рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Макро - и микросоциологические концепции личности

Макро - и микросоциологические концепции личности - раздел Социология, Социология Макросоциологические Концепции Личности. С Точки Зрения Макросоциологии, Для ...

Макросоциологические концепции личности. С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.). Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм,М. Вебер, Т. Парсонси др., ставившие во главу угла проблему социализации. Образно ее сформулировал психолог Ж. Пиаже, анализируя, как «дикие звереныши» (дети) постепенно становятся личностями.

Социализация– это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Известный социальный антрополог и социолог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей теории ролей, ввел понятия нормативной и модальный личности. В результате сходных процессов социализации (практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторские», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими.

Нормативная личность– та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность – статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых сообщество обычно поощряет: они – основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение». В кризисные моменты в любом сообществе возникают аномии (нарушения нормального порядка) и количество девиаций (это понятие индивидуальных социальных отклонений ввел Э. Дюркгейм, изучая самоубийства) заметно увеличивается.

Р. Мертон, который тоже изучал аномию, разработал свою систему классификации отклоняющегося поведения. Он выделил пять моделей (табл. 1) социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам достижения ценностных благ.

Модели социальной адаптации личности

Модель Отношение к целям общества Следование нормам достижения
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретреатизм - -
Мятеж ± ±

 

Если личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами, она осуществляет конформную (приспособленческую) модель адаптации.

Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами. Эта модель поведения распространена в новых предэлитных стратах современного российского общества, которые характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной с обогащением (по принципу «Цель оправдывает средства»).

Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личностной адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценности своего общества, но тем не менее соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. В нашем обществе обычно это «семейная карма» детей из слоя российской интеллигенции.

Ретреатизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам.

И, наконец, бунт, (мятеж) он является такой формой отклоняющегося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации, когда общепризнанные цели и средства воспринимаются личностью весьма амбивалентно (двойственно, неоднозначно, превратно).

Таким образом, личность в макросоциологии – это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней.

Р. Дарендорф, один из представителей конфликтологического направления в современной социологии, используя термин Аристотеля homo politicus (человек, участвующий в общественной жизни, в управлении, - в отличие от животного или раба), разработал свою современную типологию личностей. Подчеркивая, что личность есть продукт развития культуры социальных условий, он пользуется термином homo sociologicus, выделяя его типические виды:

- Homo faber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик – личность, несущая бремя (наделенная важной общественной функцией);

- Homo consumer – современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

- Homo universalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, (в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия);

- Homo soveticus – человек, зависящий от государства.

Американский социологД. Рисмен, основываясь на специфике капитализма, разработал в 60-е гг. концепцию «одномерного человека». Под влиянием пропаганды, впитывая информационные социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем (в России это, например, «простые люди» и «новые русские», «коммунисты» и «демократы»). Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее в плоскости примитивных альтернатив и противостояний, то есть личностями с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации. Справедливости ради, надо сказать, что это свойственно многим обществам.

Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно распались системы общностей, где были общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и социальные «маски»). При этом Super Ego(сверх – Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится как бы «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным.

И.С. Кон и многие другие исследователи уверяют, что современный человек отвергает любую роль. Он становится «актером», который способен к постоянным социальным перевоплощениям и играет множество ролей, не принимая их всерьез. Несчастен тот, кто вживается в роль: он становится невротиком, ибо не может соответствовать меняющимся требованиям, выдвигаемым разнообразным окружением, представленным множества общностей, в которые он структурно и культурно вписан.

Будучи даже очень хорошим руководителем, нельзя оставаться директором и дома, поскольку близкие любят и ценят данного конкретного человека, возможно, совсем не за качество и эффективность управления; и наоборот: являясь в семье любимым избалованным ребенком, вряд ли стоит капризничать или ожидать восторженной привязанности к себе в кругу друзей и коллег. Иными словами, современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где действуют специальные «правила», поэтому и следует внимательно оглядываться по сторонам и успевать менять передник на декольте, смокинг на джемпер, почтительность на распорядительность.

Итак, смена общностей как смена культурных декораций, должна заставлять личность менять ролевые маски, дабы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным, символическим требованиям, которые предъявляются к человеку как персоне социального театра (как тут не вспомнить гениального У. Шекспира: «Весь мир – театр» - и не задуматься о преимуществах искусства перед наукой в вопросах социального постижения!).

В целом же можно сделать вывод:макросоциология определяет личность через культуру (общество).

Микросоциологические концепции личности. В противоположность макросоциологическому взгляду «сверху вниз» микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс «очеловечивания» (социализации), и процедуры «встраивания» личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматриваются преимущественно через призму ролевых концепций.

Этот теоретический подход почти одновременно родился в исследованиях психолога Г. Мида («Роль, я и общество», 1934) и социолога Р. Линтона («Исследование человека», 1936), о чем с интересом размышляет И. Кон в своей книге «Социология личности». Почему эти независимые исследователи пришли к сходным выводам?

Когда люди жили в более простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. Репертуар их «социального театра» (обусловленный функциональной структурой общества) был ограничен, и по традиции роли (занятия) и амплуа (позиции) наследовались из поколения в поколение. Поэтому «личина» (родовая маска) срасталась с личностью (социальным Я), что не приносило какого-то дискомфорта – в рамках отведенной роли человек мог оставаться «самим собой».

В современном обществе с его высокой социальной мобильностью существенно возросли возможности сменить амплуа и стало просто необходимо менять роли. Актеры по несколько раз за день вынуждены перебегать с большой сцены на малую и к тому же «подрабатывать» сразу в нескольких «театрах». Тут немудрено запутаться (и получить социальный невроз), но и соблазнов становится больше: человек сравнивает разные возможности, оценивает игры и различные «школы», сложившиеся в конкретных субкультурах (общностях и организациях), прикидывает свои шансы стать «примадонной» или «героем-любовником». Одновременно он чувствует, что выполняет в основе роли, навязанные ему извне – социальной структурой, системой ожиданий, институциональными нормами.

Возможно, он талантлив. Но он – в этом Театре, который сохраняется благодаря традиции и динамическому балансу межличностных отношений в завуалированной кратической (властной) структуре.

Г. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын – отец – сосед).

Статус – это положение человека в контексте социальных отношений, связей. Он может быть временным или устойчивым, постоянным.

Р. Линтон рассматривает ролевой конфликт, связанный с маргинальным статусом личности. В микросоциологии считается, что человек не может совместить роли, а играет «то за того, то за другого» (мастер с рабочими – администратор , а с администрацией – рабочий).

Р. Линтона не интересует, как человек осваивает роль и как к ней относится. Мида, напротив, волнует именно механизм освоения роли. Он вводит понятие ожидаемого поведения, разделяя «Я»: на как «Я» и как «меня» (хотят видеть другие).

Таким образом, он выявляет конфликт, ибо я веду себя «как Я» или «как меня», оба состояния наличествуют. Чем более взрослым становится человек, тем меньше в нем «Я» как «меня» и, наоборот, больше «Я» как «Я». Инфантильность (неразвитость) личности проявляется в комплиментарности поведения, которое постоянно подстраивается под систему наличных ожиданий.

Современный популярный психолог Э. Эриксон хорошо описал это состояние «Я – меня». Он отмечает новую деталь: значимый, авторитетный «другой» очень важен для развития личностного ролевого поведения. Вот почему молодежные кумиры – факт не только культурной жизни, но и социальный символ, иногда оказывающий влияние на целое поколение.

Э. Берн в знаменитом социально-психологическом бестселлере «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» подробно рассмотрел, как люди воспринимают роли, идентифицируются с ними и как они строят свою судьбу в зависимости от избранной роли. Один приспосабливает, строит свою судьбу сам (я – герой, я – пророк), другой приспосабливается (амебовидная личность).

Поскольку микросоциология «захвачена» изучением механизмов социализации как процессов освоения социальных функций и ролей, она постоянно впитывает информацию в этой области, в том числе из социальной антропологии и психологии.

Известные ученые, М. Мид и Ч.Х. Кули, исследовавшие малые традиционные культуры и первичные социальные группы, выделяют три стадии социализации как процесса освоения ролей:

1) имитация – механическое повторение наблюдаемых действий;

2) игра – переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;

3) групповое членство – освоение своей роли, но глазами группы, когда работает «меня» как механизм осознания ролевого соответствия игрока как бы извне.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Тульский государственный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Макро - и микросоциологические концепции личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социология
Учебное пособие Под редакцией проф. И.А. Батаниной     Тула 2005 Авторский коллектив: Аипов А.Х (т. 12), Баженов А.М. (т. 4), Головатый Ю

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Данной темой открывается вузовский курс «Социология». Ее назначение - охарактеризовать социологию как особую, специфическую отрасль научного знания, дать общее представление о ней как отдельной, от

I. Объект и предмет социологии
Социология - это одна из множества существующих сегодня обществен­ных наук. Со времени возникновения - основы социологии были заложены в первой половине XIX в. трудами французского мыслителя Огюста

Внутреннее многообразие социологии
  Социология представляет собой целостную, органическую систему зна­ний. Однако внутренне она является весьма сложным, многоплановым, много­уровневым образованием. Сложность

Социология и жизнь общества. Функции социологии
Социология как наука об обществе тесно связана с его жизнью. Во-первых, - и, прежде всего, - она возникла и конституировалась как ответ на практические запросы меняющего свою конкретно-историческую

Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  Рост интереса к социологическим исследованиям и социологической науке является одной из характерных черт современного развития российского общества. Это закономерно и обусловлено ус

Социологического познания
  Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования соц

Программа социологического исследования
  Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования. Программа с

Методы социологического исследования
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации и

Программа социологического исследования
Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования. Программа социологического

Методы социологического исследования
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации и

Анкета как инструмент социологического исследования
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование являе

Респондентов;
- навязывать мнение социолога; - быть перегружены вариантами ответов. Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются

Тема 4. БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Главный смысл социологической науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом ее изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, и

Социальное действие и социальное взаимодействие
Любая наука строится на каких-то исходных, базисных, основополагающих понятиях и идеях, из которых логически вытекает следующая группа понятий и идей, из этой в свою очередь следующая и т.д. В тако

Социальные общности и социальные группы
К базисным элементам социальной жизни относят также понятие «социальная общность». Сразу следует заметить, что среди зарубежных и отечественных социологов нет единства в понимании этой категории. О

Социологические подходы к обществу как объекту познания
  Человеческое общество сложный – организм, где необходимость и случайность находятся во взаимосвязи, взаимной обусловленности. Исследователями предлагаются различные его дефиниции.

Механизм функционирования общества
Общество утверждает себя как целостность в постоянном противодействии окружающей среде. Процесс функционирования проявляется в способности системы удерживать свои основные структурные элементы, пос

Диалектическое единство гражданского общества и государства
В роли демократического компенсаторного механизма выступает гражданское общество как общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер жизни, где обеспечено поступательное движение о

Информационного общества
Общество находится в постоянном движении и изменении. Темпы и масштабы преобразований могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не

Современное информационное общество и его противоречия.
  Предложить чёткое определение дискуссионно ускользающему термину «информация» не очень-то легко. Равнозначно есть сложности в уточнении смыслового значения

Социальная стратификация и социальная мобильность
Все социально-классовые образования являются неоднородными и включают в себя множество социальных подгрупп, отличающихся друг от друга рядом социальных характеристик. Внутри классов существуют боле

Изменения в социальной структуре современного российского общества
Формирование социальной структуры в современной России-одна из наиболее важных проблем отечественной науки. Следует отметить, что эта тема чрезвычайно сложна для исследования. Во-п

Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В жизни современного общества – общества 2-й половины XX – XXI -века возросло влияние национального (этнического) фактора. Одни ученые определяют это как «взбунтовавшуюся этничность», другие – как

Особенности этнической ситуации в современной России.
1. Этнонация: концепции сущности Этносы, как сложные социальные группы, связанные с разными сферами общественной жизни, исследуются различными науками. В социолог

Межэтнические отношения
Сложность структуры этноса определяет и многогранность взаимоотношений между этническими группами. Частью этой проблемы является понимание национализма в современном мире. В отечественной

Межэтнические конфликты и их типы
Межэтнические конфликты в конце XX столетия стали приметой мирового общественного развития - на их долю в 90-х годах XX в. приходилось две трети всех конфликтов в мире. Десятилетиями этнич

Особенности этнической ситуации в современной России
Этническая ситуация в современной России испытала на себе воздействие коренных перемен, происшедших в стране – слома советской цивилизации, распада многовековой империи, несоответствия между провоз

Тема 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕCТВО
Понятие«личность» отражает социально значимые черты и проявление сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Цель лекции - выявить социальные основы формировани

Понятие личности в социологии. Социологические концепции личности
Социология попыталась исследовать личность как реально действующего участника социальных взаимодействий, изучить конкретные механизмы обусловливания обществом, культурой социальных свойств личности

Взаимодействие личности и общества
Социология, исследуя личность использует данные самых различных наук (философии, этики, психологии, социальной психологии, педагогики), но преимущество отдается изучению личности как источника соци

Социальная среда и социализация личности
Социализация – это процесс усвоения личностью образцов поведения общества и группы, их ценностей, норм, установок; процесс формирования личности, ее жизненной позици

Тема 9. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Понятие «культура», подобно понятию «общества», наиболее широко используется в социологии. Общество не может существовать без культуры, равно как и культура не может развиваться без общества. Культ

Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
Понятие «культура» имеет достаточно длительную историю своего существования и происходит от латинского слова «cultura», означающего «возделывание», «уход», «обрабатывание». В дальнейшем его содержа

Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
В каждом обществе имеется своя неповторимая культура. Вместе с тем существуют культурные универсалии – некоторые понятия, идеи, взгляды, черты, общие всем культурам народов мира. Это – элементы, со

Тема 10. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Тема данной лекции является особенно актуальной. Это объясняется прежде всего тем, что отклонения в поведении и особенно те отклонения, которые рассматриваются как правонарушения, карающиеся законо

Девиации и нормы
Под девиацией /от лат. deviatio - уклонение, отклонение/ понимают отступление от принципов и норм морали и права. Различают негативные и позитивные

Причины и формы отклонений в поведении
Какие же причины вызывают отклонения в поведении индивидов, что заставляет людей нарушать нормы, выработанные и регламентированные обществом. Какие формы делинквентного поведения имеют место в обще

Основные тенденции мировой и российской преступности
Преступность стала мировой проблемой после Второй мировой войны. По данным ООН прирост преступности в мире составляет в среднем 5 % в год. Отмечается несколько тенденций, характеризующих м

Демографические основы общественной жизни
Приступая к рассмотрению первого вопроса важно обратить внимание на связь демографии и социологии. Структура и динамика населения, демографические процессы являются одним из мощных факторов формиро

Мужчины женщины
численность населения (млн. чел.) 1 – снижение рождаемости в годы Первой мировой и гражданской войны и в годы военного коммунизма; 2 – компенсационное повышение рождаемости после

Основные социально-демографические формы движения населения.
  В демографии выделяют две основные формы движения населения: 1) естественную и 2) пространственную (территориальную или миграцию). Некоторые социологи выделяют третью форму движения

Изучения социологии семьи
Семья – объект исследования многих наук: социологии, социальной антропологии, семейного права, социальной психологии, демографии и медицины. В отличие от ряда других смежных дисциплин спец

Функции семьи
Со всеми сторонами общественной жизни семья соединена системой связей, проявляющих себя через функции. Под функциями семьи понимается осуществление определенных видов жизнедеятельности. На реализац

Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
При всем многообразии классификаций семьи цель их одна – при проведении социологического исследования и переписи населения каждая семья должна быть учтена только один раз в одном из типов. Типы сем

Основные направления изменения семьи
Во всем мире сохраняется разнообразие форм семьи. В некоторых регионах, например, в отделенных частях Азии, Африки и островах Тихого океана, почти неизменными сохранились традиционные семейные сист

Предметная область социологии молодежи
Социологию молодежи в последнее время называют ювенологией (от лат. Juventas - молодость, юность, юношество и logos - учение, слово). Понятие ювенология уже внедрено в научный оборот. В 1997

Молодежь как социально-демографическая группа
Что представляет собой молодежь как социально - демографическая группа? Что касается возраста как важнейшей демографической характеристики, то до сих пор нет однозначного мнения по этому вопросу. С

Молодежной политики (ГМП)
Многие исследования отечественных авторов отражают негативные влияния в молодежной среде. В сознании российского обывателя молодежь часто ассоциируется с «лавочниками», «новыми русскими», «крутыми»

Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
Многочисленные эмпирические исследования, проведенные на зарубежном материале, убедительно показывают, что в таких сложных системах, как общество, управление составляет самое существо почти всех пр

Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
Объем научно-теоретической литературы и разработанных на ее основе практических приложений по проблемам политического управления поистине огромен. Среди авторов — представители самых разных либерал

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Социология – (лат.societas – общество и греч. logos – учение, слово) – наука об обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменения, наука о становлении

Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ
Предсоциология – донаучный этап социологии, когда совокупность идей и знаний, объяснявших человека и общество, формировалась и развивалась в рамках социальной философии.

Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  Эмпирические социологические исследования – комплексные социологические исследования, ориентированные на сбор и анализ конкретных фактов жизни с использовани

Тема 4. БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Социальное – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества. Присуще различным группам индивидуумов и является результатом интеграции

Тема 5. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
  Общество – социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, само

Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Социальная структура – определенный способ связи и взаимодействия элементов, т. е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные со

Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЪХ ОТНОШЕНИЙ
Этносоциология – специальная социологическая теория, рассматривающая социальные и этнические общности, явления в их единстве и взаимовлиянии. Изучает генезис, сущность, функции

Тема 8. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Человек – продукт и субъект общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры. В понятие «человек» включена совокупность всех человеческих качеств, свойс

Тема 9. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Цивилизация – этап развития общества, который основывается на преобразовании человеком внешнего мира (природы и общества, совокупности удобств и технических средств).

Тема 10. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Социальный контроль – совокупность норм и ценностей, а также санкций, применяемых обществом с целью предотвращения девиантного (отклоняющегося) поведения со стороны его членов.

Тема 11. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ
Демография – наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Население – совокупность людей, проживающих

Тема 12. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Семья – малая первичная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость кото

Тема 14. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Управление социальное – в широком смысле слова – управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле – управление процессами и явлениями социальной сферы обществ

Рекомендуем прочитать
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.-М.,1993. 2. Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996. 3. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности.-М.,1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги