рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - раздел Социология, ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА Возникновение И Развитие Книгопечатания — Сложный И Долгий Исторический Проце...

Возникновение и развитие книгопечатания — сложный и долгий исторический процесс, имевший значительные последствия для распространения и развития культуры. Изобретение книгопечатания нельзя приписать какому-либо одному лицу или народу. Разные люди и разные народы внесли свой вклад в изобретение печатной книги. [69]

Основой создания печатной книги является изобретение китайцами бумаги во II в. н.э. Бумага представляет собой такой писчий материал, в котором в равной мере может быть воплощена и рукописная, и печатная книга.

Вслед за изобретением бумаги в VII—VIII вв. был создан печатный станок, применявшийся для тиражирования книг. Матрицей для печати служили медные или деревянные доски, на которых текст либо вырезался, либо вытравлялся по написанному от руки. С такой матрицы с помощью типографской краски и печатного станка можно сделать много оттисков одного и того же текста и тем самым создать тираж этого текста. Книги, созданные с помощью таких матриц, называются ксилографами. Ксилографы, или ксилографические книги, были основным видом книги вплоть до XV в. Они получили широкое распространение на Дальнем Востоке, в Тибете и Монголии, в Индии, на Ближнем Востоке и малое распространение в Европе. Ксилографический принцип широко применяется и поныне при издании гравюр и в технике цинкографии.

Попытки создать печатные матрицы с подвижного разборного шрифта были впервые предприняты в Японии, а затем в Китае в IX—XI вв. н.э., где осуществлялись пробные издания подвижным шрифтом. Однако эти попытки не имели успеха из-за отсутствия подходящего материала для разборного шрифта. Пробовались такие материалы, как дерево, медь, металлические сплавы, но безуспешно, т.к. отлитые и вырезанные литеры из-за дефектов материала плохо складывались в матрицы. Вследствие этого получались дефектные оттиски.

В XV в. Иоганн Гуттенберг изобрел шрифтолитейное устройство и типографский сплав, названный гарт. Этот сплав отличался твердостью и пластичностью, необходимыми качествами для создания набора. Европа, таким образом, стала родиной печати подвижным шрифтом. Из Европы печать подвижным шрифтом распространяется на Восток. К концу XIX в. печать подвижным шрифтом полностью вытесняет в книгоиздании ксилографические книги и в Китае, где ксилографы удерживались дольше всего.

В XIX и особенно в XX вв. появляются усовершенствованные печатные машины. Эти машины в той или иной степени автоматизируют труд печатника. Создание линотипа механизировало труд наборщика, после чего весь типографский процесс стал механизированным и автоматизированным. [26]

В XX в. развитие типографской техники сделало новый шаг вперед за счет создания так называемой плоской печати, где изготовление печатной матрицы стало возможным за счет применения фототехники. Изобретение термокопировальных устройств позволяет получать копии текстов в индивидуальном порядке (минуя книгоиздательский процесс).

Таким образом, изобретение книгопечатания и создание печатной техники автоматизирует копирование. Это, в свою очередь, изменяет формы бытования письменной речи, создает в письменной речи новые качества. Печатная речь развивается непосредственно из рукописной. Но печатная речь, как показывает опыт Европы, может изменить разговорную базу письменного литературного языка. Поэтому в лингвистическом отношении книжный язык печатной книги нередко иной, чем бывший до него язык рукописный.

Печатная речь, в отличие от рукописной, требует не только предварительно созданных материалов и орудий речи, но и предполагает индустриальное производство речи. Лицом, управляющим созданием печатной речи, становится издатель, объединяющий все усилия людей и машин в процессе производства печатной речи.

Издатель распределяет труд по созданию печатной речи между автором, готовящим текст и ответственным за его содержание, редактором — лицом, отвечающим за форму подачи текста для машины и выражающим интересы издателя, и типографией — коллективом разных по профессии рабочих, управляющих печатными и другими типографскими машинами. Наряду с издателем в обществе становится необходимым профессиональный книготорговец — лицо, распределяющее печатную речь среди населения.

Печатная речь — тиражный текст. Она, как сказано выше, характеризуется тем, что в ее создании участвует печатная машина, которая разделяет создателя текста и его получателя. Машинная техника приводит к дальнейшему профессиональному разделению труда.

Если каждый говорящий может быть слушающим и наоборот, если каждый грамотный и пишет, и читает, то создатель тиражного текста — это особая профессия писателя, ученого или журналиста, словом, литератора, т.е. далеко не каждый, имеющий дело с печатным словом, может стать автором печатного текста. Только некоторые из грамотных являются участниками книгоиздательского труда.

Создание тиражного текста складывается из двух процессов: а) создание рукописи — единичного текста и б) создание тиража многих экземляров этого же текста. Оба эти процесса имеют разное отношение к содержанию текста. При создании единичного текста — рукописи — процесс формирования смысла тиражного текста зависит только от автора. Издатель в состоянии создать тираж только при наличии авторской рукописи. Поэтому по отношению к разновидностям труда выделяются два подкласса лиц в составе создателей печатных текстов: 1) подкласс-авторов и 2) подкласс издателей (сюда следует включать всех тех. кто создает тираж, т.е. не только работников издательств, но и работников типографий).

Читатель получает тираж текста, в котором отражен результат работы по созданию смысла текста и по тиражированию Один читатель не читает всего тиража, он пользуется только одним экземпляром тиража. Следовательно, должны быть люди, которые занимаются распределением тиража между читателями. Это — книготорговцы. Отсюда и получатель текста, подобно производителю текста, также представлен двумя подклассами: а) лицами, пользующимися одним экземпляром — это собственно читатели: б) лицами, распределяющими экземпляры.— книготорговцы.

Эти четыре категории лиц по-разному относятся к тексту.

Матрица 7.

,

Отношение к тексту Авторы Издатели Книготорговцы Читатели
Работа над созданием текста + + - -
Работа со всем тиражом издания - + + -
Работа с отдельными экземплярами издания - - + +

Поэтому в системе речевых отношений присутствуют следующие важнейшие различения. Авторы и издатели вместе составляют один функциональный класс. Этот класс противопоставлен другому функциональному классу, включающему в свой состав книготорговцев и читателей. Но эти большие функциональные классы, как говорилось выше, разбиты на подклассы за счет того, что подкласс издателей функционально различен с подклассом книготорговцев, но не с авторами и читателями. Авторы и читатели прямо не различены между собой в функциональном отношении.

Такая система функциональных различений дает разные точки зрения на участников коммуникации, имеющиеся у разных функциональных классов. Так, писатель обычно склонен усматривать в процессе печатной коммуникации только два класса — издателя и читателя, книготорговцев он считает не потребителями текста, а техническими работниками. Читатель, как правило, не интересуется ни издательством, ни книготорговцем, считая, что они не участвуют в создании и получении текста, а интересуются только автором. Издатель считает, что к тому смыслу текста, который доступен ему с его точки зрения, имеют отношение только авторы и книготорговцы, занятие которых состоит в том, чтобы написать и распределить книгу между читателями. Книготорговец же интересуется только издателем и покупателем.

Разумеется, речь идет только о профессиональном текстовом интересе, охватывающем весь функциональный подкласс коммуникантов печатного текста. Конечно, в составе всякой общественной группы всегда бывают лица, которые имеют самые разные интересы: например, коллекционерские. Здесь рассматривается только профессиональный интерес к печатному тексту, т.е. такой, без которого не может состояться печатная коммуникация.

Эти отношения проявляются в том, что именно оказывается существенным, с функциональной точки зрения, для действий представителей каждого из подклассов.

Обычно читатель избирает книгу для покупки не в зависимости от того, в каком издательстве она издана, а главным образом в зависимости от того, кто ее автор (разумеется, заглавие книги столь же значимо при этом выборе, как и во всяком письменном тексте) Для читателя, как правило, не существенно, в каком магазине купить книгу (от этого интересующее его смысловое качество книги не меняется).

Автор склонен избирать издателя в зависимости от того, насколько этот издатель в состоянии воплотить его мысль в книгу. Автор всегда пишет для определенного читателя, мысленно избирая определенную группу среди читателей. Например, одно дело — писать научную работу, другое дело — художественное произведение.

Издатель должен не только выбрать автора (в зависимости от того, что именно тот написал или может написать), но и оценить возможный спрос на издаваемую книгу с точки зрения книготорговца. Издатель не согласен нести никакой ответственности перед читателем за содержание книги.

Книготорговец избирает издателя в зависимости от того, какие по содержанию, оформлению, названию и авторству книги это издательство печатает. Для книготорговца бессмысленно отказаться продать имеющуюся у него книгу какому-либо читателю или какой-либо категории читателей.

Поскольку содержание текста в значительной мере определяется речевым отношением между получателем и создателем текста, можно видеть, что тиражный текст — это сложное семантическое образование, включающее различные интересы и различную систему облигаторности и выбора. [64]

Образование новых языковых функциональных классов в обществе, вызванное печатными текстами, происходит так, что некоторые новые классы наследуют функции уже имеющихся старых. Так, создатели текстов, составленные из двух функциональных подклассов авторов и издателей, бывают, во-первых, только грамотными, во-вторых, авторы фактически есть создатели рукописного текста и потому соотнесены со всеми другими грамотными (и, разумеется, относятся к какому-то из фольклорных коллективов). Издатели же, помимо вхождения в функциональный класс грамотных, ответственны за целостность и подлинность авторского текста в тираже.

Получатели распадаются на читателей и книготорговцев. Читатель печатного текста, в принципе, не отличается от читателя рукописного текста в том отношении, что психологически он одинаково читает текст и уникальной рукописи, и экземпляр книги из имеющегося тиража (если отвлечься от графической стороны текста), поэтому нельзя выделить какого-то особого класса среди грамотных, который был бы характеризован особым отношением к печатным текстам в отличие от рукописных.

Класс книготорговцев, по сути своих операций с текстом, наследует часть функций почты, т.к. способствует доставке текста читателю. Книготорговцы являются посредниками между получателем и создателем текстов безотносительно к их содержанию. Разница в том, что почта — посредник между получателем и производителем рукописных текстов, а книготорговцы — посредники в обращении тиражных печатных текстов. Поэтому почта при доставке текстов не обязательно преследует коммерческий интерес, тогда как книготорговец доставляет текст читателю только на основании своего коммерческого интереса.

Печатная речь требует профессионального разделения труда в процессе производства речи. Каждый из участников процесса создания речи обладает своими профессиональными навыками, все они зависят друг от друга. Факт создания печатной речи не может состояться без этого разделения труда. Стоит выпасть одному звену (неважно какому: автору, издателю или типографии), печатная речь не состоится.

Навыки производства печатной речи достигаются специальным профессиональным обучением. В некоторых случаях владение письменной речью не является обязательным: наборщик и печатник могут набрать и печатать книги на незнакомом им языке. Производство печатной речи в наше время столь сложно, что требует специального отраслевого образования. Существуют специальные научные дисциплины — палеография и книговедение, включающие в себя ряд более дробных профессиональных дисциплин [НЯ].

Печатная речь отличается следующими особенностями:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

ББК Р... ОТ СОСТАВИТЕЛЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дйннаа мш1« > , гсовама иудсшам филологического профиля, а также всем, xioHinqxiyriv* и|»>ОЛ(мамм i уманитарного знания.
В предлагаемую читателю книгу акад. Ю.В. Рождественского вошли избранные работы по общей филологии. Выбор работ определялся, во-первых, потребностью в более полной публикации, и, во-вторых, принцип

Определенного вида речи.
на, но никто не обладает монополией на нее. Но тоталитаризм приводил к закрытию дискуссий в науке, к марризму, к лысенков-щине, к травле "безродных космополитов" и т.п. Примеры п

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ
Устная речь — многообразное, исторически складывающееся явление. Классификация текстов устной речи сложна и многоаспектна. Существуют разнообразные подходы к классификации текстов устной речи.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР
Все люди, за малым исключением, со всеми их разнообразными биологическими, психологическими, культурными, классовыми, возрастными, образовательными и другими особенностями, владеют и пользуются уст

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Основные этикетные правила речевого поведения обеспечивают развитие устной речи в диалоге и накопление культурно-значимых текстов. Но реализация этих основных правил требует большого искусства и ра

Правила для слушающего
Правила для слушающего представлены многими смысловыми разновидностями паремий. Назовем важнейшие семантические группировки этих паремий: A. Паремии, указывающие на необходимост

Правила для говорящего
Правила для говорящего строятся в целом, как уже отмечалось, на предостережениях об опасности слова. При этом паремии распадаются на ряд групп в зависимости от того, какую именно опасность слово в

НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
Фольклорное осмысление "слова" раскрывается в особом разряде паремий о "слове и деле". Слово понимается здесь как минимальное высказывание, в силу чего наделено модальностью и п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СЛОВ
Правила народной этимологии, касающиеся способов создания слова в текстах дописьменной устной речи, рассеяны по разным фольклорным текстам. Они представлены там как объяснения происхождения тех или

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИСЬМА
Создание знаков письма, образование письменности и сложение литературных языков составляют самый важный процесс в становлении цивилизации. С историко-культурной точки зрения у этого процесса

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Классификация основных видов письменной словесности — хорошо разработанный предмет гуманитарного знания. Этой классификацией одновременно пользуются две науки: филология и история. На основе класси

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Исторической основой письменной коммуникации, как было уже отмечено, являются палеографические рукописные тексты. Характер материалов и орудий письма, т.е. фактура письменной речи, значительно усло

Канцелярия и нотариат
Словом "канцелярия" в обычном смысле этого слова называют отдел управления, ведающий движением документов в составе организации или учреждения; канцелярия может быть государственной, мини

Хранилища произведений письменности
Письменные тексты после соответствующей классификации и отбора поступают на хранение и входят в новую фазу обращения. Этой фазой обращения призван заниматься особый социальный институт, который мож

ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ
С культурно-исторической точки зрения все палеографические тексты распадаются на две основные разновидности: древнюю текстологию (палеографию) и новую текстологию. Предметом древней текстологии явл

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВО ВРЕМЕНИ
Помимо обращения рукописей в институтах письменной словесности, обеспечивающих как бы внешнее, пространственное движение письменных текстов, существует еще особое, внутреннее изменение в составе пи

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Свобода выбора репродукции сочинений оборачивается тем, что возникает разделение сочинений на те, которые утрачиваются или превращаются в библиографическую редкость, и на те, которые приобретают до

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА
Среди основных литературных традиций Востока наиболее древними являются индийская и китайская литература. Первый на русском языке сводный очерк состава индийской литературы, выполненный на

Каллиграфия
К общим искусствам, приложимым к любой рукописи, относится искусство правильного, эстетически совершенного письма, или искусство каллиграфии. Каллиграфия ведает начертанием знаков письменности. Име

ПИСЬМОВНИКИ, ПРАВИЛА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
СОЧИНЕНИЙ (ПОЭТИКА И РИТОРИКА) Помимо общих правил построения любого текста, т.е. общих искусств речи, образуются частные искусства речи, которые относятся не ко всем, а л

Правила составления эпистол. Письмовники
Типичным воплощением частных искусств речи, дающих образцы, являются письмовники. Составление письмовников обычно не считалось важным занятием, так как предполагалось, что письмовником обы

Правила составления сочинений. Поэтика, логика и риторика
Рекомендующие частные искусства речи занимают главное место среди частных искусств речи в традиционном предмете филологии. Их возникновение относится к периоду становления литератур, обеспечивает п

РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ
Сравнивая между собой примеры рекомендующих искусств речи, мы замечаем, что во всех этих искусствах так или иначе представлена теория литературной речи. Однако эта теория имеет различную терминолог

ПРОБЛЕМА ДОНАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
Всвязи с характером воспроизведения рукописных сочинений, образованием литературы и созданием искусств речи необходимо затронуть весьма сложный вопрос образования и развития донаци

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАТНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Правила обращения с печатными текстами несколько иные, чем с рукописными текстами. Печатные произведения представляют собой тиражированные с помощью машины тексты, как правило, лишь одного вида рук

ТИПЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТОВ И РОДЫ ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впечатной речи каждый текст есть литературное произведение, которое служит распространению культуры. Репродукция печатных текстов означает особое выделение определенных литературны

ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ ПРЕДМЕТА НАУКИ
Главным требованием к читателю научного текста является адекватность и единообразие понимания текста, т.е. смысл текста должен быть понят разными читателями так, как он задуман автором. Такой харак

ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История и теория журнальной литературы — мало изученный предмет, по которому могут быть даны только самые предварительные сведения [42]. Журнальная литература вызывается к жизни рос

ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В настоящее время нет единства в понимании термина массовая коммуникация. Под термином массовая коммуникация обычно имеют в виду разнородные тексты, от текстов радио и телевидения до различн

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Массовая информация сосредоточивает в себе устную и письменную формы речи, объединяет все виды искусств и обращается к безгранично большой аудитории. Сложение массовой информации характери

ИНФОРМАТИКА. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ
Информатика — составная часть массовой коммуникации. Тексты информатики, наряду с текстами массовой информации, противопоставлены всем первичным, т.е. классическим видам текстов, как втор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги