Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина
АБДИНА А.К.
НИ Д.В.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…4
Силлабус……………………………………………………………………….…5
Лекционный материал……………………………………………………….…22
Материал к семинарским занятиям………………………………………..… 107
Материал к СРСП…………………………………………………………..….114
Материалы для контроля знаний студентов…….……………………...…….129
Глоссарий…………………………………..……………………………..…….141
Литература………………………………………………………………...........151
Введение
Что такое философия и как преподавать философию в высшем учебном заведении?
Во-первых, философия учит студента абстрактному мышлению и формирует у него способность к творческому осмыслению действительности.
Во-вторых, философия имеет огромную теоретическую базу, освоение которой также необходимо студенту, поскольку теоретический пласт содержит в себе общие закономерности развития природы и общества, а также взаимосвязь, взаимосоотнесенность таких предельных категорий философии как Человек и Мир.
И, наконец, изучая философию, нельзя не затронуть историю философии, которая содержит в себе все знания, накопленные в ходе человеческой истории. При этом история философии не однолинейный, кумулятивный процесс, а «…отражение вечных попыток человека познать самого себя: свои возможности, свои способности, свое место в окружающем мире, смысл своего существования» [1, 5].
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» рассчитан на студентов всех специальностей Казахского агротехнического университета имени Сакена Сейфуллина и содержит лекционный материал, задания к семинарским занятиям, а также материал для самостоятельной работы студентов. Кроме того, в данном УМКД содержится контрольно-измерительный материал по курсу «Философия».
Силлабус
1. Данные о преподавателе:
Лектор:
Время пребывания на кафедре – согласно графика
2. Данные о дисциплине:
Дисциплина: философия
3 кредита, всего часов – 135, из них: лекций - 30 ч., семинаров – 30 ч., СРСП – 15 ч., СРС - 60 ч.
Примерное распределение рабочего времени
Недели семестра | Всего часов | |||||||||||||||
Лек., часов | ||||||||||||||||
Семин., часов | ||||||||||||||||
СРСП, часов | ||||||||||||||||
СРС, часов | ||||||||||||||||
Итого |
3. Пререквизиты:
Для изучения философии студент должен иметь знания по культурологии, обществознанию, религиоведению, логике, этике, эстетике и др.
4. Постреквизиты:
Знания по философии будут способствовать изучению студентами таких учебных дисциплин как история и философия науки, политология, социология, психология и др.
5. Краткое описание курса:
Преподавание философии на современном этапе должно учитывать то, что сама философия - это самостоятельная и специфическая область человеческой культуры, “живая система”, включенная в современный социокультурный контекст.
Структура и содержание программы предполагает новое видение преемственности философских эпох, общетеоретических философских вопросов онтологии, гносеологии, аксиологии. В связи с переоценкой ценностей изменилось философское рассмотрение главной ценности - человека. Изучение философии - это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, позволяющая оперировать понятиями, выдвигать, обосновать и подвергать критике те или иные суждения, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.
Задачами курса является систематическое изложение истории философии как процесса, имеющего духовно-интеллектуальное значение, развитие навыков самостоятельного творческого мышления на основе традиционных и интерактивных методов обучения. Посредством целостного, систематического изложения основных теоретических проблем философии необходимо формировать у студентов мировоззренческое отношение к проблемам смысла человеческого бытия.
Ожидаемые результаты. В результате изучения философии студент должен знать основные этапы исторического развития философии как мировоззрения и основы гуманитарного значения, овладеть навыками работы с учебной и научной литературой, самостоятельного составления научного выступления, реферата, доклада; находить интересующие его проблемы и уметь их раскрывать как с позиции какого-либо философского учения, так и с позиции собственных размышлений, должен иметь представление об основных принципах и закономерностях общественной жизни, о проблемах философской антропологии и концепций личности, о таких фундаментальных ценностях, как человеческая жизнь, свобода и т.д.
Содержание курса
Основная литература
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2002
2. Абишев КА. Философия. - А., 1999*
3. Абдина А.К. Философия. – Астана, 2008*
4. Барулин В.Д Социальная философия. - М., 2002 *
5. Бучило Н.Ф. Чумаков А.Н. Философия. - М., 2001*
5. Вундт В. Введение в философию. - М., 1998*
6. Габитов Т.Х. Философия. - А., 2003*
7. Ермакова Е.Е. Философия. - М., 2002*
8. Зеленков А.А. Основы философии. - М., 2000*
9. Ильин В.В. Философия. - М., 1999*
10. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 2004*
11. Кахановский В.П., Яковлев В.П. Хрестоматия по философии. - М., 1997*
12. Канке А. В. Философия. - М., 2000*
14. Кишибеков Д.К. Философия. - А., 2002*
15. Лавриненко. В.Н. Философия. - М., 2002*
16. Радугин А.А. Философия. - М., 1998
17. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV-XX вв. - А., 1996*
18. Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998*
19. Чанышев А.Н. История философии древнего мира. – М., 2005.
Дополнительная литература:
1. Асмус С.В. Античная философия. - М., 1998*
2. Антология мировой философии. Ч.1.2. - М., 1969 *
3. Алтынсарин Ы. Собр. соч. в 3-х т. - А., 1985*
4. Валиханов Ч. Собр. соч. в 5-ти т. - А., 1996*
5. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. - М, 1975
6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1990*
7. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986*
8. Древнекитайская философия. В 2-х т. - М., 1972
9. Есим Г. Хаким Абай. - А., 1995*
10.Кузнецов В.К. Немецкая классическая философия. - М., 1989
11.Кунанбаев А. Слова назидания. - А., 1982*
12.Кудайбердиев Ш. Три истины. - А., 1991*
13.Казанбаев С.К. Мировоззренческий синкретизм казахов. - А., 1999
14.Лосский К.О. История философии. - М., 1991.
15.Орынбеков М. Предфилософия протоказахов. - А., 1994*
16. Рассел Б. История западной философии. – М., 2009.
17.Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. - М., 1987
18.Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979
19. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992
20.Тойнби А. Постижение истины. - М., 1991
21.Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990
22.Чанышев А.Н. Курс лекции по средневековой философии. - М., 1979
___________
Знак * означает, что данная литература имеется в библиотеке КАТУ им. С. Сейфуллина
9. Политика курса:
1. Не опаздывать на занятия
2. Не пропускать занятия, в случае пропуска представлять оправдательный документ
3. Тщательно изучать учебный материал
4. Сдавать задания по СРС согласно графика
5. Необходимо быть нацеленным на постоянную, инициативную, самостоятельную работу.
10. Информация по оценке знаний:
Оценка качества знаний студентов предполагает 3 вида контроля:
1. Текущий контроль:
- посещение лекции (6 %)
- активная работа в процессе семинарских занятий (19%)
- выполнение требований СРС (самостоятельное решение всех видов СРС) (15 %).
2. Промежуточный контроль:
- предусматривается в промежутках между 2 частями (разделами) курса, проводится в виде тестовых и письменных работ по вариантам и т.д. (20 %).
З. Итоговый контроль— сдача экзамена по дисциплине (40 %).
Примерная схема оценки знаний по дисциплине
Виды занятий и работ студентов | Количество баллов minmax | |
I | Текущий контроль: -лекции -семинарские -СРСП | 3/6 7,5/15 12/19 |
Итого | 2040 | |
II | Промежуточный контроль: В семестре два контроля по 10 баллов | 1020 |
Итого | 3060 | |
III | Итоговый контроль: Экзамен | 2040 |
Всего | 50/100баллов |
Примерная схема оценок знаний студентов в баллах на экзамене
Экзаменационная оценка | Оценка в баллах | |
3 (удовлетворительно) | 2328 | |
4 (хорошо) | 2934 | |
5 (отлично) | 3540 |
Шкала оценки знаний студента:
оценка по буквальной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание баллов | оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | ОТЛИЧНО | |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | ХОРОШО |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | УДОВЛЕТВО-РИТЕЛЬНО |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
Д+ | 1,33 | 55-59 | |
Д | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | НЕ УДОВЛЕТВО-РИТЕЛЬНО |
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Диалектика - философский метод, рассматривающий действительность всесторонне, в развитии, в движении и во взаимосвязи всех ее элементов. Противоположным диалектике философским методом является метафизика.
Cравнение есть установление различия и сходства предметов и явлений.
Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство тех или иных языков, народов, религиозных верований и закономерностей развития природы и общества.
Анализ - это мысленное разложение предмета, явления на составляющие его части и стороны.
Синтез - мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов.
Абстрагирование - мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.
Индукция - процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов.
Дедукция - процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему.
Герменевтика - (греч. разъясняю) - искусство и теория истолкования, или понимания, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грамматические значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.
Эклектика - (греч. выбираю) - смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т. п.
Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
Основные функции философии:
- мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.
- методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.
- гносеологическая(познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.
- социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.
Все функции философии взаимосвязаны и преимущественное проявление каких-либо из них связано с ориентированностью человека и общества на решение определенных задач, целевой установкой теоретической и практической деятельности. Но различные направления философии реализуют эти функции различно в зависимости от своего содержания и результат их реализации для общества может быть как позитивным, так и отрицательным.
Тема 8. Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Андреаса Фейербаха.
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами: своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность; все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин; разрабатывает целостную концепцию диалектики, подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.
Иммануил Кант (1724—1804гг.) - родоначальник немецкой классической философии, мыслитель, который совершил «коперниканский переворот»в философии.
Основные труды: «Естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
В творчестве Канта обычно различают два периода: докритический, когда он основное внимание уделяет естествознанию, и критический, когда интерес его переносится в основном на вопросы познания.
В своем учении Кант сформулировал 4 основных вопроса философии:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что мне надеяться?
4. Что такое человек?
В учении о познании Кант делил все знание на опытное (aposteriori) и доопытное (apriori). Познающему субъекту, по мнению философа, присущи способности троякого вида: чувственность, рассудок и разум. Посредством чувства предметы нам даются; посредством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан. По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей — это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Чистый разум стремится проникнуть в непознаваемый мир «вещей в себе», что приводит его к противоречиям, к иллюзиям,антиномиям. Кант рассматривает четыре антиномии «чистого разума»:
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве - Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.
2. Существует только простое и то, что сложено из простого - В мире нет ничего простого.
3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода - Нет никакой свободы, все совершается согласно законам природы.
4. Существует безусловно необходимое существо, то есть Бог, как причина мира - Нет никакого абсолютно необходимого существа как причины мира.
Вместе с тем главная задача разума есть достижение абсолютной целостности в понятиях рассудка, овладение «трансцендентальными идеями», которые не соприкасаются с чувственным опытом. Таких идей три: о Душе, как безусловном единстве всех психических процессов; о Мире, как безусловном единстве всех условных, причинных явлений; о Боге, как безусловной причине всего сущего и мыслимого. Доказать их теоретически невозможно, но противоречия, рожденные размышлениями о них, как и антиномии, мнимые. Они возникают потому, что человек подчиняется заблуждению о возможности теоретического познания всего существующего. Такого рода суждения существуют только благодаря вере.
Веры требует и наш практический разум, то есть наше нравственное сознание. Оно не зависит от чувственных мотивов, и с его помощью человек возвышается над природой. Мораль (практическая философия) не может быть теоретически обоснована. По мнению Канта, знания только тогда имеют ценность, когда позволяют человеку стать лучше, гуманнее. Следовательно, практический разум выше, совершеннее теоретического, а мораль автономна от каких-либо условий жизни и представляет собой область свободы, в которой властвует единое, внутреннее повеление, главный нравственный закон - категорический императив. Суть его философ сформулировал следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это требование может противоречить внешним условиям существования и интересам отдельного человека, но оно запрещает действия, которые никогда не станут общечеловеческими нормами поведения.
Иоганн Готлиб Фихте (1762— 1814 гг.) - продолжатель учения Канта о трансцендентальном субъекте, создатель собственной оригинальной философской системы.
Основные труды: «Основы общего наукоучения» «Опыт критики всякого Откровения».
Начав как последователь Канта, сосредоточившись на «самом себе», Фихте исходным пунктом своей философии делает понятие человеческого Я. В нем заключено, по мнению философа, единство, которое априорно, независимо от опыта (трансцендентально) объемлет все доступное мышлению.
В отличие от Канта Фихте отрицает существование каких-либо внешних объектов, независимых от разума субъекта. У него Я - это единственная реальность, творящая мир, созидающая все и совпадающая с самопознанием. У него нет кантовской раздвоенности: Я - это разум и воля, познание и действие одновременно. Объективная, независимая основа бытия невозможна; все богатство мира сосредоточено и исходит из человеческого Я, а оно есть дух разумный. В связи с этим сохранилось одно известное высказывание Фихте: «Поскольку я не могу изменить то, что вне меня, я решил изменять то, что во мне».
Основополагающие принципы знаний о человеке, мире, природе устанавливает философия и диктует их всем наукам и всем видам деятельности. Не случайно главное произведение Фихте называется «Наукоучение», или «Основы общего наукоучения». Наукоучение «исчерпывает все человеческое знание». Три основоположения наукоучения:
1) Я есть Я. Первичным выступает всеобъемлющее Я, ибо субъект свое сознание может направить в любое мыслительное русло и тем самым создать любой объект.
2) Я есть не-Я. Следовательно, кроме утверждения о наличии Я, необходимо утверждение о наличии не-Я, то есть другого, того, что обычно называют «природа», «объект». Взаимодействие Я и не-Я не познается, а чувствуется, его природа бессознательна. Если деятельность Я есть нравственное поведение, то есть следование долгу и моральному предписанию, закону, то деятельность не-Я - это чувственные склонности человека.
3)Я есть Я и не- Я. Не-Я, однако, не существует само по себе, а порождается Я для развития его деятельных функций. Это некий антитезис, выводимый из безусловного тезиса. Отдельный человек слаб, так как он не в состоянии осознать в самом себе мощь Абсолютного Я. То, что он видит вокруг, кажется ему внешним и независимым от него состоянием. Он не понимает того, что сам сотворил своим собственным сознанием. Не ведая причин, человек считает результаты случайными. Но подобная видимость порождена недостаточным познанием. Чем сильнее чувственные влияния, тем значительнее моральная победа личности над самой собой.
Вильгельм Фридрих Йозеф Шеллинг(1775 – 1854 гг.) - представитель немецкой классической философии, предпринявший попытку обобщения натурфилософии.
Основные труды: «Система трансцендентального идеализма», «Идеи к философии природы».
Изучая работы Канта и особенно Фихте, он приходит к выводу, что один из бесспорных элементов бытия как бы выпадает из теоретических систем этих философов - это природа. Опираясь именно на них, Шеллинг провозглашает существующим не только субъективное Я, но и природу. Первоосновой всего мира он объявляет тождество бытияи мышления, между которыми нет ведущего и ведомого элементов, начального и производного.«Природа - это различные ступени развития одной и той же абсолютной организации». Опираясь на эту мысль, Шеллингу удалось высказать ряд выдающихся догадок: о единстве и развитии природы, об электромагнитной теории материи, о происхождении органического мира из неорганического, о чувственном этапе познания и роли психических процессов в жизни человека. Предлагая свою позицию в отношении природы, Шеллинг исходил из идеи тождественности бытия и мышления и разработал собственную версию процесса познания. В соответствии с ней, в изначальном Абсолюте содержится особое орудие познания - «интеллектуальная интуиция», которая позволяет разуму непосредственно созерцать предмет. Созерцание означало и творение. Творение осуществлялось в соответствии с Абсолютом. Идеальный по своей сути Абсолют порождал стремление к совершенству в природе, результатом чего и стало ее многообразие. Таким образом, природа стремится в своем развитии к Абсолютному Духу, как к собственной цели. Познание же идет от него как источника и проходит при этом три этапа: ощущение (пассивное состояние, признающее влияние извне), созидательное созерцание (созидание тела в природе без осознания самого процесса), рефлексия (осознание тождества субъекта-творца и объекта-творения). Следовательно, познание представляет собой у Шеллинга некий мистический акт воспоминания своей предыстории, в начале которой лежит Абсолютный Дух.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770— 1831 гг.) - представитель объективного идеализма, создатель современного понимания диалектики и вершина немецкой классической философии.
Основные труды: «Феноменология Духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Гегель положил в основу своей системы собственный принцип тождества бытия и мышления. Так как мышление в состоянии включить в себя все богатство изменяемого мира, природу, человека, и его разум, то оно предстает в виде мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи. Абсолютная идея автономна от человека, истории и природы. Она представляет собой процесс познания себя в каждой сотворенной вещи и явлении. Иначе говоря - это процесс самопознания Абсолютного духа. Его изменения бесконечны, а потому бесконечен и процесс познания. Один из важнейших выводов Гегеля звучит следующим образом: «Все действительное разумно, все разумное действительно». Голый результат безжизнен, так как он не убедителен, не доказуем, не выводим ни из чего. Именно поэтому второй ведущий принцип гегелевской системы, после тождества бытия и мышления, - способность духа к движению и развитию.
Суть метода развития логических понятий у Гегеля в следующем. Существуют исходные категории, каждая из которых выступает в виде тезиса. Тезис используется обычно автоматически, привычно, безотчетно. Содержательная сторона его скрыта, он знаком и неизвестен. Развитие тезиса представляет собой саморазделение, то есть выделение своей противоположности - антитезиса. Уравновешивание, нейтрализация первого и второго приводит к их единению, синтезу. Синтез, в свою очередь, превращается в новый тезис. Однако он более высок в своем развитии, чем предыдущий, ибо обогащен позитивными достижениями.
Тезис + антитезис = синтез
Субъективный дух + Объективный дух = Абсолютный дух
Законы диалектической логики:
1) Закон единства и борьбы противоположностей:выражает источниксамодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности;
2) Закон перехода количественных изменений в качественные: изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Раскрывает наиболее общий механизмразвития;
2) Закон отрицания отрицания: характеризует направление развития, единство изменчивости и преемственности в развитии, возникновение нового и относительное повторение некоторых моментов старого;
Людвиг Андреас Фейербах(1804— 1872 гг.) - последний представитель немецкой классической философии и основатель антропологического материализма.
Основной труд: «Сущность христианства»
Сущность религиозных представлений лежит, по мнению Фейербаха, в чувстве зависимости людей от окружающего их мира. Если эта зависимость крайне высока, то она порождает ощущение бессилия, и оно-то провоцирует создание фантазий и вымыслов. Подчиняя им свою жизнь, человек осознано или бессознательно отказывается от стремления к лучшему в реальности. Потребность в изменениях заменяется покорностью и ожиданием сверхъестественного воздаяния. Человек - существо многомерное. Он не только носитель холодного рассудка, но и обладатель физического тела, ему свойственны эмоции и чувства, волевые действия и потребности. И вся эта целостность превратно отражается в религии. Страх за себя творит абсолютных богов, которые как бы служат нашему эгоизму, удовлетворяя человеческие желания.
Человек сам создал Бога, подобного себе, и все свои свойства в крайней степени их развития перенес на него. Таким образом, основой всего является человек, познавая которого, можно постичь все, в том числе и тайны религиозной веры. Антропология предоставит возможность выделить критерий живого. Человек - существо природное. Ощущая свою зависимость от среды, он ее. Религия только обещает, а дать совет, определить путь в современном мире может одна философия. Но философия новая. Она «превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».
Фейербах отказывался от гегелевского тождества материи и сознания, а предлагал в качестве основы сущность человека, проявляющуюся в чувственности, деятельности ума и сердца, переживаниях, любви, страданиях и стремлении к счастью. Т.е. «Человек человеку – Бог, а моральные отношения, сами по себе суть истинно религиозные отношения». Рассматриваемые в единстве, они составляют антропологический принцип философа.
Неотомизм - одно из влиятельных направлений западно-европейской философии. Эта философия восходит в своих основах к учению схоласта XIII века святого Фомы (Томмазо) Аквинского (от его имени и проистекает название данного (направления), а также существенно опирается на учения отцов церкви. Наиболее влиятельное направление внутри неотомизма - это так называемый "экзистенциальный" томизм, наиболее значительные представители которого Жак Маритен и Этьен Жильсон.
Главная составляющая неотомистского учения - это онтология -философская теория бытия. Онтология классического неотомизма исходит из различия бытия "самого по себе" (esse) и "существующего" (ens) - т.е. всего того, что не есть само бытие, но лишь обладает бытием - то, чему присуще бытие. Это различие ведет к своеобразному дуализму бытия и сущего. Бытие - есть то, что существует само по себе или "из самого себя", тогда как сущее - есть лишь нечто, наделенное бытием или приобретшее бытие. Иными словами, различие между бытием и сущим есть различие между нетварным и тварным бытием, между богом и миром. Бог, таким образом - есть чистое бытие, или бытие как таковое. Бытие составляет сущность Бога: Бог есть тот, чья сущность есть само бытие.
Космизм - течение русской философии, рассматривающее человека как необходимое космическое существо. Космизм как философия - модель соответствия мира и человека (макро и микрокосма), предполагающая вселение человека в свой дом (во Вселенную) в качестве смысла его образования и бытия. Представители космизма – Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.
Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия. Гуманизм основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции.
Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, её ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в «строительство ноосферы» — действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.
Представитель экзистенциализма и персонализма, известный русский философ Николай Бердяев (1874-1948 гг.) считал, что единственный механизм творчества – свобода («Философия свободы» и «Смысл творчества»). Дуализм в его метафизике - это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве - «религии свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.
Основной идеей религиозной философии Владимира Соловьева (1853-1900 гг.) была идея Софии - Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Теософия - дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его.
Теургия - дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия - это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Теократия - дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.
Евразийство - историко-культурная и социально-философская концепция, отводящая России, Центральной Азии и Казахстану, как особому геосоциополитическому пространству и этнографическому миру, "серединное" место между Европой и Азией. Идеи евразийства выдвинули и разрабатывали в эмиграции в 20-30е гг. Г.Ф. Флоровский, Л.П. Карсавин (несколько ранее Н.С. Трубецкой и др.), а в конце 80-х и 90-х годах многие другие русские деятели, мыслители, в частности, Л.Н. Гумилев. С начала 90-х годов идея евразийства приобретает новый смысл, являясь теоретической основой стратегии политики Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по становлению Евразийского геополитического, социально-культурного и экономического сообщества народов и государств этого субконтинента. Идеи евразийства получают в Казахстане мощное развитие и всесторонее обоснование, в том числе проблемы евразийского менталитета и особой ветви мировой философии – евразийской философии.
Тема 8. Немецкая классическая философия
1. Критическая философия И. Канта;
2. Наукоучение И. Фихте и натурфилософия В.Ф. Шеллинга
3. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля;
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха;
Литература
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия М., 2002
2. Лавриненко В.Н. Ратникова В.П. Философия М., 2002
3. Немировская А.З. Философия М., 1995
4. Спиркин А.Г. Философия М., 2004.
5.Фролов И.Т. Введение в философию ч 1,2, М.,1989
6. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук М.,1975
7. Радучин А.А. Философия Курс лекций М., 1995
8. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия М., 1986
Тема 8. Немецкая классическая философия
1. Заполните таблицу
«Представители Немецкой классической философии»
И. Кант | И.Г. Фихте | В.Ф.Й. Шеллинг | Г.В.Ф. Гегель | Л. А. Фейербах | |
Произведения | |||||
Биографическая справка | |||||
Основные положения учения |
2. Опишите, в чем состоял "коперниканский поворот" в философии, совершенный И. Кантом?
3. Объясните смысл знаменитой гегелевской метафоры: «...Сова Миневры начинает свой полет лишь с наступлением сумерек».
4. Выпишите формулировку основных законов диалектического мышления и развития, обоснованных Гегелем.
5. Работа по глоссарий:
Используя философский словарь и материалы к лекции, выпишите и выучите наизусть краткие определения следующих терминов: субъект, объект, рассудок, разум, самосознание, агностицизм, «коперниканский поворот», априорный, апостериорный, трасцендетное, трасцендентальное, «вещь в себе», антиномия, наукоучение, диалектика, тезис, антитезис, синтезис, снятие, Абсолютный Дух, объективный идеализм, антропологический материализм.
Тема 12. Западная философия в контексте культуры
ЯН И ИНЬ - в китайской философии два начала: - ян - светлое, активное, мужское, духовное начало; - инь - темное, пассивное, женское, вещественное начало. Ян и инь, достигая предела превращаются друг в друга и выражают противоположные, сменяющие друг друга явления: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 2004;
2. Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для вузов. М., 2004;
3. Введение философию. Учебник для вузов в 2-х частях под ред. Фролов И.Т. М., 1989;
4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб.пособие.-М.. 2000;
5. Философский энциклопедический словарь. – М., 2003;
6. Губин А.Н. Философия. Учебник. М., 2005;
7. Сегизбаев Б. История казахской философии - А., 2004;
8. Гриненко В.Г. История Философии. Учебник. М., 2005;
9. Основы современной философии. / под ред. М. Н. Росенко. СПб. 1999;
10. Канке В.А. Философия. Учебник. М., 2001;
11. Митрошникова О.Ф. Философия. Учебник. М., 2002;
12. Дж. Тейчман, К. Эванс. Философия. Кембриджский учебник. М., 2007;
13. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. М., 2003
14. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. М., 2004;
15. История философии в кратком изложении под ред. И.И. Богута. М., 1995;
16. Философия: Конспект лекций авт.-сост. Якушев А.В.- М.,2002;
17. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов М., 1999;
18. История философии: Учебное пособие для вузов под ред. А.Н. Волкова М., 2001;
19. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие – М., 2003;
20. Зорин В.И. Введение в евразийскую философию: Учебно-методическое пособие. Астана, 2001;
21. Лучшие рефераты по философии: Для студентов вузов сост. Д.Н. Киричук. Ростов-н-Дону 2002;
22. Философия в 2-х частях под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. – М.,2002;
23. Николаева Л.С. Философия: экзаменационные ответы Ростов на Дону,2002;
24. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1991;
25. Чанышев А.Г. Курс лекций по древней философии. М., 2001;
26. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001;
27. Соколов В.Н. Средневековая философия. М., 2000;
28. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для техн. вузов. М., 2000;
29. Современная западная философия. Словарь. М.,1993;
30. 106 философов: жизнь, судьба, учение в 2 томах. М., 1994;
31. История философии: Запад-Восток Россия. М., 1995;
32. Хрестоматия по истории философии. М., 1998.