Реферат Курсовая Конспект
ПАРАДОКС СЧАСТЬЯ - раздел Социология, ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Любовьявляется Чувством, Которое Трудно Поддается Конкретному ...
|
Любовьявляется чувством, которое трудно поддается конкретному определению Как отношение между людьми любовь можно охарактеризовать как высшую эмоционально-духовную напряженность, которая основана на осознании максимальной ценности какого-то отдельного человека Любовь отличается от дружбы тем, что она не скована даже нравственными оценками Однако нельзя утверждать, что любовь и дружба являются антиподными понятиями Любовь не может ответить на вопрос, почему любят, а говорит «Несмотря ни на что» Можно только ответить на вопрос, почему не любим Любовь является интимным и глубоким чувством, она может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (любовь к детям, родителям, родине, жизни, истине и т п ) При этом сущность любви наиболее ярко проявляется в отношениях между людьми Ее самое яркое проявление, которое является загадочным и неотвратимым по силе воздействия, — это индивидуальная половая любовь Эта любовь проявляется в абсолютном приятии конкретного человека и приводит к тому, что принятые правила поведения и оценки утрачивают свою непререкаемость, становятся относительными, подчиненными конкретной человеческой связи Познание любви в истории культуры осуществлялось не только как проникновение в ее сущность и обоснование открываемой в ней |
Основной парадокс заключается в том, что счастье и несчастье всегда находятся рядом друг с другом В жизни каждого человека счастье и несчастье соприкасаются
Наличие несчастья в жизни человека объясняется тем, что человек не может обезопасить себя от ошибок, проступков, болезней и невзгод, вражды со стороны других людей и потери близких и дорогих людей А именно эти события воспринимаются человеком как причина несчастья
При этом наше общество является обществом конкурирующих индивидов и устроено так, что счастье всех людей одновременно невозможно Всегда счастье одного человека соседствует с несчастьем другого или даже является причиной данного несчастья Для сглаживания возникающих в обществе разногласий применяется институт права нравственности, религии Философы считают, что с помощью самоограничения, самопожертвования, смирения можно достичь добродетели и успешного взаимодействия людей На основании этого Дж, С. Миллювысказывал следующее «Сознательная способность жить без счастья составляет самое надежное орудие для достижения всей той полноты счастья, какая только теперь достижима»
Это и является парадоксом счастья Данное утверждение парадоксально с точки зрения логики, которая предполагает, что каждое слово употребляется в одном и том же значении С семантической же точки зрения, когда основное
Некоторые считают, что удовольствие — это не счастье Удовольствия, как и страдания, могут привести к несчастью
Еще одним доводом в пользу утверждения, что не в удовольствии заключается счастье, служит то, что удовольствия доступны как тем, кто считает себя счастливым, так и тем, кто считает себя несчастным Следовательно, не удовольствие как таковое является условием или содержанием счастья, а что-то другое
Для некоторых людей счастье тесно сопряжено с богатством Однако богатство может принести как счастье, так и несчастье Не само по себе богатство делает счастливым, а богатство праведное, нажитое и не обременяющее
Понятие счастья часто связывают с властью Но с этим не все могут согласиться Это связано с тем, что власть очень часто влечет за собой ограничение свободы, причем как внутренней, так и внешней А ограничение свободы влечет ограничение развития личности, что не позволяет человеку в полной мере стать счастливым Ни удовольствие, ни богатство, ни власть не приносят счастья при ограничении свободы действий человека
Однако счастье, которое связано с обретением полной свободы, — это счастье, наполненное беспокойством, мучительное Ведь общеизвестным фактом является то, что нет страшнее наказания и тяжелее бремени, чем свобода выбора
Эвдемонисты считали, что человек должен стремиться к счастью Поскольку каждый человек видит счастье по-своему, то универсальную ценность в качестве смысла жизни из их взглядов вынести невозможно Кроме того, нравственный человек не может достичь счастья за счет несчастья других или наслаждаться собственным счастьем, пока другие страдают
В религиозной этике земная мысль принимается во внимание лишь в отношении к чему-то высшему (вечной жизни, Богу, душе), которое находится вне ее пределов Поэтому смысл жизни человека условен, а бытие человека не имеет никакого значения, гораздо важнее соотнесение его с абсолютной ценностью Человеческое существование имеет смысл постольку, поскольку оно ориентировано на божественные ценности и заповеди, освященные церковью Но необходимо помнить, что и за пределами религии понятия добра и справедливости всегда производят на людей сильное впечатление
Указанные проблемы актуализируют вопрос о возможности поиска смысла жизни не во внешних ее проявлениях, а внутри самого себя Это направление получило наибольшее развитие в экзистенциализме В рамках этого направления человеческая жизнь изначально лишена всякого смысла Поиск же смысла своей жизни позволяет людям преодолевать трудности и препятствия, встающие на их жизненном пути Взгляды экзистенциалистов на смысл жизни можно выразить словами Ф. Ницше «У кого есть "зачем жить", может выдержать практически любое "как"»
ценности реального человека, но и как возведение в ранг абсолютной ценности самой любви К. Маркс считал, что из любящего человека, из любви человека делают «человека любви», а любовь, одолевающую отчуждение, часто превращают в отчужденную от человека абсолютную ценность и норму
В религии любовь проявляется как новый божественный завет, принцип, превосходящий все остальные способности человека В ряде социальных утопий (Л. Фейербаха, Ф. Фурье и др ) понятие «любовь» применяется для объяснения возможности воплощения должного путем эмоционально-ценностной перестройки Важная линия осмысления любви существовала в XIX в Она заключалась в противопоставлении ее буржуазному деляческому отношению, прагматизму, подчеркивании ее способности вырвать человека из системы узких социально-политических и личных интересов, из функционально-ролевых отношений
Любовь является свободным проявлением человеческой сущности ее нельзя предписать, принудительно преодолеть, запретить Любовь не подчиняется обычному нормированию, но в моральном принципе любовь, вменяемая человеку как его высший долг, выражается в представлении о человеке как о свободной личности которая способна принять на себя полную ответственность В результате в любви проявляется стремление личности к целостности и нахождению богатого и полноценного мира
внимание уделяется возможности изменять значения слов в зависимости от контекста, это высказывание приобретает новый смысл
Когда речь идет о счастье, люди чаще всего имеют в виду личное счастье Но, с другой стороны, человек становится по-настоящему счастливым, когда исполняет свой долг, становится добродетельным
Парадокс счастья объясняли и другие философы Психолог С. Л. Рубинштейн так его формулировал «Чем меньше мы гонимся за счастьем, чем больше заняты делом своей жизни, тем больше положительного удовлетворения, счастья мы находим»
П. Я. Чаадаев говорил, что этот парадокс разъясняется в переносе ценностной и целевой ориентированности индивида с себя на другого «Вы хотите быть счастливым? Так думайте как можно меньше о собственном благополучии, заботьтесь о чужом Можно биться об заклад, тысяча против одного, что вы достигнете высших пределов счастья, какие только возможны»
Козьма Прутков в своем мудром поучении утверждал «Хочешь быть счастливым, будь им» То есть данное высказывание означает «Не предавайся унынию» Это является нравственно значимой рекомендацией, если ее переформулировать «Хочешь быть счастливым, будь добродетельным» Такое «трудное счастье» и является настоящим счастьем
33
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Этику определяют как философскую науку на зывают практической философией которая отвечает на вопрос как следует правильно жить придерживаясь... Слово этика произошло от древнегрече ского ethos этос Изначально под... Аристотель использовал понятие этиче ский для обозначения особого класса челове ческих качеств которые он называл...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПАРАДОКС СЧАСТЬЯ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов