рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - раздел Социология, ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ   В Этике Милосердная Любовь Как Основопо­лагающий Пр...


 


В этике милосердная любовь как основопо­лагающий принцип признавалась большин­ством философов Но существовали и сомне­ния достаточно ли милосердия в качестве основополагающего этического принципа и воз­можна ли ситуация, когда заповедь любви будет рассматриваться как императив, особенно фун­даментальный

Причиной сомнения является то, что любовь даже в самом широком смысле является чув­ством т е субъективным и не поддающимся сознательной регуляции явлением Чувствами нельзя управлять по велению воли, и они не являются универсальным основанием нрав­ственного выбора

Наиболее решительно и последовательно заповедь любви анализировал И. Кант Прини­мая в качестве действительного мотива нрав­ственных деяний долг, Кант не видел в любви движущей силы нравственности Он рассмат­ривал любовь как склонность и считал, что со­держание склонности не может быть согласо­ванным с обязательствами, которые принял на себя человек

Человек часто принимает любовь в качестве принципа действия Но принцип универсален, и поэтому действие обусловлено долгом, а не чувством Невозможно любить только из жела­ния любить или из долга любить Любить можно только по движению души, т е по склонности

В отличие от любви бескорыстное милосер­дие вполне подчиняется законам долга К тому


Благотворительностьюназывается такая деятельность, посредством которой частные ресурсы по своей воле распределяются состоя­тельными людьми в целях оказания помощи нуждающимся людям, решения общественных проблем и для усовершенствования условий общественной жизни

При этом нуждающиеся — это не только те люди, которые живут в нужде, но и те люди и орга­низации, которым необходим постоянный при­ток материальных средств для решения инди­видуальных, профессиональных, культурных и гражданских задач

Ресурсы, которые предоставляет благотвори­тель, могут быть финансовыми и материальны­ми средствами или могут быть представлены как способности и энергия человека

В нашем обществе под благотворительно­стью в основном понимаются пожертвования в виде денежных средств или имущества

На основании мировой практики благотвори­тельность представляет собой как бы оборотную сторону успешного бизнеса Но при этом приро­да благотворительности противоположна биз­несу, так как бизнес стяжателен, ориентирован на извлечение прибыли, накопление средств с целью их вложения и извлечения еще боль­шей прибыли

Смыслом филантропии является бескорыст­ная деятельность, с ее помощью средства рас­пределяются, прибыль расточается Но внешняя противоположность бизнеса и благотворитель- ности снимается тем, что в социальном плане

 


разных социально-нравственных учений XVII— XVIII вв , а также XIX в

По мнению ученых, эгоизм является основ­ным мотивом экономической и политической деятельности, одним из важнейших факторов общественной жизни, социальным качеством личности Это качество обусловливается харак­тером таких общественных отношений, которые основываются на полезности Эгоизм являет­ся проявлением подлинных и разумных интере­сов человека, он является плодотворным, так как содействует общему благу Общий интерес часто соседствует с частными интересами че-1 ловека и складывается из них Поэтому человек, который разумно и успешно реализует собствен­ные интересы всегда способствует достижению общественных интересов

Концепция разумного эгоизма предполагает, что речь идет о человеке, который вовлечен в определенное сообщество и включен в систе­му взаимных прав и обязанностей Такая систе­ма возвышает человека над конкретностью его житейских ситуаций Но реальное общество го­раздо сложнее Оно вовсе не целостно и внут­ренне противоречиво В реальном обществе сосуществуют различные группы и сообщества, в частности конкурирующие, в том числе «тене­вые» и криминальные И сам человек включен в различные формальные и неформальные организации, в которых существуют определен­ные цели, могущие противоречить обществен­ной цели На основании этого теория разумного эгоизма теряет свою значимость


дей в качестве средства для достижения соб­ственных целей

При этом с этической точки зрения оба утверж­дения противоречат критерию универсально­сти нравственных требований и универсализи-руемости нравственных решений и суждений Отношение человека к себе как к абсолютной ценности при отношении к другим только как к средству достижения своих целей представ­ляет собой крайний эгоизм и называется эго­центризмом В таком своем выражении эгоизм усугубляет обособленность и отчужденность че­ловека от других людей, а в той мере, в какой жадность и корысть ненасытны, — и от себя са­мого

Третье утверждение можно рассматривать как морально достоверное но при определенном изменении «Всем позволительно преследовать собственные интересы, если они не нарушают интересов других» То есть это видоизмененный принцип «не вреди», который очень близок к прин­ципу «помогай ближним», поэтому данное утверж­дение не противоречит нравственным и этиче­ским принципам

Однако мягкая версия эгоизма является приемлемой для нравственного сознания Но эта форма эгоизма и не представляет проб­лем Такой вид эгоизма проявляется в стрем­лении человека к лучшему только для себя Но счастье каждого человека ведет к счастью всего общества


 


они во многом представляют собой разные сто­роны одной медали Именно поэтому всегда филантропия и предпринимательство вызыва­ли и интерес, и скепсис, и подозрение как, бе­зусловно, нужное, но чаще всего нечистое дело

Благотворительность часто рассматривает­ся как благо и одно из средств спасения для боль­шого числа людей, которые потеряли надежду С другой стороны, благотворительность может являться источником социального и морально­го зла, «самообманом нечистой совести»

На основании последней точки зрения выра­боталась целая теории критики благотворитель­ности

Самой негативной является точка зрения, считающая, что благотворительность бес­смысленна и безнравственна по своей сути, так как она не исправляет, а даже усугубляет поло­жение нуждающихся людей

Критики считают, что между благотворитель­ностью и властью существует огромная связь Кто собирает милостыню, тот и распределяет ее и тем самым властвует

С другой стороны, благотворительность мо­жет быть организована в качестве развлечения, что полностью изменяет его смысл

Но^се приведенные аргументы показывают, как важно отличать истинную благотворитель­ность от ложной, и подчеркивают важность истин­ной благотворительности


же делать добро для других людей, по мнению философов, является долгом человека, причем независимо от тех чувств, которые он испыты­вает к другому Однако благодеяние в отноше­нии конкретного другого человека может пробу­дить любовь к нему, человеколюбие Таким образом, Кант в своих рассуждениях противо­поставлял долг и любовь

Ф. М. Достоевский иначе трактовал вопрос о взаимоотношениях любви и долга В своих про­изведениях он подсказывает решение пробле­мы, противоположное тому, которое предлага­ет Кант Любовь, по мнению Достоевского, представляет собой «метафизическую основу нравственности, без милосердия и сострадания нравственность невозможна А вот то, как че­ловек проявит любовь в деятельной помощи ближнему, действительно зависит от его опыта, от мудрости сердца»

Таким образом, любовь для человека яв­ляется одной из форм деятельного и заботли­вого отношения к другому или чувством, в кото­ром он в данной ситуации реализует себя Такая любовь может разъединять людей, а не объеди­няет их Когда человек видит в милосердии только свое личное переживание, сострадание, этический принцип, а другого индивида как объект милосердия забывает, то любовь пере­растает в себялюбие Подход Достоевского к этому вопросу получил развитие в русской ре­лигиозной философии



37

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ

Этику определяют как философскую науку на зывают практической философией которая отвечает на вопрос как следует правильно жить придерживаясь... Слово этика произошло от древнегрече ского ethos этос Изначально под... Аристотель использовал понятие этиче ский для обозначения особого класса челове ческих качеств которые он называл...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ЭТИКИ
Этику с древности считали «практической философией» в отличие от «чисто теоретиче­ского» знания о мире Любое теоретическое зна­ние в конечном счете приобретает практическое значение, не только пред

ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Этика выделилась в относительно самостоя­тельную науку в конце XV в Мораль очень тесно связана со всеми сторонами общественной жизни, поэтому многие науки каким-либо обра­зом затрагивают ее проявле

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Зарождение этики началось в глубокой древ­ности и было связано со становлением классо­вого общества, разделением труда, отделе­нием духовно-теоретической деятельности от материально-практической Пе

НОВОГО ВРЕМЕНИ
Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосно­вать все действия и посту

СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ЭТИКИ
Каждое государство имеет свою культуру и специфическую этическую мысль, отличаю­щуюся от мировой этической мысли, которая и складывается из национальных особенностей Специфика российской эт

ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Становление современных этических теорий связано прежде всего с кризисом классической философии второй половины XIX—начала XX вв В связи с этим произошло полное отрицание принципов классической эти

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ
Происхождение и развитие категории «мо­раль» являются центральными вопросами при изучении этики Возникновение категории «мо­раль» можно отнести к периоду античности Пер­вым мыслителем, который попы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Будучи сложным общественным образова­нием, мораль имеет свою структуру Структура морали складывается из нескольких элементов Со времен Аристотеля в качестве таковых вы­деляют моральное сознание и м

ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК
Слово «добродетель» имеет два значения 1) выражает стремление человека соответство­ вать тому образу личности, который предпо­ лагается моралью, 2) обозначает конкретное м

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
■-Х   Нередко возникают ситуации, когда понятия добра и зла смешивают

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА
Способом реализации нравственной свобо­ды является моральный выбор личностиОн может происходить между различными вариан­тами поведения, между различными ценностя­ми но в конечном и

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Свобода всегда связана с ответственностью, таккактот, кто действует свободно, всегда пол­ностью отвечает за содеянное Ответственность можно определить как категорию этики, отражаю­щую особое социал

СОВЕСТЬ
Совесть— это этическая категория выра­жающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю Самоконтрольосуществляется путем критической оценки своих

Совесть — это голос Бога,
2) совесть — это обобщенный и перенесенный во внутренний мир голос значимых других СМЫСЛ, ОСМЫСЛЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ Человек всегда обременен личной смертью, конц

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
В общем смысле понятие «достоинство» представляет собой выражение представления о ценности каждой личности Оно отражает моральное отношение человека к самому себе, а также общества к индивиду Однак

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ
В истории этики было множество мнений по поводу вопроса, в чем заключается смысл жизни В самых первых этических учениях, возник­ших на Древнем Востоке, смысл жизни опреде­лялся однозначно

СЧАСТЬЕ
Счастьем принято называть наивысшее состояние радости, упоение от обретения пред­мета большого желания, восторженную удовлет­воренность тем, что цель достигнута Извест­но что желания и цели у людей

ПАРАДОКС СЧАСТЬЯ
Любовьявляется чувством, которое трудно поддается конкретному определению Как отно­шение между людьми любовь можно охаракте­ризовать как высшую эмоционально-духовную напряженность, к

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
 

УДОВОЛЬСТВИЕ
       

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
Широкое значение слова

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
  Жиз

ОБЩИЙ И ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС
Теория общего блага тесно связана с прин­ципом пользы Она изначально возникает из неприятия эгоизма, собственной корысти и мер-кантилизма (к которым сводится принцип пользы) При этом в реальных усл

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Справедливость— это один из принципов, который регулирует взаимоотношения между людьми по распределению социальных ценно­стей При этом социальные ценности понимают­ся в широком смы

ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Справедливость и равенство неразрывно свя­заны между собой Эту связь не раз подтверждал Дж. Ролз, рассматривающий справедливость как принцип социальной организации Данный пр

ОБЩЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
По мнению К. Маркса,«действительное ду­ховное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений», по­этому он считает, что «общение является одним

МНИМОЕ МИЛОСЕРДИЕ
Милосердие может быть как искренним, так и ложным Ложное (мнимое) милосердие может существовать в нескольких видах: 1) милосердие с целью одобрения и благодар­ ности с

ДУХОВНОСТЬ
 

ПРИНЦИПЫ ЭТИКЕТА
Принципы этикета играют значительную роль в поведенческой культуре они служат ее опорой и руководствуются идеями Все существующие правила поведения под­разумевают обязательность их соблюде

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
  Смертная казнь применялась в различных государствах в качестве одной из мер наказа­ния При этом масштабы, характер, формы и прак­тики смертной казни различны Если рассмот­

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги