рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА - раздел Социология, ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА Среди Основных Литературных Традиций Востока Наиболее Древними Являются Индий...

Среди основных литературных традиций Востока наиболее древними являются индийская и китайская литература.

Первый на русском языке сводный очерк состава индийской литературы, выполненный на основе самой индийской традиции, был дан классиком русской индологии И.П.Минаевым [112]. Подробное изложение процесса сложения древней индийской литературной традиции можно найти, например, в русском переводе работы индийского философа и филолога С.Радхакришнана [94].

Начало индийской литературной традиции составляют веды. «Веды, по понятиям правоверных индийцев, есть откровение бога Брахмы. Долгое время оно хранилось в предании и в настоящий вид было приведено Вьясой. Он распределил откровения Брахмы на четыре части, именуемые: "Ригведа", "Яджурведа", "Самаведа", "Атхарваведа".» [112]

"Ригведа" структурно состоит из восьми частей (аштака); каждая из восьми частей делится на восемь чтений (адхьяя). Каждое чтение делится на отделы (обыкновенно по пять стихов); в "Ригведе" насчитывается 2006 таких отделов.

"Самаведа представляет собой антологию выбранных из "Ригведы" стихов, которые распевались при жертвоприношениях богу Соме. Здесь содержится 1549 стихов, из которых только 78 не принадлежат "Ригведе". Стихи распределены сообразно с ходом обряда, и связь между ними обусловлена построением самого обряда.

В "Яджурведе" собраны изречения и молитвы, необходимые для всей совокупности индуистских обрядов. Эта веда делится на две части: черную и белую. Содержание обеих частей одинаково, но распределение материала различно, что связано с построением обряда. В черной "Яджурведе" за изречениями непосредственно следует их догматическое толкование, а также описание обряда; в белой "Яджурведе" — то и другое дано отдельно.

Самхита "Атхарваведы" содержит до 760 гимнов, или около 6000 стихов. "Атхарваведа" не является обрядником, подобно двум вышеупомянутым самхитам "Самаведы" и "Яджурведы". В "Атхарваведе" собраны изречения и заговоры на всякие случаи жизни: против враждебных человеку сил, болезней, опасных зверей, врагов и т.п. Только отдельные гимны этой веды употребляются при совершении различных домашних обрядов, т.е. эта самхита представляет собой как бы требник.

Каждая из вед в целом делится на четыре части:

самхита (букв, "собрание") — собрание гимнов, молитв, заклинаний, известных под названием мантр;

брахманы (букв, "объяснение Брахмана") — прозаические тексты-объяснения к самхитам, излагающие правила и ритуалы;

Из состава брахман выделяются в особый раздел литературы:

араньяки (букв, "лесные трактаты") — тексты-приложения к брахманам, предназначенные для лиц, удалившихся в уединение для благочестивых размышлений;

Араньяки выделяются в составе "Ригведы", "Яджурведы", "Самаведы". отсутствуя только в традиции "Атхарваведы".

упанишады (букв, "сокровенное учение") — тексты-поучения, передаваемые от учителя к ученику.

Упанишады тесно примыкают к араньякам, первоначально входя в их состав. Являясь как бы заключительной частью вед, упанишады иногда назывались ве<)анта (букв, "конец, цель вед"), что впоследствии дало название особой философской школе.

Перечисленные разделы ведийской литературы объединяются общим названием шрути (букв, "услышанное"). В составе шрути особое значение имеют упанишады, содержащие в зародыше те философские учения, которые впоследствии развились в целые системы.

Из мистического учения упанишад развились следующие шесть главнейших философских систем: ньяя (основателем считают мудреца Гаутаму /Будду/); кайше-шика (основатель, по преданию, Канада): санкхья (основатель — Капила); йога (основатель — Патанджали)): миманса (основатель — Джаймини); веОанта (основатель — Бадараяна /или Вьяса/).

В рамках ведийского литературного канона разным разделам шрути в целом противостоит литературный раздел, получивший название смрити (букв, "запоминаемое"), куда входят ритуальные, этические, законодательные, научные трактаты (сутры), различные толкования и наставления к текстам вед, а также поэтические произведения и т.п.

На основе сутр смрити в дальнейшем возникла разнообразная законодательная и научная литература, например: "Манусмрити" ("Законы Ману") и т.д.

Смрити, в свою очередь, разделяется на шесть разделов: 1) собрание фонетических, грамматических, этимологических, метрических и т.п. правил истолкования текстов (веданга), объясняющих и популяризирующих основные ведийские тексты; 2) правила для совершения домашних обрядов ("Грихьясутра") и изложение обычаев и ежедневных обязательных обрядов ("Самаячарикасут-ра"); 3) книга законов ("Дхармашастра"); 4) эпические поэмы (итихаса); 5) восемнадцать собраний старинных легенд и преданий, или пуран; 6) сочинения этического и дидактического характера (нитиитстра).

Основу эпической литературы, входящей в упомянутый выше четвертый разряд — смрити итихаса, составляют два великих эпоса — "Махабхарата" и "Рамаяна". Предположительно, сюжетом для "Махабхараты" послужила война между племенами куру и пандава в период расселения арийских племен в долине Ганга, в то время как "Рамаяна" повествует о борьбе между арийцами и индийцами, закончившейся победой индийских племен.

К эпосам примыкает особый разряд индийской словесности кавья (или "искусственный эпос" [112, с.40]), дающий начало художественной литературе.

Древнейшими образцами искусственного эпоса принято считать произведения Калидасы. Из эпических произведений Калидасы наиболее замечательны две поэмы: "Рагхуванша" и "Кумарасамбхава".

К разряду кавья индийская традиция относит также следующие авторские поэмы: "Киратарджуния", "Рагхавапандавья" (автор Кавираджи), "Найшадхия" (автор Шрихари /Бхарави/), "Налодея" (приписываемая Калидасе). Все эти поэмы носят название "махакавья", т.е. великих поэм. Равной с ними популярностью пользуются в индийском обществе поэмы несколько меньшего объема: например, "Мегхадута". "Ритусанхара", "Гитаговинда" и др.

Кроме изящной литературы кавья в составе индийского литературного канона представлены сказки, басни и романы. В этот разряд литературы входят, прежде всего, "Панчатантра" (наиболее старый, по мнению И.П.Минаева, сборник индийских басен) и "Хитопадеша" (басенный сборник, представляющий собой извлечение из "Панчатантры"). Известны более поздние образцы произведений такого рода, например: "Приключения десяти принцев" ("Дашакумачарита") Дандина (VI в.), "Васавадатта" Субадтху и "Кадамбарц" Банье (оба относятся к VII в.), "Катхасаритсагара" Сомадевы (VII в.).

Помимо кавья, романов, басен и сказок, в.состав индийской литературы входит еще и драма. Драматические произведения в санскрите имеют общее название натака, этимология этого слова (от корня наш — "плясать", ср. произвол. пата — "актер", букв, "плясун") указывает на то, что в Индии драма развивалась из пляски. Зарождение драматических представлений в форме диалогов относится к весьма раннему периоду. Так, уже в ведах встречаются диалоги, например, известный диалог Ямы и Ями (брата и сестры); диалогами сопровождались многие жертвоприношения. Общепризнанно, что искусство танца, пения и мимики входило в обрядовые действия уже в ранний период развития индийской культуры.

До нас дошли только позднейшие образцы индийского драматического искусства; из них старейшей драмой считается "Глиняная повозка". Автором этого произведения называют Шудраку. Три произведения Калидасы: "Шакунтала", "Урваши", "Малавикагнимитра" — принадлежат более поздней эпохе. Еще позднее были созданы остальные из известных в настоящее время драм, например: три драмы Бхавабхути (VIII в.), драмы Харшадевы, "Мудраракшаса", "Прабодхачанд-родья" (XII в.).

Позднейшие драматические произведения заимствуют свое содержание из легенд "Махабхараты" и "Рамаяны", а также из истории Кришны, и чем позднее эти произведения, тем более они походят на средневековые мистерии. Произведения с комическим содержанием и драмы философского содержания, в которых философские системы являются действующими лицами, принадлежат также поздней эпохе.

Число открытых или напечатанных в Индии драм в настоящее время очень значительно и постоянно увеличивается.

Таким образом, ведийская литература развивается в рамках строго организованного литературного .<анона.

Строгая оформленность индийского литературного канона по правилам, разработанным в самой индийской письменной традиции, сопровождается единством развития общего философского содержания, несмотря на наличие множества различных философских течений и школ, что находит объяснение в единой основе текстов литературного канона.

Кроме ведийской литературы, в индийской традиции необходимо обратить также особое внимание на буддийскую литературу с ее основой — главным сводным текстом "Типитака" (букв. "Три корзины законов). В первой части этого сводного текста ("Суттапитака') даются основные положения буддийского учения: во второй части ("Винаяпитака") содержатся правила, нормы и предписания, управляющие жизнью буддийского ордена; в третьей части ("Абхидхаммапитака") излагается буддийская этика и философия.

Историю сложения канонического состава буддийской литературы С.Радхакришнан описывает так:

"Согласно поздним буддийским преданиям, через короткое время после смерти Гаутамы или после того, как "светоч мудрости был задут ветром непостоянства', между последователями Будды возник спор по некоторым вопросам его учения. Для разрешения этих вопросов в Раджагрихе, близ Магаджи, был созван собор. Когда собрался весь орден. Катьяну. самого ученого из всех современников Будды, попросили изложить метафизические взгляды, заключающиеся в Абхидхам-мапнтаке. Упали, старейшего из всех живших тогда учеников Будды, попросили повторить законы и правила поведения, имеющиеся в Винаяпитаке. Наконец, любимого ученика Будды Ананду попросили повторить Суттапитаку, содержащую притчи и рассказы Будды во время его проповеднического путешествия. В течение долго-i о времени учение Будды передавалось регулярно сменявшими друг друга учителями и учениками и записано оно было только в восьмидесятом году до н.э. в царствование Ваттагамана на Цейлоне.' [94. с.292]

Индийская литература удерживает цельность своего смыслового ядра при большом разнообразии идей. Характерно, однако, что она не избежала многоязычия. Между санскритом и литературными пракритами существует определенный разрыв не только в языковых формах, но и в характере текстов. Новая ветвь литературно-философского содержания словно бы ищет для своего воплощения новых языковых форм, создавая особые ветвления литературного языка — литературные пракриты.

Иначе обстоит дело в Китае. Китайская литература в течение всего времени своего существования не меняет языка и лишь образует в китайском языке различные стили. Эти стили возникают в связи с развитием новых литературных форм с новым содержанием.

Для того чтобы получить самое общее представление о составе классической китайской литературы, лучше всего обратиться к труду академика В.М.Алексеева "Китайская литература (историко-библиографический очерк)" [3], начинающегося с перечисления достаточно большого списка слов (чжунго вэиьсюэ, в)иь, в^иьчжаи, вшьи, снгжмь, взпьку и т.д.), которыми в китайской традиции именовалась "литература", что свидетельствует о детальности и исторической преемственности в разработке предмета литературы. Указывая на эту особенность китайской литературы, В.М.Алексеев пишет: "Китайский литератор даже начала XX в. как бы включался в общую историческую цепь литераторов, начиная, например, с Конфуция (VI—Vbb. до н.э.)."[5, с.282]

Основу китайского литературного канона, начатого, по общепризнанной точке зрения, Конфуцием в конце VI в. до н.э., образуют классические книги конфуцианской школы, т.н. "основы ткани" {цзин), по позднейшей версии — числом тринадцать. Весь текст этих книг, вместе с тем или иным традиционным критическим и дидактическим комментарием заучивался наизусть с раннего детства и никогда не забывался. [3, с.282—283]

В состав тринадцати канонических книг вошли сочинения, излагающие ту или иную традицию учения Конфуция, с одной стороны, и доконфуцианские памятники, редактированные и получившие истолкование от самого китайского "первоучителя" культуры, литературы, истории и науки, с другой стороны.

Канонические книги, относящиеся непосредственно к учению Конфуция, объединяются в "Четверокнижие" ("Сы шу"), куда входят:

— "Лунь юй" ("Суждения и беседы") — книга изречений Конфуция и окружавших его лиц, в которой содержатся первые и основные характеристики самого учителя как личности, а также его учения;

— "Дасюэ" ("Великая наука") — изложение развития основного понятия дао (путь) с точки зрения учения Конфуция;

— "Чжунъюн"(обычно переводимое как "Учение о средине") — описание претворения дао-пути в сверхчеловеке (шэн, чэн);

Книги "Дасюэ" и "Чжунъюн" представляют собой синтез учения Конфуция, направленный на разгадку самой его сути .

— "Книга Мэн-цзы" — книга писателя-историка и философа Мэн-цзы, первого апологета конфуцианства и одного из самых оригинальных мыслителей Китая, своеобразно развивающего учение Конфуция о народоуправлении.

По причине значительного отхода от основных положений учения Конфуция, "Книга Мэн-цзы" довольно долгое время не входила в состав канона.

Доконфуцианские книги, вошедшие в состав канона, представляются, прежде всего, "Пятикнижием" или "Пятью канонами" ("Уцзин"), куда включаются:

— "Ицзин" ("Книга перемен") — одна из самых трудных и значительных книг в китайской литературной традиции, состав-

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

ББК Р... ОТ СОСТАВИТЕЛЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дйннаа мш1« > , гсовама иудсшам филологического профиля, а также всем, xioHinqxiyriv* и|»>ОЛ(мамм i уманитарного знания.
В предлагаемую читателю книгу акад. Ю.В. Рождественского вошли избранные работы по общей филологии. Выбор работ определялся, во-первых, потребностью в более полной публикации, и, во-вторых, принцип

Определенного вида речи.
на, но никто не обладает монополией на нее. Но тоталитаризм приводил к закрытию дискуссий в науке, к марризму, к лысенков-щине, к травле "безродных космополитов" и т.п. Примеры п

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ
Устная речь — многообразное, исторически складывающееся явление. Классификация текстов устной речи сложна и многоаспектна. Существуют разнообразные подходы к классификации текстов устной речи.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР
Все люди, за малым исключением, со всеми их разнообразными биологическими, психологическими, культурными, классовыми, возрастными, образовательными и другими особенностями, владеют и пользуются уст

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Основные этикетные правила речевого поведения обеспечивают развитие устной речи в диалоге и накопление культурно-значимых текстов. Но реализация этих основных правил требует большого искусства и ра

Правила для слушающего
Правила для слушающего представлены многими смысловыми разновидностями паремий. Назовем важнейшие семантические группировки этих паремий: A. Паремии, указывающие на необходимост

Правила для говорящего
Правила для говорящего строятся в целом, как уже отмечалось, на предостережениях об опасности слова. При этом паремии распадаются на ряд групп в зависимости от того, какую именно опасность слово в

НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
Фольклорное осмысление "слова" раскрывается в особом разряде паремий о "слове и деле". Слово понимается здесь как минимальное высказывание, в силу чего наделено модальностью и п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СЛОВ
Правила народной этимологии, касающиеся способов создания слова в текстах дописьменной устной речи, рассеяны по разным фольклорным текстам. Они представлены там как объяснения происхождения тех или

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИСЬМА
Создание знаков письма, образование письменности и сложение литературных языков составляют самый важный процесс в становлении цивилизации. С историко-культурной точки зрения у этого процесса

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Классификация основных видов письменной словесности — хорошо разработанный предмет гуманитарного знания. Этой классификацией одновременно пользуются две науки: филология и история. На основе класси

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Исторической основой письменной коммуникации, как было уже отмечено, являются палеографические рукописные тексты. Характер материалов и орудий письма, т.е. фактура письменной речи, значительно усло

Канцелярия и нотариат
Словом "канцелярия" в обычном смысле этого слова называют отдел управления, ведающий движением документов в составе организации или учреждения; канцелярия может быть государственной, мини

Хранилища произведений письменности
Письменные тексты после соответствующей классификации и отбора поступают на хранение и входят в новую фазу обращения. Этой фазой обращения призван заниматься особый социальный институт, который мож

ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ
С культурно-исторической точки зрения все палеографические тексты распадаются на две основные разновидности: древнюю текстологию (палеографию) и новую текстологию. Предметом древней текстологии явл

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВО ВРЕМЕНИ
Помимо обращения рукописей в институтах письменной словесности, обеспечивающих как бы внешнее, пространственное движение письменных текстов, существует еще особое, внутреннее изменение в составе пи

ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Свобода выбора репродукции сочинений оборачивается тем, что возникает разделение сочинений на те, которые утрачиваются или превращаются в библиографическую редкость, и на те, которые приобретают до

Каллиграфия
К общим искусствам, приложимым к любой рукописи, относится искусство правильного, эстетически совершенного письма, или искусство каллиграфии. Каллиграфия ведает начертанием знаков письменности. Име

ПИСЬМОВНИКИ, ПРАВИЛА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
СОЧИНЕНИЙ (ПОЭТИКА И РИТОРИКА) Помимо общих правил построения любого текста, т.е. общих искусств речи, образуются частные искусства речи, которые относятся не ко всем, а л

Правила составления эпистол. Письмовники
Типичным воплощением частных искусств речи, дающих образцы, являются письмовники. Составление письмовников обычно не считалось важным занятием, так как предполагалось, что письмовником обы

Правила составления сочинений. Поэтика, логика и риторика
Рекомендующие частные искусства речи занимают главное место среди частных искусств речи в традиционном предмете филологии. Их возникновение относится к периоду становления литератур, обеспечивает п

РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ
Сравнивая между собой примеры рекомендующих искусств речи, мы замечаем, что во всех этих искусствах так или иначе представлена теория литературной речи. Однако эта теория имеет различную терминолог

ПРОБЛЕМА ДОНАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
Всвязи с характером воспроизведения рукописных сочинений, образованием литературы и созданием искусств речи необходимо затронуть весьма сложный вопрос образования и развития донаци

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возникновение и развитие книгопечатания — сложный и долгий исторический процесс, имевший значительные последствия для распространения и развития культуры. Изобретение книгопечатания нельзя приписат

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАТНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Правила обращения с печатными текстами несколько иные, чем с рукописными текстами. Печатные произведения представляют собой тиражированные с помощью машины тексты, как правило, лишь одного вида рук

ТИПЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТОВ И РОДЫ ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впечатной речи каждый текст есть литературное произведение, которое служит распространению культуры. Репродукция печатных текстов означает особое выделение определенных литературны

ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ ПРЕДМЕТА НАУКИ
Главным требованием к читателю научного текста является адекватность и единообразие понимания текста, т.е. смысл текста должен быть понят разными читателями так, как он задуман автором. Такой харак

ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История и теория журнальной литературы — мало изученный предмет, по которому могут быть даны только самые предварительные сведения [42]. Журнальная литература вызывается к жизни рос

ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В настоящее время нет единства в понимании термина массовая коммуникация. Под термином массовая коммуникация обычно имеют в виду разнородные тексты, от текстов радио и телевидения до различн

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Массовая информация сосредоточивает в себе устную и письменную формы речи, объединяет все виды искусств и обращается к безгранично большой аудитории. Сложение массовой информации характери

ИНФОРМАТИКА. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ
Информатика — составная часть массовой коммуникации. Тексты информатики, наряду с текстами массовой информации, противопоставлены всем первичным, т.е. классическим видам текстов, как втор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги