рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании

Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании - раздел Науковедение, Наука является осн формой чел познания В Соц-Гум Знании Описание Времени И Пространства Существенно Отл-Ся От Их Пре...

В соц-гум знании описание времени и пространства существенно отл-ся от их представл-я в естествознании. Основные особен-ти состоят в том, что разв-е знания в науках о духе и культуре уже имеет в качестве неявной базовой предпосылки некоторую картину мира, включающую естественно-научные представ-я о пространстве и времени. Гуманитарии создают свои тексты на основе этих предпосылок. Вместе с тем, в этих текстах формир-ся или примен-ся представл-я о простр-ве и времени, характеризующие социум, культуру, историю, духовн. мир чел-ка. Это социально-историч. время и простр-во человеч. бытия и чел-й культуры. Рассмотр-е проблемы времени в гум. знании может опираться на важнейш. идеи фил-фов. Из концепции времени Канта следуют две идеи. Первая - это идея об априорности (до опыта) времени как необходимом представлении, лежащим в основе всего познания. Оно представ-но аксиомами, главные из к-х:1)время имеет только одно измер-е,2)различные времена существ. не вместе, а послед-но. Однако известно, что каждое новое поколение обретает представл. о времени не только как следствие собст-й деят-ти и опыта, но и как наследование готовых форм и образцов, т.е. уже имеющ-ся в культуре представл. о времени. Кант ставит проблему «субъективного» времени, понимая, что в отличии от физич-го - это собственно человеч. время - длительность наших внутр. состояний. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не биофизич. хар-ка процессов психики, и не субъективное переживание физич. времени, а время «внутренних явл-й нашей души». Француз. мысл-ль А.Бергсон, разраб-й концепцию времени как длительности, пришел к выводу, что различия и соединения глав. категорий теории познания: объекта и субъекта должны быть поставлены скорее в зависимость от времени, чем от пространства. Как длитель-сть время предстает неделимым и целостным, предполагает проникновение прошлого и настоящего, творч-во новых форм, их развитие. Бергсон осознает, что время человеч-е - это иная реальность, исследуемая и описываемая др. методами, нежели физ. реальность. Подобный подход явл-ся главным в феноменологии. Феноменологический метод анализа времени - это исключение объективного времени и рассмотр-е внутрен. сознания времени на двух уровнях схватывания длительности и последоват-ти. Для понимания природы времени в познании и способов его описания особую значимость имеют опыт и идеи герменевтики. Здесь время станов-ся внутр. характер-й жизни субъекта, рассматр-ся как особого рода категория дух. мира, обладающ. объективн. ценностью, необходимая для того, чтобы показать реальн-сть постигаемого переживания. Опираясь на идеи ведущ. философ. учений о времени, обратимся к конкретн. областям соц-гум.знания для рассмотр. опыта понимания времени и способов его представления в этой сфере. Проблема времени в гуманитаристике фундаментальна, она исслед-ся давно, но скорее эмпирически, описательно. Проблема социального времени, специфика историч. врем., природа врем, в различн. соц. и гум. науках - вот наиболее распростран. направл-я ислед-й. Такой подход соответсв-т осуществленному Сорокиным и Мертоном различению «астрономического» и «социального» времени. В. историч. исслед-х присутств. оба типа времени, хотя и в «разных пропорциях», что также зависит от того, идет ли речь о времени наблюдающего или действующего субъекта.

М.Бахтин соединяет сознание и «все мыслимые простр-ва и временные отношения» в единый центр. Он вводит понятие хронотопа как конкретного единства просранственно-временных хар-к для конкр. ситуации. Взяв термин «хронотоп» из естественно–научн. текстов, Бахтин наполнил его гуманистическими, культурно-историческими и ценностными смыслами. В «художественном хронотопе» время сгущается, уплотняется, становится художественно–зримым; пространство же втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрыв-ся в простр-ве, и пространство осмысл-ся и измер-ся временем. Размыш-я над текстами Бахтина о формах и пространствах в худож. и гуман. текстах приводит к мысли о возможности превращения хронотопа в универсальную, фундамен. категорию.

 

11. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

Проблема коммуник рассм-ся в совр фил-ии науки в разл направлениях. С одной стороны раз-е ср-в коммуник в совр мире, кач изм-е их роли и ф-ий приводит к возникновению второй реальности, кот можно опред-ть как совокупность виртуальных символов, искусств конструктов, подменяющих собой истинное положение дел. Совр соц-гум науки с опред момента начинают очень активно исслед-ть эту вторую реальность. Исслед-е коммуник-ти приводит к бурному разв-ю соц-гум наук и соответственно исслед-я, кот проводятся учеными, становятся частью второй реальности. Большую роль приобретает исп-е синтетич методов. Одним из важных аспектов явл и понимание явления коммуникативности как сист проф общения ученых внутри науч сообщества и формир-е в связи с этим коллективного познающего субъекта. В связи с тем, что интенсивность коммуникаций внутри совр науч сообщества существенно возрастает, возникает проблема авторства тех или иных идей. Отдельный познающий субъект сущ-ет в столь насыщенном информац пр-ве, а с др стороны его собственные идеи становятся частью этого информац пр-ва. И в этом смысле роль отдельного познающего субъекта сравнима с познающим обществом ученых. («коллект» субъект). Идеи, доктрины, концепции, кот вырабатываются отд учеными, попадают в среду науч сообщества, претерпевают трансформации, что в свою очередь влечет изменение исх концепций (происходит процесс диалога). В совр соц-гум науках этот процесс хорошо просматривается. В совр усл-ях коммуникативность определяет образ мыслей отд ученых и всего сообщества в целом. Комм аспект познания проявл в совр науке и в том, что сущ-ет возрастающая роль конвенции (соглашения). Один из первых занимался этой проблемой Поппер. Он доказывал, что в процессе науч познания роль соглашений оказывается чрезвычайно важной.

Одно из самых важных внешних проявлений коммуникативности это то, что наука вступает в опред момент времени в активный диалог с обществом. Коммуникация науки и общ-ва приводит к тому, что возникает такой тип общ-ва, кот назыв-ся «общ-вом знаний». Это не просто постиндустр общ-во, это некая стадия его раз-я, кот облад некоторыми признаками. С одной стороны это общ-во, кот на первый план выделяет пр-во знаний в разных формах (знания как содержания и знания как технологии). В таком общ-ве процесс внедрения тех или иных знаний в эк, полит и соц реальность происходит довольно быстро, что с одной стороны способствует прогрессу общ-ва, а с другой стороны влечет за собой значит число соц-эк проблем.

«Общ-во знаний» формир-ся на опред идеологич основаниях, кот почерпнуты из соц-гум наук. Одной из фундамент установок такого общ-ва явл-ся невозможность искусств соц проектирования и построение общ-ва по заданному образцу (модели). Поэтому роль соц-гум наук состоит в том, чтобы диагностировать совр состояние общ-ва и выявлять ео проблемные зоны, прописывать возможные сценарии развития событий и давать по возможности объективные и реалистичные соц экспертизы. Подобные идеи имеют свои истоки в концепции неоконсерватизма, кот в 30-гг 20 в был разработан в Америк эк-полит науке и сохранил свое влияние до наших дней. Неоконсерватизм явл хорошей иллюстрацией того, как теорет размышления с одной стороны воплощ в эк, полит практику, а с др стороны оказ сущ влияние на др общ-ва. Изменившийся мир в свою очередь требует изменения и корректировки неоконсерватизма (Ф Фукуяма).

Изначально осн идеи неоконсерватизма можно свести к неск критериям:

1. признание универсальными прав и свобод личности, независ от полит, экон и культ особенностей.

2. признание невозможности насильственным путем привести к тому или иному идеалу. Насилие над общ-вом не может дать положит результата

3. международные орг-ции сами по себе не в состоянии быть гарантами прав и свобод в мире.

4. именно Америк модель демократии явл наиболее универс и может быть транслирована в др страны. Именно Америка явл гарантом соблюдения прав и свобод в мире.

Рез-ты влияния этой концепции нашли свое распр-е в Америк идеологии. Реализация этой идеологии вызывает противоречие во всем мире.

В связи с этим целый ряд Америк ученых приходт к выводу, что неоконсерватизм как концепция не выдерживает испытания временем, для того, чтобы изменить реальную ситуацию, необх модернизировать саму доктрину. В совр соц-гум науках происх поиск тех доктрин, кот смогли бы стать основанием и для разв-я общ-ва и для разв-я гум знания. Если сравнивать ситуацию в совр гум науках с тем, что происходило в 19 в, можно сказать, что происх изменения касаются не только рамок отд наук, но и происх изменения на уровне дисциплинарной матрицы.

Выделение экономики, социологии, политологии как самост областей знаний носило не только внутринауч обоснование, но объясняется также и внешн обстоятельствами, связ с отделением гос-ва от экон сферы, с распространением принципа либерализма. Именно поэтому в основании классич экономики 19 в лежат некие постулаты, кот носят сугубо полит (идеолог) хар-р. В совр соц-гум знании происходит ускоренная смена лидерства среди разл наук. Критерии опред-я лидерства той или иной науки:

· степень востребованности рез-тов

· степень интереса населения к результатам

Дисциплинарная матрица соц-гум наук:

· динамична

· огр роль играет коммуникат аспект

· разл обл знаний могут занимать лидир позиции в тот или иной промежуток времени

· структура дисциплинар матрицы зависит не только от внутр логики разв-я соц-гум наук, но и от тех соц-экон трансформаций, кот происх в общ-ве.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наука является осн формой чел познания

Наука является осн формой чел познания Наука это одновременно и сист знаний и их производство и практическая деят ть на их основе... Гл отличит признаки... а предметность и объективность научного знания б выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура античного полиса и становление первых форм теорет науки
В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др. Востоке: Египет, Вавилон, Индия, К

Средневековая наука
Знания, к-е формир-ся в эпоху Ср.веков, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для кот-го характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из

Структура научного познания. Соотношение эмпир и теор уровней познания
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Применительно к познанию в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образно

Проблема как форма научного познания
Осваивая дейст-сть самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теори

Структура эмпирич познания. Эксперимент и наблюдение. Проблема теор нагруж-ти факта
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Эмпир: Предмет исследования. Эмпир иссл-ие в основе своей ориентировано на изучение явле

Понятие метода и методологии
Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ со­циальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Метод – есть операция с объектом. В

Соотношение фил-ии и частных наук. Эвристическая ценность философских идей
Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общ-во- в философ. или науке и какова их действительная взаимосвязь, породил множ-во(.)зрения, обилие всевозможн. трактовок и интерп

Гипотетко-дедуктивный метод в научном познании и его ограниченность
ГДМ— метод научного познания, сущность которого заключается в создании си­стемы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Т

В основе построения теории лежит ГДМ. Этот метод является прагматичным методом (гипотеза всегда носит вероятностный характер.
В научном познании обычно имеют дело не с изолированными обобщениями или гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез (из них возникают научные теории). Пр

Понимание и объяснение в науке
Объяснение и понимание – два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественнонаучном, и в социальном, и в техническом познании. Объяснение и понимание обычно называют функция

Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.
Познание – обусловленный прежде всего общ-историч практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и суб

Эволюция научной рациональности
Рациональность (разум, рассудок) – способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствующим действительности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых есть усло

Понятие науч революции. Эволюции и революции в развитии науки
Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, за­даваемых ее основаниями. Основания науки включают не­сколько компонентов. Главные сред

Научная картина мира
Один из блоков оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредс

Модели динамики развития в западной философии науки (Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд)
Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», о

Традиции и новации в развитии науки
Современная техника является практическим приложе­нием науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз — главное средство развития совр общ-ва. В силу чего общественный прогресс часто рассма

Особенности совр этапа развития науки (когнитивный и соц аспекты)
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого

Наука как социальный институт
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - спер

Наука и власть. Проблема взаимоотношения академической свободы и гос регулир-я науки
Сама наука рассм-ся как некая власть (Бэкон). Он подчеркнул, что наука помимо просветительского вектора, имеет вектор силы. Т.е. ч-к, использующий науку, становится более могущественным. Власть нау

Этика науки. Проблема ответственности ученого.
В науке, как и в любой области чел деяте-ти, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что

Специфика объекта и предмета соц-гум познания
Общ-во познается как наукой, так и с помощью вненаучных форм познания, включ.в себя знания, к-ми облад.люди в повседн. жизни, в спец.формах деят-ти - политике, искусстве, правовой, религиозн.и пр.

Проблема субъекта соц-гум познания.
Проблема взаимодействия субъекта и объекта - центр. пробл теории познания. Познание осущ-ся субъектом. В переводе с латинского этот термин означ. «лежащий в основании». Теория познания строит-ся ка

Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании
Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности). Це

Явные и неявные ценностные предпосылки в социогуманитарном познании
В последние десятилетия не только зарубежом, но и в отеч философии проделана существенная аналит работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре науч знания, в его предпосылках и осно

Проблема истинности и рациональности в соц-гум науках
Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –

Релятивизм, психологизм, историзм в социогум познании и проблема истины
Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности чел познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших

Проблема интерпретации в социогум познании
Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук про

Соотношение объяснения, понимания и интерпретации в соц и гум науках
Проблема выбора основанного (центр) метода познания в гум науках в рамках герменевтич традиции в 19 в привела к противопоставлению объяснения и понимания. Поскольку объяснение в разл своих варианта

Текст как предмет гум познания
Герменевтика – (от греч. «истолкование») – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры. Использовалась в теологии, филологии. Мартин Хайдеггер в кач-ве жизненного мира рассматрива

Языковая картина мира в контексте совр социогум наук
Языковая картина мира-исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ к

Вера и знание в соц-гум науках
Существует некое основание познания, кот не подвергается сомнению (принимают на веру). Вера – базовая система знаний, то, что человеком принимается без сомнений и явл стартовой площадкой для дальне

Натуралист и антинатурал исслед программы в социологии, историч, эконом и юрид науках, психологии, филологии, культурологи.
Исслед программа – максимально общее представление о целях, задачах, методах решения поставленных задач (методологии). В гумм науках выделяют 2 исслед программы: 1) натуралистическая; 2) антинатура

Основные методологические парадигмы соц и гумм наук
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология,

Методология совр социогум науки
Методология соц-гум наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. В соц-гум знании преобладают схемы неклассической и постнеклассич научно

Становление дисциплинарной матрицы соц-гум знания и совр междисциплинар исследования.
В 21 веке соц-гум знание обрело дисциплинарную стр-ру, с которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о соц реальности стало дисциплинарно организ путем разделения сфер общ-ва и

Участие соц-гум наук в экспертизах соц проектов и программ
Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорр применение натуралистской и антинат

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги