Понятие личности в социологии. Социологические концепции личности
Понятие личности в социологии. Социологические концепции личности - раздел Социология, Социология Социология Попыталась Исследовать Личность Как Реально Действующего Участника...
Социология попыталась исследовать личность как реально действующего участника социальных взаимодействий, изучить конкретные механизмы обусловливания обществом, культурой социальных свойств личности. Социология способствует пониманию многих индивидуально-психологических коллизий, испытываемых личностью, и особенно коллизий социальных, порожденных социальными проблемами бытия человека. Изучение личности играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.
На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.
Философия оперирует преимущественно более емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества человека, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.
Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. социологи отмечает в людях социально типическое).
Таким образом, в связке « человек – личность – индивид» отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них, изучая свое, может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.
В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:
1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться измениться (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);
2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);
3) деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним миром (человек, производящий новые предметы и передающий в предметах свой опыт).
Впсихологии«личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным актором (действующей единицей) некой группы или общности.
И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на этот предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.
Социология, как правило, оперирует понятиями «социальный субъект» и «личность». Эти понятия используются для описания социальной сути и социальных качеств человека.
В современной социологии личность как субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.
Считается, что личность как социально типическая характеристика человека пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».
В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.
Понятие личности используется в социологии в нескольких значениях. Под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам. В культурной антропологии (этнографии) синонимом служит «модальная личность» или национальный характер, под которым понимается совокупность социально значимых черт поведения личности, включая некоторые традиционные для данной культуры стереотипы поведения, такие, например, как трудолюбие, общительность, деловитость, коллективизм и др.
Второе определение личности можно назвать сугубо социологическим, где личность является членом социальной группы, общества, коллектива, организации,где посредством своей деятельности она включается в различные виды социальных систем.
Таким образом, личность рассматривается в неразрывной связи с социальной системой, которая не может существовать без личности, также как и личность не может быть полноправным человеческим существом вне коллектива и группы.
Во многих социологических работах личность трактуется как совокупность позиций и ролей, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах, ценностные которых усваиваются индивидом в процессе социализации, на основе которых выстраивается его жизненная линия поведения.
В достаточно развитом виде социологические концепции личности оформились во второй половине XIX - начале XX века. Все они признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных фактов.
В марксизме человек предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений. Этот тезис К. Маркса восходит к его работам, где прослеживается мысль о том, что сущность человека это совокупность всех общественных отношений. Использование этого тезиса в качестве методологической основы всей теории личности имело ряд недостатков. Человек отождествлялся с существующими социальными отношениями и прежде всего производственными, где абсолютизировалась его социально-классовая принадлежность. На второй план отступала активная, деятельная сущность человека, игнорировалось влияние на человека биологического фактора и прежде всего его генетической обусловленности.
Кроме марксистской теории личности отметим такие социологические теории как теория зеркального "Я", ролевая теория, теории референтной группы.
В теории зеркального "Я" (Ч. Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производная от полностью социально обусловленного "Я" человека. Стержень личности, самосознание - не что иное, как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид смотрит на себя как на объект, глазами других людей. Тем самым личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процесс ее социальной жизни. Похожие взгляды выражали сторонники ролевой теории, скажем Р. Линтон, Я.Л. Морено, Т. Парсонс, в которой личность рассматривалась как функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Так как роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации ролевого поведения, заучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью.
Необихевиоризм трактовал личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов. Поддерживалась мысль, что личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе («социальное состояние» человека).
В теориях социальной установки личность рассматривалась как результат тех подчас неосознанных установок, которые формирует общество самим фактом постоянного, повседневного «давления», воздействия на индивида. Накапливая разнообразные установки, человек привыкает быть личностью. У него складывается принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.
Профессор Чикагского университета Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», которая дополняет и развивает теорию зеркального «Я». По Дж. Миду «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный образ-Я. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».
Американский социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» - эта та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремиться принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».
Охарактеризовав социологические концепции личности, остановимся на такой важной проблеме как соотношение природного и социального в человеке. Отметим ряд тенденций, одна из которых тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека и в понимании социальной жизни, социального как явления. Эта тенденция проявилась в социобиологии, у 3. Фрейда, в антропологической традиции.
Сторонники этой тенденции видят ключ к пониманию человека, его потребностей и поведения в его животном происхождении. А все, что приобрел человек в ходе своего культурно-исторического развития - всего лишь оболочка, которая облагораживает животные инстинкты, реакции, но не меняет сути человеческого существования.
Данная традиция стремится осмыслить сугубо социальные явления - будь то регуляторы сложных форм социального взаимодействия (моральные принципы, юридические нормы) или же различные процессы, в которые вовлечены широкие массы, как своеобразную эволюцию животных инстинктов, стадности в новых условиях. При анализе человека представители данной традиции делают акцент не на современном человеке, а на его далеких исторических предках.
Для другой тенденции характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, и в понимании социального как явления, наблюдается стремление изолировать, слишком развести социальное и природное в человеке и обществе. Человек рассматривается как совокупность общественных отношений, как комплекс социальных функций и ролей. В этих теоретических подходах социальная жизнь предстает как некий " театр теней", как передвижение своеобразных символов, в которых пересекаются кем-то навязанные функции, отношения. В результате личность теряет свою самостоятельность и не способна к нешаблонным решениям.
Особенность социологического подходазаключается в целостном рассмотрении природы человека как биосоциального явления. Это означает, что в социальном, хотя оно и вырастает из природного, навсегда сохраняются живые начала, подаренные природой. Но это жизнь не животного, а социального существа. Социальное - это качественно новое состояние жизни, ее регуляции.
Присущее человеку свойство социального возникает не ввиду того, что лишь человек может находиться в потребностном отношении к окружающей среде, что лишь ему необходимо осуществлять усилия для удовлетворения потребностей. Все эти свойства – свойства живого, но лишь наличие такого начала как сознание, придает жизни человека особое состояние – социальность.
Социальное является качественно новым, особым, специфическим для человека свойством жизнедеятельности. Оно пронизывает все явления особого (социального) состояния жизни, как его элементарные формы (мотив социального действия), так и сложные системы (культура как целостность), как отдельные (социальные) действия, так и развитые (социальные) институты.
Таким образом, при социологическом анализе личности необходимо учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Правда, практика показывает, что социальные факторы формирования личности являются более весомыми. Приведем определение личности, данное В. Ядовым: «Личность- это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим подходом личность развивается из биологического организма благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Социология
Учебное пособие
Под редакцией проф. И.А. Батаниной
Тула 2005
Авторский коллектив: Аипов А.Х (т. 12), Баженов А.М. (т. 4), Головатый Ю
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Данной темой открывается вузовский курс «Социология». Ее назначение - охарактеризовать социологию как особую, специфическую отрасль научного знания, дать общее представление о ней как отдельной, от
I. Объект и предмет социологии
Социология - это одна из множества существующих сегодня общественных наук. Со времени возникновения - основы социологии были заложены в первой половине XIX в. трудами французского мыслителя Огюста
Внутреннее многообразие социологии
Социология представляет собой целостную, органическую систему знаний. Однако внутренне она является весьма сложным, многоплановым, многоуровневым образованием.
Сложность
Социология и жизнь общества. Функции социологии
Социология как наука об обществе тесно связана с его жизнью. Во-первых, - и, прежде всего, - она возникла и конституировалась как ответ на практические запросы меняющего свою конкретно-историческую
Социологического познания
Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования соц
Программа социологического исследования
Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования.
Программа с
Методы социологического исследования
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации и
Программа социологического исследования
Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования.
Программа социологического
Методы социологического исследования
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации и
Анкета как инструмент социологического исследования
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование являе
Респондентов;
- навязывать мнение социолога;
- быть перегружены вариантами ответов.
Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются
Тема 4. БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Главный смысл социологической науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом ее изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, и
Социальное действие и социальное взаимодействие
Любая наука строится на каких-то исходных, базисных, основополагающих понятиях и идеях, из которых логически вытекает следующая группа понятий и идей, из этой в свою очередь следующая и т.д. В тако
Социальные общности и социальные группы
К базисным элементам социальной жизни относят также понятие «социальная общность». Сразу следует заметить, что среди зарубежных и отечественных социологов нет единства в понимании этой категории. О
Социологические подходы к обществу как объекту познания
Человеческое общество сложный – организм, где необходимость и случайность находятся во взаимосвязи, взаимной обусловленности. Исследователями предлагаются различные его дефиниции.
Механизм функционирования общества
Общество утверждает себя как целостность в постоянном противодействии окружающей среде. Процесс функционирования проявляется в способности системы удерживать свои основные структурные элементы, пос
Диалектическое единство гражданского общества и государства
В роли демократического компенсаторного механизма выступает гражданское общество как общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер жизни, где обеспечено поступательное движение о
Информационного общества
Общество находится в постоянном движении и изменении. Темпы и масштабы преобразований могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не
Социальная стратификация и социальная мобильность
Все социально-классовые образования являются неоднородными и включают в себя множество социальных подгрупп, отличающихся друг от друга рядом социальных характеристик. Внутри классов существуют боле
Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В жизни современного общества – общества 2-й половины XX – XXI -века возросло влияние национального (этнического) фактора. Одни ученые определяют это как «взбунтовавшуюся этничность», другие – как
Особенности этнической ситуации в современной России.
1. Этнонация: концепции сущности
Этносы, как сложные социальные группы, связанные с
разными сферами общественной жизни, исследуются различными науками. В социолог
Межэтнические отношения
Сложность структуры этноса определяет и многогранность взаимоотношений между этническими группами. Частью этой проблемы является понимание национализма в современном мире.
В отечественной
Межэтнические конфликты и их типы
Межэтнические конфликты в конце XX столетия стали приметой мирового общественного развития - на их долю в 90-х годах XX в. приходилось две трети всех конфликтов в мире.
Десятилетиями этнич
Особенности этнической ситуации в современной России
Этническая ситуация в современной России испытала на себе воздействие коренных перемен, происшедших в стране – слома советской цивилизации, распада многовековой империи, несоответствия между провоз
Тема 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕCТВО
Понятие«личность» отражает социально значимые черты и проявление сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Цель лекции - выявить социальные основы формировани
Макро - и микросоциологические концепции личности
Макросоциологические концепции личности. С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продукт
Взаимодействие личности и общества
Социология, исследуя личность использует данные самых различных наук (философии, этики, психологии, социальной психологии, педагогики), но преимущество отдается изучению личности как источника соци
Социальная среда и социализация личности
Социализация – это процесс усвоения личностью образцов поведения общества и группы, их ценностей, норм, установок; процесс формирования личности, ее жизненной позици
Тема 9. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Понятие «культура», подобно понятию «общества», наиболее широко используется в социологии. Общество не может существовать без культуры, равно как и культура не может развиваться без общества. Культ
Тема 10. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Тема данной лекции является особенно актуальной. Это объясняется прежде всего тем, что отклонения в поведении и особенно те отклонения, которые рассматриваются как правонарушения, карающиеся законо
Девиации и нормы
Под девиацией /от лат. deviatio - уклонение, отклонение/ понимают отступление от принципов и норм морали и права.
Различают негативные и позитивные
Причины и формы отклонений в поведении
Какие же причины вызывают отклонения в поведении индивидов, что заставляет людей нарушать нормы, выработанные и регламентированные обществом. Какие формы делинквентного поведения имеют место в обще
Основные тенденции мировой и российской преступности
Преступность стала мировой проблемой после Второй мировой войны. По данным ООН прирост преступности в мире составляет в среднем 5 % в год.
Отмечается несколько тенденций, характеризующих м
Демографические основы общественной жизни
Приступая к рассмотрению первого вопроса важно обратить внимание на связь демографии и социологии. Структура и динамика населения, демографические процессы являются одним из мощных факторов формиро
Мужчины женщины
численность населения (млн. чел.)
1 – снижение рождаемости в годы Первой мировой и гражданской войны и в годы военного коммунизма;
2 – компенсационное повышение рождаемости после
Основные социально-демографические формы движения населения.
В демографии выделяют две основные формы движения населения: 1) естественную и 2) пространственную (территориальную или миграцию). Некоторые социологи выделяют третью форму движения
Изучения социологии семьи
Семья – объект исследования многих наук: социологии, социальной антропологии, семейного права, социальной психологии, демографии и медицины.
В отличие от ряда других смежных дисциплин спец
Функции семьи
Со всеми сторонами общественной жизни семья соединена системой связей, проявляющих себя через функции. Под функциями семьи понимается осуществление определенных видов жизнедеятельности. На реализац
Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
При всем многообразии классификаций семьи цель их одна – при проведении социологического исследования и переписи населения каждая семья должна быть учтена только один раз в одном из типов. Типы сем
Основные направления изменения семьи
Во всем мире сохраняется разнообразие форм семьи. В некоторых регионах, например, в отделенных частях Азии, Африки и островах Тихого океана, почти неизменными сохранились традиционные семейные сист
Предметная область социологии молодежи
Социологию молодежи в последнее время называют ювенологией (от лат. Juventas - молодость, юность, юношество и logos - учение, слово). Понятие ювенология уже внедрено в научный оборот. В 1997
Молодежь как социально-демографическая группа
Что представляет собой молодежь как социально - демографическая группа? Что касается возраста как важнейшей демографической характеристики, то до сих пор нет однозначного мнения по этому вопросу. С
Молодежной политики (ГМП)
Многие исследования отечественных авторов отражают негативные влияния в молодежной среде. В сознании российского обывателя молодежь часто ассоциируется с «лавочниками», «новыми русскими», «крутыми»
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Социология – (лат.societas – общество и греч. logos – учение, слово) – наука об обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменения, наука о становлении
Тема 4. БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Социальное – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества. Присуще различным группам индивидуумов и является результатом интеграции
Тема 5. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
Общество – социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, само
Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЪХ ОТНОШЕНИЙ
Этносоциология – специальная социологическая теория, рассматривающая социальные и этнические общности, явления в их единстве и взаимовлиянии. Изучает генезис, сущность, функции
Тема 8. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Человек – продукт и субъект общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры. В понятие «человек» включена совокупность всех человеческих качеств, свойс
Тема 9. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Цивилизация – этап развития общества, который основывается на преобразовании человеком внешнего мира (природы и общества, совокупности удобств и технических средств).
Тема 10. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Социальный контроль – совокупность норм и ценностей, а также санкций, применяемых обществом с целью предотвращения девиантного (отклоняющегося) поведения со стороны его членов.
Тема 12. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Семья – малая первичная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость кото
Тема 14. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Управление социальное – в широком смысле слова – управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле – управление процессами и явлениями социальной сферы обществ
Рекомендуем прочитать
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.-М.,1993.
2. Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996.
3. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности.-М.,1
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов