неприятия эгоизма, собственной корысти и мер-кантилизма (к которым сводится принцип пользы) При этом в реальных усл

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Справедливость— это один из принципов, который регулирует взаимоотношения между людьми по распределению социальных ценно­стей При этом социальные ценности понимают­ся в широком смы

ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Справедливость и равенство неразрывно свя­заны между собой Эту связь не раз подтверждал Дж. Ролз, рассматривающий справедливость как принцип социальной организации Данный пр

ОБЩЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
По мнению К. Маркса,«действительное ду­ховное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений», по­этому он считает, что «общение является одним

МНИМОЕ МИЛОСЕРДИЕ
Милосердие может быть как искренним, так и ложным Ложное (мнимое) милосердие может существовать в нескольких видах: 1) милосердие с целью одобрения и благодар­ ности с

ДУХОВНОСТЬ
 

ПРИНЦИПЫ ЭТИКЕТА
Принципы этикета играют значительную роль в поведенческой культуре они служат ее опорой и руководствуются идеями Все существующие правила поведения под­разумевают обязательность их соблюде

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
  Смертная казнь применялась в различных государствах в качестве одной из мер наказа­ния При этом масштабы, характер, формы и прак­тики смертной казни различны Если рассмот­

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги