рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР - раздел Социология, ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА Все Люди, За Малым Исключением, Со Всеми Их Разнообразными Биологическими, Пс...

Все люди, за малым исключением, со всеми их разнообразными биологическими, психологическими, культурными, классовыми, возрастными, образовательными и другими особенностями, владеют и пользуются устной речью. В речи каждого человека присущая ему совокупность признаков проявляется, прежде всего, через намерения говорящего, его цели и состав речи. Однако влияние этих факторов на устную речь очень мало исследовано. Обычно оно становится достоянием филологического изучения в той степени, в какой правила письменной речи традиционно дифференцированы в зависимости от ситуаций общения. Так, в малайском языке представлены высокий, низкий и средний регистры общения (нгоко, кромо и мадью), имеющие каждый свои особенности выражения в лексике и грамматике [108. Подобными признаками характеризуется также классический тибетский язык, в котором выделяются два полярных регистра: высокий и низкий [97].

Слова "регистры общения" означают тот языковой факт, что между общающимися людьми регистрируются в их речи возрастные, социальные или образовательные различия. При этом эти различия отмечаются в языке существованием особых речевых форм (слов и выражений), характерных для того или иного типа ситуаций общения .

Известны языки, которые обладают системой грамматических форм вежливости [4], специально описываемых лингвистикой (например, японский язык).

В стилистике традиционно изучаются лексические и фразеологические различия, характеризующие речевые отношения собеседников, их возрастные, образовательные и социальные признаки

(ср. понятие речевых характеристик в курсах литературы [80]). В риторике предлагается учитывать характер взаимоотношения оратора и аудитории и в построении речи, и в схемах обращения, темпе, длительности речи и типах аргументов [см.J18]. Аналогично и в других науках о языке отмечаются отдельные особенности отношений людей, влияющие на свойства устной речи. Так, Н.С.Трубецкой в "Основах фонологии" специально отмечает различия фонации женской и мужской речи [111].

Все эти разнородные сведения раскрывают проблему речевых взаимоотношений людей в устной речи только частично и не содержат исчерпывающих данных об основных и всеобщих правилах построения речевых отношений в сфере устной речи. Для определения исходных и самых существенных сторон речевых взаимоотношений в сфере устной речи надо прибегнуть к характеристике самой устноречевой фактуры языка, т.е. к характеристике существенных свойств материала устной речи и необходимой структуры актов устноречевой коммуникации.

Устноречевая коммуникация характеризуется как такой вид языкового общения, который материально существует только в момент общения и только в пределах досягаемости на слух при громкости, доступной человеческому голосу.

Исходя из материальных свойств устной речи, мы должны заключить, что всегда круг участников определенной устноречевой коммуникации составляет коллектив заведомо более узкий, чем общий состав лиц, владеющих данным языком. И поскольку актов устноречевой коммуникации может быть много, то может быть много и элементарных коллективов, объединяемых в каждом акте устноречевого общения. Эти элементарные коллективы возникают и распадаются в зависимости от того, где, когда, как и в каком количестве совершаются акты устноречевой коммуникации, сводимой, в конечном итоге, к образованию устных текстов.

Представим себе в предельно обобщенном виде основную особенность создания таких коллективов посредством устной коммуникации: потенциальным членом элементарного коллектива может быть любое лицо, владеющее данным языком, но не бывает такого члена элементарного устноречевого коллектива, который входил бы только в один коллектив. Участники устной коммуникации обязательно входят в разные элементарные коллективы устно-речевых коммуникантов.

Отсюда устная речь принципиально не может объединить в целый коллектив всех знающих данный язык, если ее не подвергнуть репродукции. Необходимость в репродукции вытекает из того, что материал устной речи является точечным и мгновенным и потому не охватывающим всех говорящих на данном языке. Это значит, что лица, принадлежащие к данному языку, вынуждены разделиться на мелкие (элементарные) коллективы, постоянно общающихся между

собой лиц (например, семьи); причем устноречевая связь между такими коллективами будет иметь непременную склонность к затуханию. Единственным средством объединения в целостный языковой коллектив служит репродукция устной речи.

Репродукция устной речи означает воспроизведение по памяти какого-либо ранее услышанного текста, т.к. единственным средством хранения текстов в устной речи (учитывая их материальную нехранимость) является память.

Репродукция в целом может быть двух видов: а) однократная и б) многократная.

а) При однократной репродукции каждый член коллектива воспринимает речь один раз. Покажем это так: А—► В—► С...

Однократная репродукция устной речи основана на принципе: лицо В выслушало текст, передало его другому лицу С, не знающему текст, и т.д. При этом передавать текст лицу, уже знающему его, нельзя.

б) При многократной репродукции каждый член коллектива, как говорящий или как слушающий, имеет дело с текстом не один , а много раз, т.е. один и тот же текст может быть как угодно много раз передан говорящим другим лицам, уже знающим его, и они всякий раз должны выслушать этот текст.

В обоих случаях текст устной речи, благодаря смешению однократной и многократной репродукции, охватывает всех членов языкового коллектива.

Таким образом, для установления языкового единства коллектива устная речь должна репродуцироваться. При репродукции участники устной коммуникации суммируются в элементарные коллективы (например, семьи), а применение обоих видов репродукции приводит к суммированию элементарных коллективов в целостный языковой коллектив.

Такое суммирование может иметь и обычно имеет целые серии промежуточных ступеней, когда репродукция первого и второго типа (однократная и многократная) охватывает не весь коллектив, а только его часть и суммирует элементарные коллективы не в пределах всего языкового коллектива, а лишь частично. Поскольку на практике допускается частичная репродукция и смешение ее типов, то оба типа репродукции ясно различаются особыми правилами. В том случае, когда эти правила применяются непоследовательно, образуются промежуточные группы людей, которые в социологии носят название "неформальных групп"[У^У].

Тексты, подвергаемые тому или иному типу репродукции, имеют в языке особые названия. Так, однократно репродуцируемый для каждого слушающего текст обычно называется молвой. Тексты, подвергаемые множественной репродукции, образуют область собственно устной словесности (или, иначе, фольклор).

Нерепродуцируемые тексты особых языковых названий не имеют. Будем называть их сообщениями, т.е. сообщения — это единичные, нерепродуцируемые тексты.

Эти три разновидности устной речи (сообщения, молва, фольклор) выполняют в языковом сообществе разные функции. Сообщения и молва не могут быть носителями культуры, так как содержание этих текстов, в силу характера репродукции, не воспроизводится из поколения в поколение, тогда как фольклор является носителем культуры. Культурное содержание, представленное в текстах устной словесности, общезначимо, воспроизводимо из поколения в поколе-, ние и распространяется на каждого члена общества.

При создании сообщений не возникает текстовой общезначимости, поскольку не каждый член языкового сообщества оказывается приобщен ко всем сообщениям.

При создании молвы все члены языкового сообщества объединены одним репродуцируемым текстом, но каждый человек имеет дело с текстом только один раз, поэтому молва прекращается, когда она достигнет границ языкового коллектива. Молва не предполагает преемственности, и сама не может служить основанием для новой молвы (может быть только искажение старой молвы). Человек, приобщаясь к молве, не может почерпнуть из нее того содержания, которое значимо для исторической жизни языкового сообщества, поэтому молва также не имеет культурной значимости.

Поскольку фольклор многократно репродуцируется каждым членом языкового сообщества, то тексты устной словесности оказываются значимыми для всего языкового коллектива в целом, их репродукция не может прекратиться с распространением на всех членов коллектива (в отличие от молвы). Отсюда следует, что устно-речевая культура, приобщение к которой является обязательным для членов языкового сообщества, представлена текстами устной словесности.

Различительные свойства сообщений, молвы и фольклора целесообразно описать в таблице, где будет указано на отношение текстов к людям и людей к текстам.

Матрица 1. Типы устноречевых текстов

Отношение "текст— человек" Сообщение Молва Фольклор
Слушающий не может повторно общаться с текстом + + -
Текст создается для всего языкового коллектива - + +
Отсутствие запрета наповторение + - +

Из таблицы видно, что основные виды текстов устной речи функционально различены отношениями текста к человеку и человека к тексту.

Будучи общезначимым и повторяющимся, фольклор составляет и объединяет языковой коллектив в культурное целое. Поэтому устноречевое общество объединяется и разделяется культурными связями только посредством устной словесности.

Утрата фольклора есть исчезновение языкового коллектива, принятие нового фольклора равно переходу в другой языковой коллектив. Изменение характера устной словесности означает изменение характера языкового коллектива. Однако надо иметь в виду, что в данном случае речь идет о тождестве именно языкового коллектива, но не о национальной идентичности. В истории известно немало случаев, когда целые народы перенимали иной язык, иную устную словесность, но сохраняли свою родовую и племенную национальную идентичность. Это объясняется тем, что помимо языка существуют другие семиотические системы, с одной стороны, и тем, что, с другой стороны, нравы и обычаи народа могут сохраняться в иноязычной среде. Характерным примером может служить историческая судьба тюрских языков.

Таким образом, предлагаемая модель подтверждает и уточняет известное утверждение, основанное на наблюдениях этнологии и этнографии, о том, что в бесписьменном обществе утрата, приобретение или смена языка практически отождествляется с утратой, приобретением или сменой фольклора.

Классификация, делящая устную речь на сообщения, молву и фольклор, исходит из материальных характеристик устной речи, определяющих типы репродукции текстов. Для того, чтобы устная речь могла состояться и дифференцироваться по своим видам, должны существовать особые средства, побуждающие к определенному типу действия со словом. Сводом таких особых средств является речевой этикет, определяющий основные правила речевых контактов. Речевому этикету обучаются по указаниям старших, из подражания и другими средствами.

На последующих стадиях развития языковой фактуры речевой этикет некоторых слоев общества может быть записан и даже распространен печатно [124].

В частности, высокой мерой этикетности отличалась французская речь образованных слоев, сформировавшая особый тип беседы.

Речевой этикет всегда направлен на формирование особого типа содержания. Разные народы могут значительно различаться между собой характером речевого этикета. Однако существуют общие правила, которые свойственны любому народу. Эти общие правила даны в фольклоре.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

ББК Р... ОТ СОСТАВИТЕЛЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дйннаа мш1« > , гсовама иудсшам филологического профиля, а также всем, xioHinqxiyriv* и|»>ОЛ(мамм i уманитарного знания.
В предлагаемую читателю книгу акад. Ю.В. Рождественского вошли избранные работы по общей филологии. Выбор работ определялся, во-первых, потребностью в более полной публикации, и, во-вторых, принцип

Определенного вида речи.
на, но никто не обладает монополией на нее. Но тоталитаризм приводил к закрытию дискуссий в науке, к марризму, к лысенков-щине, к травле "безродных космополитов" и т.п. Примеры п

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ
Устная речь — многообразное, исторически складывающееся явление. Классификация текстов устной речи сложна и многоаспектна. Существуют разнообразные подходы к классификации текстов устной речи.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Основные этикетные правила речевого поведения обеспечивают развитие устной речи в диалоге и накопление культурно-значимых текстов. Но реализация этих основных правил требует большого искусства и ра

Правила для слушающего
Правила для слушающего представлены многими смысловыми разновидностями паремий. Назовем важнейшие семантические группировки этих паремий: A. Паремии, указывающие на необходимост

Правила для говорящего
Правила для говорящего строятся в целом, как уже отмечалось, на предостережениях об опасности слова. При этом паремии распадаются на ряд групп в зависимости от того, какую именно опасность слово в

НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
Фольклорное осмысление "слова" раскрывается в особом разряде паремий о "слове и деле". Слово понимается здесь как минимальное высказывание, в силу чего наделено модальностью и п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СЛОВ
Правила народной этимологии, касающиеся способов создания слова в текстах дописьменной устной речи, рассеяны по разным фольклорным текстам. Они представлены там как объяснения происхождения тех или

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИСЬМА
Создание знаков письма, образование письменности и сложение литературных языков составляют самый важный процесс в становлении цивилизации. С историко-культурной точки зрения у этого процесса

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Классификация основных видов письменной словесности — хорошо разработанный предмет гуманитарного знания. Этой классификацией одновременно пользуются две науки: филология и история. На основе класси

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Исторической основой письменной коммуникации, как было уже отмечено, являются палеографические рукописные тексты. Характер материалов и орудий письма, т.е. фактура письменной речи, значительно усло

Канцелярия и нотариат
Словом "канцелярия" в обычном смысле этого слова называют отдел управления, ведающий движением документов в составе организации или учреждения; канцелярия может быть государственной, мини

Хранилища произведений письменности
Письменные тексты после соответствующей классификации и отбора поступают на хранение и входят в новую фазу обращения. Этой фазой обращения призван заниматься особый социальный институт, который мож

ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ
С культурно-исторической точки зрения все палеографические тексты распадаются на две основные разновидности: древнюю текстологию (палеографию) и новую текстологию. Предметом древней текстологии явл

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВО ВРЕМЕНИ
Помимо обращения рукописей в институтах письменной словесности, обеспечивающих как бы внешнее, пространственное движение письменных текстов, существует еще особое, внутреннее изменение в составе пи

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Свобода выбора репродукции сочинений оборачивается тем, что возникает разделение сочинений на те, которые утрачиваются или превращаются в библиографическую редкость, и на те, которые приобретают до

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА
Среди основных литературных традиций Востока наиболее древними являются индийская и китайская литература. Первый на русском языке сводный очерк состава индийской литературы, выполненный на

Каллиграфия
К общим искусствам, приложимым к любой рукописи, относится искусство правильного, эстетически совершенного письма, или искусство каллиграфии. Каллиграфия ведает начертанием знаков письменности. Име

ПИСЬМОВНИКИ, ПРАВИЛА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
СОЧИНЕНИЙ (ПОЭТИКА И РИТОРИКА) Помимо общих правил построения любого текста, т.е. общих искусств речи, образуются частные искусства речи, которые относятся не ко всем, а л

Правила составления эпистол. Письмовники
Типичным воплощением частных искусств речи, дающих образцы, являются письмовники. Составление письмовников обычно не считалось важным занятием, так как предполагалось, что письмовником обы

Правила составления сочинений. Поэтика, логика и риторика
Рекомендующие частные искусства речи занимают главное место среди частных искусств речи в традиционном предмете филологии. Их возникновение относится к периоду становления литератур, обеспечивает п

РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ
Сравнивая между собой примеры рекомендующих искусств речи, мы замечаем, что во всех этих искусствах так или иначе представлена теория литературной речи. Однако эта теория имеет различную терминолог

ПРОБЛЕМА ДОНАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
Всвязи с характером воспроизведения рукописных сочинений, образованием литературы и созданием искусств речи необходимо затронуть весьма сложный вопрос образования и развития донаци

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возникновение и развитие книгопечатания — сложный и долгий исторический процесс, имевший значительные последствия для распространения и развития культуры. Изобретение книгопечатания нельзя приписат

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАТНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Правила обращения с печатными текстами несколько иные, чем с рукописными текстами. Печатные произведения представляют собой тиражированные с помощью машины тексты, как правило, лишь одного вида рук

ТИПЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТОВ И РОДЫ ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впечатной речи каждый текст есть литературное произведение, которое служит распространению культуры. Репродукция печатных текстов означает особое выделение определенных литературны

ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ ПРЕДМЕТА НАУКИ
Главным требованием к читателю научного текста является адекватность и единообразие понимания текста, т.е. смысл текста должен быть понят разными читателями так, как он задуман автором. Такой харак

ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История и теория журнальной литературы — мало изученный предмет, по которому могут быть даны только самые предварительные сведения [42]. Журнальная литература вызывается к жизни рос

ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В настоящее время нет единства в понимании термина массовая коммуникация. Под термином массовая коммуникация обычно имеют в виду разнородные тексты, от текстов радио и телевидения до различн

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Массовая информация сосредоточивает в себе устную и письменную формы речи, объединяет все виды искусств и обращается к безгранично большой аудитории. Сложение массовой информации характери

ИНФОРМАТИКА. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ
Информатика — составная часть массовой коммуникации. Тексты информатики, наряду с текстами массовой информации, противопоставлены всем первичным, т.е. классическим видам текстов, как втор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги