рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Добро и Зло: особенности и парадоксы.

Добро и Зло: особенности и парадоксы. - Лекция, раздел Социология, С понятием добра тесно связано понятие добродетели Сложности В Определении И Понимании Добра И Зла Коренятся В Их Особенностях....

Сложности в определении и понимании добра и зла коренятся в их особенностях.

Первая — всеобщий, универсальный характер Добра и Зла. Если, скажем, честь и достоинство — сугубо личностные оцен­ки человеческих качеств, проявляющиеся в межличностных отноше­ниях, то под «юрисдикцию» добра и зла подпадает все: и человеческие отношения, и отношение человека к природе и миру вещей. Всеобщность и универсальность не противоречат второй особен­ности — конкретности и непосредственности. Они — понятия ис­торические, зависящие от реальных общественных отношений. Так, в первобытном обществе добром считалось все, что способствовало выживанию рода, то есть добродетелью были не только мужество и храб­рость, но и коварство, хитрость и даже жестокость. С появлением частнособ­ственнических отношений добро начало отождествляться преимущественно с материальным благополучием, богатством, а поскольку распределялось оно неравномерно, то достижение добра одними осуществлялось зачас­тую за счет причинения зла другим.

Третья особенность добра и зла — их субъективность, то есть они не принадлежат объективному миру, а относятся к области человече­ского сознания. Действительно, в природе, например, нет явлений, которые безотносительно к человеку были бы добром или злом. Это мы, в зависимости от своих нужд, интересов, условий жизни, относим одни вещи и явления к разряду «добрых», другие — к разряду «злых». Дело в том, что добро и зло — понятия не только ценностные, но и оце­ночные. При их помощи мы положительно или отрицательно оцени­ваем то или иное природное, социальное явление, моральные качест­ва и поступки людей. Но как всякие оценочные понятия они несут в себе элемент человеческой субъективности, личной пристрастно­сти, эмоциональности. Субъективность проявляется, во-первых, в том, что разные субъ­екты в силу разницы в понимании, интересах, отношениях могут иметь различное представление о добре и зле. Так, для одного добро — «сча­стье и покой», для другого — гражданское неравнодушие и борьба за справедливость, для третьего — духовное и интеллектуальное самосо­вершенствование, для четвертого — материальный достаток и т.д. Представляете, как людям трудно понять друг друга, договориться, особенно если их оценки взаимоисключающи, а нетерпимость не по­зволяет стать на точку зрения другого. И тогда «доброе» становится «злым». Вот как подметил эту особенность добра русский философ Л. Шестов: «Таково уж свойство добра. Кто не за него, тот против него. И всякий человек, признавший суверенность добра, принуж­ден уже делить своих ближних на хороших и дурных, то есть на дру­зей и врагов своих». Этим, в частности, Л. Шестов объясняет макси­малистскую позицию Льва Толстого, для которого, с одной стороны, служить добру было «не только не бремя, а облегчение от бремени», но, с другой стороны, это как бы давало ему право «требовать от других людей, чтобы они делали то, что он делает, жили так, как он живет».

Кстати, этим недостатком «грешил» не только Л. Толстой, но и многие другие люди, в том числе и мы с вами. Особенно развивается он у тех, кто имеет власть над другими. В этом случае им кажется, что они владеют мо­нополией на истину и добро, а также правом обратить в «свою веру» всех сомневающихся и инакомыслящих — для их же блага. Так думают и дей­ствуют семейные тираны: ведь они точно знают, что именно нужно для счастья их близких, и поэтому требуют безоговорочного послушания. Так думают и действуют политические диктаторы: они тоже знают, что есть добро для народа и действуют «от имени и в интересах» народа, даже если для этого надо творить над ним насилие — от ГУЛАГов до цензуры над пе­чатью. Но насильственное добро уже не есть добро: нельзя насильно заста­вить людей быть счастливыми или добродетельными. Во-вторых (и это вытекает из «во-первых»), в силу тех или иных причин то, что для одного человека объективно выступает в виде до­бра, для другого является (или ему кажется, что является) злом. Так, для больного предстоящая операция однозначно воспринима­ется как зло; для хирурга же, видящего картину болезни с профес­сиональной точки зрения, она — единственная форма помощи, а зна­чит — добро.

То же в области человеческих отношений. Плохой-хороший, добрый-злой... Такое двухцветное деление мира начинается еще с детского сада и нередко проходит через всю жизнь. Со временем выясняется, что «пло­хой» с нашей точки зрения для других вовсе не так уж и плох, у него, как и у нас, есть друзья, которые его уважают и даже любят. После такого от­крытия уже нетрудно сообразить, что и мы сами — безусловно, по-своему хорошие — далеко не у всех пользуемся симпатией, а для кого-то просто невыносимы. Субъективность, таким образом, предполагает отсутствие абсо­лютного Добра и Зла в реальном мире (они возможны лишь в абстрак­ции или мире потустороннем). Поэтому из субъективности происте­кает четвертая особенность добра и зла — их относительность, также проявляющаяся в ряде моментов. Во-первых, зло в одних условиях и отношениях может представать в виде добра в других условиях и отношениях. Русский философ Н.О. Лосский, указывая на то, что зло всегда относительно, утвер­ждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра. Лосский иллюстрировал этот тезис на примере смерти. Смерть есть несо­мненное зло; более того, она символизирует предельное зло мира. С этим согласится любой человек, познавший боль утраты или задумавшийся о бренности своего существования. Но если абстрагироваться от личност­ных переживаний и посмотреть на смерть с точки зрения ее роли в процессе жизни, то становится очевидной ее необходимость — не только биологи­ческая, но и этическая. Осознание человеком своей смертности побуждает его к нравственным исканиям. Без смерти нет жизни, но без смерти нет и смысла жизни. Благодаря смерти жизнь приобретает качество непрехо­дящей ценности. Только то ценно, что конечно. Осознание человеком сво­ей конечности побуждает его искать способы преодоления смерти, духов­ной или даже физической. Оно становится импульсом к творчеству. Во-вторых, то, что было злом, в процессе развития может превра­щаться в добро, и наоборот. Так, вызывавшие когда-то ликование ирригационные работы в Беларуси по осушению болот дали возможность расширения полезных площадей и, следовательно, способствовали добру — увеличению сельскохозяйст­венной продукции. Но оказалось, что со временем это привело к уничто­жению целой системы малых рек и озер, определявших климат, ландшафт и природные условия Беларуси в целом. Причиненное природе зло оказа­лось необратимым.

Возможно, именно относительность добра и зла, наблюдение, что «все хорошее — дурно», и наоборот, привели Ницше к выводу: «Ни за что так дорого человек не расплачивается, как за свои добродетели». В обыденном сознании эта мысль находит отражение в пословицах «Добро бывает наказуемо», «Хочешь сделать себе плохо — сделай другому хорошо» и др. Эта горькая житейская «мудрость» в какой-то мере объясняет и оправдывает парадокс нравственного поведения, подмеченный еще древнеримским поэтом Овидием: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». И разве не то же свойство добра и зла сокрыто в знаменитой фразе «Благими намерениями вымощена доро­га в ад»? Русский философ С.Л. Франк в работе «Крушение миров» писал, что «все горе и зло, царящее на земле, все бедствия, унижения, страдания по меньшей мере на 99% суть результат воли к осуществле­нию добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, ко­торые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадно­му истреблению зла; тогда как едва ли одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, преступной и своекорыстной воли».

Рассмотренные проявления относительности добра и зла высвечи­вают и подтверждают их пятую особенность: единство и неразрыв­ную связь друг с другом. Они бессмысленны в отдельности, как бес­смыслен плюс без минуса; они не могут существовать друг без друга, как не существуют самостоятельно северный и южный полюс магнита. Не говоря уже о том, что изысканная мимикрия зла зачастую, к сожале­нию, привлекает людей сильнее, чем беспомощность, заурядность добра. Ницше утверждал, что зло нужно так же, как и добро, даже больше, чем добро: и то и другое является необходимым условием человече­ского существования и развития. И разве не об этом говорил еще Шекспир в «Гамлете»: «Что делала бы благость без злодейства?»Для современной цивилизации характерна ситуация, когда человек поме­щается в нечеловеческие условия «по ту сторону добра и зла», в которых ему ничего не остается, как творить зло (как, например, в фильмах Квен­тина Тарантино). Начало таким «экспериментам» положил Ф.М. Досто­евский, который в результате пришел к выводу, что «нельзя человека так испытывать».

Не следует в то же время забывать, что единство добра и зла — это единство противоположностей. А это означает, что они не только взаимополагают, но и взаимоисключают друг друга. И это взаимоис­ключение обусловливает шестую отличительную особенность добра и зла — постоянную борьбу, которая определяет способ их существо­вания. Причем эта постоянная борьба не может завершиться оконча­тельной победой ни одной из сторон. Ведь если, скажем, победит доб­ро, а зло будет уничтожено, то само добро «породит» зло — в условиях всеобщего добра «наименьшее» добро будет восприниматься как зло. И наоборот, в условиях победившего зла «минимизированное» зло будет добром.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели

Лекция... Категории этики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Добро и Зло: особенности и парадоксы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели.
Добродетель— обобщенная характеристика устойчивых по­ложительных морально-нравственных качеств личности. Про­тивоположным является понятие «порока». В этом понятии подчеркивается д

Понятия добра и зла тесно связаны с категорией справед­ливости.
Справедливость рассматривается как принцип, ре­гулирующий взаимоотношения людей, распределение соци­альных ценностей (свободы, богатства, уважения). Можно выделить справедл

Возможность выбора указывает на важнейшую характери­стику человеческого бытия — свободу воли
В качестве особых, затрагивающих самые глубокие нрав­ственные ценности категорий этики можно выделить счастье и смысл жизни. Конечно, нереально даже пытаться дать еди­ное, для всех людей подходящее

Категории Добра и Зла и их значение в этике.
Будете как боги, знающие Добро и Зло. Библия. Ветхий Завет   Всякое в мире добро можно во зло обратить. Овидий   Добро и Зло

У добра есть свои «секреты».
Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Бла­гие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть ре

Категории Добра и Зла в истории этической мысли.
Представления о добре и зле менялись у разных народов из века в век, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Еще древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ,

Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах челове­ческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.
Чувство стыда должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Это чувство — специфически человеческое, его полностью лише

Проблема борьбы добра и зла.
Взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно бу­дет доминировать над добром и причинять страдания людям. Правда, пар

Справедливость: победа добра над злом
  В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо по­нятие «справедливость» в наибольшей степени отвеча

Долг - императив моральной регуляции.
Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться обще­ственной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добро­вол

Совесть — «другая сторона» долга.
Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть — это способность к активному с

Соотношение долга и совести.
Взаимосвязь между совестью и долгом носит весьма сложный ха­рактер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологи­ческий механизм регуляции поведения личности, в котором

ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Принцип этической жизни — это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким че­ловек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к дру­гим людям и

Аскетизм
Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение стра

Эгоизм.
Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ори­ентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой

Альтруизм.
Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий че­ловеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей. Благо другого более значимо для альтруиста, чем

Аморализм.
Аморализм означает отрицание моральных устоев и общеприня­тых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам.На практике аморализм може

Имморализм.
Имморализм (от лат. im — «не») представляет собой критиче­ский по отношению к существующей морали тип мышления, кото­рый проявляется в стремлении выйти из-под регулятивной власти долженство

Утилитаризм.
Утилитаризм (от латинского «utilitas» — польза, выгода) как нравственный принцип был выдвинут и развит в целую философ­скую концепцию Бентамом и Дж. С. Миллем. Согласно утилитари­с

Прагматизм.
Прагматизм (от греческого «прагма» — дело, действие) — на­правление в американской философии XIX—XX веков, представ­ленное Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом. Несколько упрощая, можно

Нигилизм.
Нигилизм (от лат. «nihil» — ничто) — это отрицание общепри­нятых ценностей, идеалов, моральных норм. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги