Реферат Курсовая Конспект
ОБЩИЙ И ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС - раздел Социология, ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Теория Общего Блага Тесно Связана С Принципом Пользы Она Изначально Возникае...
|
Теория общего блага тесно связана с принципом пользы Она изначально возникает из неприятия эгоизма, собственной корысти и мер-кантилизма (к которым сводится принцип пользы) При этом в реальных условиях при возвышении интереса частной группы теория не имеет никаких противовесов, а любые другие возможные интересы подавляются как ограниченные, антигосударственные или антинародные Критерии полезности как оценки средств для достижения поставленных целей вообще утрачиваются
Общий интерес является предрассудком, иллюзией и уловкой морализирующего мышления частной группы, которое предполагает, что чистота нравов, духовное благополучие общества могут быть достигнуты через ограничение или подавление частных, индивидуальных интересов Здесь общий интерес как действительная, универсальная ценность актуален только в тех условиях, когда сообщество является носителем общего интереса, и оправдан в случае, если общество оказывается перед лицом угрозы со стороны внешнего врага или перед разрушительной силой природы Таким образом, общий интерес способствует самоотверженной заботе о сообществе, о сохранении его частей или элементов
Чаще всего в истории общественной мысли встречалась другая точка зрения, которая считает общий интерес вовсе не существенным, если он отличается от частных интересов Эта позиция называется позицией разумного эгоиз-
25
к выводу, что кризисные процессы глубоко связаны с этическими, политическими и социальными проблемами, которые стоят перед человеком При изучении данной проблемы теоретики акцентируют внимание на социально-экономических и политических аспектах глобальных проблем
При этом представители экологической этики сосредоточивают внимание на морально-этической проблематике, отмечая большой разрыв между экологическим и этическим развитием, тогда как они считают, что существует тесная связь между «образами будущего» и этикой Мыслители экологической этики считают, что анализ глобальных проблем без анализа моральных императивов, нравственных ориентации и этических ценностей является бесперспективным В экологической этике считается, что экологический кризис является следствием неверной ценностной ориентации, используемой человеком в своей практической деятельности по изменению внешнего мира При этом принято убеждение, что существующие экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, который основывается на этике, ориентируется на будущее и утверждает связь между человеком и природой
Идеи и принципы экологической этики развиваются в работах Д. Козловского «Экологическая и эволюционная этика»* Г. Киефера «Биоэтика», представителей Римского клуба и других западных ученых
ориентации являются одной из важнейших потребностей человека
Ценность вещи определяется для индивида тем, что она отвечает его основным потребностям, интересам, замыслам и т д Как различны потребности и интересы, так различен «вес» разных ценностей, т е их значимость в жизни человека
Ценности человека можно разделить на определенные группы По содержанию ценности можно разделить на наслаждение, пользу, славу, власть, безопасность, красоту, истину, добро, счастье и т д
По отношению к добродетелям человека ценности можно разделить на положительные и от-рицательные наслаждение — страдание, польза — вред, слава — позор, власть — подвластность, безопасность — опасность, красота — безобразие, истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье и т д
Ценности можно разделить на практические и духовные, на высшие и низменные При этом не всегда положительные ценности являются возвышенными, а отрицательные — низменными Положительность и отрицательность определяются тем, отвечают ли ценности потребностям и интересам человека или нет Для деления ценностей на высшие и низшие применяется другой критерий
Такой критерий рассматривал в своих трудах Аристотель, который считал, что благом называется то, к чему все стремятся Однако при этом некоторые вещи сами являются ценностями, а другие — средством достижения ценностей
ма Данная позиция имеет вполне определенное экономическое основание с развитием товарно-денежных отношений и присущих им форм разделения труда любая частная деятельность, ориентированная на создание конкурентоспособных товаров и услуг и, следовательно, на общественное признание этих результатов, оказывается общественно полезной В появляющихся в этих условиях общественных связях и зависимостях видно истинное выражение общественной нравственности При этом не принимается во внимание, что люди, которые всесторонне зависят друг от друга как экономические агенты и производители товаров и услуг, являются взаимоизолированными как субъекты частных интересов
Теории общего блага и разумного эгоизма представляют этические основания и оправдание индивидуальному поведению и общественной практике
В обеих теориях понятие интереса (общего или частного) является ключевым Но отнесение того или другого вида интереса к положительному или отрицательному соответствует мировоззренческим установкам мыслителя и является проявлением морализирования, в то время как настоящая этическая проблема выполнения человеком обязанностей, его устремления к осуществлению идеала заменяется другими (социальными) проблемами, т е переводится в социологический план и при этом теряется как этическая проблема
4) способствует достижению цели с наименьшими затратами (помогает эффективности действий)
Как и другие ценности практического сознания (успех, эффективность целесообразность, преимущество и т п ) польза является относительной ценностью в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины, совершенства)
Понятие и правила пользоориентированного сознания (как и гедонического) являются морально нейтральными Они могут найти свое проявление как в алчности, потребительстве, приобретательстве карьеризме, так и в предпринимательстве предприимчивости
С этической стороны проблемы как в одном, так и в другом случае проявляется существенное различие между моралью как таковой и отношениями полезности Мораль возникает и функционирует в обществе как система ценностей, призванных компенсировать обусловленные цивилизацией обособленность, отчужденность индивидов Польза и подобные ей понятия характеризуют ценности и нормы Прагматизм (стремление к пользе, успеху, эффективности) предполагает устремление человека к реальности, учет им наличных обстоятельств, сложившегося порядка вещей Прагматик учитывает условия, но при этом стремится, насколько это возможно, управлять ситуацией, программировать результаты своих усилий
|45 |
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Этику определяют как философскую науку на зывают практической философией которая отвечает на вопрос как следует правильно жить придерживаясь... Слово этика произошло от древнегрече ского ethos этос Изначально под... Аристотель использовал понятие этиче ский для обозначения особого класса челове ческих качеств которые он называл...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОБЩИЙ И ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов