Традиции и новации в развитии науки - раздел Науковедение, Наука является осн формой чел познания Современная Техника Является Практическим Приложением Науки И Составляет С Н...
Современная техника является практическим приложением науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз — главное средство развития совр общ-ва. В силу чего общественный прогресс часто рассматривается, прежде всего, как научно-технический. В конце XIX в. отношение к последнему стало раздваиваться. Наряду с положительным, сформировалось и отрицательное отношение к нему. Это сказалось не только на отношении к науке, но и к технике. В обществе сформировалось три подхода к технике: нейтральный (все зависит от ее применения), положительный и отрицательный.
Примером первого является подход, сформулированный К. Ясперсом. Сама по себе, говорит он о технике, она не является ни благом, ни злом, но может быть использована во благо и во зло. То и другое имеет совсем иные истоки, коренится в человеке, и только это придает технике смысл. «Впервые это во всей широте понял Карл Маркс». Квинтэссенцию позиции последнего, осуждающей капиталистическое применение машин, мы можем найти в речи на юбилее чартистской газеты в 1856 г. В наше время, сказал он, все как бы чревато своей противоположностью. Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносит людям голод и изнурение. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей, либо рабом своей собственной подлости. Выход Маркс видит в совлечении капиталистической оболочки с НТП.
Оптимистический вариант понимания значения техники сформулирован Мэмфордом в изложенной концепции развития социальности. Сторонники пессимистического понимания роли техники в современном обществе указывают, что техника все более становится несоразмерной создавшему ее человеку, который постепенно теряет над ней контроль, что выражается в умножении числа и увеличении объема так называемых глобальных проблем современности. Мир человека, говорят представители «Римского клуба», болен раком и этот рак сам человек.
Этот подход наиболее четко выражен немецким философом X. Шельски в ставшей классической большой статье под названием «Человек в научной цивилизации». По его мнению, развитие техники приобрело такой характер, что это по-новому ставит вопрос о его самоидентификации. Сегодня уже нельзя отождествлять человека с его привычным нам, сложившимся веками культурно-историческим образом. Чтобы по-новому объяснить человека, говорит он, нужно по-новому объяснить технику. Понимание техники как продолжения органов человека хотя и верно, но теперь уже недостаточно. Суть новой реальности состоит в том, что человек полностью подпадает под необходимость, которую он сам продуцирует в качестве своего мира и своей техники. Это — техническая необходимость. Человек теперь встроен в технику. Поэтому проблема чел сущности не поддается иному решению, кроме технического. Теперь мы не политики, а «техники» — функционеры прогресса. «Место политического народного волеизъявления занимает закономерность вещей, которую сам человек производит в качестве науки и техники». Для теоретика, пытающегося объяснить действительность, это означает «конец истории» в ее философском понимании. На место «истории» приходит «социология». Примерно в этом же ключе рассуждал и М. Хайдеггер. «Тоталитаризм, — писал он, — это не просто форма правления, но следствие необузданного господства техники. Человек сегодня подвержен безумию своих произведений».
Какой из этих трех вариантов можно считать истинным? Представляется, что каждый из них содержит в себе момент истины. Однако нужно подчеркнуть, что пессимистический вариант не должен быть недооценен. Творение все более становится несоразмерным творцу и вполне возможно, что уже в недалеком будущем человек может оказаться в постчеловеческом мире. Или, говоря иначе, обнаружить, что он в мире уже не один и уже не главный. Предсказаний такого рода становится все больше. Именно такого мнения придерживается профессор Келвин Уорвик, выдающийся ученый нашего времени, не так давно поставивший нас в известность, что уже через несколько десятилетий человек окажется в зависимости от созданного им самим искусственного разума. Как и известный американский ученый Ф. Фукуяма, совсем недавно написавший в статье «Запрограммированный недочеловек» о возможности с помощью информационных и биотехнологий изменять природу человека и войти на этой основе в «новую, постгуманную историю». Примерно таких же взглядов придерживается и директор Института мозга РАН академик Н. Бехтерева, которая называет даже примерную дату, когда компьютерные системы выйдут из-под контроля человека, и описывает способ, каким они это сделают. О чем, впрочем, за три четверти века до К. Уор-вика, Н. Бехтеревой и Ф. Фукуямы писал русский религиозный философ Н. Бердяев: «Творение восстает против своего творца, более не повинуется ему... Тайна грехопадения — в восстании твари против Творца. Она теперь повторяется... Прометеевский дух человека не в силах овладеть созданной им техникой...». Пойдет ли развитие по этому пути, выяснится, по-видимому, уже в ближайшие десятилетия.
Все более возрастающая роль техники в обществе привела к выделению в философии относительно самостоятельной области — философии техники. Хотя термин был введен еще в 1877 г. немецким мыслителем Э. Каппом, опубликовавшим книгу «Основания философии техники», статус особой философской дисциплины она приобрела в 60-е годы XX в. Философия техники тесно связана с философией науки, с одной стороны, и философской антропологией, с другой. Как и всякая дисциплина, находящаяся в процессе становления, она страдает элементами эклектики и имеет тенденцию в ряде случаев выйти за рамки философской дисциплины. Согласно В. Порусу, давнему исследователю природы философии техники, в настоящее время на первый план в этой отрасли знания выдвигаются следующие проблемы: глобальный характер технического развитая, его способность затрагивать интересы всех народов планеты; проблема ограничения количественного роста техники рациональными пределами; угроза всемирной катастрофы, непосредственно связанная с развитием военной техники и возможной необратимостью экологического кризиса, проблема гуманизации технического роста, предотвращения его конфликта с процессом самоутверждения творческой личности и др. Несмотря на признаки развития, судьба философии техники неясна. Это объясняется, во-первых, тем, что сама идея философских наук, дублирующих в рефлексии конкретные науки, уже более ста лет подвергается убедительной критике, во-вторых, тем, что создание под флагом философии дисциплины, напоминающей не имеющую мировых аналогов отечественную культурологию, чревата появлением конгломерата из различных методов, тем, подходов и решений, принципиально не поддающихся синтезу.
Наука является осн формой чел познания Наука это одновременно и сист знаний и их производство и практическая деят ть на их основе... Гл отличит признаки... а предметность и объективность научного знания б выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Традиции и новации в развитии науки
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Средневековая наука
Знания, к-е формир-ся в эпоху Ср.веков, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для кот-го характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из
Проблема как форма научного познания
Осваивая дейст-сть самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теори
Понятие метода и методологии
Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Метод – есть операция с объектом. В
Понимание и объяснение в науке
Объяснение и понимание – два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественнонаучном, и в социальном, и в техническом познании. Объяснение и понимание обычно называют функция
Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.
Познание – обусловленный прежде всего общ-историч практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и суб
Эволюция научной рациональности
Рациональность (разум, рассудок) – способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствующим действительности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых есть усло
Понятие науч революции. Эволюции и революции в развитии науки
Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. Основания науки включают несколько компонентов. Главные сред
Научная картина мира
Один из блоков оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредс
Особенности совр этапа развития науки (когнитивный и соц аспекты)
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого
Наука как социальный институт
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - спер
Этика науки. Проблема ответственности ученого.
В науке, как и в любой области чел деяте-ти, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что
Специфика объекта и предмета соц-гум познания
Общ-во познается как наукой, так и с помощью вненаучных форм познания, включ.в себя знания, к-ми облад.люди в повседн. жизни, в спец.формах деят-ти - политике, искусстве, правовой, религиозн.и пр.
Проблема субъекта соц-гум познания.
Проблема взаимодействия субъекта и объекта - центр. пробл теории познания. Познание осущ-ся субъектом. В переводе с латинского этот термин означ. «лежащий в основании». Теория познания строит-ся ка
Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании
Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности).
Це
Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании
В соц-гум знании описание времени и пространства существенно отл-ся от их представл-я в естествознании. Основные особен-ти состоят в том, что разв-е знания в науках о духе и культуре уже имеет в ка
Проблема истинности и рациональности в соц-гум науках
Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –
Проблема интерпретации в социогум познании
Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук про
Текст как предмет гум познания
Герменевтика – (от греч. «истолкование») – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры. Использовалась в теологии, филологии. Мартин Хайдеггер в кач-ве жизненного мира рассматрива
Языковая картина мира в контексте совр социогум наук
Языковая картина мира-исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ к
Вера и знание в соц-гум науках
Существует некое основание познания, кот не подвергается сомнению (принимают на веру). Вера – базовая система знаний, то, что человеком принимается без сомнений и явл стартовой площадкой для дальне
Основные методологические парадигмы соц и гумм наук
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология,
Методология совр социогум науки
Методология соц-гум наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. В соц-гум знании преобладают схемы неклассической и постнеклассич научно
Участие соц-гум наук в экспертизах соц проектов и программ
Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорр применение натуралистской и антинат
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов