Соотношение долга и совести. - Лекция, раздел Социология, С понятием добра тесно связано понятие добродетели Взаимосвязь Между Совестью И Долгом Носит Весьма Сложный Характер. С...
Взаимосвязь между совестью и долгом носит весьма сложный характер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в качестве основания для выполнения долга. С другой стороны, между совестью и долгом могут возникать конфликты, порождаемые, как правило, несовпадением целей и интересов личности и общества. Вопрос о правоте совести или долга зависит от обстоятельств, от правильного или неправильного понимания долга. Так, в условиях борьбы с фашизмом физики-ядерщики всего мира стремились к созданию атомной бомбы, видя в этом свой первейший гражданский долг. Применение же ее при бомбежке Хиросимы и Нагасаки стало для многих из них сильнейшим нравственным потрясением, заставившим пересмотреть свое понимание долга. Голос совести побудил деятелей науки выступить против ядерного вооружения и организовать знаменитое Пагуошское движение ученых в защиту мира. Или, например, что было делать молодому советскому солдату, воевавшему в Афганистане: выполнять «интернациональный долг» или прислушаться к голосу совести, не позволяющей посылать снаряды в дома, где прячутся дети и старики? И как жить потом, если на твоей совести — жизни мирных граждан, виновных лишь в том, что они — афганцы, оппозиционно настроенные по отношению к режиму?
Противоречивость долга и совести — проблема не только историческая, но и актуальная, мучительно сказывающаяся на судьбах наших современников. Она по-разному решается авторитарной и гуманистической этикой. Авторитарная совесть — это грозный голос внешнего авторитета, ставший регулятором собственных действий, когда суждение и поведение соотносятся в первую очередь с велениями авторитета и долга. Главной добродетелью здесь будет послушание, исполнительность («я только выполнял приказ»), а главной виной — самостоятельность, непослушание, порождающие чувство вины и угрызения совести. В гуманистической же этике развитое чувство совести выражается в способности к адекватной оценке фактов и собственной роли в том или ином действии, в способности соотнести это действие с общечеловеческим и индивидуальным пониманием добра и зла и в переживании по этому поводу. Это различие в понимании совести в авторитарной и гуманистической этике Э. Фромм обозначил следующим образом: «Есть голос, который повелевает нам исполнить наш долг; и есть голос, который велит нам любить и прощать других людей и самих себя».
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Соотношение долга и совести.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
С понятием добра тесно связано понятие добродетели.
Добродетель— обобщенная характеристика устойчивых положительных морально-нравственных качеств личности. Противоположным является понятие «порока». В этом понятии подчеркивается д
У добра есть свои «секреты».
Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть ре
Категории Добра и Зла в истории этической мысли.
Представления о добре и зле менялись у разных народов из века в век, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Еще древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ,
Добро и Зло: особенности и парадоксы.
Сложности в определении и понимании добра и зла коренятся в их особенностях.
Первая — всеобщий, универсальный характер Добра и Зла. Если, скажем, честь и достоинство — суг
Проблема борьбы добра и зла.
Взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно будет доминировать над добром и причинять страдания людям. Правда, пар
Справедливость: победа добра над злом
В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо понятие «справедливость» в наибольшей степени отвеча
Долг - императив моральной регуляции.
Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровол
Совесть — «другая сторона» долга.
Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть — это способность к активному с
ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Принцип этической жизни — это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким человек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к другим людям и
Аскетизм
Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение стра
Эгоизм.
Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой
Альтруизм.
Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий человеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей. Благо другого более значимо для альтруиста, чем
Аморализм.
Аморализм означает отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам.На практике аморализм може
Имморализм.
Имморализм (от лат. im — «не») представляет собой критический по отношению к существующей морали тип мышления, который проявляется в стремлении выйти из-под регулятивной власти долженство
Утилитаризм.
Утилитаризм (от латинского «utilitas» — польза, выгода) как нравственный принцип был выдвинут и развит в целую философскую концепцию Бентамом и Дж. С. Миллем. Согласно утилитарис
Прагматизм.
Прагматизм (от греческого «прагма» — дело, действие) — направление в американской философии XIX—XX веков, представленное Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом. Несколько упрощая, можно
Нигилизм.
Нигилизм (от лат. «nihil» — ничто) — это отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов