рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Достижения и проблемы

Достижения и проблемы - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ   В Xx Столетии Центром Развития Мировой Социоло­гической Мысли...

 

В XX столетии центром развития мировой социоло­гической мысли становятся США. Именно здесь происхо­дит формирование новых фундаментальных теорий и на­правлений, а также сближение теоретической и эмпириче­ской социологии. Уже в 1901 году курс социологии здесь преподавался в 169 университетах. А к 1930-м годам амери­канская социология становится мировым лиде­ром.

Первой академической школой в США была Чикаг­ская школа, которая занимала доминирующее положение в социологии в 1915 – 1935 гг. Она сложилась на базе со­циологического факультета Чикагского университета, воз­главлявшегося Албионом Вудбери Смоллом (1854-1926). В 1892 г. началось издание первого в стране со­циологиче­ского журнала «Американский журнал социо­логии» («American Journal of Sociology»). В 1905 г. Смолл стал од­ним из организаторов Американского социологиче­ского общества и много лет был его председателем. Обла­стью его научного интереса была концепция социального про­цесса. Базой социального процесса, по мнению Смолла, является деятельность группы, которая основывается на человеческих интересах. Они направлены на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедли­вость. Неизбежность конфликта этих интересов способст­вует динамике процесса. Социология должна да­вать прак­тические рекомендации в форме «социальной технологии», способствовать совершенствованию соци­альных институ­тов.

Деятельность Чикагской школы можно разделить на три периода. Первый продолжался с основания школы до Первой мировой войны. К нему относились А.В. Смолл, Д. Винсент, Ч. Хендерсон, У.А. Томас, Ф.В. Знанецкий и др. Широкую известность приобрела пятитомная работа первого периода Чикагской школы – «Польский крестья­нин в Европе и Америке» (1918-1920), авторами которой были У.А. Томас и Ф.В. Знанецкий. Уильям Айзек Томас(1863-1947)сформулировал свою концепцию социальной ситуации. Данная ситуация состоит из объективных усло­вий, заложенных в существующих социальных теориях и установках, установок индивида и группы, определения ситуации индивидом. В «Польском крестьянине» Томас исследовал систему социальных установок и показал, что конфликты возникают, когда социальные установки инди­вида не совпадают с групповыми ценностями. Он выделил несколько типов побудительных желаний человека: необ­ходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стремление к стабильности, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нор­мах и законах, определение же ситуации на индивидуаль­ном уровне показывает приспособленность, конформность индивида. В связи с этим У.А. Томас и Ф.В. Знанецкий рассмотрели типологию личностей с точки зрения их со­циальной адаптации. Они выделили мещанский тип (отли­чается традиционностью установок), богемный (нестойкие и несвязные установки, но общая высокая степень адапта­ции), творческий (легкомысленный, но играет самую важ­ную роль в социальном прогрессе, поскольку способен на инновации и изобретения, на лучшее «определение ситуа­ции»).

Флориан Витольд Знанецкий(1882-1958) считал предметом социологии социальные системы. Он выделил следующие – социальные действия, социальные отноше­ния, социальные личности, социальные группы. Знанецкий считал для социолога необходимым учитывать «человече­ский коэффициент», подразумевая под этим требование принимать во внимание точки зрения индивидов, участ­вующих в социальной ситуации. В более широком плане этот принцип понимается как рассмотрение социальных явлений в качестве результата сознательной деятельности людей. По мнению Знанецкого, основой для теоретических выводов могут служить только эмпирические данные, в особенности те, которые позволяют учитывать человече­ский коэффициент. В «Польском крестьянине» совместно с Томасом Знанецкий применил биографический метод. Он заключается в сборе и обобщении материалов, отра­жающих участие человека в социальных событиях и отно­шение к ним. Были проанализированы переписка между семьями, уехавшими в США и оставшимися в Польше, ав­тобиографии эмигрантов, дневники, воспоминания. Они обеспечивали учет субъективной точки зрения обследуе­мых.

Второе поколение Чикагской школы сформировалось между Первой мировой войной и серединой 1930-х гг. Ли­дерами в это время были Р. Парк и Э. Берджесс. Основ­ными проблемами стали процессы урбанизации, социоло­гия семьи, социальная дезорганизация. Большую извест­ность приобрела книга Р. Парка и Э. Берджесса «Введение в науку социологии». Роберт Эзра Парк(1864-1944)счи­тается идейным вдохновителем Чикагской школы. Широко известны его работы «Иммигрантская пресса и ее кон­троль», «Город». Социология, по мнению Парка, должна изучать образцы социального поведения, формирующиеся в результате развития общества. Последнее предстает как организм и «глубоко биологический феномен». В основе его социального развития лежит биотический уровень, а более высоким стал социальный (культурный). Движущей силой развития общества является конкуренция, которая по мере перехода от первого ко второму уровню прини­мает разные формы: от борьбы за выживание через кон­фликт и адаптацию к ассимиляции. Вместе с Парком тео­рию социальной экологии развивал Эрнст Берджесс(1886-1966).Основными его интересами были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Город рассмат­ривался им как естественная социологическая лаборато­рия, в которой можно изучать человеческую природу и со­держание общественной жизни.

Третье поколение Чикагской школы (середина 1930-х – начало 1950-х гг.) связано с деятельность Уильяма Огборна (1886-1959). Основной его работой стала книга «Со­ци­альные изменения» (1922). Он считал, что мате-риальная культура изменяется быстрее, чем немате-риальная (адап­тивная) культура. Причинами этого являются небольшое количество изобретений в области адаптивной культуры и препятствия со стороны группы адаптивным изменениям. В целом эта теория получила начало формирования кон­цепции технологического детерминизма.

Четвертое поколение исследователей Чикагской школы работали во второй половине ХХ в. Его лидерами являются Герберт Блумер и Моррис Яновиц. Чикагская школа действует до сих пор. Итак, в результате Чикагская школа сформировала интегративную программу проведе­ния исследований, которая стала важным этапом в станов­лении социологии как науки.

 

Немалую роль в становлении современной социологии сыграл выдающийся русский социолог, эмигрировавший в США, Питирим Александрович Сорокин(1889-1968). Он вошел в историю социологии как создатель трех фундаментальных теорий: 1) теории социальной мобиль­ности и стратификации; 2) теории социокультурной дина­мики; 3) теории интегрального (конвергентного) общества.

Толкотт Парсонс (1902-1979) вошел в историю со­циологии как создатель теории социального действия и заложил основы структурно-функционального метода. Человеческое дей­ствие, по Парсонсу, есть самореализую­щаяся система. В отличие от биологической адаптации, элементами адапта­ции человека являются язык, нормы, ценности, культура. Основой всего общества, по Парсонсу, является эко­но­мика. Социальное развитие Парсонс рас­сматривал как процесс прогрессивной дифференциации социальных ин­ститутов от простого к сложному.

Идеи Т. Парсонса развивал Роберт Кинг Мертон, другой представитель структурно-функционального ме­тода (его вариант этого метода обычно называют функ­ционализ­мом). Мер­тон ввел в социологию понятие «дис­функции» социальных систем и институтов, разработал идею теорий среднего уровня в социологии, вслед за Дюркгеймом дал социоло­гический анализ теории аномии как особого нрав­ственно-психологического состояния об­щества и инди­вида, харак­теризующегося отсутствием идеалов, противо­речием ме­жду целями и средствами их достижения. Р. Мертон внес конкретный вклад в разра­ботку социологии семьи, социо­логию отклоняющегося по­ведения, социоло­гию досуга, малых групп и т.д.

Говоря об американской социологии XX столетия нельзя не упомянуть создателя «символического интерак­ционизма» Дж. Г. Мида – философа, социального психо­лога и социолога. С именем этого исследователя связано изучение взаимодействия между индивидами в обществе, которое, с его точки зрения, носит символический харак­тер, то есть складывается из системы символов. Язык этих символов (социальных значений) и должен изучать социо­лог. Идеи П. Сорокина, Т. Парсонса, Р.Мертона, Дж. Мида сегодня используются как в макросоциологии, так и в мик­росоциологии.

 

В Европейской социологической мысли необходимо выде­лить Франкфуртскую школу – одно из наиболее влия­тельных и известных движений в неомарксизме. Она оформилась в 1930-е гг. на базе Института социальных ис­следований при университете во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1931 г. этим институтом руководил Макс Хоркхаймер(1895-1973). Он организовал издание «Жур­нала социальных исследований». После установления на­цистского режима большинство ученых эмигрировали. Центр Франкфуртской школы располагался сначала в Же­неве, затем в Париже, а с 1939 г. в США при Колумбий­ском университете. После окончания Второй мировой войны институт вернулся в ФРГ, во Франкфурт-на-Майне. Главными теоретиками школы были Макс Хоркхаймер, Тео­дор Адорно, Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Юрген Ха­бермас. Влияние школы возрастало с 1940-х до начала 1970-х гг. Как структурное подразделение школа была расформирована в 1969 г.

Ученые Франкфуртской школы назвали свой метод «имманентной критикой» («критическая теория обще­ства»), занимались разработкой проблематики отчуждения и рациональности («рационализации»), восходящей к М. Веберу, но получившей оригинальную трактовку. Уче­ные изучали период «позднего капитализма», который ха­рак­теризуется «фашизацией», вне зависимости от того су­ще­ствует ли в стране фашистский режим или нет. М. Хоркхаймер, который совместно с Т. Адорно написал «Диалектику просвещения» (1947), отмечает, что западно­европейский буржуазный разум стал «сумасшедшим». Ис­тория Запада – это патологический процесс усиливающе­гося безумия и утраты индивидуальной свободы. Решаю­щую роль в борьбе позднекапиталистическим обществом должен был сыграть пролетариат, но после утверждения режима Гитлера в Германии Хоркхаймер разочаровался в этом классе. Свои надежды он стал возлагать на «критиче­ски мыслящую» интеллигенцию.

Теодор Адорно (1903-1969)занимался изучением со­циальных антагонизмов капиталистического общества, об­ращая внимание на конкретные явления, в частности, на музыку. Наиболее известной работой Герберта Маркузе(1898-1979) стала книга «Одномерный человек: исследова­ния идеологии развитого индустриального общества». «Одномерность» сознания человека зависит от подавления многомерной диалектики разума и реальности, которая ха­рактерна для негативных философий Г. Гегеля и К. Мар­кса. У «одномерного человека» отсутствует критич­ность, отрицание репрессивности современного мира. По­этому современный человек не участвует в акциях про­теста, ко­торые легко подавляются буржуазными культур­ными ме­ханизмами, индивид легко воспринимает рацио­нальность западного мира, видит личное счастье в прими­тивном на­слаждении. Либерализм маскирует, по мнению. Г. Маркузе, «фашизоидную сущность» капиталистических стран. Советское общество, по его мнению, тоталитарно. Марксистский подход Г. Маркузе с культурных и эстети­ческих позиций изменил представление об этом учении как о концепции экономического детерминизма.

Широкую известность Эриху Фромму(1900-1980) принесла книга «Бегство от свободы» (1941). В ней он анализирует развитие свободы и самосознания индивида со Средневековья по настоящее время. Общество, по мне­нию Фромма, не только подавляет индивида, но и творит его. Фромм выделил непродуктивные и продуктивные типы социального характера. Непродуктивные типы – это воспринимающий, эксплуататорский, накопительский и рыночный, они основываются соответственно на негатив­ных психологических механизмах: мазохистском, садист­ском, деструктивном и конформистском. В основе же про­дуктивных типов лежат любовь, вера и ориентация на бы­тие. Одной из центральных тем в творчестве Э. Фромма является проблема отчуждения. Современное ему обще­ство характеризуется тотальным отчуждением, поэтому оно превращается в «цивилизацию манипулируемых масс». Невозможно понять функционирование и развитие общества без анализа его негативных функций. Именно поэтому ученый большое внимание уделил анализу «бес­сознательного». Благодаря ему общество еще не поглотило индивида, хотя в нем господствует «логика навыворот», когда всеобщий самообман воспринимается членами об­щества как всеобщая правда, ненормальность кажется нормой, а болезнь – здоровьем. Кризисы индустриальной системы вызываются экономическими и психологиче­скими противоречиями самого общества. Фромм опреде­лил, что необходимо для изменения такого общества: де­мократия участия в индустрии и политике, замена бюро­кратического способа управления гуманистическим, пере­ход к здоровому потреблению.

Юрген Хабермас(р. 1929) представлял второе поко­ление Франкфуртской школы. Наиболее фундаментальным достижением социолога считается разработка им теории социальной коммуникации. Он ввел понятие «коммуника­тивные способности». Истинной рациональности, по мне­нию Хабермаса, можно добиться при наличии условий, от­вечающих идеальным коммуникативным ситуациям. В та­кой ситуации все стороны имеют одинаковые возможности для вступления в диалог и отсутствуют ограничения и идеологические искажения. Хабермас признавал, что со­временное индустриальное общество поддается исправле­нию, альтернатива капитализму отсутствует. Основная его проблема в том, что сделан упор на манипулирование и контроль, а не на понимание и коммуникацию. Итак, соци­ально-философская концепция Франкфуртской школы сыграла значительную роль в идеологическом оформлении движения «новых левых». Ученые показали опасности, стоящие на пути капитализма, и проанализировали недос­татки социалистического пути развития. Наиболее ценной для сегодняшней науки стала разработка ими принципов гуманистического существования современного мира.

 

Представителем структурализмаявляется Клод Леви-Стросс(1908-1990). Это течение возникло в 1960-е гг. и было достаточно влиятельным во Франции и в других странах. Оно представляет собой концепцию применения структурного анализа к социальным явлениям, в основном к явлениям культуры. Сторонники структурализма стре­мились построить новую модель социальной реальности, которая заключается в языке как изначально и прозрачно структурированном образовании. По их мнению, во всем, что создано людьми (общественные институты, культура) присутствует общая черта – «коллективное бессознатель­ное». Для К. Леви-Стросса глубинная структура – это об­ласть культурных символов и значений. Поэтому методо­логия данного течения связана со структурными свойст­вами знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования). Исследователи привлекали не­которые методы естествознания и логико-математических наук. К. Леви-Стросс являлся одним из видных культуран­тропологов. Изучая структуру мышления и быта перво­бытных народов, он сделал вывод о том, что исторический подход («диахронный разрез») облегчает понимание того, как возникают социальные институты. Главная цель науч­ного изучения общества – это «синхронный разрез», рас­смотрение того, как коллективное бессознательное форми­рует символические структуры данного общества (ри­туалы, традиции, речевые формы).

Основателями теории социальных конфликтов стали Ральф Дарендорф(р. 1929) и Льюис Козер(р. 1913).Р. Дарендорф написал работы: «Классы и классовая борьба в индустриальном общество» (1957), «Современ­ный социальный конфликт» (1988). По его мнению, для любого общества характерны отношения господства и подчинения, поэтому конфликт – это постоянное и естест­венное состояние общества. Ненормально отсутствие про­явлений конфликта в обществе или организации. Основой конфликта Дарендорф, в отличие от К. Маркса, видел вла­стные отношения. В современном обществе, в противопо­ложность ХIХ в., исчезают экономические основы проти­востояния классов. В настоящее время неравенство ролей, социальных позиций означает неравный доступ индивидов и социальных групп к ресурсам. Поэтому ведется постоян­ная борьба за власть, за ресурсы, которая и порождает конфликт. Люди, имеющие власть, могут добиваться от других большей выгоды. Социальные конфликты неиз­бежны и универсальны, поэтому лучше говорить не о раз­решении конфликтов, а об их регулировании.

 

Сегодня макросоциологиия Запада ориен­тирована на разработку новых парадигм. Общими для всей социоло­гии XX века были идеи фундаментальной значимости эко­номической сферы, сферы производства, социальной диф­ференциации общества, человеческих от­ношений, обще­ния, культуры. На смену им при­ходят новые реальности. Начиная с 1950-х гг., мы можем говорить о развитии «ин­формационного», «постиндустриального» общества. Речь идет о появлении новой реальности, требующей и но­вых социологических подходов для изучения новой сис­темы ценностей социального бытия [1].

В основе постиндустриалистских концепций лежит технологический детерминизм – направление, которое считает основным критерием всемирной истории развитие техники и технологий. Раймон Арон (1905-1983) в 1950-е гг. выдвинул теорию единого индустриального общества. Современные (для середины ХХ века) общественные сис­темы (капитализм и коммунизм) становятся его разновид­ностями. Они различаются общественным, политическим строем, но имеют сходные черты в экономике. Единое ин­дустриальное общество характеризуется сложной систе­мой разделения труда, развитой индустриализацией, меха­низацией и автоматизацией производства, массовым про­изводством товаров, НТР, урбаниза­цией и высокой степенью социальной мобильности. Р. Арон известен своими работами «Развитие индустриаль­ного общества и социальной стратификации», «Демокра­тия и тоталитаризм».

Уолтер Ростоу(1916-2003) выдви­нул теорию стадий экономического роста, которую он счи­тал альтернативой марксизму. В основу экономического развития общества он положил человеческие потребности. Развитие любого общества, как считает У. Ростоу, прохо­дит 5 стадий: от традиционного общества до общества массового потребления. В 1970-е гг. У. Ростоу выдвинул идею 6-й стадии, которую назвал стадией поиска качества жизни. Ведущим сектором экономики становится сфера услуг, а населению больше присущи постматериалистиче­ские ценности. Джон Гэлбрейт(р. 1908) предложил тео­рию нового индустриального общества. Это развитое ка­питалистическое общество, где власть принадлежит пред­ставителям техноструктуры (технократии).Последние представляют собойвысококвалифицированных специали­стов, управляющих крупными корпорациями, «носителей коллективного разума и коллективной воли». Цели техно­структуры противоречат интересам общества, так как спо­собствуют формированию монополистического капита­лизма. Поэтому над техноструктурой необходим контроль государства. Важной чертой нового индустриального об­щества становится повышение роли знаний, профессио­нальной компетентности. Это необходимо для обеспечения социальной стабильности, экономической эффективности и ликвидации социальных конфликтов.

Дэниел Белл(р. 1919) в 1970-е гг. предложил теорию постиндустриального общества, которую впоследствии развили А. Тоффлер,М. Кастельс и др. В целом концеп­ция постиндустриального общества из технократической утопии постепенно стала превращаться в описание качест­венно новой стадии развития общества с новыми социаль­ными, политическими, экономическими и культурными противоречиями, с конфликтом между управляющими и управляемыми.

 

Наряду с макросоциологией на Западе а ХХ в. активно развивалась и микросоциология. Наибольшее значение имеют следующие концепции.

Символический интеракционизм (от англ. interac­tion – взаимодействие) – это направление, считающее, что все формы общения людей в обществе основаны на опре­деленных социальных символах. Основателем этого на­правления явился Джордж Герберт Мид(1863-1931), ко­торый написал работы «Сознание, самость и общество», «Философия поступка», «Философия настоящего». Источ­ником его учения были бихевиоризм и прагматизм. Мид исходил при объяснении социального поведения не из ин­дивидуальных влечений, интересов, а из общества. Обще­ство же он понимал как совокупность межличностных взаимодействий (интеракций). Действие индивида (физи­ческое или вербальное – словесное) воспринимается дру­гими людьми, будучи опосредовано значением. Интерак­ция всегда опосредована символами. Они выполняют функцию социального регулирования поведения людей. Главные системы символов – это язык жестов и речь. Зна­чимые символы обозначают не только предмет или собы­тие, но и определенную реакцию на него. Так, символ «студент» означает не только принадлежность человека к определенной социальной группе, но и то, что данный ин­дивид может вести себя определенным образом. Студент становится стимулом для адекватного поведения других людей. Значимые символы делают возможной символиче­скую интеракцию. Без символов не будет ни человеческого общения, ни человеческого общества. Чтобы существо­вать, люди должны жить в мире осознанных значений. В отличие от животных, которые реагируют на первый или наиболее сильный символ, люди способны выбирать сим­волы из целого набора и тем самым совершать осмысленно конкретные действия. Сам термин «символический инте­ракционизм» ввел Герберт Блумер(1900-1986), принад­лежавший к Чикаг­ской социологической школе. Он зани­мался изучением с точки зрения данной парадигмы слабо­структурированных общественных образований – толпы, массы, социальных движений. Основные работы Г. Блумера: «Символический интеракционизм», «Символическая интеракция: парадигма и метод», «Индустриализация как агент социального изме­нения». По мнению Г. Блумера, люди относятся к явле­ниям, ориентируясь не на содержа­ние, а на значения, кото­рые они или окружающие придают этим явлениям. Значе­ния могут изменяться под влиянием миллионов людей. От­сюда следует вывод, что социальная реальность не объек­тивна, а субъективна и нестабильна. Общество понима­ется им как взаимодействие между мил­лионами индиви­дов. Поэтому основой социальных изме­нений являются не объективные, а субъективные факторы.

Этнометодология – это направление, которое рас­пространяет методы этнографии и антропологии на все со­циальные науки. Предметом социологии, по мнению этно­методологов, являются процедуры интерпретации и не­осознаваемые механизмы отношений между людьми, ме­тоды организации практической повседневной деятельно­сти людей.Основателем этнометодологии стал Гарольд Гарфинкель(р. 1917). В 1967 г. он опубликовал работу «Исследования по этнометодологии». Новым в его кон­цепции стала попытка соединить методологию феномено­логической социологии с методами этнографии.
Гарфинкель считал, что на основе здравого смысла люди со­вершают социальные рутинные действия, которые не все­гда ими осознаются. Общее же понимание людьми соци­альной жизни происходит отнюдь не извне, не через при­нятие общих культурных норм и ценностей, как считали М. Вебер и Т. Парсонс. Это понимание может конструиро­ваться самими индивидами, обладающими «практической рациональностью», изнутри, через их спонтанную актив­ность. Социальная структура воздействует на индивида через «фоновые ожидания», т.е. социально одобряемые ус­тановки на те или иные действия, которые могут и не осознаваться. С одной стороны, индивиды придают фоно­вым ожиданиям личностный смысл, перерабатывают их; с другой – ожидания также обладают активностью. Тем са­мым, индивид выступает в своей повседневной деятельно­сти субъектом и творцом социальной реальности.

Феноменологическая социология. Ее основопо­ложник – Альфред Шюц(Шютц)(1899-1959). В книге «Феноменология социального мира» (1932), были сформу­лированы основные положения новой теории. Среди дру­гих его работ можно выделить «Возвращающийся домой», «Формирование понятия и теории в социальных науках», «Структуры жизненного мира» (в соавторстве с
Т. Лукма­ном). Мир, по мнению А. Шюца – это не объективная ре­альность, существуют множество реальностей – науки, ре­лигии, искусства и т.д. Применительно к социологии можно считать, что социальная реальность не объективна, а является феноменом сознания множества индивидов. Главной реальностью является «мир повседневности», мир переживаний человека.

Теории социального обмена– направление, счи­тавшее, чтосоциальное поведение – это обмен деятельно­стью людей в зависимости от получаемого вознагражде­ния. Основой этой теории стал бихевиоризм. Одним из ос­новоположников теории социального обмена был Джордж Хоманс(1910-1989). Он написал работы «Человеческая группа», «Социальное поведение: его элементарные формы», «Социальное поведение как обмен», «Современ­ная теория в социологии». Дальнейшее развитие теория обменв получила в работах Питера Блау(р. 1918) «Дина­мика бюрократии», «Обмен и власть в социальной жизни», «Американская структура занятости», «Бюрократия в со­временном обществе». Продолжили разработку теории об­мена Д.Адамс, Дж. Уолтер, которые выдвинули теорию справедливого обмена. Главное во взаимоотношениях людей – это «справедливое отношение»: пропорциональ­ность вкладов и результатов социального взаимодействия. Человек всегда в процессе социального взаимодействия стремится к наибольшей выгоде. Если объединение людей увеличивает их выгоды, то индивиды объединяются в группу. Но группа ограничивает притязания индивида, до­биваясь справедливых отношений. Если человек обнару­жил, что участвовал в несправедливых отношениях, то возникает психологический дискомфорт. Чем сильнее чув­ство несправедливости, тем сильнее стремление восстано­вить справедливость. Поэтому стремление к справедливо­сти – это проявление внутренней природы человека и со­циальных отношений и основная причина индивидуальных и коллективных действий людей.

 

В нашей стране развитие социологии в ХХ в. также прошло несколько этапов. В 1919 г. был создан социологи­ческий факультет в Петроградском университете, открыт Москов­ский социобиологический институт, в некоторых вузах созданы кафедры социологии. В 1920-е годы издава­лась обширная социологическая литература, в частности «Вест­ник социологической академии». Разрабатывались законы методологии и методики конкретного социологи­ческого исследования (А.В. Чаяновым, С.Г. Струмилиным). Широ­кую известность получили труды А.К. Гастева по социаль­ным и социально-психологическим проблемам труда, ака­демика С.Г. Струмилина – по про­блемам свобод­ного вре­мени. Активно разрабатывались со­циальные проблемы села, культуры, здоровья и др. В 1920-е годы центром кон­кретных социологических исследований были не только Москва и Петроград, но и Урал, где было проведено более тридцати крупномасштабных исследова­ний по различным проблемам.

В 1929 году социология была объявлена «буржуазной лженаукой» и запрещена. Кризис социологии продолжался вплоть до 1960-х годов. После развенчания культа лично­сти Сталина социология вновь возрождается, но многие иссле­дования были уничтожены, ведущие социологи эмигриро­вали или были репрессированы; под диктатом КПСС все «западное» подвергалось резкой критике, по­этому рабо­тать социологам и в эти годы было очень трудно.

Тем не менее, уже к концу 1960-х годов формиру­ются социологические центры и школы: московская школа со­цио­логов (Т.В.Осипов, Ю.В. Левада); ленинградская (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.А. Ядов); уральская (Л.Н. Коган, М.Н. Руткевич, В.Н. Стегний, З.И. Файнбург, Ф.Р. Филиппов); новосибирская (Т.И. Заславская, В.Н. Шубкин) и др. В октябре 1968 года было принято По­становление ЦК КПСС о развитии социологии в стране. Воз­никла возмож­ность гласного и открытого проведения социо­логических исследований. Впервые был открыт Все­союзный центр изучения общественного мнения. В 60-70-е годы созда­ются социологические лаборатории, секторы социоло­гии в научных учреждениях, в 1972 году создан Институт со­циологических исследований АН СССР. С 1974 года выхо­дит журнал «Социологические исследова­ния».

Однако партийный и государственный аппарат не желал видеть реальную, объективную картину социальной действительности. Существовали жесткая цензура и кон­троль за трудами социологов, «негативные» результаты социологических исследований замалчивались или полу­чали гриф «ДСП» (для служебного пользования), доступ к ним был ограничен.

Сегодня предпринимаются меры по развитию выс­шего социологического образования, социологов выпус­кает МГУ и СПбГУ, Уральский государственный универ­ситет (г. Екатеринбург), Пермский государственный уни­верситет и др. Высокого уровня достигла специализация социологов, в частности, в сфере медицины и здравоохра­нения. В целом, российская социология обладает сегодня большим потенциалом, богатыми традициями, ориентиро­вана на изучение самых актуальных проблем развития со­временного общества, его социальных структур, отноше­ний общества и личности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ

Кафедра истории Отечества истории медицины политологии и социологии... СОЦИОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ... СОДЕРЖАНИЕ От редакторов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Достижения и проблемы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских

От редакторов
Данное пособие завершает серию учебной литера­туры, подготовленной профессорско-преподавательским составом кафедры истории Отечества, истории меди­цины, политологии и социологии Пермской госу

Предмет и структура социологической науки
Термины «социология», «социологические исследо­вания» сегодня мы слышим постоянно. Средства массовой информации сообщают о результатах опросов обществен­ного мнения, рейтингах тех или иных политиче

Понятие личности. Основные концепции личности
Понятие «личность» является одним из основных в социологии, так же, как и «общество», «социальное». Ведь именно личность является источником всей социальной жизни, ее основным элементом. Л

Общественных отношений
Наиболее четко личность как субъект общественных отношений предстает в ролевой теории (Р. Мертон, Р. Дарендорф). Из отечественных социологов ролевую тео­рию развивает И.С. Кон. Автор теори

Понятие малой социальной группы
  Существует масса социальных общностей, к которым в обыденном смысле применимо понятие «группа». Между тем не все эти сообщества являются группами в социоло­гическом смысле слова. Ря

И проблема их изучения
Социологи, изучающие группы, сталкиваются с ог­ромным их разнообразием. МСГ различаются и по разме­рам, и по видам деятельности, и по внутригрупповым взаимоотношениям, по поведению. Выделим лишь са

Проблема групповой динамики
Новое направление в исследовании МСГ было дано Куртом Левиным (1890-1947). Левин настаивал на более широком применении в социологии экспериментальных методов. Он ввел в социологию

Семья как социальный институт
  Семья является самым древним социальным институ­том. Она возникла в недрах первобытного общества значи­тельно раньше классов, наций и государств. Непреходящая социальная ценность се

Семья и здоровье
Семья – это не только социальный институт, но и ма­лая социальная группа, принадлежность к которой человек ощущает всю жизнь. Семья дает человеку чувство безо­пасности и зависимости, свободы и огра

Понятие девиации. Теории девиации
Социология девиантного поведения как самостоя­тельное направление социологической мысли зарождалась на рубеже XIX-XX вв. Возникновение этого направления связано с именем выдающегося французского со

Адаптация к девиантному поведению
  При всей масштабности и распространенности деви­антного поведения, очевидно, далеко не все челны обще­ства склонны к нему. Иначе общество просто не могло бы существовать. Поэтому не

Основные виды девиации
Сегодня, к сожалению, Россия имеет репутацию страны, где процветают преступность, наркомания, алко­голизм, проституция и насилие. Социальными причинами «расцвета» этого зла являются и кризис общест

Социологического знания
Сегодня социология молодежи – одна из важнейших и стремительно развивающихся отраслей социологии. По своему предмету она имеет комплексный характер и охва­тывает целый ряд проблем молодежи как особ

Социализация молодежи
Социализация – полная интеграция личности в соци­альную систему, в ходе которой происходит ее адаптация к сложившимся условиям социальной среды, ее культурным, психологическим и социальным факторам

Российской молодежи
Как элемент структуры личности, ценностные ориен­тации – это то, что определяет практическое поведение ин­дивида. Наиболее существенные за последние десятилетия изменения в ценностном сознании моло

Интеллектуально-образовательные ценности
Творческий потенциал молодежи несколько снизился, что связано с ухудшением физического и психического здоровья детей и подростков. Продолжается «утечка моз­гов» за рубеж. Сами молодые люди оцениваю

Культурные ценности российской молодежи
Общество, сделавшее деньги главным мерилом чело­веческого существования ориентируется в основном на массовую культуру. Усваивая те стандарты, которые наса­ждаются средствами массовой информации, мо

Политические ценности молодежи
Сегодня в сознании молодежи идут сложные про­цессы осознания роли власти в преобразованиях, происхо­дящих в России. Процесс этот достаточно сложен и инди­видуален. Главная тенденция здесь – постоян

Роль семьи и брака в жизни молодежи
Место любви и брака в системе жизненных ценностей молодежи остается традиционно высоким. Анализ много­численных данных позволяет сделать вывод о том, что лю­бовь и брак являются одной из главных жи

Социальная дифференциация и социальное неравенство
  Даже поверхностный взгляд на окружающих нас лю­дей дает основания говорить об их несхожести. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психологическими особенностям

Социальная мобильность
Иерархическая структура общества не означает, что внутри нее не происходит какого-либо движения. Проис­ходит либо подъем, либо опускание значительных групп. И даже относительная устойчивость социал

Изменение социальной структуры России
Россия находится в стадии перехода от тоталитаризма к демократии и от огосударствленной административно-распределительной к рыночной экономике. Соответственно, переходный период носят критерии соци

Социология медицины: предмет и задачи
Как уже отмечалось ранее, наряду с фундаменталь­ными теориями, формируется еще один уровень социоло­гического знания – специальные социологические теории или теории среднего уровня

Здоровье как социальная ценность и предмет социологического анализа
Важнейшей категорией социологии медицины явля­ется категория «здоровье». Но социологические аспекты и задачи изучения здоровья отличаются от чисто медицин­ских, хотя и в медицине о

Конкретно-социологические исследования в медицине и здравоохранении
  Вопросы охраны здоровья населения, оценок субъек­тивного фактора во взаимоотношениях больного с врачом, нужды и запросы людей, их представления о том, какой должна быть медицина, на

Социологические исследования: понятия и виды
  Как уже отмечалось, социологические исследования – это эмпирический уровень развития социологической науки. КСИ – это система методологических, теоретиче­ских и практических

Социологического исследования
Основным документом для проведения КСИ является программа. «В понятие программы конкретного социаль­ного исследования включается весь комплекс методологи­ческих и теоретических зад

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
- определение проблемы, объекта и предмета ис­сле­дования; - постановка целей и задач исследования; - уточнение понятий; - выбор индикаторов, показателей; - пред

Методы сбора и обработки социологической информации
Методы сбора данных – перечень тех методик, при помощи которых будет «добываться» информация: беседы, интервью, письменные анкеты, контент-анализ, маркетинг, наблюдение, эксперимен

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
В условиях трансформации российского общества возрастает значение качественного профессионального образования в области паблик рилейшнз. Специальность 350400 – связи с общественностью Федерального

Подготовка социологического опроса
Как каждое серьезное дело, социологический опрос требует тщательной подготовки. Ценность и достоверность информации, получаемой в результате исследования, на­прямую зависит от его подготовки. Бывае

Проведение анкетирования
  Оно осуществляется с помощью инструмента, назы­ваемого анкетой. Анкета – это опросный лист с упорядо­ченным списком вопросов, на которые опрашиваемый са­мостоятельн

Удовлетворены ли Вы качеством медицинского обслуживания в больнице?
  Параметры Да Нет Не могу высказать определенного мнения 1.Организация лече­ния (полнота, опера­тивность

Итоговый отчет
  Конечное звено социологического опроса – отчет. Для подготовки отчета сначала надо математически обработать полученную информацию вручную (если мас­сив небольшой) или на ко

Уважаемый студент!
Проблемы самоопределения играют важную роль в процессе формирования специалиста. В связи с этим при­глашаем Вас принять участие в социологическом опросе. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты пом

Вы решили получить высшее образование, по­тому что
2.1. Большая часть Ваших товарищей поступила в вузы, и Вы не захотели отставать от них. 2.2. Развитие общества ведет к тому, что в перспек­тиве все будут иметь высшее образование.

Удовлетворены ли Вы организацией учебного процесса?
Параметр Да Нет Затрудняюсь ответить Качество преподавательского со­става

Какими видами деятельности, кроме учебной, Вы занимаетесь в академии? (если занимаетесь, то укажите, где именно).
11.1. Научно-исследовательской работой в СНО, на­учных кружках. 11.2. Общественной работой. 11.3. Занимаетесь в кружках художественной само­деятельности. 11.4. Занимаетес

Какие проблемы студенческой жизни Вас осо­бенно волнуют?
13.1. Организация учебного процесса. 13.2. Размещение в общежитии. 13.3. Взаимоотношения между студентами. 13.4. Сдача сессии и получение стипендии. 13.5. Желани

Как складываются отношения внутри коллек­тива?
Параметр Теплые, добро­жела­тель­ные Нор­мальные Офи­циаль­ные Нега­тивные За­труд­няюсь отве­тить

Если Вы разочаровались в Вашей специально­сти, ответьте, пожалуйста, почему?
19.1. Вы считаете, что выбранная специальность не соответствует вашим склонностям и спо­собностям. 19.2. Вы утратили интерес к специальности. 19.3. Вас пугает будущая самостоятель

Что бы Вы хотели достигнуть в своей работе че­рез 10 лет после окончания вуза?
24.1. Стать знающим, высококвалифицированным специалистом. 24.2. Получать высокую зарплату. 24.3. Продвинуться по службе, стать организатором здравоохранения. 24.4. Добит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги