рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные определения жизни общества индивидуалистического типа

Основные определения жизни общества индивидуалистического типа - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ Принципы Социальности Индивидуалистического Типа Формируют Основные Определен...

Принципы социальности индивидуалистического типа формируют основные определения жизни общества индивидуалистического типа– (конкретные проявления в обществе принципов его социальности) (см. с. 7).

Тип общественного сознания. Для жизни общества индивидуалистического типа характерен метафизический тип общественного сознания, который определяется стандартами естественности.

Стандарты естественности, характерные для социальности индивидуалистического типа, представлены в понятиях свободы (свободы воли) и индивидуализма («войны всех против всех», т. е. конкуренции во всех сферах жизни общества).

Жизнь западных обществ строится в соответствии с указанными стандартами естественности, являющимися проявлением индивидуализма и свободы воли как основных принципов социальности индивидуалистического типа. Содержание духовной сферы определяется принципом частной духовности и нравственности, отрицается культурное и духовное единомыслие общества; в социальной сфере утверждается антисоциальность (выживают сильнейшие); в политической сфере происходит реализация интересов самих политиков или же социальных групп, а не всего общества; в экономической сфере реализуется конкуренция как борьба за индивидуальные интересы между субъектами экономической деятельности.

В общественном сознании данного общества отрицается принцип всеобщей связи социальных явлений: доказывается необходимость атомизации общества (индивидуализм), все сферы жизни также разобщены (политика и экономика не связаны с моралью; научные убеждения конкурируют с религиозными, духовная власть отделена от светской и т. д.).

Способ воспроизводства общественной жизни. Наличные объективные условия становления общества (природные предпосылки) общества формируют определенные способы воспроизводства общественной жизниобщества индивидуалистического типа. Как пишет исследователь данной проблематики А. М. Ковалев: «Способ производства собственной жизни, „производство человека“ – это производство не отдельных индивидов, а всей совокупности естественных связей и отношений, которые складываются между индивидами как природными существами» [25].

Индивидуалистическое общество из поколения в поколение воспроизводит индивидуалистические формы общественных отношений, основанные на объективных условиях жизни (совокупности географических, геоклиматических и геополитических факторов, предполагающих воспроизводство индивидуалистических форм общественных отношений) .

Социальные нормы и социальные институты. В обществе индивидуалистического типа исторически сложились специфические социальные нормы(нормы морали, права, религии, нормы поведения)и необходимые для их реализации социальные институты, которые актуализируют и оптимизируют то или иное жизнеутверждающее для данного общества сочетание его социальных норм.

Для жизни общества индивидуалистического типа характерна идея приоритета норм права над другими социальными нормами. В данной связи в жизни общества могут быть реализованы консервативная или либеральная версии институциональной оформленности общества, основанные на идее вражды социальных институтов.

Консерватизм предполагает возвышение институтов государства над всеми негосударственными социальными институтами (консервативная версия правового государства). Суть данной идеи состоит в принципе нейтрализации всех социальных норм, кроме правовых, а также минимизации значения всех социальных институтов, кроме институтов государства.

Таким образом, институт государства как ведущий проводник принципа правового порядка в обществе становится главным социальным институтом, управляющим обществом.

Либерализм, напротив, предполагает практику минимизации значения института государства в жизни общества (вплоть до полного устранения первого – теория анархизма, как крайняя версия либерализма) и возвышения институтов гражданского общества (негосударственных социальных институтов). В этом суть либеральной версии правового государства.

Концепции управления обществом, адекватные социальности индивидуалистического типа.Адекватность концепции управления обществом определяется степенью ее соответствия основным принципам социальности и стандартам естественности того или иного общества. В обществе индивидуалистического типа исторически сформировались три демократические концепции управления обществом – либеральная демократия (в основе – неономиналистская логика), консервативная демократия (в основе – неореалистская логика) и социалистическая демократия (основана на синтезе принципов неономинализма и неореализма). Ценности либерализма, консерватизма и социализма выражают различные полюса социальности общества индивидуалистического типа (социальный атомизм-холизм), но едины в своей сущности (свобода, индивидуализм).

В рамках вышеуказанных демократических концепций управление обществом осуществляет социальная элита общества (выражение принципов индивидуализма и социального атомизма). Власть представляет интересы не всего общества, а той или иной его части, чаще всего – финансово-промышленных группировок. Основой общественно-политической системы являются конкурирующие между собой парламентские партии (проявление принципов плюрализма и равенства). Общество предстает как сумма конкурирующих субъектов – социальных, политических, экономических, религиозных групп. Например, в интересах властвующих субъектов политики – упрочнение существующей политической власти; в интересах других – ее устранение. Третьи стремятся разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге все желают в той или иной форме оказать влияние на политические процессы в собственных интересах. Для этого каждый из действующих политических субъектов стремится расширить свои политические права и свободы (расширить полномочия президента, снизить порог для прохождения в парламент, снизить порог явки на голосовании и т. д.).

Также длявышеуказанных демократических концепций управления обществомхарактернаидея правового государства, имеющая три основные версии: либеральное правовое государство, консервативное и социалистическое.Сущность любой из данных версий раскрывается в приоритете правовых норм над прочими социальными нормами – нормами морали, религии, традиций. Правовые нормы имеют преимущественное значение, так как именно их приоритет обеспечивает условия для реализации свободы, как фундаментального принципа индивидуалистической социальности. Идея приоритета правовых норм над всеми прочими социальными нормами (идея правового государства) обосновывает практику разделения духовной исветской властей (точнее, верховенства светской или верховенства духовной власти), характерную для политической жизни стран Запада.

Тип социального прогресса. Социальности индивидуалистического и коллективистского типов адекватны различные типы социального прогресса. Для жизни общества индивидуалистического типа характерен утилитаристский тип социального прогресса (проявление принципов отрицания всеобщей связи социальных явлений, индивидуализма и свободы).

Социальный прогресс утилитаристского типанаправлен на увеличение степеней свободы и преобладающее развитие сферы потребления (экономической сферы жизни общества). С этим связана практика удовлетворения, расширения, изобретения потребностей (постиндустриальная стадия развития предполагает состояние общества, когда недостаток материальных благ уже устранен и можно целиком сосредоточиться на их потреблении).

Экономическая сфера– базовая сторона жизни общества индивидуалистического типа. В соответствии с тем, что происходит в данной сфере, распределяются богатство, власть, престиж, устанавливаются приоритеты и цели во всех других сферах или областях общественной жизни (богатство, власть, престиж принадлежат в разное время тем или иным социальным группам; все сферы жизни общества работают на экономику). Все общество предстает здесь как единая индустриально-экономическая машина.

Соотношение культуры и цивилизации, адекватное социальности индивидуалистического типа.Для анализа данного соотношения необходимо определить категории цивилизации и культуры.

Категория«цивилизация» имеет несколько значений:

– цивилизация – это характеристика институциональной оформленности общества;

– цивилизация, согласно А. И. Ракитову, – это система институциализированных, зафиксированных в форме законов общепринятых правил, стандартов, и нормативов предметно-практической деятельности, т. е. есть характеристика общего или общепринятого в жизни общества;

– цивилизация – это локализованное в историческом времени и на определенной территории общество (совокупность обществ) с определенным типом культуры (древневосточная цивилизация, эллинистическая цивилизация и т. д.);

– цивилизация – это следующий после варварства этап жизни об-щества.

Для выяснения вопроса о соотношении культуры и цивилизации
в обществах разных типов необходимо использовать первые два значения категории «цивилизация».

Культура – это «другая», отличная от цивилизации функционально-структурная характеристика общества. Культура есть характеристика отдельного, индивидуального, неповторимого, уникального в жизни общества.

Для общества индивидуалистического типа характернооппозиционное соотношение культуры и цивилизации (проявление принципа отрицания всеобщей связи социальных явлений).Цивилизация и культура предстают как вырожденные по отношению друг к другу. В соответствии с либеральной неономиналистской версией культура трактуется как архаическое, отсталое, неразвитое. В соответствии с консервативной версией цивилизация понимается как смерть, т. е. конец культуры (О. Шпенглер – «мировой город и деревня»), либо как инструмент необходимого ограничения культуры (т. е. свободы воли – И. Кант).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ

Сибирский государственный аэрокосмический университет... имени академика М Ф Решетнева...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные определения жизни общества индивидуалистического типа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Идейная история диалектики.
В любой современной науке есть своя главная «стержневая» идея, определяющая собой глубинный смысл всей данной научной дисциплины. Так, для физики это идея материального строения мира, подчиненного

Идейная история метафизики.
Почти одновременно с диалектикой, как учением о всеобщей связи, в философии возникает противоположное направление, которое Аристотель назвал метафизика (от греч.: «мета» – «над», «

МСТ, ее основные принципы.
Метафизическая система теоретизирования, в свою очередь, определяется спецификой модели мира, сформировавшейся в условиях индивидуалистической социальности (мир как Универсум). Как

Принцип линейного развития.
Принцип развития признается метафизикой, но трактуется с принципиально антидиалектических позиций. Поскольку метафизика не признает диалектическую противоречивость мира, постольку источник развития

Основной вопрос философии.
Основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом на основе сравнения неореалистского и неономиналистского сущностных исследовательских подходов метафизики (выраженных в идеализме и материал

Бытие и небытие.
Бытие – основная категория диалектики, отражающая причастность объектов и явлений к существованию (в его различных степенях и проявлениях). Бытие устроено иерархически. Оно восходит по век

Абсолютное и относительное.
Абсолютное – ни от чего не зависящее (духовная сфера бытия). Абсолютное имеет всеобъемлющий характер. Относительное – зависимое (материальная сфера бытия). Абсолютное и относительное – еди

Сущность и существование, Сущность и явление.
Сущность – в самом общем смысле это – главное, основное в объекте. В диалектике в качестве сущности выступает духовная сфера бытия, представленная оформлениями совершенства. Данная

Необходимость и свобода (случайность).
Необходимость -единство причины и следствия. Этоединство является содержанием принципа законосообразности, как основы бытия. Необходимость – это отражение законосообразности бытия.

Категории развития.
Источником всякого развития является борьба противоположностей, предстающих как диалектическое противоречие. Все материальные объекты и явления несут на себе «печать» первичного диалектического про

Прогресс и регресс.
Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего в высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс характеризует как систему в ее целом, так и

Революция и эволюция.
Революция - глубокое, качественное изменение в развитии какой-либо вещи или явления. Революция означает разрыв постепенности в развитии, качественный скачек в развитии.

Целесообразность и стихийность.
Целесообразность – установка развития, основанная на стремлении объекта к определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Возможность и действительность
Возможность – это предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем. Так, эмбрион обладает возможностью развития, потенциалом превращения во взросл

Космос и хаос.
Космос – оформление совершенства материальной сферы бытия. Мир понимается в диалектике как космос – совокупность совершенств (оформлений совершенства), встраивающихся друг в друга.

Пространство и время.
Пространство: А) Координация материальных объектов по отношению друг к другу (впереди, сзади, далеко, близко). Б)Одна из количественных характеристик объектов (дл

Движение и покой.
Движение– это способ существования всех форм бытия. При всей абсолютности движения, в нем есть моменты относительности: - движение существует только относительно какой-либ

Единичное и общее.
Единичное – характеристика уникальности (индивидуальности) объекта. При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единич

Натурфилософия
  Философия природы, или натурфилософия (от лат. «натура» — приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы, которые исс

Эволюционная теория и ее метафизические основания.
Эволюционизм является научно-философской теорией, развивающейся в рамках неономиналистской версии МСТ. Неономиналистский характер теории эволюции проявляется в идеях первичности материального начал

Основные принципы эволюционизма, как неономиналистской теории в натурфилософии.
Неономиналистская определенность теории эволюции представлена в соответствующей версии метафизического дуализма, основанного на универсалистской модели мира. Мир как Универсум не является и не може

Проблема отсутствия реальных переходных форм.
Эволюция видов предполагает стихийное постепенное изменение органов животных, предполагающее сосуществование в «переходных» органах как «старых», так и «новых» признаков (например, эволюционный пер

Проблема взаимоисключающих критериев естественного отбора.
Чаще всего такие критерии признаки, как яркий окрас, сложность, наличие особых технических приспособлений (все это – признаки, предназначенные для отпугивания врагов) не совмещаются у представителе

Принцип развития.
Эволюционизм утверждает метафизическую идею линейности развития. Из развития изымается его противоречивость, согласно чему в формировании видов абсолютизируется их изменчивость (без учета устойчиво

Креационная теория и ее диалектические основания.
Креационизм – это научная теория, основанная на религиозной идее сотворения мира Богом. Долгое время креационизм отвергался научным сообществом, что было обусловлено, во-первых, господством в научн

Основные принципы креационизма, как диалектической теории в натурфилософии.
Согласно принципу единства бытия, материальный мир в своей мере един с Богом и отделен от Него (см. материал по диалектическому сущностному подходу). Мир, как символический образ явлений Бога – это

Социально-ипостасная сущность личности.
1. Человек – это родовая категория, указывающая на один из родов живых существ, обитающих на Земле. Этот род в научной терминологии именуется "homo sapiens" - «человек ра

Социально-ипостасная сущность личности.
Личность, как единство ипостасного и социального начал проявляет себя в двух векторах. «Я» изначально стремится к себе, к самопознанию, но также изначально стремится и к обществу, к общению, к восп

Структура личности.
4. Основные принципы отечественной философской антропологии. Свобода личности является важнейшим условием реализации ее духовного потенциала. Но само понятие свободы является по сути пробл

Структура личности.
Существует несколько теорий, раскрывающих структуру личности. В византийской диалектике за основу была взята идея трехчастного строения личности, согласно которой последняя предстает как единство т

Основные принципы отечественной философской антропологии.
Отечественная философская антропология ориентирована на идею совершенной личности, которая разрабатывалась в русской философии еще с древних времен. Изложению данной идеи можно посвятить не одну ле

Расскажите о структуре личности.
4.Каковы основные принципы отечественной философской антропологии? 5. Покажите проявления свободы в рамках мировоззрения представителей западной культуры. 6. В чём состоит принцип

Основные сферы жизни общества
В обществе осуществляются различные по своему характеру виды деятельности. В результате складываются соответствующие сферы жизни общества – духовная, социальная, экономическая, политическая.

Роль природной среды в жизни общества
Природная среда – естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества – это две главы одного романа», писал А. И. Герцен. Общество в своей мере является частью более обш

Типы общества
Дискуссия о различении типов общества имеет многовековую историю. Так, уже в социально-философских трудах Аристотеля была обоснована основная идея коллективистского общества. Суть этой идеи заключа

Принципы индивидуалистической социальности
Основные принципы индивидуалистической социальности: индивидуализм (отрицание всеобщей связи социальных явлений), свобода, плюрализм, равенство, стихийность, социальный атомизм, сознательность, огр

Принципы коллективистской социальности
Таковыми являются принципы: коллективизма (всеобщей связи социальных явлений) и совершенствования общественных отношений. Принцип коллективизма. Теоретизация принципа колл

Основные определения жизни общества коллективистского типа
Принципы социальности коллективистского типа формируют основные определения жизни общества коллективистского типа (конкретные проявления в обществе принципов его социальности). Тип

Библиографический список
Основной 1. Мананникова, Е.Н. Философия: учебное пособие / Е.Н. Мананникова. М.: Дашков и Кº, 2008, – 302 с. 2. Медова, А.А. Философия. Введение в философию / А.А. Мед

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги