рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дарвиновская теория эволюции в современную эпоху.

Дарвиновская теория эволюции в современную эпоху. - раздел Политика, Конспект лекций по биополитике Каковы Механизмы Биологической Эволюции, Давшей Планетарное Био-Разнообразие,...

Каковы механизмы биологической эволюции, давшей планетарное био-разнообразие, включая человека? Как известно, теория эволюции Чарлза Дарвина исходила из следующих основных положений:

 

· Большинство видов живых организмов высоко плодовиты – на свет часто появляются сотни или тысячи потомков одной особи (одной пары);

· Однако лишь часть этих потомков выживает и в свою очередь оставляет после себя потомство;

· Разные особи различаются по своим признакам (индивидуальная, или неопределённая, изменчивость);

· Выживают и размножаются только наиболее приспособленные к условиям существования особи (the fittest).

 

В ХХ веке благодаря развитию генетики положения Дарвина подверглись модификации – возникла синтетическая теория эволюции (СТЭ), или неодарвинизм. «Индивидуальная изменчивость» была интерпретирована как результат мутаций (изменений отдельных генов или их комплексов), а также рекомбинаций генов в ходе полового процесса, переноса плазмид и ряда других событий, ведущих к обмену генетической информацией между особями. Все эти процессы поставляют «сырой материал для эволюции»[20]. Накоплению «сырого материала» способствуют периодические изменения численности популяций («волны жизни» по С.С. Четверикову), а также изоляция – распад популяции на несколько частей, лишённых возможности свободно скрещиваться. Изоляцию могут вызывать горные хребты, водные преграды и др. географические барьеры, а также биологические причины (например, две части популяции различаются по времени брачного сезона).

Все указанные процессы в совокупности поставляют «материал», подвергаемый естественному отбору. Если Дарвин говорил о естественном отборе индивидов в результате конкуренции и борьбы за существование, то сторонники СТЭ убеждены, что естественный отбор работает не с самими организмами, а с их генами,которые или сохраняются и даже накапливаются в популяции, либо элиминируются (уничтожаются) отбором. Некоторые сторонники неодарвинизма рассматривают организм лишь как носитель генов, приспособление для создания новой ДНК на базе существующей («курица необходима для того, чтобы яйцо создало новые яйца»). Организм может вообще принести себя в жертву, если окажется, что таким путём наиболее эффективно его гены передадутся следующему поколению -- тема книги Р. Докинза (1989) «Эгоистичный ген».

3.3.2. Недарвиновские теории эволюции.В биологиипоныне не утихает дискуссия, начавшаяся в связи с выходом в свет книги «Происхождение видов» Ч.Дарвина. Ставится вопрос, является ли естественный отбор основным «творческим фактором» эволюции, как полагают сторонники дарвинизма, или его роль в эволюции более скромная -- он выбраковывает нежизнеспособные варианты, а действительно творческая роль отводится другим факторам эволюции. Каким именно факторам? По этому критерию классифицируются эволюционные учения, которые рассматриваются как «недарвиновские», «антидарвиновские», хотя их позитивное содержание часто вполне может войти в состав некой комплексной теории эволюции, учитывающей также и дарвиновские факторы. Приведём примеры альтернативных теорий эволюции:

 

· Теории, основанные на общих (системных) или специфических биологических законах, управляющих изменениями форм живого независимо от естественного отбора. Примером может служить теория номогенеза (закономерной эволюции), предложенная в начале ХХ века Л.С. Бергом[21]. Роль случайности (в том числе случайных наследуемых изменений типа мутаций) в эволюционном процессе Берг не признавал, а естественный отбор считал консервативной силой, охраняющей уже сложившиеся формы жизни от появления случайных «монстров». Эволюция предопределена и совершается крупными скачками на основе неизвестных внутренних сил, а факторы внешней среды играют второстепенную роль. В более близкие нам годы разработано несколько вариантов «неономогенеза», в которых на место «неизвестных внутренних сил» ставились конкретные законы и факторы. Такова, например, концепция эволюции на базе общей теории систем Ю.А. Урманцева. Постулируется семь и только семь способов преобразования любой системы, будь то молекула гексозы или венчик цветка. Простор эволюционных событий ограничивается тем, что биологическая эволюция также «обязана» придерживаться этих способов. С.В. Мейен указывал на законы структурных композиций, определяющие взаимопереходы, например, форм листовой пластинки в процессе эволюции. Стоящие на позициях неодарвинизма А.В. Яблоков и А.Г. Юсуфов (1989) тем не менее признают наличие «эволюционных запретов», распространяющихся отнюдь не только на живую природу. Они указывают, например, на возможность существования всего 231 форм кристаллической решётки.

 

· Теории эволюции на базе крупных скачков (о которых говорил и упомянутый выше Берг), а не в результате накопления малых изменений, как полагал Дарвин). Так, сторонники современного «пунктуализма» (С. Гулд, С. Стейн, В. Элдридж) утверждают, что прерывистые изменения преобладают в истории жизни: эволюция сконцентрирована в очень быстрых актах видообразования. На примере происхождения человека утверждается, что никакого градуализма (постепенного накопления первоначально малых изменений) не было обнаружено ни в одном из таксонов гоминид (предков современного человека, представителей рода Homo).

 

· Теории эволюции, где хаотические генетические изменения (мутации, рекомбинации, «дрейф генов») выступают самосто­ятельной движущей силой эволюции, а не только поставщиком исходного материала для творческой работы естественного отбора (как полагают сторонники дарвинизма). Эти взгляды известны с начала ХХ века как «генетический антидарвинизм» (Г. де Фриз, Л. Кено, И. Лотси и др.), но они неоднократно получали новые импульсы к развитию в связи с теми или иными данными генетики. Например, в 60х-70х годах ХХ века «нейтральные мутации» («ни пользы ни вреда») были рассмотрены как важнейший фактор эволюционных преобразований сторонниками теории «нейтральной эволюции» (М. Кимура и др.).

 

· Теории эволюции, придающие первостепенное значение кооперации, взаимопомощимежду биологическими индивидами и их сообществами (т.е. биосоциальными системами), а не индивидуальной конкуренции и борьбе за существование – предпосылкам дарвиновского естественного отбора. Подобные эволюционные воззрения, очевидно, представляют наибольший биополитический интерес. Они учитывают надиндивидуальныеуровни эволюции – тот факт, что всякий индивид составляет часть популяции, экосистемы. Так, русский ученый В.А. Красилов называет свою теорию «экосистемной теорией эволюции»[22]. Он предполагает, что первичными могут быть изменения надорганизменных систем (в том числе экосистем), и тогда организмы должны вторично меняться, чтобы гармонично вписаться в обновлённые системы надорганизменных рангов.

 

· Современный натурфилософ, синэргетик и член Римского клуба Эрих Янч полагает, что адекватное понимание биологической эволюции невозможно без учета взаимодействия (коэволюции) живых организмов и целых экологических систем, в состав которых они входят. Понятие «коэволюция» (см. 2.2.) подчеркивает именно тот факт, что эволюция не сводится к одностороннему приспособлению организма к его среде обитания – среда обитания, экологическая ниша, также сама эволюционирует под влиянием живых организмов, занимающизх эту нишу. В противовес ортодоксальным сторонникам дарвинизма (в современном варианте СТЭ), Э. Янч полагает, что эволюция не сводится только к генетическим изменениям с их последующим отбором. Янч вслед за К. Уоддингтоном делает акцент на эпигенетической эволюции-- изменениях живых организмов, вызванных избирательной активацией одних генов и подавлением функционирования других. Этот процесс прямо зависит от факторов среды, «так что при одних и тех же генетических структурах получаются совершенно различные свойства и поведенческие репертуары организмов; в то же время одинаковые жизненные формы и поведение могут базироваться на различных наследственных задатках» (Jantsch, 1992, S.216). В качестве яркого примера Э. Янч приводит явление неотении.Оно заключется в том, что при определенных условиях личиночные стадии развития животного приобретают способность размножаться. Поэтому взрослые стадии утрачивают свое значение и постепенно исчезают с лица Земли. Возникает по сути новый биологический вид, причем он сохраняет исходный генотип, в котором реализуются только блоки информации, относящиеся к личиночным стадиям. Янч вопрошает, не является ли современная акселерация – раннее приобретение подростками в странах Запада половой зрелости -- также вариантом неотении с формированием исключительно «тинейджерской» цивилизации в человеческом обществе (Jantsch, 1992)? Международное научное сообщество признаёт, что одним из важнейших учёных, развивавших кооперативное, а не чисто конкурентное направление в теории эволюции, был русский естествоиспытатель и анархист П.А. Кропоткин. В книге «Взаимопомощь как фактор эволюции…» Кропоткин (Kropotkin, 1902) подчёркивал, что живые существа оказывают друг другу «бессознательную поддержку» в суровой борьбе за существование – борьбе не столько между индивидами, сколько борьбе масс живых организмов против враждебного окружения. Кооперация весьма распространена в биологическом мире. Кропоткин приводил ряд примеров: бобры совместно запруживают реку, лошади держат круговую оборону против атакующих волков. Эволюция мыслилась Кропоткиным в первую очередь как процесс, направ­лен­ный на совершенствование кооперативного взаимодействия между индивидами.

 

· Теории эволюции, использующие концепциисинэргетики (работы И.Р. Пригожина, Г. Хакена и др.). Вариант рассмотренных в предшествующих пункте теорий кооперативной эволюции, ибо синэргетика с ее представлениями о диссипативных структурах исходит из факта кооперации тех или иных объектов между собой, что приводит к формированию целых систем, которые представляют собой нечто большее, чем слагающие их элементы. Э. Янч, ратующий за коэволюцию организмов и надорганизменных систем, в то же время опирается в своей концепции эволюции на синэргетические представления о том, что биологический объект любого типа представляет собой диссипативную структуру (см. 2.5.3), эволюционирует по соответствующим законам (проходит стадии бифуркаций и др.). Янч полагает, что простые диссипативные структуры из молекул и их комплексов предшествовали возникновению живых существ и явились предпосылкой для их появления на Земле и дальнейшей эволюции. А.М. Хазен (1998) подчеркивает роль хаоса как беспорядочной совокупности объектов (молекул, клеток, растительных листьев, людей в социуме), поставляющей материал для эволюции с формированием упорядоченных структур, которые, однако, не должны быть слишком упорядоченными и оставлять места глобальной тенденции к нарастанию хаоса. Слишком упорядоченные системы оказываются нежизнеспособными. Переходя от эволюции живого вообще вк эволюции политических систем, Хазен видит в избыточной упорядоченности и централизованности одну из причин неизбежного краха тоталитарных политических систем типа сталинского режима. Добавим от себя, что та же избыточная упорядоченность представляет также неизбывную проблему всякой локальной бюрократической структуры (см. подробнее раздел 4).

 

3.3.3. Телеономический отбор и эволюция на уровне сообществ (биосоциальных систем).Из более близких к нам по времени теорий, воскрешающих многие идеи Кропоткина, особого рассмотрения в контексте данной книги заслуживает концепция «телеономического отбора» американского биополитика П. Корнинга (Corning, 1983 1987, 1997 и другие работы). Теория представляет собой интересную попытку применить к биологической эволюции некоторые данные и концепции таких «сквозных» современных научных направлений, как кибернетика, теория систем и в особенности уже упомянутая синэргетика. Она в то же время базируется на эволюционно-биологической теории симбиогенеза, одним из классиков которой считается американская исследовательница Линн Маргулис. Воскрешая работы Б.М. Козо-Полянского и других русских биологов начала ХХ века, Л. Маргулис утверждала на базе накопленных данных, что крупная веха эволюции – формирование эукариотической клетки (см. 3.1.) -- явилась результатом симбиоза нескольких, первоначально свободноживущих, организмов.

П. Корнинг полагает, что формирование всё более сложных систем в результате объединения ранее самостоятельных частей есть магистральная тенденция биологической эволюции[23]. Кроме возникновения эукариотической клетки и многоклеточных существ, не менее важен следующий шаг – объединение многоклеточных индивидов в ещё более сложные надорганизменные системы (колонии, семьи, сообщества и др.). Каждая усложняющаяся биосоциальная система больше суммы своих частей – имеет новые свойства, отсутствующие у её компонентов, взятых порознь. Уже эукариотическая клетка способна осуществлять процессы (примером может служить апоптоз), которые не могут реализовать ни симбиотические органеллы сами по себе, ни цитоплазма с ядром, взятая без этих органелл. Корнинг вводит понятие «функционального синэргизма» – «комбинаторных или кооперативных эффектов, которые имеют положительные последствия в отношении различных аспектов проблемы выживания или воспроизводства» (биосоциальных систем – дополнение автора). Работы Корнинга изобилуют примерами «функционального синэргизма». Так, «кооперирующие фуражиры у синиц быстрее добывают пищу, чем одиночные птицы» (Corning, 1983, P.81). Правда, не всякие новые системные свойства, возникающие при комбинировании составляющих элементов, оказываются полезными для системы в целом (положительная синэргия). Эти свойства могут быть нейтральными и даже вредными для системы (отрицательная синэргия). Однако именно положительные кооперативные свойства представляют, по мысли Корнинга, глубинную причину ортогенетического (направленного) аспекта эволюционного процесса, т.е. прогрессивного развития комплексных, иерархически организованных систем.

Подобно П.А. Кропоткину, Корнинг полагает, что по мере усложнения биосоциальных систем конкуренция за ресурсы между особями уступает конкуренции между целыми биосоциальными системами, включающими несколько организмов. Индивиды в основном не конкурируют, а кооперируют между собой.

В отличие от Кропоткина, Корнинг не именует себя антидарвинистом. Он только дополняет дарвинизм своим утверждением о возможности и важности для эволюции отбора на надиндивидуальных уровнях. Иными словами, утверждается, что эволюция отбирает целые биосоциальные системы. Корнинг убеждён, что эволюция направлена на всё более координированную, эффективную кооперацию между индивидами в составе таких систем (скажем, на усиление координации поведения муравьёв в муравейнике, так что более эффективно функционирующая муравьиная колония побеждает в конкурентной борьбе менее успешно действующую). В этом пункте концепция Корнинга уязвима для критики с позиций более ортодоксального дарвинизма.

В координированно функционирующем муравейнике (или иной биосоциальной системе) в любой момент могут возникнуть случайные мутации, в результате которых возникает генотип «эгоиста». В отличие от нормальных альтруистичных кооператоров, мутантные особи не помогают другим, не участвуют в строительстве муравейнике, его обороне, уходе за личинками и др. В то же время они пользуются всеми благами жизни в коллективе. Такие эгоисты не рискуют собой, не тратят свою энергию в интересах всей системы, и они будут иметь больше шансов выжить, оставить потомство, передать свои гены последующим поколениям. Гены «эгоизма» будут подхвачены эволюцией, а «кооператоры» будут постепенно вытеснены из популяции. Так рухнет кооперативное взаимодействие особей, на котором зиждется вся биосоциальная система. Отбор на уровне биосоциальных систем уступит место обычному дарвиновскому отбору на уровне индивидов.

Защищая свою концепцию, Корнинг выдвигает серьёзный контрдовод. Распространение в биосоциальной системе «эгоистов» (free riders) невозможно, если возникает ситуация «гребцов в одной лодке», когда задача всей биосоциальной системы есть в то же время жизненно важная задача для каждого. Лодка не пойдёт правильным курсом и ни один из сидящих в ней не достигнет цели, если хотя бы один гребец решит «сушить вёсла». В подобных ситуациях возможен только отбор на уровне всей биосоциальной системы, ведущий к её возрастающей консолидации и координированному поведению её членов.

Создаётся впечатление, что эволюция целенаправленноведёт к консолидированным, всё более сложным биосоциальным системам (а человеческое общество представляет высшую степень реализации этой «цели» эволюции). Однако реально существующая цель эволюции непостулируется в концепции Корнинга. Эволюция объясняется с дарвиновских позиций, лишь с дополнительным постулатом о групповом отборе. Поэтому Корнинг именует свою концепцию телеономической(греч. telos – цель, финал; onomos – имя), противопоставляя её концепциям, постулирующим действительно целенаправленную эволюцию. Такие концепции эволюции называют телеологическими.К ним относится, например, известная теория эволюции Ж.Б. Ламарка (разделявшаяся и дедом Ч. Дарвина Эразмом). Телеологический характер носит и упомянутая выше концепция П. Тэйяра де Шардена (1965), утверждающая устремление эволюции к божественной «точке Омега».

Подчеркнем, что П. Корнинг прилагает свою концепцию «телеономического отбора» как к биологической эволюции, так и к эволюции человеческого общества, включая его политическую систему и культуру в целом. Ее развитие есть процесс отбора культурных изменений, возникших под влиянием различных факторов (рост населения, истощение ресурсов, климатические изменения, технические или социальные изобретения, ведущие к новым «стратегиям выживания»). В человеческом социуме продолжается «телеономический отбор», ведущий к совершенствованию политических систем как кибернетических систем, ориентированных на решение проблем выживания и воспроизведения, полагает П. Корнинг.

 

Таким образом, возникшая примерно 3,5 млрд. лет тому назад жизнь сложилась в виде планетарного био-разнообразия как целостной, хотя и гетерогенной системы. Человечество представляет собой часть единого «тела биоса» (по выражению Президента Биополитической Интернациональной Организации А. Влавианос-Араванитис). Несмотря на все аргументы в пользу дарвиновской теории эволюции, биологическая эволюция, приведшая к виду Homo sapiens, могла использовать и недарвиновские механизмы. С биополитической точки зрения наиболее интересной представляется концепция «телеономического отбора» П. Корнинга, делающая упор на формирование в ходе эволюции все более сложных биосоциальных систем.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по биополитике

Политический потенциал современной биологии: философские, политоло­гические и практи­ческие аспекты. УЧЕБНОЕ РУКОВОДСТВО ПО БИОПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРО­БЛЕМАТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ БИОЛОГИ­ЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ. ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ И АВТОР­СКИХ РАЗРАБОТОК ПО БИОПОЛИТИКЕ... · КНИГА ДЛЯ ВСЕХ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ БИОЛОГИЕЙ И ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ А.В. Олескин, Сектор Биосоциальных Проб­лем Биологического фа­культета...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дарвиновская теория эволюции в современную эпоху.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БИОПОЛИТИКА
  Политический потенциал современной биологии: философские, политоло­гические и практи­ческие аспекты     · УЧЕБНОЕ РУКОВОДСТВО П

Биологические предпосылки биополитики.
  В данном подразделе мы покажем, как сравнительно краткая (пусть бурная и насыщенная событиями) история биополитики в ХХ веке была связана с более долгой – многовековой – историей на

История биополитики
Пионерская статья Л. Колдуэлла по биополитике вышла в свет в 1964 г. (интересно, что автор ссылается в ней на статью по биополитике в газете Herald Tribune, опубликованную еще в 1963 г.). Колдуэлл

Основные направления биополитики
  Были предложены различные классификации весьма широкого спектра направлений современной биополитики. Например, А.Сомит (Somit, 1968, 1972) предпочитал следующую классификацию: 1) со

Биополитика и натурализм
  Природа человека представляет одну из основных проблем для всякого политического мыслителя. Значительная часть собственных исследований американского политолога и б

Коэволюция
  Коэволюция (от лат. со -- с, вместе и evolutio – развёртываться, развиваться) – согласованное, «взаимно пригнанное» развитие частей одного целого. Понятие «коэволюц

Биоцентризм
Рассмотренный выше натурализм – философская подоплёка большинства биополитических изысканий – утверждает родство человека со всем остальным биосом. Некоторые из поклонников биополитики (и не только

Гуманистика
Термин «гуманистика» предложен автором данной книги; подход объективно существует. Это важный для биополитики и других стыковых биосоциальных и биогуманитарных научных направлений концептуальный ин

Уровневая структура живого и биополитика.
В предшествующих подразделах книги мы говорили о различиях между «биосоциальными» и «психокультурными» компонентами человека. Уже было указано на огрублённый характер такой классификации. Философы

Вехи истории жизни на Земле
  Предполагается, что 15—20 млрд. лет назад произошел «Большой Взрыв», который дал начало Вселенной. Земля сформировалась примерно 4.5 млрд. лет назад; вид «человек разумный», подвид

Био-разнообразие
  Дальнейшая эволюция живого привела к формированию существующего ныне на планете био-разнообразия.На Земле обитает не менее 30 000 000 биологичес­ких видов, составля

Этапы эволюции гоминид
В свете данных последних десятилетий представляется весьма вероятным, что «те­леономический отбор» на уровне целых биосоциальных систем сыграл существенную роль в формировании такого важного с биоп

Социогенез
Изложенные факты оставляют в тени вопрос о том, каковы были движущие силы происхождения человека. На этот вопрос было дано немало ответов в литературе. Существуют взгляды о ведущей роли смены эколо

Первобытная социальная организация
Как указано в предшествующем подразделе, приматы различаются по социальному устройству – низшие обезьяны в основном тяготеют к жёстким иерархиям доминирования-подчинения, а человекообразные – к бол

Возникновение развитых политических систем.
  Рассмотрим теперь вопрос о том, как первобытная социальная организация трансформируется в ходе истории в более развитые политические системы. Отмеченный ранее (см. 3.4.) переход от

Этапы социально-политической истории с точки зрения организационных форм.
В развитии человеческого общества можно выделить ряд стадий, упрощённо представимых в форме схемы: Традиционная ® Индустриальная ® Постиндустриальная. На схеме опущены этапы внутри

Сетевые структуры
Постиндустриальное общество включает организации разных типов – как бюрократические, так и не-бюрократические. Однако новым «знамением времени» можно считать сетевые формы организаций. Сете

Крупные сетевые структуры. Их политический потенциал
Крупные сетевые структуры состоят не непосредственно из индивидов, а из организаций, причем особенно подходящими компонентами являются малые сетевые структуры. Некоторые организации, входящие в сос

Кратко об этологии
Для целей настоящей книги достаточно упрощенно определить этологию какобласть биологии, ведающую поведением живых организмов(уточнения будут внесены чуть ниже).

Инстинкт и другие врожденные формы поведения
  Инстинкт представляет собой генетически детерминированный комплекс фиксированных действий – «наследственных координаций» по К. Лоренцу, включающих

Обучение
Не только в человеческом обществе, но и в сообществах многих других форм живого существует извечный вопрос о том, что важнее для поведения индивида – природа (генетические задатки) или воспитание,

Социальное поведение
Социальное поведение -- предмет социальной этологии (социоэтологии), а также социобиол

Закодированный сигнал
        К

Агонистическое поведение
  Агонистическое (от греч. agonizomai - я борюсь) поведение связано с конфликтами между живыми организмами. Это понятие включает: а) агрессию; б) изоляци

Лояльное (неагонистическое) поведение
  Речь пойдет о «дружественнных», сплачивающих биосоциальную системы взаимодействиях между организмами. К наиболее важным формам такого поведения принадлежат афилиация и кооперация. В

Кратко о социобиологии
Говоря о кооперации и особенно о «дилемме заключенного», мы фактически вторглись в «вотчину» социобиологии с характерными для нее концепциями родственного и реципрокного альтруизма. Понятие «социоб

Родственный альтруизм. Совокупная приспособленность и ее биополитическое значение.
Родственный альтруизм (термин введен У. Хэмлтоном) определяется как самопожертвование особи ради близкого родича. Уступая питательные или иные ресурсы родственнику, воздерживаясь от собстве

Взаимный (реципрокный) альтруизм
Взаимный альтруизм – понятие, введенное Триверсом (Trivers, 1996/1971) -- предполагает, в отличие от родственного альтруизма (см.), ту или иную степень самопожертвования да

Эволюционно-стабильная стратегия
  В различных ситуациях живые существа ставятся эволюцией перед выбором (например, в плане поведения, стратегии размножения). Что лучше - производить мало детенышей и тщательно оберег

Биосоциальные системы
Биосоциальные системы -- объединения особей, в той или иной мере характеризующееся афилиацией и кооперацией между ними.Биосоциальные системы состоят из индивидов одного вида (

Иерархии доминирования
  Биосоциальные системы могут быть, теоретически, построены по принципам эгалитаризма - т.е. полного равенства всех особей в плане распределения ресурсов и уп

Биосоциальное пространство и конвенции
  А.А.Захаров (1991 и другие работы) предложил понятие биосоциального пространства как особой многомерной системы координат. Она отображает характеристики биосоциальн

Подходы к интерпретации политических проблем на базе этологии и социобиологии
В предшествующем тексте фактически уже шла речь о приложении этологии и социобиологии к решению проблем политологии (например, проблемы власти). Данный раздел посвящен избранным конкретным аспектам

Раздел шестой. СОМАТИЧЕСКИЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ) ФАКТОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ
Основной вопрос, решаемый этим биополитическим направлением: Как влияют на политическую деятельность индивидов и групп людей их физиологические (соматические) характеристики? В час

Кратко о генетике
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов, охватывает следующие основные исследовательские направления: 1) раскрытие закономерностей наследования и изменен

Генетика поведения и биополитика
Биополитиков и социобиологов нередко упрекали и упрекают в завышенной оценке роли «эволюционного наследия», отраженного в генах, в репертуаре политического поведения человека и в принижении роли ку

Генетическое разнообразие человечества. Расовые различия
Этот подраздел посвящен биополитическим аспектам генетического разнообразия человечества. Данная проблема может быть рассмотрена в контексте генетического многообразия биоса в целом (ср. выше 3.2.)

Кратко о нейрофизиологии
Изучение нервной системы имеет биополитическое значение, так как она выступает как важнейший соматический фактор политического поведения. Влияние генетических факторов на поведение, о котором шла р

Модульная организация нервной системы
Нервная система позвоночных (включая человека) подразделяется на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую, распространяющуюся по всему телу. Перифери

Биополитический подход к экологии и охране живой природы (био-разнообразия)
7.1.1. Взгляды Л. Колдуэлла.Это направление привлекало значительное внимание некоторых биополитиков с самого начала существования биополитики как таковой. В пионерской работе Л. Ко

Биотехнология
Существенное значение в рамках «biopolicy» в последние десятилетия приобрела биотехнология,одна из составных частей так называемого шестого экономического уклада, включающего в себ

Современные генетические разработки и их биополитическое значение
7.3.1. Общие моменты.В разделе 6 (6.2 – 6.3) были рассмотрены некоторые биополитические грани современной генетики. После ознакомления с ситуацией в биотехнологии в целом, в данном

Биоэтика и ее взаимоотношения с биополитикой
  Как отмечено выше, многие биополитические аспекты генетических разработок (особенно клонирование, генетическая терапия) имеют важную этическую грань. Этическая компонента несомненно

Другие прикладные аспекты биополитики. Био-культура
7.5.1. Био-юриспруденция.Проблемы биоэтики тесно связаны с биоцентрическим представлением об абсолютной ценности всякой формы жизни, о юридических правах, которыми

Био-образование
Смена общенаучной парадигмы в пользу гуманитаризации естественных наук, изменение экономического уклада (переход от пятого к шестому, как указано выше), создание, по мнению Дж. Рифкина, новой «опер

ВАЖНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
  1. Alexander R.D. Darwinism and human affairs. Seattle: University of Washington Press. 1979. 2. Anderson W.T. To govern evolution: further adventures of the

СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
  Абсолютизм 28; 38 Автопоэз 69 Агрессия биополитическое значение 177 варианты определений 171 влияние генов и среды 251 дис

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рис. 1. Критская ваза с осьминогом. Середина II тысячелетия до н.э. Гераклейон, Музей.   Рис. 2. рН-Зависимость величины мембранного потенциала в искусственных мембранах (про

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги