Министерство транспорта Российской Федерации
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра теологии
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
«Христианская антропология»
для студентов всех специальностей
дневного обучения
д.п.н. Шестун Е.В.
к.пс.н. Подоровская И.А.
к.пс.н. Морозова Е.А.
Самара 2010
УДК 261
ББК 63.3
Конспект лекций по дисциплине «Христианская антропология» для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Е.В. Шестун, И.А. Подоровская, Е.А. Морозова. – Самара: СамГУПС, 2010. – 170 с.
Утвержден на заседании кафедры теологии 15.10.2010 г., протокол № 2.
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Конспект лекций составлен для подготовки к зачету и семинарским занятиям для студентов по рассматриваемой дисциплине.
В конспекте лекций содержатся основные сведения по дисциплине «Христианская антропология»: изучение природы человека, его происхождение, метафизическое назначение, строение, его свободу и бессмертие, типологию и призвание к творчеству и самотворчеству, а также основные вопросы христианской нравственности и духовного становления личности.
Авторы: д.п.н., профессор Шестун Евгений Владимирович,
к.пс.н., доцент Подоровская Ирина Анатольевна,
к.пс.н., доцент Морозова Елена Анатольевна.
Рецензенты: д.ф.н. Д.Ю. Лескин, СамГУПС;
к.пс.н. И.Н. Шапкина, СамПДС.
Редактор:…
Компьютерная верстка:…
Подписано в печать………. Формат 60х90 1/16
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л.
Тираж…….экз. Заказ №……
Ó Самарская государственная академия путей сообщения, 2010
Предисловие
Данный конспект лекций составлен в помощь студентам, избравшим для изучения спецкурс «Христианская антропология». Работ по христианской антропологии не очень много, и написаны они преимущественно для студентов теологических отделений светских вузов или для студентов православных духовных учебных заведений. К этим работам можно отнести фундаментальный труд профессора архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы» написанная им в эмиграции, книгу известнейшего современного греческого богослова Христоса Яннараса «Вера Церкви. Введение в православное богословие», труды иерея Олега Давыденкова, недавно вышедшую книгу иерея Вадима Коржевского «Пропедевтика аскетики», «Православную антропологию» иерея Андрея Лоргуса, «Основы христианской антропологии и психологии» Ю.М. Зенько, труды д.пс.н. М.Я. Дворецкой, пожалуй, и все.
Перед нами, преподавателями дисциплины «Христианская антропология» в светском, да еще и техническом вузе, с самого начала стояла задача разработать небольшой по объему, адаптированный к задачам данного учебного заведения курс лекций, который поможет студентам вуза, избравшим данный спецкурс в самостоятельной работе над темами курса, а также при подготовке к семинарским занятиям и итоговой аттестации. Надеемся, что данная работа послужит повышению эффективности учебного процесса при изучении дисциплин по выбору студентов.
Первый раздел составлен кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Теология» СамГУПС Подоровской И.А.. Второй раздел «Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии» и тема «Семья» написаны доктором педагогических наук, профессором игуменом Георгием (Шестуном Евгением Владимировичем). Тема «Семейная иерархия» раскрыта кандидатом психологических наук доцентом кафедры «Теология» СамГУПС Е.А. Морозовой.
Оглавление
Часть I. Лекции по христианской антропологии
Введение...................................................................................................................5
1. Гносеологические основы христианской антропологии.................................7
2. Понятие об аскетике. Исихазм...........................................................................9
3. Христианская антропология и ее основные положения...............................11
3.1. Человек и духовный мир.................................................................................11
3.2. Понятие об ангельском мире........................................................................16
3.3. Падение ангелов. Демонический мир............................................................20
3.4. Христианское представление об освобождении человечества от рабства демоническому миру.........................................................................................25
4. Происхождение человека..................................................................................29
5. Двуединство человеческой природы...............................................................32
5.1. Христианский взгляд на брак.......................................................................35
5.2. Понятие о семейной иерархии.....................................................................38
5.3. Семья – малая Церковь.................................................................................41
6. Строение человека в свете христианской антропологии..............................43
6.1. Значение тела в составе человеческой природы........................................44
6.1.1. Понятие о страсти....................................................................................46
6.1.2. Понятие о грехе...........................................................................................50
6.2. Душа.................................................................................................................54
6.3. Дух. Святоотеческое понимание духовности.............................................56
6.4. Иерархичность человека...............................................................................59
7. Назначение человека.........................................................................................63
8. Понятие о грехопадении...................................................................................66
9. Телесная смерть и бессмертие души...............................................................71
10. Соотношение светской и святоотеческой антропологической модели.....80
Часть II. Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии.................................................................................82
Часть III. Методические материалы..................................................................121
Вопросы к зачету по курсу христианской антропологии................................121
Темы семинарских занятий................................................................................123
Темы рефератов...................................................................................................123
Основная и дополнительная литература...........................................................124
Приложения ............................................................................................
Текст 1...........................................................................................
Текст 2............................................................................................
Текст 3............................................................................................
Текст 4............................................................................................
Текст 5............................................................................................
Текст 6............................................................................................
Текст 7............................................................................................
Текст 8.....................................................................................
Текст 9.................................................................................
Текст 10...................................................................................
Часть I. Лекции по христианской антропологии
Введение
Что изучает курс христианской антропологии?
Антропология (греч. "антропос" - человек, "логос" - слово, учение) - учение о человеке, "человековедение".
Слово антропология имеет античное происхождение. Аристотель и его последователи относили это название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого бытия. Аристотелю приписывают и самое название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и, в конце концов, выросла в необъятную область доступных человеку знаний о самом себе и своем месте во Вселенной. Так как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, – то и труды антропологов относились или к гуманитарной сфере (богословие, философия, психология), или к естественнонаучной (например, к физиологии).
Христианская антропология – это раздел богословия, который раскрывает нам учение Православной Церкви о человеке: о его происхождении, природе, назначении (для чего человек живет на земле), строении, о свободе человека, о телесной смерти и бессмертии души.
Зачем мы изучаем этот курс?
Знаменитый австрийский психолог ХХ века В. Франкл, описывая состояние современного западноевропейского и американского общества, сделал интересный вывод. До середины ХХ века, до послевоенного времени, эти сообщества были христианскими, в основном неправославными (католическими, протестантскими), но, все-таки, христианскими. Что это означало? А вот что: ребенок рождался, рос, воспитывался в христианской среде. В этой среде были заложены христианские смыслы существования, они пронизывали все бытие ребенка, да и взрослого человека тоже. Для чего живет человек в христианском понимании? Для того чтобы любить Бога и ближнего своего, для того, чтобы угождать Богу, для того, чтобы жить по Божьим законам на Земле, чтобы спасти свою бессмертную душу и т.д.
И вот, в западноевропейском обществе и в американском тоже с начала ХХ века начинаются апостасийные процессы (отход от христианства). Апостасия (греч.) - отступление. Под апостасией, как правило, понимается отступление людей от Бога, обмирщение, секуляризация церковного сознания. Христианские ценности и смыслы жизни стали уходить, вернее, от них стали уходить, а что стало на их месте? Пустота, смысловая пустота, В. Франкл назвал ее экзистенциальным вакуумом, бессмысленностью существования. Последствия утраты смысла жизни по Франклу[1] таковы: алкоголизм, наркомания, агрессивность, самоубийства, сексуальная распущенность. Франкл бил тревогу: Европе и Америке угрожает опасность, среднестатистический европеец и американец перестали понимать, для чего они живут, утратили смысл бытия. Потеря смысла жизни ведет угасанию воли к жизни, при этом распадается личность, семья, государство. Западноевропейские страны стали вымирающими, рождаемость падает, их территории все больше и больше заселяется другими народами. Арабы, турки, китайцы все больше и больше вытесняют коренное население Европы. Самым популярным именем, которым называют родившихся малышей мужского пола в Лондоне в 2009 г., является имя Мухаммед. Как говорится, без комментариев.
Россия до 1917 г. была страной православной. Население ее росло быстрыми темпами. Если в 1648 г. в нашей стране проживало около 7 млн. человек, то по переписи 1913 г. в Российской Империи население составляло 171 млн. человек. Семьи были большие, многодетные, крепкие. За годы правление последнего русского царя – Николая II, канонизированного Русской Православной Церковью, население России увеличилось на 20 млн. человек. Экономика развивалась невиданными темпами. Россия занимала 5 место в мире по экономическим показателям. Страна обладала огромной территорией. В состав Российской империи входили Польша, Финляндия, Средняя Азия, Кавказ и т.д. Преступность в православной Российской Империи была значительно меньше из-за высокой нравственности населения. По данным ГУФСИН России по Самарской области в нашей губернии до революции она была меньше в 100 раз.
После 1917 года Россия еще долго жила по инерции христианской моралью и нравственностью. Лозунги того времени «Сам погибай, а товарища выручай», «Раньше думай о Родине, а потом о себе» напоминают нам христианскую мораль «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). «Кто не любит свое Отечество земное, не достоин и Отечества Небесного». Новые лозунги: «Земля крестьянам, мир народам, хлеб голодным» кажущейся справедливостью вдохновляли людей на трудовые и боевые подвиги. Только закончилось это печально. Рай на земле не построишь. А тот запас прочности нашего народа, то духовное и нравственное наследие, которое получили мы от наших предков, кончились. После перестройки идеалов и смысла жизни и у нашего народа не стало. Для чего живет каждый конкретный человек, для чего живет наша страна? Россию накрыл экзистенциальный вакуум со всеми последствиями, описанными В. Франклом.
Смысл жизни каждый человек ищет сам. Задача курса показать, чем жила Россия традиционно в течение тысячи лет, что давало ей запас прочности, что ее питало и делало великой державой с великой культурой, чем руководствовались русские князья и цари, военноначальники и простые люди в своей жизни, каково было их мировоззрение.
Христианский взгляд на брак
Душа
В христианской антропологии тема души является достаточно разработанной. Общее определение человеческой души дает святой Иоанн Дамаскин ("Точное изложение…", кн. 2, гл. 12): "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающая способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли".
Прп. Макарий Великий дает следующее определение души: «…Душа есть тварь умная, исполненная красоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий… Нет иной такой близости и взаимности ни у одной твари, какая есть у души с Богом и у Бога с душою».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Душа – младенец бессмертия, беззащитный и жалкий в условиях окружающего нас мира. Как нужно прижимать к груди своей, к сердцу своему – свою душу. Как нужно любить ее, предназначенную для вечной жизни. О, как нужно очищать даже малейшее пятнышко с нее…».
Основные свойства человеческой души: духовность, самостоятельность, разумность, сознательность, бессмертие, свобода.
Самостоятельность тесно связана с духовностью, с отличием от тела. Свойство самостоятельности означает, что душа есть особая субстанция, отличная от тела, а не есть лишь некий феномен или совокупность феноменов, являющихся продуктом высшей нервной деятельности человека.
Самостоятельность проявляется, прежде всего, в способности самосознания, т.е. в способности отличить себя от своего тела, от видимого мира и от содержания собственной жизни. Именно благодаря этой способности человеческой души для человека возможно такое действие как покаяние, потому что покаяние основано на осознании человеком нетождественности самого себя и своих поступков.
Разумность и сознательность души выражается в способности рассудочного познания и в способности религиозного ведения, а также в даре слова, способности членораздельной речи.
Наиболее ярко вера Ветхого Завета в бессмертие души выражена у Моисея в Быт. 37, 35. Это слова патриарха Иакова после того, как он узнал о смерти Иосифа: "с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю".
В Новом Завете вера в бессмертие души выражена наиболее ясно.
Свобода – это нечто такое, что принадлежит не только душе, но человеку как таковому. Это скорее характеристика не души, а личности, состоящей из души и тела.
О свободе можно говорить в двух смыслах: с одной стороны о свободе формальной или психологической, и о свободе нравственной или духовной, с другой. Православная антропология, основываясь на учении преподобного Максима Исповедника (VII в.), различает в человеке две воли: волю физическую как способность желать и действовать ради удовлетворения желания и волю гномическую как способность самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т.е. избирать одни желания, а другие отвергать.
Формальная (психологическая) свобода – это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, избирать тот или иной путь, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности. На этой способности человека основаны многие заповеди Священного Писания. Втор. 30, 15: "Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло". Дальше говорится о необходимости делать выбор между этими предложенными началами. В Ис. 1, 19-20: "Если захотите и послушаете, то будете вкушать блага земли. Если отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас". Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду. Сама по себе формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее наоборот. Она свидетельствует о некотором несовершенстве, поскольку Бог не имеет воли гностической, т.к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием, а Бог всегда в совершенстве знает Свои цели и средства для их достижения. Поэтому Бог является совершенно свободным существом. Он свободен в том смысле, что Он всегда является таким каким хочет быть, и всегда действует таким образом, каким желает; ничто Ему не препятствует, никакая необходимость, ни внутренняя, ни внешняя, над Ним не довлеет. Такая свобода называется свободой нравственной, духовной. Поэтому сама по себе способность выбора, без духовной свободы, еще не делает человека свободным.
Наиболее ярко в Священном Писании эта мысль выражена в Рим. 7, 19-23: "Доброго, которого хочу, не делаю, злое, которого не хочу, делаю". Поэтому путь к истиной свободе лежит через освобождение от тирании греха и от власти природной ограниченности, которая, сама по себе не являясь грехом, является следствием грехопадения.
"Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 34-36). Апостол Павел говорит: "Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8, 2) и: "Где дух Господень, там свобода!" (2 Кор. 3, 17). Иными словами, через причастие Божеству, через соединение с Богом, человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает свободу, освобождаясь от власти греха и природной необходимости.
"Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 31-32).[88]
Христианская антропология дает нам также признаки отличия души человеческой от душ животных.
Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа может существовать без тела. Будучи соединена с телом в единую ипостась, она, тем не менее, обладает свободой по отношению к собственному телу, имеет свою особую, отличную от тела жизнь.
Все отцы Церкви, высказывавшиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны. Кроме того, души животных не обладают существенными свойствами человеческой души, такими как независимость от тела или самостоятельность, разумность, свобода и бессмертие.
Вопросы и задания по теме:
1. Каковы основные свойства человеческой души?
2. Чем душа человека отличается от души животного в свете христианской антропологии? Как Вы думаете, чем это различие обусловлено?
Часть II
Часть III
Приложения
Текст 1
Цивилизационный подход к изучению православной культуры
Ядро (тип верования, религия)
Питательная мякоть (культура)
Текст 2
Текст 3
Текст 4
Текст 5
Текст 6
Текст 8
Текст 9
Текст 10
Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным
http://www.stsl.ru/lib/book2/chap_e18-31.htm#ch_e18
[129] Протоиерей Георгий Нейфах. О страстях и покаянии. Аскетика для мирян. http://theprayerbook.info/page,1,846-o-strastyax-i-pokayanii.html
[130] Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. – С. 448 – 463.
[131] Максимов Ю. Религия креста и религия полумесяца. – М., 2004. – С. 95.
[132] Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
[133] Из доклада «О браке и монашестве» на конференции в Киевской Духовной академии «Аскетика семьи. Семья в пост-атеистических обществах», 2001.
[134] Издание Псково-Печерского монастыря, 1998.
[135] Письмо датировано 1908 годом.
[136] Старец Ефрем Катунакский. – М., 2002. – С. 275 – 280.
[137] Там же. С. 274.
[138] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке. Слова. Т. 1. – М., 2002. – С. 323.