рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Категории Добра и Зла в истории этической мысли.

Категории Добра и Зла в истории этической мысли. - Лекция, раздел Социология, С понятием добра тесно связано понятие добродетели Представления О Добре И Зле Менялись У Разных Народов Из Века В Век, Оставаяс...

Представления о добре и зле менялись у разных народов из века в век, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Еще древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ, например, утверждал, что только ясное осознание того, что есть добро и зло, способствует правильной (добродетельной) жизни и позна­нию самого себя. Различие между добром и злом он считал абсолютным и видел его в степени добродетели и осведомленности человека. Никто не делает зла специально, по своей воле, говорил он, а лишь по неведению. Зло есть результат незнания истины и, следовательно, добра. Даже знание о собственном незнании — уже шаг на пути к добру. Поэтому самое боль­шое зло — невежество, которое Сократ усматривал не в том, что мы че­го-то не знаем, а в том, что не догадываемся об этом и не нуждаемся (или считаем, что не нуждаемся) в знании.

Другие философы древности усматривали добродетельность в социаль­ных отношениях человека (Аристотель), в его связи с миром идей (Платон). Третьи считали, что добро заложено в самой природе человека и за­висит только от него самого: «Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого» (Эпикур).

Религия идею высшего добра воплотила в Боге. Он — творец всего доброго, вечного, разумного. Всевышний не творил зла. Зло происхо­дит от врожденной «греховности» людей, оно есть происки дьявола. Зло — это не нечто самостоятельное, оно — отсутствие добра, подобно тому как мрак — отсутствие света. Начиная с первородного греха, вы­бор между добром и злом сопровождает человека. Именно христиан­ство впервые утвердило право на этот добровольный и ответственный выбор, за который человек расплачивается вечным потусторонним бытием в Раю (абсолютное Добро) или в Аду (абсолютное Зло). Хри­стианство же, не оставляя человека беззащитным перед этим выбо­ром, вооружило его нравственным кодексом, следуя которому, чело­век может идти по пути добра, избегая зла.

Этот кодекс составил содержание знаменитой Нагорной проповеди Ии­суса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 5). В ней Иисус не только учит на­род десяти заповедям, сформулированным Моисеем еще в Ветхом Завете («Возлюби ближнего твоего, как самого себя», «Не убий», «Не укради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»), но и дает им свое толкование. Так, ветхозаветное «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» Иисус дополняет: «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и мо­литесь за обижающих вас и гонящих вас... Ибо если вы будете любить лю­бящих вас, какая вам награда? И если вы приветствуете только братьев ва­ших, что особенного делаете?» Конкретизируя, разрешая или запрещая те или иные формы поведения, христианские заповеди явились, по сущест­ву, выражением основных принципов нравственности, на которых долж­но строиться отношение человека к человеку.

Если религиозная этика рассматривает Добро и Зло прежде всего как основания нравственного поведения личности, то философский анализ этих категорий направлен скорее на выявление их сущности, истоков и диалектики. Стремление понять природу добра и зла, объе­диняя усилия разных мыслителей, породило богатое классическое философско-этическое наследие, в котором выделяется рассмотрение данных понятий Г.В.Ф. Гегелем. С его точки зрения, взаимосвязан­ные и взаимополагающие понятия добра и зла неотделимы от понятия индивидуальной воли, самостоятельного индивидуального выбора, свободы и вменяемости. В «Феноменологии духа» Гегель писал: «Так как передо мною стоят добро и зло, то я могу сделать между ними вы­бор, могу решиться на то и на другое, могу принять в свою субъектив­ность как то, так и другое. Природа зла, следовательно, такова, что че­ловек может его хотеть, но не необходимо должен его хотеть».

Добро реализуется у Гегеля также через индивидуальную волю: «... добро есть субстанциальное бытие для субъективной воли, она должна его сделать своей целью и совершить... Добро без субъектив­ной воли есть только лишенная абстракции реальность, и эту реаль­ность оно должно получить лишь через волю субъекта, который должен иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществить в своей деятельности». Понятие воли Гегель распространяет не толь­ко на область внешней реализации, область поступков, но и на об­ласть внутреннюю, область мышления и намерений. Поэтому важную роль он отводит самосознанию, которое выступает как исток самосозидания человеческой личности через свободный выбор меж­ду добром и злом. У Гегеля «самосознание есть возможность... ставить собственную особенность выше всеобщего и реализовать ее посредством поступков — возможность быть злым. Таким образом, именно самосозна­нию принадлежит наиболее важная роль в формировании злой воли, рав­но как и доброй». Моральное сознание всегда находится перед тяжелой и безнадеж­ной дилеммой: «Любым поступком, которому предшествует прекрас­ное намерение, оно неизбежно совершает зло, — считает Гегель, — от­казываясь от поступков, пытаясь сохранить свою чистоту, не запятнав ее никаким действием, оно неизбежно впадает в пустоту и никчем­ность существования, что также является злом, но направленным уже против себя».

Гегель рассматривает зло через феномен фанатичной толпы — «отрица­тельной свободы», или «свободы пустоты», которая, по его определению, «представляет собой как в области политики, так и в области религии фа­натизм разрушения всякого существующего общественного порядка и устранения индивидуумов, подозреваемых в приверженности к порядку... Лишь разрушая что-либо, эта отрицательная воля чувствует себя сущест­вующей. Ей, правда, кажется, что она стремится к какому-то положительно­му состоянию, но на самом деле она не хочет положительного осуществле­ния этого состояния...» Фанатичная толпа, описанная Гегелем, обращает все свое «бешенство разрушения» на ненавистную ей цивилизацию («вся­кий существующий общественный порядок»), в том числе и на памятники культуры (мы знаем об этом из печальной истории человечества, в том числе и своей собственной). Ей есть кого ненавидеть — самостоятельных, цивилизованных, независимых от нее людей, подозреваемых в привер­женности к порядку (и об этом мы тоже знаем). Толпа хочет вернуться в первоначальное, до-цивилизованное бытие, восстановить прошлое, кото­рое кажется столь радужным и чуждым зла состоянием «всеобщего равен­ства», настоящим царством добра (и это нам знакомо, не правда ли?). Еще один феномен зла, по Гегелю, — лицемерие, которое способствует мо­ральному оправданию многих неприглядных поступков, вплоть до пре­ступления. Действительно, воровство, массовые убийства, терроризм, насилие, геноцид часто находят лицемерное оправдание при помощи мо­ральной софистики, выдающей интересы ограниченной социальной груп­пы, отдельной нации или даже личности за всеобщие. Возможен ли выход из царства всеобщего и многоликого зла? Злое сознание может однажды раскаяться, взглянуть на себя заново, как бы со стороны, ужаснуться себе, признаться себе в том, что оно — зло. Од­нако исповедь кающегося сердца, как подмечает Гегель, может встре­тить жестокосердную насмешку и презрение другого. Отвергнутое и обиженное, оно уйдет в себя, в свое одиночество, свое привычное зло, усугубленное непризнанием другим самосознанием. Подлинный выход из взаимного зла возможен лишь при обоюдном раскаянии, при возможности слушать не только себя, но и другого, по­нимать, а не осуждать его. Только тогда «зло отрешается от себя, при­знает бытие другого... начинает верить в его способность к моральному возрождению». Таким образом, возможность добра Гегель напрямую связывал с диалогом самосознаний. Причем диалог несвободных, не­уверенных в себе самосознаний должен через драматические колли­зии взаимного отрицания, недоверия, ледяного одиночества, взаим­ного презрения и всеобщего зла возродить надежду на возможность нового диалога свободных и умеющих уважать чужую свободу людей.

Если внимание немецкого философа более привлекает анализ зла, то русский философ Вл. Соловьев основной акцент делает на пробле­ме добра. Анализируя в работе «Оправдание добра» его основные ат­рибуты, Соловьев отмечает, что это, во-первых, чистота или авто­номность добра. Чистое добро ничем не обусловлено, оно требует, чтобы его избирали только ради него самого, без всякой иной мотивации. Во-вторых, это полнота добра. И в-третьих, его сила. Вл. Соловь­ев считал, что идея добра присуща человеческой природе, а нравст­венный закон записан в человеческом сердце. Разум только развивает на почве опыта изначально присущую человеку идею добра. Мысль Соловьева сводится к тому, чтобы совершенно сознательно и свобод­но подчинить нашу волю идее добра, заложенной в нас от природы, идее лично продуманной, «разумной».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели

Лекция... Категории этики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категории Добра и Зла в истории этической мысли.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

С понятием добра тесно связано понятие добродетели.
Добродетель— обобщенная характеристика устойчивых по­ложительных морально-нравственных качеств личности. Про­тивоположным является понятие «порока». В этом понятии подчеркивается д

Понятия добра и зла тесно связаны с категорией справед­ливости.
Справедливость рассматривается как принцип, ре­гулирующий взаимоотношения людей, распределение соци­альных ценностей (свободы, богатства, уважения). Можно выделить справедл

Возможность выбора указывает на важнейшую характери­стику человеческого бытия — свободу воли
В качестве особых, затрагивающих самые глубокие нрав­ственные ценности категорий этики можно выделить счастье и смысл жизни. Конечно, нереально даже пытаться дать еди­ное, для всех людей подходящее

Категории Добра и Зла и их значение в этике.
Будете как боги, знающие Добро и Зло. Библия. Ветхий Завет   Всякое в мире добро можно во зло обратить. Овидий   Добро и Зло

У добра есть свои «секреты».
Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Бла­гие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть ре

Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах челове­ческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.
Чувство стыда должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Это чувство — специфически человеческое, его полностью лише

Добро и Зло: особенности и парадоксы.
Сложности в определении и понимании добра и зла коренятся в их особенностях. Первая — всеобщий, универсальный характер Добра и Зла. Если, скажем, честь и достоинство — суг

Проблема борьбы добра и зла.
Взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно бу­дет доминировать над добром и причинять страдания людям. Правда, пар

Справедливость: победа добра над злом
  В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо по­нятие «справедливость» в наибольшей степени отвеча

Долг - императив моральной регуляции.
Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться обще­ственной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добро­вол

Совесть — «другая сторона» долга.
Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть — это способность к активному с

Соотношение долга и совести.
Взаимосвязь между совестью и долгом носит весьма сложный ха­рактер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологи­ческий механизм регуляции поведения личности, в котором

ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Принцип этической жизни — это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким че­ловек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к дру­гим людям и

Аскетизм
Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение стра

Эгоизм.
Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ори­ентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой

Альтруизм.
Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий че­ловеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей. Благо другого более значимо для альтруиста, чем

Аморализм.
Аморализм означает отрицание моральных устоев и общеприня­тых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам.На практике аморализм може

Имморализм.
Имморализм (от лат. im — «не») представляет собой критиче­ский по отношению к существующей морали тип мышления, кото­рый проявляется в стремлении выйти из-под регулятивной власти долженство

Утилитаризм.
Утилитаризм (от латинского «utilitas» — польза, выгода) как нравственный принцип был выдвинут и развит в целую философ­скую концепцию Бентамом и Дж. С. Миллем. Согласно утилитари­с

Прагматизм.
Прагматизм (от греческого «прагма» — дело, действие) — на­правление в американской философии XIX—XX веков, представ­ленное Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом. Несколько упрощая, можно

Нигилизм.
Нигилизм (от лат. «nihil» — ничто) — это отрицание общепри­нятых ценностей, идеалов, моральных норм. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги