рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ

ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ - раздел Социология, ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА С Культурно-Исторической Точки Зрения Все Палеографические Тексты Распадаются...

С культурно-исторической точки зрения все палеографические тексты распадаются на две основные разновидности: древнюю текстологию (палеографию) и новую текстологию. Предметом древней текстологии являются рукописи, распространявшиеся в виде списков с некоторого источника и размножавшиеся только путем переписки. Предметом новой текстологии являются рукописи, которые при жизни их авторов могли быть размножены и размножались типографским способом.

Данное различие в двух этапах культурно-исторического развития языка влияет на условия и задачи работы текстолога. В сфере древней текстологии филолог, имея дело со стандартным почерком писцов и с почти полным отсутствием авторских рукописей, интересуется, главным образом, самим составом текста источника; в сфере новой текстологии — интерес текстолога, имеющего дело, по преимуществу, уже с авторскими почерками и авторскими рукописями, во многом связан с личностью автора. Эти различия в материале и составе текстов не влияют, однако, на общие принципы текстологической работы, хотя исполнение рукописей до печатной речи сильно отличается от исполнения рукописей после появления печатной речи; различия древней и новой текстологии фиксируют диахронические отношения в самой рукописной речи.

В основу классификации палеографических текстов (за пределами текстологии) положены жанрово-стилистические признаки, создающие разделение на прозу и стихи, драматургические и собственно литературные тексты, высокий, низкий и средний стили и т.д. Жанрово-стилистические классы палеографических текстов, представленные в той или иной культуре, зависят от того, как именно поэтика, риторика и стилистика разделяют всю текстовую область. При этом надо иметь в виду, что филологические дисциплины разных текстовых традиций устроены по-разному. Соотношения между ними еще не установлены и, самое главное, традиции филологии, принадлежащих к разным культурам, терминологически несопоставимы, так как каждая из них имеет свою систему терминов. Например, китайская формально-текстовая разбивка стиха на четырехсложные, пятисложные и семисложные является формально-поэтической и историко-литературной, но она не вполне сопоставима с делением стихов по метрической схеме на ямб, хорей, анапест и т.п.

Таким образом, трудность сопоставления жанрово-стилистических классификаций текстов объясняется и различием языков, и различием в строении филологических дисциплин, принадлежащих разным культурам, и, наконец, различием филологических текстовых традиций самих по себе.

Для сближения и сопоставления между собой частнофилоло-гических классификаций текстов предстоит еще выработать общее основание сравнения. В этой связи наиболее плодотворными представляются принципы библиографических и архивных классификаций, основанных на данных палеографии и текстологии, хотя сами эти классификации излишне дробны и зависят во многом от случайностей. Генерализация архивно-библиографических принципов приводит к идее взаимообусловленности содержания текстов и фактуры письменной речи, что находит отражение в основных нормах обращения с текстами.

При таком подходе исходное деление древней и новой текстологии на основные разновидности определяется фактурными свойствами письменной речи при использовании ее в процессе коммуникации.

В процессе письменной коммуникации произведение письменной словесности отчуждается от своего автора и существует как бы самостоятельно, поэтому у получателя рукописных текстов существует несколько возможностей речевого поведения: во-первых, получатель может вообще отказаться от получения текста; во-вторых, получатель может получить текст, но отказаться от его прочтения, т.е. отнестись к тексту только как к вещи; в-третьих, наконец, получатель может получить текст и прочесть его, т.е. отнестись к тексту как к знаку.

Таким образом, на основании фактурных признаков письменных текстов могут возникать следующие классы: тексты обязательные для получения и обязательные для прочтения; обязательные для получения, но не обязательные для прочтения; не обязательные для получения и не обязательные для прочтения. 4>

Подобное деление текстов возникает только в сфере письменной речи, поскольку в устной речи процесс физического принятия звуков речи и ее понимания всегда происходит в присутствии создателя речи и контролируется им.

Общепринятое деление произведений словесности на документы (Д), эпистолы (Э) и сочинения (С) тесно связано с наличием и комбинацией рассмотренных признаков действий получателя произведения письменности, что может быть наглядно представлено в таблице:

Таблица 4. Разновидности произведений словесности

Действия получателя Документы Эпистолы Сочинения
Обязательность получения + + -
Необязательность прочтения - + +

Полученный и прочтенный текст может подвергаться репродукции; в этом случае, как и в устной речи, читатель становится производителем текста. Как и в устной речи, у получателя есть выбор: какой из текстов, по его мнению, следует подвергнуть репродукции. Сообразно этому письменные тексты могут быть репродуцируемыми и нерепродуцируемыми, а сама репродуцируемость, как и в устной речи, становится признаком текста.

Учитывая, что рукописный текст существует отдельно от коммуникантов, копирование может производиться с целью передачи текста и с целью хранения содержания текста.

В первом случае копия создается для отсылки. В результате рассылки копий создается ситуация, когда несколько лиц владеют в равной степени одним и тем же текстом, т.е. копия является средством контроля создателя текста над получателем текста. Такая ситуация есть как бы эквивалент ситуации устного общения, когда создатель текста контролирует получение содержания своего текста в условиях беседы.

Bo-втором, случае отсылка копии не предполагается; копия хранится для дальнейшего использования и прочтения.

Подобная репродукция текста может быть вызвана, например, тем. что читатель не может удержать оригинал, но желал бы сохранить содержание текста для каких-то целей Естественно, что, если позволяют обстоятельства и поскольку оригинал ценится выше, чем копия, создатель копии может удержать у себя оригинал, отослав копию или постараться зачем-либо сохранить и копию, и оригинал.

В первом случае создание копии имеет коммуникативное значение, копия создается для отсылки ее другому лицу. Во втором случае копия создается не с целью коммуникации, а с целью накопления текстов для будущей коммуникации и развития знаний. Оба типа репродукции реализуют возможности, заложенные в фактуре рукописного текста. Отсюда тексты различаются на репродуцируемые и нерепродуцируемые, а репродуцируемые различаются на репродуцируемые с целью коммуникации и репродуцируемые с целью хранения.

Репродуцируемость с разными целями связана с характером получения и прочтения текста. Если репродукция создается с целью коммуникации и для того, чтобы убедиться, что текст принят и прочтен, то тексты, репродуцируемые с целью коммуникации, отождествляются с текстами, обязательными для получения и прочтения.

Если копия создается с целью хранения, то это значит, что копируемый текст был выбран из числа хранящихся текстов или таких текстов, которые должны храниться. Тексты же, находящиеся на хранении, не обязательно получаются и не обязательно читаются. Следовательно, копируемые тексты относятся к группам Д и С в нашей таблице 4. В итоге получается следующая дистрибутивная матрица (см. матрица 3, с.115).

Теоретическая модель различения разновидностей рукописной речи легко идентифицируется с общепринятым делением разновидностей рукописной речи на документы, эпистолы и сочинения.

Документы (группа Д) копируются так, что подлинник остается в учреждении, создавшем документ, и называется черновиком или "отпуском", а копия отпуска отсылается и является собственно документом. Отношения отпуска и документа служат контрольным средством для того, чтобы убедиться в том, что документ получен адресатом и должен быть прочтен.

Матрица 3. Разновидности произведений словесности

Действияполучателя Документы Эпистолы Сочинения
Обязательность получения + ■ + -
Необязательность прочтения - + +
Репродуцируемость + - +

Эпистолы (группа Э), т.е. письма недокументального характера, обычно не копируются. Копирование письма осуществляется либо в целях превратить его в документ, либо в целях распространения и публикации тех моментов содержания письма, которые имеют смысл сочинения. Это не означает, что текст личного, коллективного или даже делового письма не может быть переписан. Дело в том, что само переписывание письма целиком или в виде выписок или фрагментов делает эту репродукцию уже не эпистолой, а документом или сочинением, создавая новое графико-содержательное построение, называемое формуляром. За пределами этого перехода в новый тип текстов остаются только такие случаи, когда репродукция делается для себя, так сказать, "из любви к искусству", и никуда не отправляется и не хранится. Такой вид копирования представляется бессмысленным и редко встречается в реальной практике. Письмо, доставленное тем или иным образом, надо принять, но читать или не читать письмо зависит от интересов и намерений адресата и отчасти регулируется устно-этикетными правилами. Неприятие письма по этим правилам означает фактически то же самое, что отказ выслушать устную речь, обращенную к кому-либо, т.е. обозначает желание прервать речевые отношения.

Сочинения (группа С), как известно, берутся для чтения выборочно и после прочтения некоторые из них переписываются.

Таким образом, основные разновидности палеографической речи строятся на типах обращения с текстами этой речи, продикто-

ванных возможностями, заложенными в фактуре палеографической речи.

Деление палеографии на эпистолы, документы и сочинения, выведенное из основных принципов обращения с палеографическими текстами, является общим, не зависящим от конкретной культуры. Это деление дает себя знать всегда, когда мы имеем дело с реальным бытованием письменных текстов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

ББК Р... ОТ СОСТАВИТЕЛЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дйннаа мш1« > , гсовама иудсшам филологического профиля, а также всем, xioHinqxiyriv* и|»>ОЛ(мамм i уманитарного знания.
В предлагаемую читателю книгу акад. Ю.В. Рождественского вошли избранные работы по общей филологии. Выбор работ определялся, во-первых, потребностью в более полной публикации, и, во-вторых, принцип

Определенного вида речи.
на, но никто не обладает монополией на нее. Но тоталитаризм приводил к закрытию дискуссий в науке, к марризму, к лысенков-щине, к травле "безродных космополитов" и т.п. Примеры п

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ
Устная речь — многообразное, исторически складывающееся явление. Классификация текстов устной речи сложна и многоаспектна. Существуют разнообразные подходы к классификации текстов устной речи.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР
Все люди, за малым исключением, со всеми их разнообразными биологическими, психологическими, культурными, классовыми, возрастными, образовательными и другими особенностями, владеют и пользуются уст

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Основные этикетные правила речевого поведения обеспечивают развитие устной речи в диалоге и накопление культурно-значимых текстов. Но реализация этих основных правил требует большого искусства и ра

Правила для слушающего
Правила для слушающего представлены многими смысловыми разновидностями паремий. Назовем важнейшие семантические группировки этих паремий: A. Паремии, указывающие на необходимост

Правила для говорящего
Правила для говорящего строятся в целом, как уже отмечалось, на предостережениях об опасности слова. При этом паремии распадаются на ряд групп в зависимости от того, какую именно опасность слово в

НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
Фольклорное осмысление "слова" раскрывается в особом разряде паремий о "слове и деле". Слово понимается здесь как минимальное высказывание, в силу чего наделено модальностью и п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СЛОВ
Правила народной этимологии, касающиеся способов создания слова в текстах дописьменной устной речи, рассеяны по разным фольклорным текстам. Они представлены там как объяснения происхождения тех или

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИСЬМА
Создание знаков письма, образование письменности и сложение литературных языков составляют самый важный процесс в становлении цивилизации. С историко-культурной точки зрения у этого процесса

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Классификация основных видов письменной словесности — хорошо разработанный предмет гуманитарного знания. Этой классификацией одновременно пользуются две науки: филология и история. На основе класси

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Исторической основой письменной коммуникации, как было уже отмечено, являются палеографические рукописные тексты. Характер материалов и орудий письма, т.е. фактура письменной речи, значительно усло

Канцелярия и нотариат
Словом "канцелярия" в обычном смысле этого слова называют отдел управления, ведающий движением документов в составе организации или учреждения; канцелярия может быть государственной, мини

Хранилища произведений письменности
Письменные тексты после соответствующей классификации и отбора поступают на хранение и входят в новую фазу обращения. Этой фазой обращения призван заниматься особый социальный институт, который мож

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВО ВРЕМЕНИ
Помимо обращения рукописей в институтах письменной словесности, обеспечивающих как бы внешнее, пространственное движение письменных текстов, существует еще особое, внутреннее изменение в составе пи

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Свобода выбора репродукции сочинений оборачивается тем, что возникает разделение сочинений на те, которые утрачиваются или превращаются в библиографическую редкость, и на те, которые приобретают до

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА
Среди основных литературных традиций Востока наиболее древними являются индийская и китайская литература. Первый на русском языке сводный очерк состава индийской литературы, выполненный на

Каллиграфия
К общим искусствам, приложимым к любой рукописи, относится искусство правильного, эстетически совершенного письма, или искусство каллиграфии. Каллиграфия ведает начертанием знаков письменности. Име

ПИСЬМОВНИКИ, ПРАВИЛА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
СОЧИНЕНИЙ (ПОЭТИКА И РИТОРИКА) Помимо общих правил построения любого текста, т.е. общих искусств речи, образуются частные искусства речи, которые относятся не ко всем, а л

Правила составления эпистол. Письмовники
Типичным воплощением частных искусств речи, дающих образцы, являются письмовники. Составление письмовников обычно не считалось важным занятием, так как предполагалось, что письмовником обы

Правила составления сочинений. Поэтика, логика и риторика
Рекомендующие частные искусства речи занимают главное место среди частных искусств речи в традиционном предмете филологии. Их возникновение относится к периоду становления литератур, обеспечивает п

РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ
Сравнивая между собой примеры рекомендующих искусств речи, мы замечаем, что во всех этих искусствах так или иначе представлена теория литературной речи. Однако эта теория имеет различную терминолог

ПРОБЛЕМА ДОНАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
Всвязи с характером воспроизведения рукописных сочинений, образованием литературы и созданием искусств речи необходимо затронуть весьма сложный вопрос образования и развития донаци

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возникновение и развитие книгопечатания — сложный и долгий исторический процесс, имевший значительные последствия для распространения и развития культуры. Изобретение книгопечатания нельзя приписат

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАТНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Правила обращения с печатными текстами несколько иные, чем с рукописными текстами. Печатные произведения представляют собой тиражированные с помощью машины тексты, как правило, лишь одного вида рук

ТИПЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТОВ И РОДЫ ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впечатной речи каждый текст есть литературное произведение, которое служит распространению культуры. Репродукция печатных текстов означает особое выделение определенных литературны

ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ ПРЕДМЕТА НАУКИ
Главным требованием к читателю научного текста является адекватность и единообразие понимания текста, т.е. смысл текста должен быть понят разными читателями так, как он задуман автором. Такой харак

ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История и теория журнальной литературы — мало изученный предмет, по которому могут быть даны только самые предварительные сведения [42]. Журнальная литература вызывается к жизни рос

ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В настоящее время нет единства в понимании термина массовая коммуникация. Под термином массовая коммуникация обычно имеют в виду разнородные тексты, от текстов радио и телевидения до различн

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Массовая информация сосредоточивает в себе устную и письменную формы речи, объединяет все виды искусств и обращается к безгранично большой аудитории. Сложение массовой информации характери

ИНФОРМАТИКА. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ
Информатика — составная часть массовой коммуникации. Тексты информатики, наряду с текстами массовой информации, противопоставлены всем первичным, т.е. классическим видам текстов, как втор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги