рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период

Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период - раздел Социология, Социология В Каждом Обществе Имеется Своя Неповторимая Культура. Вместе С Тем Существуют...

В каждом обществе имеется своя неповторимая культура. Вместе с тем существуют культурные универсалии – некоторые понятия, идеи, взгляды, черты, общие всем культурам народов мира. Это – элементы, составляющие основу бытия – изготовление орудий труда, совместный труд, образование, семейная жизнь, религиозные обряды, язык, спорт, гостеприимство, танцы и т.д. Они порождены физиологическими, психологическими, социальными потребностями и интересами людей в поддержании жизни, общественного согласия, передаче социального опыта, моральных запретов или ограничений, религиозных верований. Универсалиями являются такие (вроде бы простые на первый взгляд) понятия, как имя, дом, жизнь, судьба, поступок, признание, мудрость, смерть, детство, урок, бессмертие и другие.

Известные ученые М. Мид и К. Клакхон (США) в качестве универсалий выделили: язык как символ и смысл действий; ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, идеологий; типичные связи и взаимодействия – родственные, функциональные, ритуальные, ценностные; образцы и эталоны поведения. Так или иначе, универсалии – это наиболее распространенные элементы культуры, выступающие как нормы , образцы, стереотипы сознания и поведения.

Универсальность не исключает, более того – предполагает многообразие содержания конкретных моделей культур. Культура классифицируется по общности каких-либо признаков на типы, уровни, формы, виды. Тип культуры может зависеть от типа общественно-экономической формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая культуры); от типа цивилизации (аграрная, индустриальная, постиндустриальная); от типа поселения и образа жизни (городская, сельская, столичная, провинциальная); от типа вероисповедания (христианская, исламская, индуистская, иудаистская).

С точки зрения уровня выделяют элитарную, массовую, народную культуры. Элитарная (высокая) культура - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей достаточно узок, но по мере роста образования членов общества постепенно расширяется. И все же для нее характерны закрытость, амбициозный «духовный аристократизм» и даже противостояние культуре основной массы населения, культуре большинства. Истоки этого подхода восходят к творчеству А.Шопенгауэра, Ф.Ницще, Х.Ортега-и-Гассета. В их концепциях человечество разделяется на «людей гения» - способных к творческой деятельности, и «людей пользы», чей удел – утилитарная работа (А.Шопенгауэр). Привилегированное положение занимает «сверхчеловек», обладающей уникальными качествами (Ф.Нитше). Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства».

Массовая культура – культура, соответствующая ожиданиям массовой аудитории, ее потребностям в досуге, развлечении, общении, игре. Она предполагает массового потребителя и носит индустриально-коммерческий характер. Она связана с появлением и усовершенствованием технических средств передачи информации. Вместе с массовой культурой возникает коммерческое искусство и «рыночная личность», которая ведет себя, уподобляясь товару. Примером массовой культуры является шоу – зрелище, отличающееся внешней претенциозностью, крикливостью, порой вульгарностью. Оно рекламируется как демократический вид искусства. Чаще всего имеет коммерческий успех, но, по качеству, все же не поднимается выше среднего уровня.

Народная культура – собирательное понятие, включающее обыденные представления, народные традиции, произведения народного творчества (мифы, былины, сказки, частушки, песни, танцы, художественные промыслы и т.п.). Носит неспециализированный характер. Но ее непрофессиональный статус не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания.

Культуру различают по масштабу влияния, по степени охвата социальной жизни. С этой точки зрения выделяется доминирующая культура, которая является в данном обществе господствующей, содержащей культурные универсалии этого социума, ценности и нормы большинства людей. Доминирующая культура проявляет, себя и в обыденной культуре, используемой в повседневной жизни. Это наиболее массовая и постоянная сфера ее применения. Ведущую роль в повседневной обыденной культуре играют обычаи, традиции, стереотипы, нравы и другие элементы, находящие свое проявление в обычных поступках людей.

Кроме доминирующей культуры, существуют еще так называемые частичные культуры. Среди них наиболее известны субкультуры и контркультура. Субкультура – суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры. Она обладает собственными ценностями, нормами, обычаями. Но все же не утрачивает связи с главным культурным «стволом». Субкультурами могут быть подвиды культуры, отражающие особенности различных наций, конфессий, профессий, демографических и других общностей людей. Субкультуры обладают известной стойкостью, но и они со временем могут меняться и даже исчезать, а генеральный, господствующий массив культуры при этом сохраняется.

Контркультура– совокупность социально-культурных установок, ценностей, норм, ориентаций, противостоящих доминирующей культуре. Сам термин появился в 60 – е годы XX в. и вначале отражал либеральные оценки молодежной культуры, идейных течений «мятежных» социальных групп, отличающихся анархизмом и нигилизмом. В последнее время подход к контркультуре более мягкий. Она все меньше характеризуется как «исчадие ада», вызов и отрицание «культуры отцов». Противостояние господствующей культуре рассматривается уже в контексте рождения новых ценностно-нормативных установок, то есть как естественный процесс. Ссылаются на рождение христианства: это ведь тоже был для своего времени контркультурный феномен. Носители контркультуры всегда в поиске средств самовыражения. Объектом их внимания выступает образ жизни, стиль мышления, язык, манера поведения, внешний вид. В настоящее время самая значительная из субкультур, иногда принимающая характер контркультуры, как и ранее, молодежная культура. В качестве ее целей определены: конструирование «свободных» отношений человека с природой, становление «новой чувственности», высвобождение подсознательных сил и влечений. Средствами их достижения избраны: употребление наркотиков, религиозно-мистический экстаз, неформальные связи и т.п.

Характеристика разновидностей культуры будет неполной, если не упомянуть о специализированных культурах. Они содержат проявление культуры в исторически появившихся сферах разделения труда, выражают реальное состояние культуры, обеспечивают реализацию потенции человека, его взаимодействие с культурой своего общества. Конкретными формами такого рода культуры являются философская, политическая, правовая, религиозная, физическая, художественная, экологическая, экономическая и другие виды.

В последнее время актуализируется экологическая культура, представляющая собой систему ценностных ориентаций, требующих сохранения экосистем, отношения к Земле как уникальной экосистеме, бережного, трепетного отношения к биосфере, жизни, человеку. Все больше возвышаются авторитет правовой культуры, содержанием которой является защита естественных прав человека, обеспечение функционирования производства и всей общественной и личной жизни путем поддержания порядка, соблюдения норм поведения и деятельности на основе законов, права. В условиях рыночных отношений возрастает значимость хозяйственной, деловой, профессиональной культуры. Во многом они связаны с культурой организации и ведения дела, с профессионализмом, навыками делового общения. Содержанием и целью здесь выступает реализация потенций человека как субъекта хозяйствования. Профессиональный труд для подлинно делового человека – это не столько способ зарабатывания денег, сколько форма самовыражения, демонстрации организаторского таланта, привлекательных деловых и человеческих качеств.

Функционирование культуры (социокультурный процесс) постоянно сопровождается взаимодействием типов, форм, видов культур, изменением состояния культурных объектов и систем. Этот процесс включает: появление и распространение культурных явлений, обмен информацией, накопление социально значимых знаний и опыта, восприятие культуры, социализация и инкультурация членов общества, изменчивость стилей, подходов, оценок культуры.

В отношениях между различными культурами просматриваются три тенденции: а) культурный этноцентризм, б) культурный релятивизм,

в) культурная интеграция. При первом подходе «чужую» культуру оценивают по стереотипам, стандартам своей общности и принимают свою собственную за некий всеобщий образец, за основу для оценки и выработки суждений о других культурах. Этноцентризм обладает двойственным характером. С одной стороны, он способствует сплочению людей определенной этнической общности, вокруг собственных норм и ценностей культуры, формированию этнического самосознания; с другой стороны, приводит к отрицательному отношению к ценностям иной культуры, что чревато межэтническими конфликтами или культурной самоизоляцией. Этот подход при определенных условиях может послужить основанием для национализма и шовинизма.

При втором подходе (культурный релятивизм) отрицается оценка явлений иной культуры по своим меркам и критериям. Релятивисты считают, что оценочные суждения субъективны, условны, относительны. Им нельзя полностью доверяться. Каждая культура самобытна, специфична и может быть правильно воспринята лишь через призму ее собственных ценностей и норм. Такой подход более мягкий. Он позволяет находить пути взаимообогощения культур.

Третий подход – культурная интеграция. Эта позиция содержит стремление к согласованности и взаимозависимости при сохранении своей самобытности. Культуры различных народов и стран все более сближаются. Вбирая все лучшее из других культур, каждая национальная (этническая) культура сама обогащается. К тому же, практически каждое современное общество полиэтнично. Это делает процесс сближения и взаимного обогащения культур еще более естественным. Здесь заложен курс на интернационализацию.

«Диалог культур» (познание иной культуры через свою, а своей через другую) – одна из особенностей современной культуры. Научно-техническая революция создала невиданные ранее возможности контакта между культурами. Современный человек может познакомиться с классической культурой, даже не выходя из дома. Первый концерт Чайковского в США в 1891 г. в зале Карнеги-холл в Нью-Йорке слушало около 2 тыс.человек. Первое выступление рок-группы «Биттлз» в 1964 г. благодаря телевидению смотрели и слушали уже 73 млн. человек. А сегодня благодаря спутниковой связи это произведение становится доступным почти 2 млрд. телезрителей.

Активное развитие средств массовой коммуникации привело к появлению новых культурных форм. Одна из них – экранная культура, связанная с компьютерной революцией и основанная на синтезе компьютера с видеотехникой. Появились видеотелефоны, компьютерные сети, система «Интернет», позволяющие получать на экране компьютеров заказанную информацию из центров науки и культуры. Это увеличивает скорость, качество, компактность получения информации в любой области знания. Специалисты считают, что экранная культура сформирует новый тип мышления и новую систему образования, предрекают ей большое будущее.

Заметной тенденцией развития культуры стало расширение индустриально-коммерческого типа производства стандартизированных, духовных благ, превращение культуры в полном смысле слова в отрасль рыночной экономики. Комерциализированная культура во главу угла ставит стремление к извлечению прибыли. Влиятельную позицию в культуре завоевывает шоу-бизнес, рассчитанный на психологическое воздействие на потребителя, на невзыскательный вкус, на доступность, подогреваемую крикливой рекламой. В культуре современной эпохи приобрела также известность контркультура, бросившая вызов общепринятым нормам морали и стандартам поведения. Наличие и распространение контркультуры кое-кем расценивается как признак кризиса культуры. В этом случае XX век следовало бы считать веком общего кризиса культуры, что весьма сомнительно. Тем более, как утверждал академик Д.С.Лихачев, об уровне культуры судят «не по ущельям, а по вершинам».Ряд исследователей считают, что нарушается естественный баланс между высокой и низкой частями культуры, причем господствовать начинает именно массовая культура. Надо помнить - последняя представляет собой диалектическое единство противоречивых сторон, находящихся в постоянном взаимодействии. Высокая культура обеспечивает преемственность, единство, создает систему ценностей, низовая – осуществляет саморазвитие системы, ее обновление[48].

 

3.Культура России: традиции и современность

Россия, являясь мостом между Европой и Азией, Востоком и Западом, не могла не впитать и культурные ценности этих миров. Вместе с тем, пройдя суровый исторический путь, создала свою неповторимую культуру.

А.М.Горький подчеркивал, что в области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужасных условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души. Но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок[49].

В русской культуре господствуют свои традиционные ценности. Среди них – соборность. Термин введен еще А.C.Хомяковым для обозначения, самобытности русской общественной организации, в основе которой лежит православие. Соборность – это гармоничная целостность человека, мира, церкви. Это способ решения проблем всем миром в противоположность западноевропейской культуре, основанной на индивидуалистических ценностях. Для русской культуры характерен приоритет духовности, когда главным побудительным мотивом деятельности выступает великая мобилизующая идея, будь то идея собирания государства, православных единоверцев, или построение коммунизма - самого справедливого общества на Земле. На Руси всегда в почете среди большинства членов общества был принцип нестяжательства, разумной достаточности, отрицательного отношения к накопительству, ростовщичеству. Это видно из народных афористичных суждений: «на хлеб есть, и довольно»; «не в деньгах счастье»; «бедность – не порок».

В русской субкультуре сочувствием пользовалось правдоискательство, в центре которого находится обостренное чувство социальной справедливости, равенства, милости к падшим, артельного братства. Близко к нему стоит палладизм – качество, обозначающее жертвенность, установку личности на действия не ради себя, а ради других. Подобные взгляды могут родиться лишь в рамках общинного существования, при господстве духа коллективизма. Особенностью русской культуры является также духовная пластичность людей, состоящая в терпимости к чужим нравам и обычаям, в желании дружить с побежденными, в умении прощать обиды и не помнить зла. Видимо отсюда проистекает мессианское начало в русском менталитете.

Вместе с тем для русской культуры свойственен необоснованный социальный романтизм членов общества, более того-известная политическая наивность и простодушие. Об этом свидетельствует непрерывные попытки моментальных преобразований и нововведений, убежденность в легкой и быстрой работе по преодолению искривлений социальной жизни (реформы Петра I, освободительное движение декабристов, народничество, большевизм, либеральный демократизм конца XX в.)

В русской нации обращает на себя внимание и установка на «авось». По мысли известного отечественного философа Г.П. Федорова, русский работает из-под палки, встряхиваясь в последний час, когда не щадя себя наверстывает упущенное за месяцы безделья, как правило, неся при этом огромные потери и жертвы.

Накопленный исторический опыт, выработанные стереотипы культуры русского народа позволяют высказать предположение, что ему противопоказаны механические заимствования из инородных культур, например «вестернизация». У значительной части общества наблюдается реакция ее отторжения, хотя в разумной мере усвоение «чужой» культуры полезно, и оно происходит.

На современном этапе наблюдаются следующие тенденции в российском социокультурном процессе:

1. Обособление национальных культур вследствие развала СССР и изменения содержания и направления социокультурного процесса.

2. Ослабление влияния русского языка как фактора культуры и орудия межнационального общения, в том числе как языка ООН.

3. Коммерциализация и приватизация объектов культуры, сползание культурной деятельности к рыночному и гедонистически-игровому полюсам.

4. Снижение интереса к работе классических учреждений культуры (музеи, библиотеки, академические театры) и возрастание интереса части общества (прежде всего молодежи) к зрелищным формам новой волны (рок-культура). Вместе с тем – повышение уровня культурно-коммуникативной усталости, апатии.

5. Смена системы ценностей культуры. Минимизация духовных потребностей населения. Ослабление этических и эстетических навыков поведения людей.

6. Пассивная, неэффективная государственная политика в области культуры, ее противоречивость: с одной стороны – некоторое расширение возможностей для свободного творчества; с другой стороны – утрата должного контроля за качеством культурной продукции, сужение доступа к культуре для простых граждан.

Насущные задачи социокультурной деятельности в России:

- разработка и реализация высокой созидательной цели, национально-государственной идеи для осознания своей страны как одного из мировых центров культуры;

- возрождение патриотических чувств, пропаганда исторических заслуг русского народа и других народов Российской Федерации перед мировым сообществом;

- введение коммерческих, рыночных отношений в сфере культуры в определенные границы; повышение научного и нравственного контроля со стороны государства и институтов гражданского общества за системой массовой коммуникации;

- создание режима наибольшего благоприятствования для бесплатного народного образования, выпуска по сниженным ценам учебной, детской, научной и иной просветительской литературы;

- мобилизация общественного мнения на защиту русского литературного языка, на нейтрализацию средствами культуры бездуховности части населения, радикалистского менталитета, правового нигилизма, анархического романтизма и других социальных отклонений.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Тульский государственный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социология
Учебное пособие Под редакцией проф. И.А. Батаниной     Тула 2005 Авторский коллектив: Аипов А.Х (т. 12), Баженов А.М. (т. 4), Головатый Ю

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Данной темой открывается вузовский курс «Социология». Ее назначение - охарактеризовать социологию как особую, специфическую отрасль научного знания, дать общее представление о ней как отдельной, от

I. Объект и предмет социологии
Социология - это одна из множества существующих сегодня обществен­ных наук. Со времени возникновения - основы социологии были заложены в первой половине XIX в. трудами французского мыслителя Огюста

Внутреннее многообразие социологии
  Социология представляет собой целостную, органическую систему зна­ний. Однако внутренне она является весьма сложным, многоплановым, много­уровневым образованием. Сложность

Социология и жизнь общества. Функции социологии
Социология как наука об обществе тесно связана с его жизнью. Во-первых, - и, прежде всего, - она возникла и конституировалась как ответ на практические запросы меняющего свою конкретно-историческую

Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  Рост интереса к социологическим исследованиям и социологической науке является одной из характерных черт современного развития российского общества. Это закономерно и обусловлено ус

Социологического познания
  Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования соц

Программа социологического исследования
  Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования. Программа с

Методы социологического исследования
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации и

Программа социологического исследования
Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования. Программа социологического

Методы социологического исследования
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации и

Анкета как инструмент социологического исследования
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование являе

Респондентов;
- навязывать мнение социолога; - быть перегружены вариантами ответов. Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются

Тема 4. БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Главный смысл социологической науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом ее изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, и

Социальное действие и социальное взаимодействие
Любая наука строится на каких-то исходных, базисных, основополагающих понятиях и идеях, из которых логически вытекает следующая группа понятий и идей, из этой в свою очередь следующая и т.д. В тако

Социальные общности и социальные группы
К базисным элементам социальной жизни относят также понятие «социальная общность». Сразу следует заметить, что среди зарубежных и отечественных социологов нет единства в понимании этой категории. О

Социологические подходы к обществу как объекту познания
  Человеческое общество сложный – организм, где необходимость и случайность находятся во взаимосвязи, взаимной обусловленности. Исследователями предлагаются различные его дефиниции.

Механизм функционирования общества
Общество утверждает себя как целостность в постоянном противодействии окружающей среде. Процесс функционирования проявляется в способности системы удерживать свои основные структурные элементы, пос

Диалектическое единство гражданского общества и государства
В роли демократического компенсаторного механизма выступает гражданское общество как общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер жизни, где обеспечено поступательное движение о

Информационного общества
Общество находится в постоянном движении и изменении. Темпы и масштабы преобразований могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не

Современное информационное общество и его противоречия.
  Предложить чёткое определение дискуссионно ускользающему термину «информация» не очень-то легко. Равнозначно есть сложности в уточнении смыслового значения

Социальная стратификация и социальная мобильность
Все социально-классовые образования являются неоднородными и включают в себя множество социальных подгрупп, отличающихся друг от друга рядом социальных характеристик. Внутри классов существуют боле

Изменения в социальной структуре современного российского общества
Формирование социальной структуры в современной России-одна из наиболее важных проблем отечественной науки. Следует отметить, что эта тема чрезвычайно сложна для исследования. Во-п

Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В жизни современного общества – общества 2-й половины XX – XXI -века возросло влияние национального (этнического) фактора. Одни ученые определяют это как «взбунтовавшуюся этничность», другие – как

Особенности этнической ситуации в современной России.
1. Этнонация: концепции сущности Этносы, как сложные социальные группы, связанные с разными сферами общественной жизни, исследуются различными науками. В социолог

Межэтнические отношения
Сложность структуры этноса определяет и многогранность взаимоотношений между этническими группами. Частью этой проблемы является понимание национализма в современном мире. В отечественной

Межэтнические конфликты и их типы
Межэтнические конфликты в конце XX столетия стали приметой мирового общественного развития - на их долю в 90-х годах XX в. приходилось две трети всех конфликтов в мире. Десятилетиями этнич

Особенности этнической ситуации в современной России
Этническая ситуация в современной России испытала на себе воздействие коренных перемен, происшедших в стране – слома советской цивилизации, распада многовековой империи, несоответствия между провоз

Тема 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕCТВО
Понятие«личность» отражает социально значимые черты и проявление сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Цель лекции - выявить социальные основы формировани

Понятие личности в социологии. Социологические концепции личности
Социология попыталась исследовать личность как реально действующего участника социальных взаимодействий, изучить конкретные механизмы обусловливания обществом, культурой социальных свойств личности

Макро - и микросоциологические концепции личности
Макросоциологические концепции личности. С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продукт

Взаимодействие личности и общества
Социология, исследуя личность использует данные самых различных наук (философии, этики, психологии, социальной психологии, педагогики), но преимущество отдается изучению личности как источника соци

Социальная среда и социализация личности
Социализация – это процесс усвоения личностью образцов поведения общества и группы, их ценностей, норм, установок; процесс формирования личности, ее жизненной позици

Тема 9. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Понятие «культура», подобно понятию «общества», наиболее широко используется в социологии. Общество не может существовать без культуры, равно как и культура не может развиваться без общества. Культ

Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
Понятие «культура» имеет достаточно длительную историю своего существования и происходит от латинского слова «cultura», означающего «возделывание», «уход», «обрабатывание». В дальнейшем его содержа

Тема 10. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Тема данной лекции является особенно актуальной. Это объясняется прежде всего тем, что отклонения в поведении и особенно те отклонения, которые рассматриваются как правонарушения, карающиеся законо

Девиации и нормы
Под девиацией /от лат. deviatio - уклонение, отклонение/ понимают отступление от принципов и норм морали и права. Различают негативные и позитивные

Причины и формы отклонений в поведении
Какие же причины вызывают отклонения в поведении индивидов, что заставляет людей нарушать нормы, выработанные и регламентированные обществом. Какие формы делинквентного поведения имеют место в обще

Основные тенденции мировой и российской преступности
Преступность стала мировой проблемой после Второй мировой войны. По данным ООН прирост преступности в мире составляет в среднем 5 % в год. Отмечается несколько тенденций, характеризующих м

Демографические основы общественной жизни
Приступая к рассмотрению первого вопроса важно обратить внимание на связь демографии и социологии. Структура и динамика населения, демографические процессы являются одним из мощных факторов формиро

Мужчины женщины
численность населения (млн. чел.) 1 – снижение рождаемости в годы Первой мировой и гражданской войны и в годы военного коммунизма; 2 – компенсационное повышение рождаемости после

Основные социально-демографические формы движения населения.
  В демографии выделяют две основные формы движения населения: 1) естественную и 2) пространственную (территориальную или миграцию). Некоторые социологи выделяют третью форму движения

Изучения социологии семьи
Семья – объект исследования многих наук: социологии, социальной антропологии, семейного права, социальной психологии, демографии и медицины. В отличие от ряда других смежных дисциплин спец

Функции семьи
Со всеми сторонами общественной жизни семья соединена системой связей, проявляющих себя через функции. Под функциями семьи понимается осуществление определенных видов жизнедеятельности. На реализац

Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
При всем многообразии классификаций семьи цель их одна – при проведении социологического исследования и переписи населения каждая семья должна быть учтена только один раз в одном из типов. Типы сем

Основные направления изменения семьи
Во всем мире сохраняется разнообразие форм семьи. В некоторых регионах, например, в отделенных частях Азии, Африки и островах Тихого океана, почти неизменными сохранились традиционные семейные сист

Предметная область социологии молодежи
Социологию молодежи в последнее время называют ювенологией (от лат. Juventas - молодость, юность, юношество и logos - учение, слово). Понятие ювенология уже внедрено в научный оборот. В 1997

Молодежь как социально-демографическая группа
Что представляет собой молодежь как социально - демографическая группа? Что касается возраста как важнейшей демографической характеристики, то до сих пор нет однозначного мнения по этому вопросу. С

Молодежной политики (ГМП)
Многие исследования отечественных авторов отражают негативные влияния в молодежной среде. В сознании российского обывателя молодежь часто ассоциируется с «лавочниками», «новыми русскими», «крутыми»

Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
Многочисленные эмпирические исследования, проведенные на зарубежном материале, убедительно показывают, что в таких сложных системах, как общество, управление составляет самое существо почти всех пр

Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
Объем научно-теоретической литературы и разработанных на ее основе практических приложений по проблемам политического управления поистине огромен. Среди авторов — представители самых разных либерал

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Социология – (лат.societas – общество и греч. logos – учение, слово) – наука об обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменения, наука о становлении

Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ
Предсоциология – донаучный этап социологии, когда совокупность идей и знаний, объяснявших человека и общество, формировалась и развивалась в рамках социальной философии.

Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  Эмпирические социологические исследования – комплексные социологические исследования, ориентированные на сбор и анализ конкретных фактов жизни с использовани

Тема 4. БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Социальное – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества. Присуще различным группам индивидуумов и является результатом интеграции

Тема 5. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
  Общество – социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, само

Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Социальная структура – определенный способ связи и взаимодействия элементов, т. е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные со

Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЪХ ОТНОШЕНИЙ
Этносоциология – специальная социологическая теория, рассматривающая социальные и этнические общности, явления в их единстве и взаимовлиянии. Изучает генезис, сущность, функции

Тема 8. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Человек – продукт и субъект общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры. В понятие «человек» включена совокупность всех человеческих качеств, свойс

Тема 9. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Цивилизация – этап развития общества, который основывается на преобразовании человеком внешнего мира (природы и общества, совокупности удобств и технических средств).

Тема 10. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Социальный контроль – совокупность норм и ценностей, а также санкций, применяемых обществом с целью предотвращения девиантного (отклоняющегося) поведения со стороны его членов.

Тема 11. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ
Демография – наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Население – совокупность людей, проживающих

Тема 12. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Семья – малая первичная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость кото

Тема 14. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Управление социальное – в широком смысле слова – управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле – управление процессами и явлениями социальной сферы обществ

Рекомендуем прочитать
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.-М.,1993. 2. Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996. 3. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности.-М.,1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги