рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Категории Добра и Зла и их значение в этике.

Категории Добра и Зла и их значение в этике. - Лекция, раздел Социология, С понятием добра тесно связано понятие добродетели Будете Как Боги, Знающие Добро И Зло. Библия. Ветхий Завет ...

Будете как боги, знающие Добро и Зло.

Библия. Ветхий Завет

 

Всякое в мире добро можно во зло обратить.

Овидий

 

Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. Тра­диционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Соответственно, не является благом то, что беспо­лезно, никому не нужно или вредно. Однако как благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу, так и зло — не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему. Благо существует в виде самых различных вещей. Благом называют книгу и пищу, дружбу и электричество, технический прогресс и спра­ведливость. Что же объединяет эти разные вещи в один класс, в каком отношении они схожи? У них есть один общий признак: они имеют по­ложительное значение в жизни людей, они полезны для удовлетворе­ния их потребностей — жизненных, социальных, духовных.

Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отноше­нии может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического пе­риода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, бывает полезным другому. Так, социальный прогресс, принося людям определенные и немалые блага (улучшение условий жизни, овладение силами природы, победу над неиз­лечимыми болезнями, демократизацию общественных отношений и др.), оборачивается зачастую столь же немалыми бедствиями (изобретением средств массового уничтожения, войнами за обладание материальными благами, Чернобылем) или сопровождается проявлением отвратительных человеческих качеств (злобы, мстительности, зависти, жадности, подлос­ти, предательства).

Этику интересуют не любые, а лишь духовные блага, к которым от­носятся и такие высшие моральные ценности, как свобода, справед­ливость, счастье, любовь. В этом ряду Добро — это особый вид блага в сфере человеческого поведения. Добро, как и зло, является этической характеристикой человече­ской деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом. А поскольку высшее благо — это совершенствование отношений в об­ществе и совершенствование самой личности, то есть развитие чело­века и человечества, то все, что в действиях индивида способствует этому, — добро; все, что препятствует, — зло.

Исходя из того что гуманистическая этика во главу угла ставит Че­ловека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, мы можем определить критерии Добра. Это, прежде все­го, то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущно­сти — самораскрытию, самовыявлению, самореализации личности, разумеется, при условии, что эта личность «имеет право на звание Че­ловека» (А. Блок). И тогда добро — это любовь, мудрость, талант, активность, гражданствен­ность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом. Это вера и надежда, истина и красота. Иными словами, все, что придает смысл человеческому существованию.

Еще одним критерием Добра и — одновременно — условием, обес­печивающим самореализацию человека, выступает гуманизм как «аб­солютная цель бытия» (Гегель). И тогда добро — это все, что связано с гуманизацией человеческих отноше­ний: это мир, любовь, уважение и внимание человека к человеку; это науч­но-технический, социальный, культурный прогресс — но только в тех их аспектах, которые направлены на утверждение гуманизма.

Таким образом, в категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; в категории Зла — представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели

Лекция... Категории этики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категории Добра и Зла и их значение в этике.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели.
Добродетель— обобщенная характеристика устойчивых по­ложительных морально-нравственных качеств личности. Про­тивоположным является понятие «порока». В этом понятии подчеркивается д

Понятия добра и зла тесно связаны с категорией справед­ливости.
Справедливость рассматривается как принцип, ре­гулирующий взаимоотношения людей, распределение соци­альных ценностей (свободы, богатства, уважения). Можно выделить справедл

Возможность выбора указывает на важнейшую характери­стику человеческого бытия — свободу воли
В качестве особых, затрагивающих самые глубокие нрав­ственные ценности категорий этики можно выделить счастье и смысл жизни. Конечно, нереально даже пытаться дать еди­ное, для всех людей подходящее

У добра есть свои «секреты».
Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Бла­гие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть ре

Категории Добра и Зла в истории этической мысли.
Представления о добре и зле менялись у разных народов из века в век, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Еще древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ,

Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах челове­ческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.
Чувство стыда должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Это чувство — специфически человеческое, его полностью лише

Добро и Зло: особенности и парадоксы.
Сложности в определении и понимании добра и зла коренятся в их особенностях. Первая — всеобщий, универсальный характер Добра и Зла. Если, скажем, честь и достоинство — суг

Проблема борьбы добра и зла.
Взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно бу­дет доминировать над добром и причинять страдания людям. Правда, пар

Справедливость: победа добра над злом
  В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо по­нятие «справедливость» в наибольшей степени отвеча

Долг - императив моральной регуляции.
Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться обще­ственной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добро­вол

Совесть — «другая сторона» долга.
Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть — это способность к активному с

Соотношение долга и совести.
Взаимосвязь между совестью и долгом носит весьма сложный ха­рактер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологи­ческий механизм регуляции поведения личности, в котором

ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Принцип этической жизни — это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким че­ловек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к дру­гим людям и

Аскетизм
Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение стра

Эгоизм.
Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ори­ентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой

Альтруизм.
Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий че­ловеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей. Благо другого более значимо для альтруиста, чем

Аморализм.
Аморализм означает отрицание моральных устоев и общеприня­тых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам.На практике аморализм може

Имморализм.
Имморализм (от лат. im — «не») представляет собой критиче­ский по отношению к существующей морали тип мышления, кото­рый проявляется в стремлении выйти из-под регулятивной власти долженство

Утилитаризм.
Утилитаризм (от латинского «utilitas» — польза, выгода) как нравственный принцип был выдвинут и развит в целую философ­скую концепцию Бентамом и Дж. С. Миллем. Согласно утилитари­с

Прагматизм.
Прагматизм (от греческого «прагма» — дело, действие) — на­правление в американской философии XIX—XX веков, представ­ленное Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом. Несколько упрощая, можно

Нигилизм.
Нигилизм (от лат. «nihil» — ничто) — это отрицание общепри­нятых ценностей, идеалов, моральных норм. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги