рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Назначение и смысл философии

Назначение и смысл философии - раздел Философия, ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ О Философии, Основы Которой Я Здесь Собираюсь Изложить, Ты, Любезный...

О философии, основы которой я здесь собираюсь изложить, ты,

любезный читатель, не должен думать как о чем-то, при помощи чего можно

раздобыть философский камень, или как о искусстве, которое представлено в

трактатах по метафизике. Философия есть скорее естественный человеческий

разум, усердно изучающий все дела творца, чтобы найти и сообщить

бесхитростную правду об их порядке, их причинах и следствиях. Философия

есть дочь твоего мышления и всей Вселенной и живет в тебе самом, правда, в

еще не ясной форме подобно матери Вселенной в период ее бесформенного

начала. Ты должен действовать, как скульпторы, которые, обрабатывая

бесформенную материю резцом, не творят форму, а выявляют ее. Подражай

акту творения! Пусть твое мышление (поскольку ты желаешь серьезно

работать над философией) витает над хаотической бездной твоих

рассуждений и экспериментов. Все хаотическое должно быть разложено на

составные части, а последние следует отличить друг от друга, и всякая часть,

получив соответствующее ей обозначение, должна занять свое прочное место.

Иными словами, метод должен соответствовать порядку творения вещей.

Порядок же творения был следующим: свет, отделение дня от ночи,

пространство, небеса, чувственно воспринимаемое, человек. Заключительным

актом творения явилось установление закона…

В первом разделе первой части, озаглавленном «Логика», я зажигаю

свет разума. Во втором разделе, названном «Первая философия», я различаю

посредством точного определения понятий идеи наиболее общих вещей, с

тем, чтобы устранить все сомнительное и неясное. Третий раздел посвящен

вопросам пространственного протяжения, т.е. геометрии. Четвертый раздел

описывает движение созвездий и, кроме того, чувственные свойства.

Во второй части всей системы, если на то будет божья воля, я

подвергну рассмотрению природу человека, а в третьей − уже указанный

нами вопрос о гражданине.

1. Философия, как мне кажется, играет ныне среди людей ту же роль,

какую, согласно преданию, в седой древности играли хлебные злаки и вино в

мире вещей… Подобным же образом и философия, т.е. естественный разум,

врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о

каких-нибудь вещах. Однако там, где требуется длинная цепь доводов,

большинство людей сбивается с пути и уклоняется в сторону, так как им не

хватает правильного метода, что можно сравнить с отсутствием

планомерного посева… Я, правда, признаю, что та часть философии, которая

трактует о величинах и фигурах, прекрасно разработана. Но, зная, что другие

ее части еще не достигли равной степени развития, я решаюсь лишь развить

по мере моих сил немногие элементы всей философии, как своего рода

семена, из которых, как мне кажется, может вырасти чистая и истинная

философия.

Я вполне сознаю, как трудно выбить из головы воззрения,

внедрившиеся и укоренившиеся в ней благодаря авторитету

красноречивейших писателей; эта трудность усугубляется еще и тем, что

истинная (т.е. точная) философия отвергает не только словесные белила и

румяна, но и почти всякие прикрасы. Первые основы всякой науки

действительно далеко не ослепляют своим блеском: они скорее скромны,

сухи и почти безобразны.

2. Философия есть познание, достигаемое посредством правильного

рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известных нам

причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные

производящие основания − из известных нам действий…

6. Цель, или назначение, философии заключается, таким образом, в том,

что благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами

действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей

планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ.

Ибо одно преодоление трудностей или открытие наиболее сокровенной

истины не стоит тех огромных усилий, которых требует занятие философией;

я считаю еще менее возможным, чтобы какой-либо человек усердно

занимался наукой с целью обнаружить перед другими свои знания, если он не

надеется достигнуть этим ничего другого. Знание есть только путь к силе.

Теоремы (которые в геометрии являются путем исследования) служат только

решению проблем. И всякое умозрение в конечном счете имеет целью

какое-нибудь действие или практический успех.

7. Однако мы лучше всего поймем, насколько велика польза

философии, особенно физики и геометрии, если наглядно представим себе,

как она может содействовать благу человеческого рода, и сравним образ

жизни тех народов, которые пользуются ею, с образом жизни тех, кто лишен

ее благ.

Разве не обладают все люди одной и той же духовной природой и

одними и теми же духовными способностями? Что же имеют одни и не

имеют другие? Только философию! Философия, таким образом, является

причиной всех этих выгод. Пользу же философии морали и философии

государства можно оценить не столько по тем выгодам, которые

обеспечивают их знание, сколько по тому ущербу, который наносит их

незнание. Ибо корень всякого несчастья и всех зол, которые могут быть

устранены человеческой изобретательностью, есть война, в особенности

война гражданская…

Гражданская война возможна только потому, что люди не знают причин

войны и мира, ибо только очень немногие занимались исследованием тех

обязанностей, выполнение которых обеспечивает упрочение и сохранение

мира, т.е. исследованием истинных законов гражданского общества.

Познание этих законов есть философия морали.

8. Предметом философии, или материей, о которой она трактует,

является всякое тело, возникновение которого мы можем постичь

посредством научных понятий и которое мы можем в каком-либо отношении

сравнивать с другими телами, иначе говоря, всякое тело, в котором

происходит соединение и разделение, т.е. всякое тело, происхождение и

свойства которого могут быть познаны нами.

Это определение, однако, вытекает из определения самой философии,

задачей которой является познание свойств тел из их возникновения или их

возникновения из их свойств. Следовательно, там, где нет ни возникновения,

ни свойств, философии нечего делать. Поэтому философия исключает

теологию, т.е. учение о природе и атрибутах вечного, несотворенного и

непостижимого бога, в котором нет никакого соединения и разделения и в

котором нельзя себе представить никакого возникновения.

Философия исключает также учение об ангелах и обо всех тех вещах,

которые нельзя считать ни телами, ни свойствами тел, так как в них нет

соединения или разделения большего и меньшего, т.е. по отношению к ним

неприменимо научное рассуждение.

Она исключает также историю, как естественную, так и политическую,

хотя для философии обе в высшей степени полезны (вернее, необходимы),

ибо их знание основано на опыте или авторитете, но не на правильном

рассуждении.

Она исключает и знание, имеющее своим источником божественное

внушение, или откровение, да и вообще всякое знание, которое не

приобретено нами при помощи разума, а мгновенно даровано нам

божественной милостью (как бы через сверхъестественный орган чувства).

Она, далее, исключает не только всякое ложное, но и всякое плохо

обоснованное учение, ибо то, что познано посредством правильного

рассуждения, или умозаключения, не может быть ни ложным, ни

сомнительным; вот почему ею исключается астрология в той форме, в какой

она теперь в моде, и тому подобные пророческие искусства.

Наконец, из философии исключается учение о богопочитании, так как

источником такого знания является не естественный разум, а авторитет

церкви, и этого рода вопросы составляют предмет веры, а не науки.

9. Философия распадается на две основные части. Всякий, кто

приступает к изучению возникновения и свойств тел, наталкивается на два

совершенно различных между собой вида последних. Один из них охватывает

предметы и явления, которые называют естественными, поскольку они

являются продуктами природы; другой − предметы и явления, которые

возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей

и называются государством. Поэтому философия распадается на философию

природы и философию государства. Но так как, далее, для того чтобы познать

свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности,

аффекты и нравы людей, то философию государства подразделяют обычно на

два отдела, первый из которых, трактующий о склонностях и нравах,

называется этикой, а второй, исследующий гражданские

обязанности, − политикой или просто философией государства. Поэтому мы,

предварительно установив то, что относится к природе самой философии,

прежде всего будем трактовать о естественных телах, затем о склонностях и

нравах людей и, наконец, об обязанностях граждан…[10]

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

На сайте allrefs.net читайте: ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Назначение и смысл философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Бэкон Френсис(1561 − 1626) − английский философ, основатель английского материализма и методологии экспериментирующей, опытной науки Нового времени. П

Онтология: учение о материи и формах
…История естественных явлений складывается из пяти взаимосвязанных частей. Первая из них − это история небесных явлений, которая охватывает только сами эти явления как таков

И основные пути познания
Как науки, которые теперь имеются, бесполезны для новых открытий, так и логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний… Логика, которой теперь пользуются, скорее с

Наука и ее методология. Индуктивный метод
Но наиболее серьезная из всех ошибок состоит в отклонении от конечной цели науки. Ведь одни люди стремятся к знанию в силу врожденного и беспредельного любопытства, другие −

Элементы диалектики
Общепринятая диалектика, будучи вполне применима в гражданских делах и в тех искусствах, которые основаны на речи и мнении, все же далеко не достигает тонкости природы; и, пытавши

Новая Атлантида
…Рано поутру явился к нам тот самый человек с жезлом, который посетил нас первым, и сказал, что прислан доставить нас в Дом чужестранцев, а прибыл рано затем, чтобы мы имели в наш

Смысл философии и ее предмет
И заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу

Рационалистическая теория познания и методология
…Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других. …Все они связаны между собой и друг от друга зависимы.Но пусть тот, к

Элементы диалектики
Я же признаю, что покой есть также качество, которое должно приписать материи в то время, когда она остается в одном месте, подобно тому, как движение есть одно из качеств, которы

Об основах человеческого познания
1. О том, что для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение. Так как мы были детьми, раньше чем стать взрослыми, и

Онтология
…Вещь может быть принята в расчет в качестве материи, или тела, как живая, чувствующая, разумная, горячая, холодная, движущаяся, находящаяся в покое, п

Теория познания и методология
Для уразумения того, что я понимаю под способностью познания, необходимо вспомнить и признать, что в нашем уме всегда имеются известные образы, или идеи вещей, существующих вне на

Учение о государстве и праве
Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее другого, однако, если ра

Онтология: Общий взгляд на материальный мир
Мы не можем не замечать, что в большинстве вещей их чувственные качества, даже самые их субстанции, подвержены непрерывным изменениям, потому мы не без основания считаем их и дале

Учение об опыте: Критика теории врожденных идей
На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действ

Концепция первичных и вторичных качеств
Идеи в уме, качества в телах. Чтобы лучше раскрыть природу наших идей и толковать о них понятно, будет удобно провести в них различие, поскольку они являются идеями, или во

Учение о познании, идеях и истине
…В наших умах не остается ничего иного, как признать светочем природы разум и чувственные ощущения. Только эти две способности, по-видимому, формируют и образовывают ум человека и

Социальные взгляды
Политическая власть − это право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранение собственн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги