рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нигилизм.

Нигилизм. - Лекция, раздел Социология, С понятием добра тесно связано понятие добродетели Нигилизм (От Лат. «Nihil» — Ничто) — Это Отрицание Общепри­нятых Ценн...

Нигилизм (от лат. «nihil» — ничто) — это отрицание общепри­нятых ценностей, идеалов, моральных норм. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших устаревшие социальные устои и моральные ценности крепостниче­ской России, проповедавших материализм и атеизм. Яркий пример такого нигилиста — Евгений Базаров в романе И. Тургенева «Отцы и дети».

Наиболее последовательным аналитиком («отцом») нигилизма является Ф. Ницше. У Платона впервые, считал он, за миром чувственным появился мир сверхчувственный. Возникало сущностное различие между созданными вещами и создателем — Богом. Бог принимает образ высшего порядка, являя всю полноту благ, высшего добра. Так в европейском сознании устанавливается связь онтологической идеи и морального идеала. Бог — это определенная онтология, ко­торая у Ницше одновременно формулируется как враждебная жиз­ни мораль.

Для Ницше христианский Бог — это прежде всего совокупность моральных категорий и принципов: благо, добро, любовь, благодать. В христианстве, одним из источников которого было учение Платона, появляются мир горний и мир дольний, мир истинный и тот мир, в котором мы влачим свое повседневное существование. Но сочинять сказки про какой-то другой мир, считал Ницше, — со­вершенно бессмысленное занятие, если только оно не вызвано ин­стинктом отрицания, недоверия к жизни. Если же нами движет этот инстинкт, мы в отместку за нашу жизнь создаем фантасмагорию «иной, лучшей» жизни.

Идея Бога — условие существования мира ценностей, она дела­ет ценности вечными, непреходящими, превращает их в действую­щую силу сверхчувственного мира, защищает от посюсторонности, от жизни. Но рано или поздно наступает эпоха, когда Бог умирает. Ницше понимал и переживал нигилизм как обесценение мира вооб­ще, считая самой исчерпывающей его характеристикой смерть Бога. Бог европейской истории утратил свою значимость для человече­ской воли, а вместе с этим пали и все его исторические производ­ные — идеалы, принципы, нормы, цели и ценности. Поскольку че­рез них наполнялось смыслом все, с их падением ничто уже не мог­ло удержать от «ничтожества» ни одну сферу жизни. Люди еще держатся разнообразных «оазисов» смысла, хранят веру в осколки прежнего образа, но единой хранящей опоры у них уже нет. Так свет звезды, погасшей тысячу лет назад, еще доходит до нас, остава­ясь, однако, простой видимостью. Прежний сверхчувственный мир целей и мер уже не пробуждает и не несет жизнь. Тот мир теперь сам безжизнен — он мертв. Христианская вера еще существует, однако правящая в том мире лю­бовь уже перестала быть принципом всего совершающегося здесь и теперь

Авторитет Бога, авторитет церкви с ее учительской миссией ис­чезает, но его место заступает авторитет совести и рвущегося сюда же разума. Бегство от мира в сферу сверхчувственного заменяется историческим прогрессом. Потусторонняя цель вечного блаженства преобразуется в земное счастье для большинства.

Будучи не в состоянии создать ничего нового, нигилизм консер­вирует религии, метафизики, убеждения всякого рода. Но за всем этим скрывается усталость, фатализм, разочарования или злоба.Даже русский нигилизм, считал Ницше, — это прорыв к новой вере, который остается такой же верой, вызванной потребностью в опоре, в силе, действующей извне.

Истинный мир потерял свою привлекательность — он не спаса­ет, ни к чему не обязывает, ничего не добавляет к эмпирическому факту, к картине мира позитивистской науки. Истинный мир и Бог стали бесполезными идеями, которые необходимо упразднить. Без­раздельное господство христианской морали над умами людей при­вело к нигилизму и социализму. Нигилизм означает для европей­ской культуры исчерпанность возможностей ее развития по векто­рам прежних ценностей, поскольку это уже «полые идолы». Религия, мораль, искусство, наука стали формами самоотчуждения и самоотрицания человека, причем отрицание человеком самого себя достигает максимальной силы, что означает катастрофу евро­пейской духовности, за которой последуют катастрофы социальные. Нигилизм и сейчас остается принципом жизни довольно боль­шого числа людей, прежде всего маргиналов, которые, выброшен­ные на периферию жизни, отставшие от бешеных темпов прогресса, не соответствуя ему ни возрастом, ни образованием, не верят ни в Бога, ни в черта, ни в какие-либо моральные ценности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели

Лекция... Категории этики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нигилизм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели.
Добродетель— обобщенная характеристика устойчивых по­ложительных морально-нравственных качеств личности. Про­тивоположным является понятие «порока». В этом понятии подчеркивается д

Понятия добра и зла тесно связаны с категорией справед­ливости.
Справедливость рассматривается как принцип, ре­гулирующий взаимоотношения людей, распределение соци­альных ценностей (свободы, богатства, уважения). Можно выделить справедл

Возможность выбора указывает на важнейшую характери­стику человеческого бытия — свободу воли
В качестве особых, затрагивающих самые глубокие нрав­ственные ценности категорий этики можно выделить счастье и смысл жизни. Конечно, нереально даже пытаться дать еди­ное, для всех людей подходящее

Категории Добра и Зла и их значение в этике.
Будете как боги, знающие Добро и Зло. Библия. Ветхий Завет   Всякое в мире добро можно во зло обратить. Овидий   Добро и Зло

У добра есть свои «секреты».
Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Бла­гие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть ре

Категории Добра и Зла в истории этической мысли.
Представления о добре и зле менялись у разных народов из века в век, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Еще древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ,

Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах челове­ческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.
Чувство стыда должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Это чувство — специфически человеческое, его полностью лише

Добро и Зло: особенности и парадоксы.
Сложности в определении и понимании добра и зла коренятся в их особенностях. Первая — всеобщий, универсальный характер Добра и Зла. Если, скажем, честь и достоинство — суг

Проблема борьбы добра и зла.
Взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно бу­дет доминировать над добром и причинять страдания людям. Правда, пар

Справедливость: победа добра над злом
  В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо по­нятие «справедливость» в наибольшей степени отвеча

Долг - императив моральной регуляции.
Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться обще­ственной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добро­вол

Совесть — «другая сторона» долга.
Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть — это способность к активному с

Соотношение долга и совести.
Взаимосвязь между совестью и долгом носит весьма сложный ха­рактер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологи­ческий механизм регуляции поведения личности, в котором

ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Принцип этической жизни — это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким че­ловек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к дру­гим людям и

Аскетизм
Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение стра

Эгоизм.
Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ори­ентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой

Альтруизм.
Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий че­ловеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей. Благо другого более значимо для альтруиста, чем

Аморализм.
Аморализм означает отрицание моральных устоев и общеприня­тых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам.На практике аморализм може

Имморализм.
Имморализм (от лат. im — «не») представляет собой критиче­ский по отношению к существующей морали тип мышления, кото­рый проявляется в стремлении выйти из-под регулятивной власти долженство

Утилитаризм.
Утилитаризм (от латинского «utilitas» — польза, выгода) как нравственный принцип был выдвинут и развит в целую философ­скую концепцию Бентамом и Дж. С. Миллем. Согласно утилитари­с

Прагматизм.
Прагматизм (от греческого «прагма» — дело, действие) — на­правление в американской философии XIX—XX веков, представ­ленное Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом. Несколько упрощая, можно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги