рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Альтруизм.

Альтруизм. - Лекция, раздел Социология, С понятием добра тесно связано понятие добродетели Альтруизм — Это Нравственный Принцип, Предписывающий Че­ловеку Соверш...

Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий че­ловеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей. Благо другого более значимо для альтруиста, чем соб­ственное «Я». Сам термин был введен французским философом О. Контом (1798—1857) в противоположность понятию «эгоизм». Эгоизм — более первичное, почти природное начало, свойственное всем людям, а альтруизм появляется постепенно, в ходе социальной эволюции человечества.

Генетик и философ В. П. Эфроимсон полагал, что в наследст­венной природе человека заложено нечто такое, что извечно влечет его к справедливости, к подвигам, к самоотвержению. У человека есть огромные, хотя и противоречивые потенции к совершению до­бра, которые заложены в самой его наследственной природе воздей­ствием особых биологических факторов, игравших существенную роль в механизмах естественного отбора в процессе эволюции на­ших предков. И не правы те, кто считает, что человеку врожден только эгоизм.

Иначе пришлось бы сделать вывод, что все этические начала в человеке порождены лишь воспитанием, религией, верой, убежден­ностью, являются особенностями, каждый раз заново приобретае­мыми под влиянием среды в ходе индивидуального развития, то есть ненаследственными. Зато вспышки массовой жестокости — не только результат дурного воспитания и культивирования, это и воз­врат к животным инстинктам, к первобытным звериным, из века в век подавляемым, но именно естественным свойствам. Стада и орды дочеловеков и роды, племена первых людей могли некоторое время обходиться без каких-либо коллективистических и альтруистических инстинктов. Они могли на время побеждать и плодиться, но были обречены на гибель, были тупиками эволюции, ее иссыхающими веточками. Лишь детеныши стай, орд, родов, пле­мен с достаточно развитыми инстинктами и эмоциями, направлен­ными не только на личную защиту, но и на инстинктивную, полу­сознательную или сознательную защиту потомства, защиту коллек­тива в целом, имели шансы выжить. В условиях доисторических и даже исторических индивиды, у которых отсутствовали эти ин­стинкты, и общины, в которых они были редки, непрерывно устра­нялись естественным отбором за счет малой численности выживав­ших детенышей.

Комплекс этических эмоций и инстинктов, подхватываемых ес­тественным отбором в условиях той специфики существования, оказывается необычайно широким и сложным. Многие противоес­тественные, с точки зрения вульгарного социал-дарвинизма, виды поведения оказывались на самом деле совершенно естественными и наследственно закрепленными. Поэтому свойственное человеку стремление совершать благородные, самоотверженные поступки не является простой позой (перед собой или другими), не порождается только расчетом на компенсацию раем на небе, чинами, деньгами и другими благами на земле, не является лишь следствием воспита­ния. Альтруизм — не просто религиозный идеал, это непреложная потребность человечества в целом. В. П. Эфроимсон не мог доказать наличие врожденной предрас­положенности к альтруизму, опираясь на факты, но он совершенно прав в том, что без альтруистических мотивов поведения хотя бы небольшой части людей не смогло бы выжить человечество в целом. Альтруизм, выражающийся прежде всего как жалость, сострада­ние к другому человеку, — чувство загадочное и таинственное по своей природе. Как возможно, спрашивал А. Шопенгауэр, чтобы не мое страдание сделалось мотивом для меня и побудило бы меня к действию? Как возможно, что при виде чужого страдания страдаю и я сам? Это явление, полагал Шопенгауэр, есть великое таинство этики. Вл. Соловьев, комментируя эти высказывания Шопенгауэра, не видел ничего таинственного в явлении сострадания. По его мне­нию, существует естественная, органическая связь всех существ, как частей одного целого. Это данные опыта, а не только умозри­тельная идея, а потому и психологическое выражение этой связи — внутреннее участие одного существа в страдании других, сострада­ние, или жалость, — есть нечто понятное и с эмпирической точки зрения, как выражение естественной и очевидной солидарности всего существующего. «Это участие существ друг в друге соответст­вует явному смыслу вселенной, вполне согласно с разумом или со­вершенно рационально. Бессмысленно или иррационально, напро­тив, взаимное отчуждение существ, их субъективная отдельность, противоречащая объективной нераздельности. Этот факт внутрен­него эгоизма, а никак не взаимное участие между частями единой природы, есть действительно нечто таинственное и загадочное в высшей степени, — нечто такое, о чем разум не может дать прямо­го отчета, и основания этого явления не могут быть найдены путем опыта». ( Соловьев В. С. Оправдание добра С. 160—161).

Соловьев формулировал два правила альтруизма — отрицатель­ное и положительное: не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других; делай другому все то, чего сам хотел бы от других. Короче и проще эти два правила, соединяемые обыкновенно вме­сте, выражаются так: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай. Первое, отрицательное, правило называется правилом справедливости, второе — милосердия. Правда, считал Соловьев, такое различие не совсем точно. Ведь в основе второго правила также лежит справедливость: если я желаю, чтобы другие помогали мне в нужде, то справедливо, чтобы и я им помогал. С другой стороны, если я не хочу никого обижать, то ведь потому, что я в других при­знаю такие же живущие и страдающие существа, как я сам; но в та­ком случае я, конечно, буду стараться по возможности избавлять эти существа от страдания: я их не обижаю, потому что их жалею, но если я их жалею, то я буду и помогать им. Милосердие предпо­лагает справедливость, а справедливость требует милосердия, это только различные стороны, различные способы проявления одного и того же начала.( Соловьев В. С. Указ. Соч. С. 168)

Между этими двумя сторонами или степенями альтруизма есть действительное различие, но нет и не может быть противоречия, считал Соловьев. Не помогать другим — уже значит обижать их; че­ловек последовательно справедливый непременно будет исполнять и обязанности милосердия, а человек истинно милосердный не мо­жет быть в то же время несправедливым.

Общее правило альтруизма: поступай с другими так, как хо­чешь, чтобы они поступали с тобою, — вовсе не предполагает мате­риального или качественного равенства всех субъектов. Такого ра­венства, по Соловьеву, не существует в природе, и требовать его было бы бессмысленно. Дело идет не о равенстве, а лишь о равном праве на существование и развитие своих положительных сил. Ди­кий папуас имеет такое же право существовать и совершенствовать­ся в своей сфере, какое имели Франциск Ассизский или Гете — в своей. Уважать это право мы должны одинаково во всех случаях — убийство дикаря есть такой же грех, как убийство гения или свято­го, но из этого не следует, что они были равноценны во всех отно­шениях и что мы должны были относиться к ним одинаково вне пределов этого общечеловеческого права. «Логические требования альтруизма всеобъемлющи, разум не знает пристрастий и перегоро­док; и в этом он совпадает с тем чувством, на которое психологиче­ски опирается альтруизм. Жалость, как мы видели, также универ­сальна и беспристрастна, и в ней человек доходит до «уподобления Богу», потому что обнимает одинаковым участием всех без разли­чия: и добрых, и «врагов истины», и людей, и демонов, и даже «ес­тество пресмыкающихся» (Там же С. 169).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели

Лекция... Категории этики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Альтруизм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели.
Добродетель— обобщенная характеристика устойчивых по­ложительных морально-нравственных качеств личности. Про­тивоположным является понятие «порока». В этом понятии подчеркивается д

Понятия добра и зла тесно связаны с категорией справед­ливости.
Справедливость рассматривается как принцип, ре­гулирующий взаимоотношения людей, распределение соци­альных ценностей (свободы, богатства, уважения). Можно выделить справедл

Возможность выбора указывает на важнейшую характери­стику человеческого бытия — свободу воли
В качестве особых, затрагивающих самые глубокие нрав­ственные ценности категорий этики можно выделить счастье и смысл жизни. Конечно, нереально даже пытаться дать еди­ное, для всех людей подходящее

Категории Добра и Зла и их значение в этике.
Будете как боги, знающие Добро и Зло. Библия. Ветхий Завет   Всякое в мире добро можно во зло обратить. Овидий   Добро и Зло

У добра есть свои «секреты».
Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Бла­гие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть ре

Категории Добра и Зла в истории этической мысли.
Представления о добре и зле менялись у разных народов из века в век, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Еще древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ,

Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах челове­ческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.
Чувство стыда должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Это чувство — специфически человеческое, его полностью лише

Добро и Зло: особенности и парадоксы.
Сложности в определении и понимании добра и зла коренятся в их особенностях. Первая — всеобщий, универсальный характер Добра и Зла. Если, скажем, честь и достоинство — суг

Проблема борьбы добра и зла.
Взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно бу­дет доминировать над добром и причинять страдания людям. Правда, пар

Справедливость: победа добра над злом
  В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо по­нятие «справедливость» в наибольшей степени отвеча

Долг - императив моральной регуляции.
Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться обще­ственной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добро­вол

Совесть — «другая сторона» долга.
Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть — это способность к активному с

Соотношение долга и совести.
Взаимосвязь между совестью и долгом носит весьма сложный ха­рактер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологи­ческий механизм регуляции поведения личности, в котором

ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Принцип этической жизни — это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким че­ловек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к дру­гим людям и

Аскетизм
Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение стра

Эгоизм.
Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ори­ентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой

Аморализм.
Аморализм означает отрицание моральных устоев и общеприня­тых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам.На практике аморализм може

Имморализм.
Имморализм (от лат. im — «не») представляет собой критиче­ский по отношению к существующей морали тип мышления, кото­рый проявляется в стремлении выйти из-под регулятивной власти долженство

Утилитаризм.
Утилитаризм (от латинского «utilitas» — польза, выгода) как нравственный принцип был выдвинут и развит в целую философ­скую концепцию Бентамом и Дж. С. Миллем. Согласно утилитари­с

Прагматизм.
Прагматизм (от греческого «прагма» — дело, действие) — на­правление в американской философии XIX—XX веков, представ­ленное Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом. Несколько упрощая, можно

Нигилизм.
Нигилизм (от лат. «nihil» — ничто) — это отрицание общепри­нятых ценностей, идеалов, моральных норм. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги