рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - раздел Социология, ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА История И Теория Журнальной Литературы — Мало Изученный Предмет, По Которому ...

История и теория журнальной литературы — мало изученный предмет, по которому могут быть даны только самые предварительные сведения [42].

Журнальная литература вызывается к жизни ростом массива художественных и научных текстов. В зависимости от текстовой направленности, различается научная и публицистическая журнальная литература.

Научная журналистика представлена периодическими научными изданиями. Целью этих изданий является освещение наиболее актуальных вопросов науки. Поскольку научные читатели, как правило, сами являются авторами, а создание научного текста требует знания источников, научная журналистика, по данным науковедения, начинается как издание библиографических и реферативных сводов. Затем к этому добавляется издание научных статей.

Тем самым, надо заметить, сочинения, которые раньше относились к ученой прозе,разделяются как бы на две ветви: одна — сочинения о предмете науки, другая — сочинения о научных сочинениях. Такое деление соединяется со становлением различных жанров научных текстов.

Журнальные научные статьи не только должны представлять собой описание новейших исследований, но и отвечать еще двум требованиям: быть представительными с точки зрения современного способа исследования проблемы; содержать обобщающие данные по затронутой проблеме.

В этом состоит, как правило, основное отличие периодических научных текстов от непериодических.

Система научных журналов организована по тематическому принципу. Каждый журнал ставит своей задачей публикацию материалов по определенному кругу научных предметов. Появление новых журналов может служить признаком развития науки, появления новых предметов науки.

Содержание номеров каждого журнала построено так, что в нем нельзя повторно печатать статьи, издававшиеся в этом журнале прежде; можно печатать только новые статьи. Отсюда следует, что последовательное изучение публикаций в журнале может дать картину развития научных знаний. Эта картина с точки зрения содержания знания в принципе не полна, но достоинство ее в том, что история публикаций делает возможным проследить историю развития знания. По истории научных журналов удобно также исследовать отношения между текстами и их авторами, что является важным для науковедения.

Из сказанного следует, что научная журнальная литература является средством организации науки, за счет которого организуется общение между авторами и читателями научных текстов, а также суммация научных знаний, отделение более значимых научных текстов от менее значимых. Научная журналистика следит за развитием отраслей знания и делает возможным для научного читателя ориентацию, во-первых, в литературе, во-вторых, по возможности, в современной и актуальной научной проблематике, тем самым участвуя в управлении развитием науки.

Построение научно-журнального текста поэтому определено тремя важнейшими запретами:

1) не рекомендуется публикация материалов, тематически выходящих за пределы программы данного журнала;

2) запрещается повторная публикация статей, печатавшихся прежде в том же органе;

3) запрещается повторение публикации мыслей и сведений, заведомо устаревших с точки зрения развития данной науки.

Коль скоро научная журналистика охватывает все области науки, все авторы научных сочинений, по сути дела, так или иначе охвачены научно-журнальными текстами. Набор журналов, которые регулярно читает ученый, может служить признаком его научной специализации. Таким образом, научные журналы как бы группируют научных читателей по интересам. Однако такие группировки не формальны и не ограничены строго, так как разные ученые следят за неодинаковыми журналами.

Научная журналистика содержит несколько направлений и имеет дифференцированную систему жанров.

Первым необходимым и стержневым направлением является информирование научного читателя о достижениях науки. Это направление представлено библиографиями, аннотациями (экстрак-ами), критическими рецензиями, обзорными статьями и, наконец, публикациями научных сочинений, привлекаемых в журнал ради

более оперативного и широкого оповещения о результатах достижений, полученных авторами этих статей.

Другим важнейшим направлением является научная критика. Научная критика так или иначе представлена во всех перечисленных жанрах, но специально выражена в рецензиях и обзорах. Смысл научной критики состоит в печатном обмене мнениями между исследователями одного и того же или близких предметов науки.

Научная критика как направление в научной журналистике составляет важную часть науки, так как помогает поддерживать в целостности терминосистему науки, а также сохранять тождество посылок науки и образа научного предмета. Сокращение научной критики обычно приводит к нарушениям терминосистемы и к нарушениям цельности научного предмета.

Третьим направлением научной журналистики является популяризация достижений науки и самих научьых текстов. Это направление необходимо представлено в научной журналистике. Оно может образовывать свою ветвь журнальных публикаций и приводит к созданию специальных научных журналов, издаваемых с популяризаторской целью. Для этого направления характерно развитие ан-нотационного и очеркового жанра. Главная цель популярных журналов состоит в приближении результатов научных исследований к неспециализированному читателю и к их практическому использованию.

Вся система научной журналистики противопоставлена ненаучной журналистике, или публицистике. Публицистика обслуживает читательские интересы и охватывает массу читателей всей ненаучной, прежде всего художественной литературы. Ненаучная литература представляет собой слабо упорядоченное целое и была бы, по сути дела, необозримой для читателя, не будь такого средства ориентации читательского интереса, как публицистика.

Публицистика начинается изданием газет и общественных журналов, в которых печатно воспроизводятся важные для широкой публики сведения. Затем она приобретает более специализированные формы. Публицистика может далеко выходить за пределы предметов описания художественной литературы и описывать также ряд других областей практической жизни: в первую очередь, общественные отношения, политику, философию, достижения техники, экономическую жизнь и жизнь несловесных разновидностей искусства. Поэтому публицистика обладает значительно более широким предметом, чем простое комментирование или анализ художественных текстов.

Каждое периодическое издание не может не отличаться одно от другого по принципам организации содержания; подписчики этого издания, читающие по преимуществу это издание, составляют группу читателей, связанных с этим текстом. Это объединение людей в группы по принципу однородности предпочтений определен-

ных публицистических текстов или текста отражает их общие интересы.

Основой публицистики как средства, организующего осведомленность широкого читателя о состоянии и развитии ненаучной литературы, является ее особо тесная связь с аудиторией. Отношение читателя к публицистике строится, как и в других случаях, на принципе свободного выбора текстов: читатель вправе читать или не читать определенный публицистический журнал. Однако характер построения публицистических текстов своеобразно ограничивает выбор читателя.

Публицистический текст, во-первых, не репродуцируется как целое, во-вторых, представлен только периодическими изданиями. В соответствии с этим, читателю предлагается выбор: 1) читать или не читать публицистические тексты вообще; 2) если читать, то какие именно.

На выбор читателя оказывает существенное воздействие две причины: а) необходимость быть в курсе событий вообще; б) симпатия к какому-нибудь определенному органу или автору, диктуемая сходством интересов.

Поскольку выбор между публицистическими литературными периодическими изданиями сравнительно невелик, то читающее общество теоретически делится на столько группировок, сколько комбинаций изданий может получать читатель. Однако реально читательский выбор сводится всего лишь к нескольким комбинациям журналов и газет.

Создание публицистического текста, в свою очередь, также подчиняется определенным правилам. Публицист должен излагать свои мысли так, как если бы он излагал обобщенные взгляды большой группы лиц. Публицист, подобно совещательному оратору, должен выступать от лица общественных интересов. Публицист должен проникнуться идеями программы журнала или газеты, он должен уметь формулировать эти идеи как свои личные.

В составе публицистики видное место занимает отдел, освещающий литературно-художественные тексты. Этот отдел носит

общее название литературной критики. Литературная критика__

это не только публикация рецензий, обзоров и библиографий художественных произведений; это понятие значительно более широкое. Литературная критика включает в себя объяснение отношения к развитию художественной литературы, к ее составу и к содержанию художественных произведений, их эстетической, формальной и идейной ценности. Преследуя цель формирования отношения к литературным произведениям и всему развитию литературы, литературная критика пользуется поэтому всеми средствами публицистики.

Широкое содержание литературной критики объясняется характером самой художественной литературы, характером ее отно-

шения к читателю, определяющимся отсутствием обмена печатными текстами между авторами художественных текстов и их читателями.

Возможны различные способы знакомства читателя с художественным текстом:

а) читатель ознакомился с самим произведением в оригинале;

б) читатель ознакомился только с описанием, данным в журнальной литературе;

в) читатель ознакомился и с журнальным отзывом, и с оригинальным произведением.

В зависимости от способа знакомства с художественным текстом, отношение читателя к тексту различно.

В том случае, когда читатель знаком только с самим художественным текстом, у него обычно формируется лишь некоторое отношение к содержанию произведения.

В том случае, когда читатель знаком только с журнальным описанием, у него обычно формируется лишь некоторое отношение к автору текста, т.к. благодаря цельности художественного текста его содержание нельзя воспроизвести в пересказе, а можно только описать черты содержания как манеру и замысел автора.

В том случае, когда читатель знаком и с оригиналом, и с журнальным описанием, у него есть возможность сопоставить оба типа отношения к тексту и вынести суждение о том, что нередко называют художественностью текста.

Художественность текста в рамках литературной критики понимается как эстетическое совершенство текста, взятое в отношении к авторской индивидуализации. В этом случае общая недифференцированная эстетическая мысль, данная в произведении, может стать и становится тем или иным типом психологического поведения читателя, т.е. тем, что называется идеалом.

Образование типов психологического поведения читателя (т.е. "формирование идеалов") не обязательно представляет собой заимствование авторской эстетической позиции. Тип психологического поведения может быть сформирован и по принципу отталкивания от эстетической позиции автора и. что чаше всего, может совмещать в себе черты разных эстетических позиций разных авторов.

На основании того или иного рассмотрения художественного произведения в журнальном тексте читатель создает свои индивидуальные представления о художественной форме текста и формирует идеал — тип внутреннего психологического поведения. Важно подчеркнуть, что читатель не отвечает прямым действием на прочитанное художественное произведение, не основывает на этом произведении законченной системы понятий, характерной для научной литературы; он отвечает на художественное произведение только духовной работой, созданием своего индивидуального образа поведения, выработкой идеала. Не может быть каких-либо внешних проявлений, указывающих на отношение художественного текста и читателя. Естественно, что читатель может и не отвечать на получение художественного текста созданием идеала, т.е. остаться к нему равнодушным.

Существуют прямые и косвенные формы побуждения читателя к духовному труду при прочтении произведения. Прямой формой побуждения является эмоциональная сила текста. Косвенные формы, помимо журнальной литературы, включают разные способы формирования общественного мнения, содержащие отношение к данному художественному произведению.

Так, например, появляется особая разновидность молвы, смысл которой состоит в похвале или порицании художественных качеств текста и в оценках произведений художественной литературы. Писатели, для которых чтение художественной литературы составляет профессиональный интерес, вступают между собой в профессиональную переписку, обсуждающую литературу; предметом такой переписки

обычно являются те или иные личные оценки содержания произведений. Эта переписка служит разработке эстетических идеалов, формирует литературные направления и школы.

Знание художественных текстов делается особым учебным предметом и включается в состав школьного обучения. Одна из задач этого предмета — научить самостоятельному формированию литературно-эстетических идеалов.

В этой системе формирования идеалов публицистическая журнальная литература занимает особое место. •

Журнальная литература занимается интерпретацией художественных произведений в плане их эстетического, идейного и общественного содержания. Литературно-художественная критика охватывает весь объем проблем сложного и многоаспектного процесса восприятия художественного текста массовым читателем, обобщает его.

Вследствие этого публицистическая журнальная литература создает отношение к стилю тех или иных произведений. Осуждая или порицая стиль произведений, обосновывая свой выбор стилевых предпочтений, публицистика распространяет стилевые категории из эстетических категорий худоджественной литературы в более широкие сферы стиля. Эти сферы стиля относятся не только к произведениям искусства (живописи, музыки, театра, архитектуры и т.п.), но и к стилю жизни и деятельности вообще. Публицистика переводит стилевые категории эстетики на стиль жизни, трактует стиль как способ соединения мысли с делом, характерным для данного времени жизни общества. Действенность публицистики состоит именно в утверждении и распространении определенного "духа времени" или стиля жизни. В эпоху развития печатной литературы общее стилеобразование постепенно переходит к литературе как к главному источнику стилеобразования, что происходит прежде всего под воздействием публицистической журнальной литературы.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

ББК Р... ОТ СОСТАВИТЕЛЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дйннаа мш1« > , гсовама иудсшам филологического профиля, а также всем, xioHinqxiyriv* и|»>ОЛ(мамм i уманитарного знания.
В предлагаемую читателю книгу акад. Ю.В. Рождественского вошли избранные работы по общей филологии. Выбор работ определялся, во-первых, потребностью в более полной публикации, и, во-вторых, принцип

Определенного вида речи.
на, но никто не обладает монополией на нее. Но тоталитаризм приводил к закрытию дискуссий в науке, к марризму, к лысенков-щине, к травле "безродных космополитов" и т.п. Примеры п

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ
Устная речь — многообразное, исторически складывающееся явление. Классификация текстов устной речи сложна и многоаспектна. Существуют разнообразные подходы к классификации текстов устной речи.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР
Все люди, за малым исключением, со всеми их разнообразными биологическими, психологическими, культурными, классовыми, возрастными, образовательными и другими особенностями, владеют и пользуются уст

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Основные этикетные правила речевого поведения обеспечивают развитие устной речи в диалоге и накопление культурно-значимых текстов. Но реализация этих основных правил требует большого искусства и ра

Правила для слушающего
Правила для слушающего представлены многими смысловыми разновидностями паремий. Назовем важнейшие семантические группировки этих паремий: A. Паремии, указывающие на необходимост

Правила для говорящего
Правила для говорящего строятся в целом, как уже отмечалось, на предостережениях об опасности слова. При этом паремии распадаются на ряд групп в зависимости от того, какую именно опасность слово в

НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
Фольклорное осмысление "слова" раскрывается в особом разряде паремий о "слове и деле". Слово понимается здесь как минимальное высказывание, в силу чего наделено модальностью и п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СЛОВ
Правила народной этимологии, касающиеся способов создания слова в текстах дописьменной устной речи, рассеяны по разным фольклорным текстам. Они представлены там как объяснения происхождения тех или

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИСЬМА
Создание знаков письма, образование письменности и сложение литературных языков составляют самый важный процесс в становлении цивилизации. С историко-культурной точки зрения у этого процесса

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Классификация основных видов письменной словесности — хорошо разработанный предмет гуманитарного знания. Этой классификацией одновременно пользуются две науки: филология и история. На основе класси

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Исторической основой письменной коммуникации, как было уже отмечено, являются палеографические рукописные тексты. Характер материалов и орудий письма, т.е. фактура письменной речи, значительно усло

Канцелярия и нотариат
Словом "канцелярия" в обычном смысле этого слова называют отдел управления, ведающий движением документов в составе организации или учреждения; канцелярия может быть государственной, мини

Хранилища произведений письменности
Письменные тексты после соответствующей классификации и отбора поступают на хранение и входят в новую фазу обращения. Этой фазой обращения призван заниматься особый социальный институт, который мож

ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ
С культурно-исторической точки зрения все палеографические тексты распадаются на две основные разновидности: древнюю текстологию (палеографию) и новую текстологию. Предметом древней текстологии явл

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВО ВРЕМЕНИ
Помимо обращения рукописей в институтах письменной словесности, обеспечивающих как бы внешнее, пространственное движение письменных текстов, существует еще особое, внутреннее изменение в составе пи

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Свобода выбора репродукции сочинений оборачивается тем, что возникает разделение сочинений на те, которые утрачиваются или превращаются в библиографическую редкость, и на те, которые приобретают до

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА
Среди основных литературных традиций Востока наиболее древними являются индийская и китайская литература. Первый на русском языке сводный очерк состава индийской литературы, выполненный на

Каллиграфия
К общим искусствам, приложимым к любой рукописи, относится искусство правильного, эстетически совершенного письма, или искусство каллиграфии. Каллиграфия ведает начертанием знаков письменности. Име

ПИСЬМОВНИКИ, ПРАВИЛА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
СОЧИНЕНИЙ (ПОЭТИКА И РИТОРИКА) Помимо общих правил построения любого текста, т.е. общих искусств речи, образуются частные искусства речи, которые относятся не ко всем, а л

Правила составления эпистол. Письмовники
Типичным воплощением частных искусств речи, дающих образцы, являются письмовники. Составление письмовников обычно не считалось важным занятием, так как предполагалось, что письмовником обы

Правила составления сочинений. Поэтика, логика и риторика
Рекомендующие частные искусства речи занимают главное место среди частных искусств речи в традиционном предмете филологии. Их возникновение относится к периоду становления литератур, обеспечивает п

РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ
Сравнивая между собой примеры рекомендующих искусств речи, мы замечаем, что во всех этих искусствах так или иначе представлена теория литературной речи. Однако эта теория имеет различную терминолог

ПРОБЛЕМА ДОНАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
Всвязи с характером воспроизведения рукописных сочинений, образованием литературы и созданием искусств речи необходимо затронуть весьма сложный вопрос образования и развития донаци

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возникновение и развитие книгопечатания — сложный и долгий исторический процесс, имевший значительные последствия для распространения и развития культуры. Изобретение книгопечатания нельзя приписат

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАТНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Правила обращения с печатными текстами несколько иные, чем с рукописными текстами. Печатные произведения представляют собой тиражированные с помощью машины тексты, как правило, лишь одного вида рук

ТИПЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТОВ И РОДЫ ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впечатной речи каждый текст есть литературное произведение, которое служит распространению культуры. Репродукция печатных текстов означает особое выделение определенных литературны

ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ ПРЕДМЕТА НАУКИ
Главным требованием к читателю научного текста является адекватность и единообразие понимания текста, т.е. смысл текста должен быть понят разными читателями так, как он задуман автором. Такой харак

ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В настоящее время нет единства в понимании термина массовая коммуникация. Под термином массовая коммуникация обычно имеют в виду разнородные тексты, от текстов радио и телевидения до различн

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Массовая информация сосредоточивает в себе устную и письменную формы речи, объединяет все виды искусств и обращается к безгранично большой аудитории. Сложение массовой информации характери

ИНФОРМАТИКА. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ
Информатика — составная часть массовой коммуникации. Тексты информатики, наряду с текстами массовой информации, противопоставлены всем первичным, т.е. классическим видам текстов, как втор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги