рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Явные и неявные ценностные предпосылки в социогуманитарном познании

Явные и неявные ценностные предпосылки в социогуманитарном познании - раздел Науковедение, Наука является осн формой чел познания В Последние Десятилетия Не Только Зарубежом, Но И В Отеч Философии Проделана ...

В последние десятилетия не только зарубежом, но и в отеч философии проделана существенная аналит работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре науч знания, в его предпосылках и основаниях. Были конкретизированы и определены такие значимые компоненты науки, как основания, нормы и идеалы исследования, науч картина мира и стиль науч мышления (познания), философские категории и принципы, общенаучные методологич принципы, парадигма и научно-исслед программа, через кот реализ-ся методологич оценки и «проникают» в виде суждений соц и культ-историч ценности. Такое понимание дает возможность выявить глубинные уровни ценностной обусловленности познават процессов, обосновать их органич единство с логич структурами в самом категориальном строе общественного и индивидуального сознания. Науч знание и все процедуры его получения, проверки и обоснования обретают дополнит измерение, имеющее не только ценностный, но и историч параметры. Тем самым одновременно фиксируется та или иная степень опосредованного присутствия исследователя в знании и познават деят-ти, выявляется система его ценностных ориентаций.

Одна из ведущих форм предпосылок науки – науч карт мира, через кот проходит передача фундамент идей, принципов, а также системы ценностей из одной науки в другую. Для наук о духе и культуре значимы идеи Витгенштейна, полагавшего, что усвоенная нами еще в детстве общая картина мира принадлежит к сфере личностного знания и представлена особым типом эмпирических высказываний, принимаемых на веру как несомненные и сопутствующие нам всю жизнь. Они обладают системностью, тесно связанной с системностью общего знания, имеют неявную форму существования и оказываются само собою разумеющ основанием познания. Усвоенная с детства картина мира основана на доверии взрослым, принята на веру при общении и обучении, как следствие «бытия среди людей».

Все больше осознается значимость понятия картины мира для методологии гум наук Понимание картины мира в науках о культуре невозможно без ориентации на человека – понимания его места в мире и способов видения им этого мира. Здесь нет такого противопоставления человека и мира, как в естественно-научной картине мира, но описываются лишь типы понимания мира, включающего в себя и самого человека.

8. Принцип «ценностной нейтральности» и его роль в соц познании

Вебер исследовал проблему ценностей на уровне науч знания, различал ест и соц-гум науки и их способы решения проблемы «свободы науки от ценностей». Ценностный ан-з, рассматривая объекты, относит их к ценности, независимой от какого бы то ни было чисто историч, причин значения, наход, следовательно, за пределами исторического. Это различие предстает как различие ценностной и причинной интерпретации, требующее помнить, что объект этой идеальной ценности исторически обусловлен, что множество нюансов и выражений мысли окажутся непонятными, если нам не известны общие условия: обществ среда, историч период, состояние проблемы – все то, что имеет причинное значение для текстов и науч труда.

Вебер рассматривал также соотношение проблемы ценностей с противоположной ей проблемой «свободы от оценочных суждений». В отличие от Риккерта, полагающего самостоятельное «царство ценностей», Вебер считал что даже чисто эмпир научному исследованию направление указывают культурные, следовательно ценностные, интересы.

Дискуссия о том, может ли наука быть свободной от ценностей, продолжается и представлена двумя основными подходами:

· Наука д.б. ценностно нейтральной, автономной, освобождение от ценностей является условием получения объективной истоны, это признавалось класс наукой, но сегодня все больше осознается как упрощенное и неточное;

· От ценностей невозможно и не следует освобождаться, они явл необходимым условием для становления и роста науч знания, но необх найти рацион фориы, в которых фиксируется их присутствие и влияние на знание и деят-ть, а также в целом понимается их роль и особ-ти в каждой из наук. Второй подход,основанный на признании, что ценности в науке выражают её социокульт обусловленность как неотъемл хар-ку, становится опред в философии и методологии науки, особенно соц-гум знания.

 

9. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. От фил-ии жизни к «наукам о культуре»

Обращение к жизни как к феномену культуры и истории обусловлено необходимостью постижения изначального опыта восприятия реальности и выявл-я непосредственного знания, предшествующего разделению на субъект и объект, а также осознанием недостаточности чистого сознания. Введение понятия «жизнь» означает признание значимости эмпирического субъекта как наделенного жизнью индивида. Как многозначное и синтетич. понятие, жизнь меняет свое содерж в зависим от области примен. В. биолог. науках жизнь поним-ся как одна из форм сущесв-я материи., обладающ-я способ-ю к размнож-ю, росту, развитию – в целом воспроизведением в соотвеств. с наследств. программой. В соц-гум.науках это понятие приобрело культурно-историч. и филос. значения, в к-х на первый план выходят жизненная реальность, ее событийность и непрерывность течения. В. соц-гум. знании все активнее разраб-ся понятие жизни как необходимое для развития и теоретич. осмысления этих наук. Стремление осмыслить жизнь в ее не биологич, но социокультурном значении - это не отрицание рацион. подхода, а необх-ть найти новые формы рациональности, не сводящиеся к «образцам», господствующим в механистич. естествозн. и формальной логике. За этим стоит обращ-е к человеч. духовн-ти укорененной в культуре, искусстве, «жизненном мире», к иной традиции - культурно-исторической.

Специфическое человеческое бытие крайне сложно поддается рационализации. Эта проблема европейской фил мысли была поставлена во 2-й половине 19 в, в рамках такого направления, как философия жизни (Бергсон, Зиммель, Дильтей, Шпенглер). Одной из предпосылок формирующегося учения о жизни стало учение Ницше, показавшего ограниченность рационализма в понимании человека и культуры. Глубинное понимание жизни как подлинной природн. основы чел-ка близко Ф. Ницше. Он исходит из него, наполняя при этом новым, главным звучанием: жизнь как воля к власти.

В рамках этого направления возникла идея разработки категории жизни как центральной для методологии гум наук.

Один из ведущ. исслед-й понятия «жизнь» - немец. фил В. Дильтей, для к-го эта категория стан-ся фундаментальной при разработке методологии наук о культуре (о духе). Он стрем-ся дать определения нашего отношения к жизни через понимание, ценности, цели, развития и идеала. Жизнь разворачивается во времени. Пока жизнь длится – она не завершена и эта незавершенность придает особый смысл.

Каждый из авторов понимал и определял жизнь по-своему. Но можно выделить некую общность во взглядах разных ученых. Жизнь понимается как культ-историч явление, противоположное узкому ест-науч пониманию жизни. Задача фил-ии жизни: попытка рационализировать категорию, которая носит рацион (иррац) хар-р.

Не менее значимым подходом для познания соц. реальности повседн. жизни стало введение Э. Гуссерлем понятия «жизненного мира», оно оказало существ. влияние на становление феноменологической социологии. М. Хайдеггер признавал, что проблема смысла чел. жизни - одна из фундамент. во всей западн. фил-и. Очевидно, что за термином «жизнь» в философ. контексте стоит не логически строгое понятие, а феномен, имеющий глубокое культурно-историч. и гуманит. содержание.

Бергсон определяет качество существующих, основных признаков жизни в её креативности, спонтанности и темпориальности (развитии во времени). Жизнь согласно Бергсону – это бесконечное становление, создание новых форм, это непредсказуемость. Поэтому жизнь невозможно описывать языком ест наук, т.к. они ищут причинно-следств связи и видят лишь одну сторону проблемы. Невозможно предсказать дествие до того, как оно произойдет. Такой подход к жизни предусматривает изменение представления о познании. Познание ассоциируется с интеллектом (интеллект способности человека). Разум дает человеку логику твердых тел, логику неизменных отношений, некий застывший мир идей. Однако такой подход нацеливает нас на познание формы, но сама её суть скрыта. Бергсон предлагает реабилитировать такую способность ч-ка, как инстинкт (прежде инстинкт не рассматривался в познават плане). Инстинкт связывает нас с самой жизнью, не позволяя нам уйти в мир рационального познания (форм). Если интеллект толкует вещи технически, то инстинкт – органически. Интеллект и инстинкт объединяются в интуицию. Именно интуиция составляет саму сущность нашего духа, объединяет рациональное и иррацион, и с др стороны интуиция способна проявить себя в виде самой жизни. Интуиция по Бергсону – это род интеллектуальной симпатии, путем кот мы можем перенестись внутрь предмета и увидеть то единственное, то универсальное, что в нем есть. Именно поэтому интуиция позволяет нам увидеть целостный образ конкретной ситуации, осущ-ть множество интеллектуальных ситуаций. Она помогает увидеть разнообразные проявления жизни в их целостности и уникальности.

Зиммель, отталкиваясь от идей Бергсона, предлагает понимание жизни, кот носит противоречивый хар-р. Суть этого противоречия состоит в том, что жизнь – это не только спонтанное творчество, жизнь творит и определяет формы для того, чтобы зафиксировать плоды своего тв-ва (устанавливает опред границы), но в то же время устанавливает эти границы в течение времени их разрушения и снова создает новые формы. Жизнь придумывает формы (правила, нормы), но со временем эти границы оказываются тесными (невозможно придумать вечные формы), вот тогда и происходят культурные революции (смена стилей, идеологий, правил) и в этот период жизнь обретает некую бесформенность. Но рано или поздно это новое приходит к неким формам. Жизнь в культуре – это всегда установление запретов, табу, границ. Это по Зиммелю и есть одна из существенных характеристик жизни.

Согласно Шпенглеру чел культура не имеет единой логики развития, сущ опред культурно-историч типы (культуры), которые подобны живым существам. Каждая культура проживает свой собственный жизненный цикл, равный примерно 1000 лет. По мнению Шпенглера, чтобы понять путь культуры, необходимо проникнуть в её душу. Если ориентироваться только на внешние проявления культуры, то исследователь никогда не поймет их целостности.

Категория «жизнь» -базовая для самых различн. гуманит. и соц. исследов-й, широко обсуждаемая проблема этих наук. Разраб. мн-во способов описания и приемов рационального «схватывания» реальной жизни в текстах и теоретич. построениях, однако до решения этой задачи слишком далеко.

Т.о. «жизнь» как слово обыденного языка, широко применявшееся в гум и соц. текстах, все более обретает категориальный статус в фил-ии., осозн-ся как необх. понятие, науч. термин в сфере наук о духе и культуре. Потребность в понятии жизни как социокультурной жизнедеятельности будет возрастать, поскольку являясь базовым, оно успешно сочетает в себе как единичное, индивид-е, так и всеобщее, представленное в науках об общ-ве и культуре.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наука является осн формой чел познания

Наука является осн формой чел познания Наука это одновременно и сист знаний и их производство и практическая деят ть на их основе... Гл отличит признаки... а предметность и объективность научного знания б выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Явные и неявные ценностные предпосылки в социогуманитарном познании

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура античного полиса и становление первых форм теорет науки
В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др. Востоке: Египет, Вавилон, Индия, К

Средневековая наука
Знания, к-е формир-ся в эпоху Ср.веков, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для кот-го характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из

Структура научного познания. Соотношение эмпир и теор уровней познания
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Применительно к познанию в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образно

Проблема как форма научного познания
Осваивая дейст-сть самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теори

Структура эмпирич познания. Эксперимент и наблюдение. Проблема теор нагруж-ти факта
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Эмпир: Предмет исследования. Эмпир иссл-ие в основе своей ориентировано на изучение явле

Понятие метода и методологии
Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ со­циальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Метод – есть операция с объектом. В

Соотношение фил-ии и частных наук. Эвристическая ценность философских идей
Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общ-во- в философ. или науке и какова их действительная взаимосвязь, породил множ-во(.)зрения, обилие всевозможн. трактовок и интерп

Гипотетко-дедуктивный метод в научном познании и его ограниченность
ГДМ— метод научного познания, сущность которого заключается в создании си­стемы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Т

В основе построения теории лежит ГДМ. Этот метод является прагматичным методом (гипотеза всегда носит вероятностный характер.
В научном познании обычно имеют дело не с изолированными обобщениями или гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез (из них возникают научные теории). Пр

Понимание и объяснение в науке
Объяснение и понимание – два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественнонаучном, и в социальном, и в техническом познании. Объяснение и понимание обычно называют функция

Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.
Познание – обусловленный прежде всего общ-историч практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и суб

Эволюция научной рациональности
Рациональность (разум, рассудок) – способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствующим действительности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых есть усло

Понятие науч революции. Эволюции и революции в развитии науки
Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, за­даваемых ее основаниями. Основания науки включают не­сколько компонентов. Главные сред

Научная картина мира
Один из блоков оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредс

Модели динамики развития в западной философии науки (Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд)
Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», о

Традиции и новации в развитии науки
Современная техника является практическим приложе­нием науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз — главное средство развития совр общ-ва. В силу чего общественный прогресс часто рассма

Особенности совр этапа развития науки (когнитивный и соц аспекты)
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого

Наука как социальный институт
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - спер

Наука и власть. Проблема взаимоотношения академической свободы и гос регулир-я науки
Сама наука рассм-ся как некая власть (Бэкон). Он подчеркнул, что наука помимо просветительского вектора, имеет вектор силы. Т.е. ч-к, использующий науку, становится более могущественным. Власть нау

Этика науки. Проблема ответственности ученого.
В науке, как и в любой области чел деяте-ти, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что

Специфика объекта и предмета соц-гум познания
Общ-во познается как наукой, так и с помощью вненаучных форм познания, включ.в себя знания, к-ми облад.люди в повседн. жизни, в спец.формах деят-ти - политике, искусстве, правовой, религиозн.и пр.

Проблема субъекта соц-гум познания.
Проблема взаимодействия субъекта и объекта - центр. пробл теории познания. Познание осущ-ся субъектом. В переводе с латинского этот термин означ. «лежащий в основании». Теория познания строит-ся ка

Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании
Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности). Це

Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании
В соц-гум знании описание времени и пространства существенно отл-ся от их представл-я в естествознании. Основные особен-ти состоят в том, что разв-е знания в науках о духе и культуре уже имеет в ка

Проблема истинности и рациональности в соц-гум науках
Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –

Релятивизм, психологизм, историзм в социогум познании и проблема истины
Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности чел познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших

Проблема интерпретации в социогум познании
Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук про

Соотношение объяснения, понимания и интерпретации в соц и гум науках
Проблема выбора основанного (центр) метода познания в гум науках в рамках герменевтич традиции в 19 в привела к противопоставлению объяснения и понимания. Поскольку объяснение в разл своих варианта

Текст как предмет гум познания
Герменевтика – (от греч. «истолкование») – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры. Использовалась в теологии, филологии. Мартин Хайдеггер в кач-ве жизненного мира рассматрива

Языковая картина мира в контексте совр социогум наук
Языковая картина мира-исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ к

Вера и знание в соц-гум науках
Существует некое основание познания, кот не подвергается сомнению (принимают на веру). Вера – базовая система знаний, то, что человеком принимается без сомнений и явл стартовой площадкой для дальне

Натуралист и антинатурал исслед программы в социологии, историч, эконом и юрид науках, психологии, филологии, культурологи.
Исслед программа – максимально общее представление о целях, задачах, методах решения поставленных задач (методологии). В гумм науках выделяют 2 исслед программы: 1) натуралистическая; 2) антинатура

Основные методологические парадигмы соц и гумм наук
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология,

Методология совр социогум науки
Методология соц-гум наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. В соц-гум знании преобладают схемы неклассической и постнеклассич научно

Становление дисциплинарной матрицы соц-гум знания и совр междисциплинар исследования.
В 21 веке соц-гум знание обрело дисциплинарную стр-ру, с которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о соц реальности стало дисциплинарно организ путем разделения сфер общ-ва и

Участие соц-гум наук в экспертизах соц проектов и программ
Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорр применение натуралистской и антинат

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги