рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятия добра и зла тесно связаны с категорией справед­ливости.

Понятия добра и зла тесно связаны с категорией справед­ливости. - Лекция, раздел Социология, С понятием добра тесно связано понятие добродетели Справедливость Рассматривается Как Принцип, Ре­гулирующий Вз...

Справедливость рассматривается как принцип, ре­гулирующий взаимоотношения людей, распределение соци­альных ценностей (свободы, богатства, уважения). Можно выделить справедливость распределительную, которая под­разумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами), и уравнивающую (коммуникативную), связан­ную с обменом, призванную защитить интересы всех участ­вующих в обмене, уравнять стороны. Конкретные формы общества отдают предпочтение той или иной форме спра­ведливости, но тем не менее в каждом из них представлены обе эти формы. Оптимальное сочетание этих форм справед­ливости в целом имеет решающее значение для определения меры справедливости общества. В известной мере справед­ливость, как это было в понимании Аристотеля, совпадает с нравственностью в проекции на социальную сферу. Само осмысление совместной жизни людей в терминах справедли­вости — характерная особенность европейской философии, связанная с цивилизационно-культурными особенностями европейского развития. Понятия «идеал» и «нравственная норма», также взаимосвязаны. Ведь чтобы следовать вы­бранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. Примером нравственных норм могут служить известные десять заповедей Ветхого завета. Существуют и дру­гие, детально разработанные нормативные системы (кодексы), помогающие человеку выстаивать свою линию поведения, входящие в привычку. Именно из-за этого может возникнуть соблазн их машинального, некритического выполнения. По­этому следует помнить: норма не цель, а средство. Нормы, могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а следователь­но, необходимые, и в таком случае они становятся внутренним побуждением. Тогда соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью, нравственная форма осознания необходимости действия. Че­ловек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, моральному закону и к себе. Важной характеристи­кой долга является его связь с волевыми качествами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодоле­вать многочисленные препятствия как во внешнем мире, так и во внутреннем (например, чувство страха).

Понятие долга является одной из центральных категорий этики, начало теоретической разработки которой восходит к школе стоиков. Своей высшей точки развития учение о долге достигает в этике Канта. Кант связывает с понятием долга специфику нравственности: нравственный закон выступает в форме категорического императива и его субъективной опорой, благодаря которой он приобретает действенность, является долг. Долг есть принуждение к поступку нравственным законом, по сути, долг и категорический императив — одно и то же.

В постклассической философии, которая характеризуется в целом антинормативизмом, понятие долга смещается на пе­риферию нравственной жизни. Так, Ф. Hицше считал, что челoвек разрушается тогда, когда он действует без удовольствия, как автомат «долга», что «народ идет к гибели, если он сме­шивает свой долг с понятием долга вообще; ницшеанский сверхчеловек не приемлет императивности морали, он сам себе закон, у него нет другого долга, кроме собственной воли к власти.

В ряде последующих учений (например, социологических концепциях, советском марксизме) долг рассматривается в его обыденном значении — как подчинение человека обществу, осознание обязанностей, способ социализации. Тогда может возникнуть вопрос: кому ты должен, должен ли кому-либо, или это все пропаганда и словесная шелуха?

Тем не менее, признавая значимость критики безусловной императивности морали, стоит отметить, что без понятия дол­га мы не сможем объяснить такого явления как совесть. Осознание долга играет важную роль в личной и обществен­ной жизни.

Способность человека понимать, критически оце­нивать и эмоционально переживать несоответствие своего по­ведения должному характеризуется понятием совесть.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели

Лекция... Категории этики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятия добра и зла тесно связаны с категорией справед­ливости.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели.
Добродетель— обобщенная характеристика устойчивых по­ложительных морально-нравственных качеств личности. Про­тивоположным является понятие «порока». В этом понятии подчеркивается д

Возможность выбора указывает на важнейшую характери­стику человеческого бытия — свободу воли
В качестве особых, затрагивающих самые глубокие нрав­ственные ценности категорий этики можно выделить счастье и смысл жизни. Конечно, нереально даже пытаться дать еди­ное, для всех людей подходящее

Категории Добра и Зла и их значение в этике.
Будете как боги, знающие Добро и Зло. Библия. Ветхий Завет   Всякое в мире добро можно во зло обратить. Овидий   Добро и Зло

У добра есть свои «секреты».
Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Бла­гие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть ре

Категории Добра и Зла в истории этической мысли.
Представления о добре и зле менялись у разных народов из века в век, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Еще древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ,

Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах челове­ческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.
Чувство стыда должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Это чувство — специфически человеческое, его полностью лише

Добро и Зло: особенности и парадоксы.
Сложности в определении и понимании добра и зла коренятся в их особенностях. Первая — всеобщий, универсальный характер Добра и Зла. Если, скажем, честь и достоинство — суг

Проблема борьбы добра и зла.
Взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно бу­дет доминировать над добром и причинять страдания людям. Правда, пар

Справедливость: победа добра над злом
  В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо по­нятие «справедливость» в наибольшей степени отвеча

Долг - императив моральной регуляции.
Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться обще­ственной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добро­вол

Совесть — «другая сторона» долга.
Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть — это способность к активному с

Соотношение долга и совести.
Взаимосвязь между совестью и долгом носит весьма сложный ха­рактер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологи­ческий механизм регуляции поведения личности, в котором

ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Принцип этической жизни — это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким че­ловек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к дру­гим людям и

Аскетизм
Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение стра

Эгоизм.
Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ори­ентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой

Альтруизм.
Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий че­ловеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей. Благо другого более значимо для альтруиста, чем

Аморализм.
Аморализм означает отрицание моральных устоев и общеприня­тых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам.На практике аморализм може

Имморализм.
Имморализм (от лат. im — «не») представляет собой критиче­ский по отношению к существующей морали тип мышления, кото­рый проявляется в стремлении выйти из-под регулятивной власти долженство

Утилитаризм.
Утилитаризм (от латинского «utilitas» — польза, выгода) как нравственный принцип был выдвинут и развит в целую философ­скую концепцию Бентамом и Дж. С. Миллем. Согласно утилитари­с

Прагматизм.
Прагматизм (от греческого «прагма» — дело, действие) — на­правление в американской философии XIX—XX веков, представ­ленное Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом. Несколько упрощая, можно

Нигилизм.
Нигилизм (от лат. «nihil» — ничто) — это отрицание общепри­нятых ценностей, идеалов, моральных норм. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги