Эволюция научной рациональности - раздел Науковедение, Наука является осн формой чел познания Рациональность (Разум, Рассудок) – Способность Человека Мыслить И Действовать...
Рациональность (разум, рассудок) – способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствующим действительности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых есть условие достижения цели.
Научная рациональность означает соотносимость познания с образами, стандартами, логич и методолог нормами. Рационально организованная науч деятельность, в принципе, должна руководствоваться критериями доказательности и обосновательности и должна приводить к получению истинного знания.
Внутренняя противоречивость рациональности состоит в том, что разумная творческая деятельность, осуществляясь на основе определенных норм, вместе с тем преодолевает их рамки.
Наиболее четко проблема рациональности встала в новое время с противоположным толкованием рационализмом и сенсуализмом (эмпиризмом) роли разума в познании и деятельности людей.
Кант различал рассудок и разум как два вида мыслительной деятельности.
Маркс К., Энгельс Ф.: Рациональность не может мыслиться как универсальная и абсолютная, форма и степень ее развития исторически изменчива.
Обретение разумом адекватных тому или иному времени форм требует теоретически - критики существующего и практически - преобразовывающей деятельности.
В 1960-1970гг полемика велась вокруг идей Т. Куна.
Совр иссл-ия этой проблемы опираются на разное понимание рациональности - как разумности и целесообразности.
Анализ разнообразных типов рациональности:
Кун Т. предложил модель исторической эволюции науки «Структура научных революций». Он отвергает эмпирический «фундаментализм» неопозитевистов: не существует фактов, не зависимых от парадигмы; не существует теоретически нейтрального наблюдения. Овладевая содержанием парадигмы, учатся видеть мир через ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет какие факты войдут в опыт. Прогресс, по Куну, - понятие в рамках «нормального» развития науки. Парадигмы полностью вытесняют друг друга. Парадигма взрывается под действием аномалий, рассматривающих парадигму изнутри.
В совр философско-методологических дискуссиях о понятии науч рациональности до сих пор господствует традиция, рассматривающая рациональность как соответствие законам формальной логики. Логично, следовательно, рационально. И {неявно} подразумевается, что стандарты рациональности являются вечными и универсальными. Следствиями этого являются:
· существует лишь один видрациональности и один ее критерий для всех областей духовной и материальной деятельности людей, для всех исторических эпох и всех народов;
· с токи зрения универсалистского понятия рациональности, человеческая история и все области материальной и духовной культуры существенно иррациональны;
· и даже в науке рациональность соединена с иррациональностью.
Следовательно, рациональность нельзя считать универсальной.
Само по себе понятие рациональности является абстрактным, более конкретным является понятие рациональной деятельности.
Изначально рациональной можно назвать ту деятельность, которая в данных условиях приводит к поставленной цели. Учтя:
· цель науки – получение истинного знания о мире;
· абсолютная истина не достижима, но движение к ней происходит путем достижения «относительных истин» (нечто неполное, неточное, частичное);
· относительно истинное знание в некоторый период развития науки воплощено с совокупности понятий, законов, теорий и т.п., принимаемых наукой в этот период,
получим, что научно рациональной является та деят-ть, которая направлена на получение, разработку, уточнение, соверш-ие и т.п. теорий, признаваемых истинными в настоящее время.
Типы научной рациональности.
Классический тип научной рациональности (17-18вв.) исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам и совершаемым операциям. Это абстрагирование рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. На этом этапе стратегия исследования, а в значительной степени и его результаты были детерминированы присущими данной эпохе мировоззренческим установкам и ценностным ориентациям. Лидировала в то время механика, и все знания, полученные физикой, химией, биологией, социальными науками, редуцировались к механической картине мира. Происходили исследования простых систем.
Хотя в конце 18 – первой половине 19 веков механическая картина мира утрачивает статус общественной, и наметился переход к новому состоянию естествознания, приведенный выше стиль ученого и тип научной рациональности сохраняются.
Становление неклассического естествознания происходит в конце 19 века и держится до середины 20 века. Формируется неклассический тип научной рациональности, который уже учитывает зависимость результатов исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый, и от специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект. Сам субъект, внутринаучные и социальные ценности и цели, которые его характеризуют, по-прежнему не находят отражения в описании и объяснении изученного.
С середины 20 века – постнеклассическая наука. Ей характерны взаимосвязанные черты; исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Постнеклассический тип научной рациональности рассматривает деятельность ученого в более широком поле: учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого. Этот тип имеет важное значение в развитии современного общества.
Для того, чтобы не погубить цивилизацию нужно не отказываться от научно технического развития, а придать ему гуманный характер. Следовательно, возникает новый тип научной рациональности, включающий в себя в явном виде гумманистические ориентиры и ценности.
Смена типов рациональности – процесс углубления рефлексивной работы мышления, сопровождающей познавательную деятельность. Ее изменение обусловлено как внутринаучными причинами (открытие новых типов объектов), так и причинами вненаучными (ценностные и мировоззренческие установки в культуре той или иной эпохи).
Каждый новый тип рациональности вписан в соответствующую ему научную парадигму. Но между ними не существует глубинного разрыва: новый тип не уничтожает прежний, а показывает границы его применимости. В настоящее время статус доминирующего и определяющего принадлежит постнеклассическому типу рациональности.
Наука является осн формой чел познания Наука это одновременно и сист знаний и их производство и практическая деят ть на их основе... Гл отличит признаки... а предметность и объективность научного знания б выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Эволюция научной рациональности
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Средневековая наука
Знания, к-е формир-ся в эпоху Ср.веков, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для кот-го характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из
Проблема как форма научного познания
Осваивая дейст-сть самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теори
Понятие метода и методологии
Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Метод – есть операция с объектом. В
Понимание и объяснение в науке
Объяснение и понимание – два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественнонаучном, и в социальном, и в техническом познании. Объяснение и понимание обычно называют функция
Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.
Познание – обусловленный прежде всего общ-историч практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и суб
Понятие науч революции. Эволюции и революции в развитии науки
Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. Основания науки включают несколько компонентов. Главные сред
Научная картина мира
Один из блоков оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредс
Традиции и новации в развитии науки
Современная техника является практическим приложением науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз — главное средство развития совр общ-ва. В силу чего общественный прогресс часто рассма
Особенности совр этапа развития науки (когнитивный и соц аспекты)
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого
Наука как социальный институт
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - спер
Этика науки. Проблема ответственности ученого.
В науке, как и в любой области чел деяте-ти, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что
Специфика объекта и предмета соц-гум познания
Общ-во познается как наукой, так и с помощью вненаучных форм познания, включ.в себя знания, к-ми облад.люди в повседн. жизни, в спец.формах деят-ти - политике, искусстве, правовой, религиозн.и пр.
Проблема субъекта соц-гум познания.
Проблема взаимодействия субъекта и объекта - центр. пробл теории познания. Познание осущ-ся субъектом. В переводе с латинского этот термин означ. «лежащий в основании». Теория познания строит-ся ка
Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании
Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности).
Це
Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании
В соц-гум знании описание времени и пространства существенно отл-ся от их представл-я в естествознании. Основные особен-ти состоят в том, что разв-е знания в науках о духе и культуре уже имеет в ка
Проблема истинности и рациональности в соц-гум науках
Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –
Проблема интерпретации в социогум познании
Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук про
Текст как предмет гум познания
Герменевтика – (от греч. «истолкование») – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры. Использовалась в теологии, филологии. Мартин Хайдеггер в кач-ве жизненного мира рассматрива
Языковая картина мира в контексте совр социогум наук
Языковая картина мира-исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ к
Вера и знание в соц-гум науках
Существует некое основание познания, кот не подвергается сомнению (принимают на веру). Вера – базовая система знаний, то, что человеком принимается без сомнений и явл стартовой площадкой для дальне
Основные методологические парадигмы соц и гумм наук
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология,
Методология совр социогум науки
Методология соц-гум наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. В соц-гум знании преобладают схемы неклассической и постнеклассич научно
Участие соц-гум наук в экспертизах соц проектов и программ
Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорр применение натуралистской и антинат
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов