рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ

НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ - раздел Социология, ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА Фольклорное Осмысление "слова" Раскрывается В Особом Разряде Пареми...

Фольклорное осмысление "слова" раскрывается в особом разряде паремий о "слове и деле". Слово понимается здесь как минимальное высказывание, в силу чего наделено модальностью и подчиняется, как монологическая часть диалога, общим правилам ведения диалога, правилам для слушающего и говорящего. Слово представляет собой предмет творчества. Создание слов есть, по сути дела, создание языка.

Осмысление природы слова в народном сознании получили в научном языкознании название "народной этимологии" (в противовес научному исследованию истории значения слова). Но, помимо осмысления слов, народной этимологии свойственна также и конструктивная роль. Конструктивную роль народной этимологии подробно исследовал А.А.Потебня [91]. Он показал, что народная этимология включает в себя не только правила осмысления, но и правила создания новых слов. Народная этимология, определяя свойства слова, как бы интегрирует правила для говорящего и слушающего, правила ведения диалога в целом и построения отдельных монологических частей диалога. Эта интеграция возникает в пределах слова-имени. Народная этимология, таким образом, дает общие правила словотворчества, обеспечивающие становление языка.

Знания, относимые к области народной этимологии, представлены в большом тематическом разряде паремий о "слове и деле", который разбивается на три содержательно соотносимые группы: а) паремии об отношении мысли, слова и дела; б) паремии об оценке слова через дело и в) паремии о знании вообще (в том числе и о знании, заключенном в слове), определяющие, с одной стороны, правила мыслительного поведения, а с другой — личную ответственность действующего.

Надо отметить, что паремии, относящиеся к народной этимологии, не всегда прямо говорят именно о речи. Некоторые из них говорят о старшинстве и мудрости, другие как бы пародируют неверно построенную речь (ср. "Не знаю, и душа спокойна " или "Пусть волк .меня съест, лишь бы глаза не видели ").

Паремии, образующие первую группу (мысль, слово и дело), рассматривают слово, прежде всего, как мысль и запрещают нарушение последовательности: сначала — мысль, потом — дело ("Не. спросясь броду, не суйся в воду"). Такие пословицы предписывают действовать, только положив в основание некоторый замысел; действовать без предварительного замысла нельзя: "Сначала мысль, потом дело", "Мысль рождает действие". Сюда же примыкают пословицы, требующие тщательности обдумывания предполагаемого дела: "Семь раз отмерь, один раз отрежь" и т.п., а также пословицы, говорящие о необходимости личной ответственности за дело. Например, "На людях не обрежешь хвост ослу: одни скажут "коротко", другие "длинно"".

Другая подгруппа паремий касается уже не слова как мысли, а слова как определенной разновидности действия и поступка. Смысл этих паремий в том, чтобы заставить человека действовать в соответствии со словом: "Кто сказал и сделал человек, кто не сказал и сделал — лев, кто сказал и не сделал осел ", "Взялся за гуж:, не говори, что не дюж". Эти и многие другие паремии предписывают обязательное исполнение на деле сказанного слова. Если человек не действует в соответствии со словом, особенно со словом, которое он дал сам, то он подвергается осуждению: "Языком мастер, а делом левша", "Пустой орех звонок", "Мяукающий кот мышей не ловит", "Работать маленький, говорить большой" и т.п. Поскольку слово есть объективация мысли для других, то такие паремии предписывают породить дело из слова и запретить "пустословие" в смысле неисполнения дел, намеченных в словах.

Отсюда следует вторая группа паремий об оценке слова, которая, с точки зрения народной этимологии, проявляется в тех делах, которые должны следовать за словом: "Что завязано ртом, рукой не развязать". Таким образом, оценка слова производится по наступающему вслед за словом делу с позиций способности слова изменить ситуацию. q

Оценка слова через последующее дело заставляет предполагать парадоксальные случаи. Например: "Сказал, что нсбосноО низок, так и хоОи нагнувшись", "Утро наступает не потому, что ноют петухи" и т.п. Сравнение этих двух пословиц по содержанию, взятому в аспекте правила речевого поведения, показывает, что сказавший неверные, неразумные слова должен все равно вести себя в соответствии со сказанным, хотя сказанное может быть бессмысленным или неверным. Оценка слова делом позволяет как бы поправить смысл слова хорошо сделанным делом: "Не бойся, что плохо сказал; бойся, что плохо сОелал ".

Отношения слова и дела сосредоточивают человека на деятельности. Эти отношения есть высшее мерило качества личности.

Если правильные отношения слова и дела соблюдались человеком всю его жизнь достойным образом, то "Человек умирает, а доброе слово остается", "От хорошего человека остается имя, от плохого грязь ". "Сохранение имени", т. е. доброй славы о человеке, зависит именно от отношений слова и дела, соблюдавшихся им всю жизнь. Это подтверждается таким параллелизмом: "Скот гибнеткости остаются, человек умирает дело остается", "Лошадь гибнет поле остается, человек умрет дело останется ".

Тематический разряд пословиц о "слове и деле" дает систему правил, которую можно описать как последовательность действий:

1. Всякому делу должна предшествовать мысль. За правильность мысли человек несет личную ответственность.

2. Перед действием мысль может быть высказана в слове и стать замыслом, о котором извещены другие.

3. Действовать надо в соответствии с мыслью. Если мысль высказана в слове, то запрещается не действовать в соответствии со словом.

4. Соблюдение своего слова в действии предписывается даже в том случае, если слово было сказано неправильно, но исправить неверное слово можно делом.

5. Главная оценка жизни человека состоит в соблюдении правильных отношений между словом и делом (данных в пп. 1—4).

Таким образом, в соответствии с тем, чему учат пословицы, "слово": а) предшествует по времени "делу", б) определяет содержание и способ действия, в) оценивается по действию, как по своему результату.

При становлении письменной речи и образовании литературного языка эти же отношения мысли, слова и действия являются исходной точкой формирования философии имени (Логоса), лежащей в основании донационального письменного языка.

Античные теории именования представляют собой варианты развитых систем народных этимологии. При этом следует отметить, что в любой культурной традиции (китайской, индийской или греко-латинской) теория именования в принципе одна и та же как по-своему назначению, так и по своим результатам.

Общий смысл теории именований — "орудность" слова-имени: слово, именуя вещь, является орудием, с помощью которого

в деятельности людей возникает именованная словом вещь. Древнекитайский мыслитель Конфуций кратко формулирует этот принцип так: "Если имя дано неверно, то речь не повинуется, если речь не повинуется, то дело не образуется. Если же имя дано верно, то и речь повинуется, если речь повинуется, то и дело образуется" [54]. Эта краткая формула является основой развернутой теории именования, содержание которой удобнее всего изложить, раскрыв предварительно следующие три понятия: "имя", "речь", "дело". Смысл этих слов в современном русском языке (как и в других современных языках) часто бывает отличен от того, что было свойственно древности.

"Имя" понималось не просто как условное название предмета или человека, но как то, что содержит в себе правила обращения с именуемой вещью и объясняет свойства именуемого объекта. Иначе говоря, если, например, именуется человек, то он должен вести себя в соответствии со своим именем, в то же время определенные свойства внешности, психики, характера, навыков деятельности или профессии именуемого, в свою очередь, отображаются в самом имени. То же справедливо и в отношении вещей, имя которых выражает их существенные свойства, отображает их поведение и дает правила обращения с ними.

Примером такого понимания свойств имени может служить в современных языках употребление прозвищ (ср., например, гоголевское "заплатанный" в применении к Плюшкину; в этом слове даны одновременно как свойства его внешности и характера, так и отношение к нему и обращение с ним его крестьян).

Слово "речь" в современных языках, как правило, обозначает процесс говорения, но в античности процесс говорения был связан прямой ассоциацией, во-первых, с процессом абстрактного суждения, во-вторых, с фактом поведения, и, что самое главное, речь обнаруживала намерение совершить действие или указывала прямо на переход к действию. "Речь" всегда есть что-то, что имеет несколько принудительный для слушающего и абстрактно-мыслительный для говорящего смысл.

Вот почему слова "имя" и "речь" не могут произноситься произвольно, так как они всегда вызывают к жизни то или иное действие или отношение одних вещей к другим, одних людей к другим или вещей к людям. "Словесная магия", свойственная мифологическому мышлению, наделяет эти слова смыслом активного действующего начала.

На фоне сказанного, "дело", означая прежде всего действова-ние с реальным или воображаемым предметом, всегда предполагает тот или иной результат, обеспечивает становление чего-то сущего. Это ставшее сущее может относиться к любой области: ремеслам, сакральной, юридической и административной деятельности, дея-

тельности познавательной, отношениям людей к природе и людей между собой и т.д.

Из истолкования античных понятий имени, речи, дела видно, что слово есть ведущее начало, образующее разумное вообще. Разумность человека, рожденная от слова, постигающего мир и объясняющего этот мир человеку, позволяет приобрести разного рода необходимые познания по хозяйству и технике, по космогонии и астрологии, по землеведению, этике и пр.

Эти познания лежат в основе деятельности людей, образующей человеческое общество, т.е. коллектив людей, связанных между собой определенными отношениями родства и социальной иерархии, с одной стороны, и производственными процессами, с другой.

Вот почему слово, будучи объединяющим началом, требует к себе особенно внимательного отношения. Слово нужно правильно создавать и применять, так как, в противном случае, нарушается порядок в обществе.

Проблема теории именований и правильности имен была одной из ведущих в античной и средневековой философии, где она занимает промежуточное положение между гносеологией и грамматикой. Практическим центром теории именований было умение дать правильное имя. С этой точки зрения наиболее представителен диалог Платона "Кратил"[6>6"].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

ББК Р... ОТ СОСТАВИТЕЛЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дйннаа мш1« > , гсовама иудсшам филологического профиля, а также всем, xioHinqxiyriv* и|»>ОЛ(мамм i уманитарного знания.
В предлагаемую читателю книгу акад. Ю.В. Рождественского вошли избранные работы по общей филологии. Выбор работ определялся, во-первых, потребностью в более полной публикации, и, во-вторых, принцип

Определенного вида речи.
на, но никто не обладает монополией на нее. Но тоталитаризм приводил к закрытию дискуссий в науке, к марризму, к лысенков-щине, к травле "безродных космополитов" и т.п. Примеры п

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ
Устная речь — многообразное, исторически складывающееся явление. Классификация текстов устной речи сложна и многоаспектна. Существуют разнообразные подходы к классификации текстов устной речи.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР
Все люди, за малым исключением, со всеми их разнообразными биологическими, психологическими, культурными, классовыми, возрастными, образовательными и другими особенностями, владеют и пользуются уст

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Основные этикетные правила речевого поведения обеспечивают развитие устной речи в диалоге и накопление культурно-значимых текстов. Но реализация этих основных правил требует большого искусства и ра

Правила для слушающего
Правила для слушающего представлены многими смысловыми разновидностями паремий. Назовем важнейшие семантические группировки этих паремий: A. Паремии, указывающие на необходимост

Правила для говорящего
Правила для говорящего строятся в целом, как уже отмечалось, на предостережениях об опасности слова. При этом паремии распадаются на ряд групп в зависимости от того, какую именно опасность слово в

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СЛОВ
Правила народной этимологии, касающиеся способов создания слова в текстах дописьменной устной речи, рассеяны по разным фольклорным текстам. Они представлены там как объяснения происхождения тех или

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИСЬМА
Создание знаков письма, образование письменности и сложение литературных языков составляют самый важный процесс в становлении цивилизации. С историко-культурной точки зрения у этого процесса

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Классификация основных видов письменной словесности — хорошо разработанный предмет гуманитарного знания. Этой классификацией одновременно пользуются две науки: филология и история. На основе класси

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Исторической основой письменной коммуникации, как было уже отмечено, являются палеографические рукописные тексты. Характер материалов и орудий письма, т.е. фактура письменной речи, значительно усло

Канцелярия и нотариат
Словом "канцелярия" в обычном смысле этого слова называют отдел управления, ведающий движением документов в составе организации или учреждения; канцелярия может быть государственной, мини

Хранилища произведений письменности
Письменные тексты после соответствующей классификации и отбора поступают на хранение и входят в новую фазу обращения. Этой фазой обращения призван заниматься особый социальный институт, который мож

ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ
С культурно-исторической точки зрения все палеографические тексты распадаются на две основные разновидности: древнюю текстологию (палеографию) и новую текстологию. Предметом древней текстологии явл

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВО ВРЕМЕНИ
Помимо обращения рукописей в институтах письменной словесности, обеспечивающих как бы внешнее, пространственное движение письменных текстов, существует еще особое, внутреннее изменение в составе пи

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Свобода выбора репродукции сочинений оборачивается тем, что возникает разделение сочинений на те, которые утрачиваются или превращаются в библиографическую редкость, и на те, которые приобретают до

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА
Среди основных литературных традиций Востока наиболее древними являются индийская и китайская литература. Первый на русском языке сводный очерк состава индийской литературы, выполненный на

Каллиграфия
К общим искусствам, приложимым к любой рукописи, относится искусство правильного, эстетически совершенного письма, или искусство каллиграфии. Каллиграфия ведает начертанием знаков письменности. Име

ПИСЬМОВНИКИ, ПРАВИЛА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
СОЧИНЕНИЙ (ПОЭТИКА И РИТОРИКА) Помимо общих правил построения любого текста, т.е. общих искусств речи, образуются частные искусства речи, которые относятся не ко всем, а л

Правила составления эпистол. Письмовники
Типичным воплощением частных искусств речи, дающих образцы, являются письмовники. Составление письмовников обычно не считалось важным занятием, так как предполагалось, что письмовником обы

Правила составления сочинений. Поэтика, логика и риторика
Рекомендующие частные искусства речи занимают главное место среди частных искусств речи в традиционном предмете филологии. Их возникновение относится к периоду становления литератур, обеспечивает п

РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ
Сравнивая между собой примеры рекомендующих искусств речи, мы замечаем, что во всех этих искусствах так или иначе представлена теория литературной речи. Однако эта теория имеет различную терминолог

ПРОБЛЕМА ДОНАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
Всвязи с характером воспроизведения рукописных сочинений, образованием литературы и созданием искусств речи необходимо затронуть весьма сложный вопрос образования и развития донаци

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возникновение и развитие книгопечатания — сложный и долгий исторический процесс, имевший значительные последствия для распространения и развития культуры. Изобретение книгопечатания нельзя приписат

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАТНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Правила обращения с печатными текстами несколько иные, чем с рукописными текстами. Печатные произведения представляют собой тиражированные с помощью машины тексты, как правило, лишь одного вида рук

ТИПЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТОВ И РОДЫ ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впечатной речи каждый текст есть литературное произведение, которое служит распространению культуры. Репродукция печатных текстов означает особое выделение определенных литературны

ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ ПРЕДМЕТА НАУКИ
Главным требованием к читателю научного текста является адекватность и единообразие понимания текста, т.е. смысл текста должен быть понят разными читателями так, как он задуман автором. Такой харак

ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История и теория журнальной литературы — мало изученный предмет, по которому могут быть даны только самые предварительные сведения [42]. Журнальная литература вызывается к жизни рос

ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В настоящее время нет единства в понимании термина массовая коммуникация. Под термином массовая коммуникация обычно имеют в виду разнородные тексты, от текстов радио и телевидения до различн

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Массовая информация сосредоточивает в себе устную и письменную формы речи, объединяет все виды искусств и обращается к безгранично большой аудитории. Сложение массовой информации характери

ИНФОРМАТИКА. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ
Информатика — составная часть массовой коммуникации. Тексты информатики, наряду с текстами массовой информации, противопоставлены всем первичным, т.е. классическим видам текстов, как втор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги