Реферат Курсовая Конспект
Наука является осн формой чел познания - раздел Науковедение, 1. Три Аспекта Бытия Науки: Наука Как Познават Деят-Ть, Соц Институт И Особая...
|
1. Три аспекта бытия науки: наука как познават деят-ть, соц институт и особая сфера культуры
Наука является осн формой чел познания. Наука – это одновременно и сист знаний, и их производство, и практическая деят-ть на их основе.
Гл отличит признаки:
а) предметность и объективность научного знания; б) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения (научные знания относятся к широкому классу практических ситуаций, который никогда заранее не задан). Признаки отличия науки от обыденного познания:
· Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта.
· Выработка наукой спец языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необх усл науч иссл-я.
· Науч иссл-е в особой системе науч аппаратуры (измерительные инструменты, приборы). Эта аппаратура позволяет науке экспериментально изучать новые типы объектов.
· Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль над получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Процедура выводимости обеспечивает связанность отдельных фрагментов знания в общую систему. Системность и обоснованность – еще один признак науч знания.
· Специфические методы познания.
Ф-ии науки: культурно-мировоззренческая, непосредственной производительной силы, социальная.
Первая характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззр, широкого науч взгляда на окр мир. Вторая с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью. Роль науки как социальной силы в том, что в совр усл-ях науч знания и науч методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем соц развития, его программирования и т.д.
Для научного знания характерно наличие 2 уровней: эмпир и теорет. Для эмпир знания характерна фактофиксирующая деятельность. Теор знание - это сущностное знание, осущ. на уровне абстракций высоких порядков. Наблюдение и эксперимент – важнейшие методы исследования в научном знании. Эмпир и теорет уровни взаимосвяз, предполагают наличие друг друга, хотя исторически эмпир предшествовало теорет.
Вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки. В разные периоды истории роль науки была неодинакова.
В античности наука сущ-ла как результат происшедшего в рабовладельческой формации разделения умственного и физ труда. Становление науч, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывается с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. Использование знаний – ручные орудия труда.
В условиях феодализма, когда с точки зрения религ идеологии познание мира рассматривалось как нечто греховное, наука не могла развиваться нормально.
Капитализм впервые поставил такие практические проблемы, которые могли быть разрешены только с помощью ест наук: производство достигало масштабов, делавших необходимым применение механики, математики и других наук. Дальнейшее развитие науки обуславливается возрастающими потребностями капиталистического производства и расширением мирового рынка.
Основной формой познавательной деятельности, главным ее «носителем» является наука. До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, общест способа деятельности и соц института. До этого существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство. Как целостная система трех сторон она возникла в Новое время – 16-17вв.(эпоху становления капиталистического способа производства).
Наука постоянно связана с практикой и получает от нее импульсы для своего развития и воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Превращаясь в непосредственную производит силу, она приобретает важное соц значение, способствует развитию самого человека.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
Наука - творческая деятельность по получению нового знания и результат той деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе опред принципов. Как и другие формы познания, наука есть соц-истор деятельность.
Наука образует единую систему знаний о законах мира. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе –естествознание, обществе– обществознание (гуманитарные, социальные науки), познании и мышлении –логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя полностью относить к науке.
Могут быть и другие критерии для классификации наук. По удаленности от практики науки можно разделить на 2 типа: фундаментальные (нет прямой ориентации на практику), прикладные (ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных проблем).
Возрастание роли науки и науч познания, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке: сциентизм и антисциентизм.
Сторонники сциентизма (наука) утверждают, что наука превыше всего и ее нужно внедрять в качестве эталона во все формы и виды чел деятельности.
Представители антисциентизма утверждают, что наука не способна обеспечить соц прогресс. Наука – враг человека, она разрушает культуру.
Одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать и отвергать.
Наука как форма познания, общественный способ деятельности, социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин: история и логика науки, психология научного творчества, науковедение.
2. Генезис науки и проблемы периодизации её истории
В истории формир-я и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знания и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Зарожд наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первой предпосылкой было изучение вещей, свойств и отношений, выделенных самой практикой. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов. Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений, которые могли быть осуществлены в производстве данной конкретной исторической эпохи (прибавление в математике др. Египта).
Способ построения знаний путем абстрагирования и схематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира. Однако по мере развития познания и практики наряду с отмеченным способом в науке формируется новый способ построения знаний. Он знаменует переход к собственно научному исследованию предметных связей мира. Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения, выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания формировались новые идеальные объекты, то далее познание делает следующий шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы “сверху” по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики.
При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания и применяются в качестве строит материала при формировании новых знаний. Эти объекты погружаются в особую сеть отношений, структуру, которая заимствуется из другой области знания, где она предварительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение исходных идеальных объектов с новой “сеткой отношений” способно породить новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное обоснование данной системы практикой превращает ее в достоверное знание.
Благодаря новому методу построения знаний наука получает возможность изучить не только те предметные связи, которые могут встретиться в сложившихся стереотипах практики, но и проанализировать изменения объектов, которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация. С этого момента кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле. В ней наряду с эмпир правилами и зависимостями формируется особый тип знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теорет постулатов. Меняется и категориальный статус знаний – они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой будущего, а поэтому строятся в категориях возможного и необходимого. Знания уже не формулируются только как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности “самой по себе”, и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов. Поскольку научное познание ориентируется на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в особой форме практики – эксперименте.
Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями разв-я культуры и цивилизации. 1) с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования; 2) с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху возрождения и переходу к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания. Нетрудно увидеть, что речь идет о тех мутациях в культуре, которые обеспечивали в конечном итоге становление техногенной цивилизации.
Наука в собственном смысле слова (от классического естествознания до современности)
В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематиз и проверке знаний. Человек постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, ему необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и есть цель всякой науч деят-ти. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осущ-ть предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.
Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др. Востоке: Египет, Вавилон, Индия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпир знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теорет систему в Др. Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и религ традиций (Аристотель). С тех пор до самой индустриальной революции главной ф-ей науки было объяснение, а ее основной задачей - познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью которой являлся сам человек. Но, тем не менее длит время науч знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще всесодержание науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления и в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без этого становление индустр общества вообще не могло состояться. В Новое время развивается процесс размежевания между традиционной философией и частными науками. Процесс дифференциации идет по трем направлениям:
4. отделение науки от философии
5. выделение в рамках науки ряда частных наук - механика, химия, физика…
6. выделение в целостном фил знании таких фил дисциплин, как онтология, ф-ия природы, ф-ия истории, логика …
Поворотным пунктом в указанном процессе послужил 18в.- пер.пол.19в., когда, с одной стороны, из ф-ии выделились все основные отрасли совр науч знания, и, с др.ст., обособление отдельных отраслей внутри ф-ии было доведено до отрыва их друг от друга (воззрения Канта).
В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и научных учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования духовной жизни общества, культуры и практики общения.
Наукаотпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Она имеет взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией, этикой, искусством и др. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить естественный язык. Хоть наука и вырабатывает свой язык, в тоже время она не может обойтись и без повседневного.
Совр науку можно определить как сферу исслед деят-ти, направл на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией науч труда; науч учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы науч-исслед работы; понятийный и категориальный аппарат, систему науч информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата науч исслед-й. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как считали позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования.
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - сперва очень малочисленной - группы людей. С появлением крупного машинного производства создаются условия для превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве основной выдвигается новая задача -познание с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования.В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям современного производства, она превращается в соц институт, для того, чтобы научные знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. Наука превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение.
Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а на самого человека, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В связи с этим соврем наука уже не слепо следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь фронт науч исследования (в естественных и общественных науках) оказывает стимулир воздействие на общ пр-во.Если прежде наука развивалась как отдельная часть социального целого, то теперь она начинает пронизывать все сферы жизни.Научные знания и научный поход необходимы в материальном производстве, в политике и общественной деятельности, в управлении, в системе образования, здравоохранения, в судебной и другой практике. Поэтому наука развивается более быстрыми темпами, чем другие отрасли.
Наука влияет даже на искусство и ее формы, наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений результатами науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное ценностное отношение к миру.
Рано или поздно приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки. Оно не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экологическом, ни в моральном плане. Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки, ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
Наука - творческая деятельность по получению нового знания и результат той деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально-историческая деятельность.
Проблема разделения соц и гум наук (по предмету, методу, по исслед программам)
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология, науки об искусстве, история, культурология. Первые называют социальными в узком смысле. Вторые – гуманитарными науками. Есть точка зрения, кот вообще не предполагает возможности сущ-я гумм наук. Аргумент состоит в том, что только в науках, подобных наукам о природе, производится конструирование предмета исслед-я из существующего объекта с пом научной процедуры. В гумм науках предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом и речь может идти только о гуманистике, но не о специализир деят-ти по пр-ву гумм научного знания. В этой (.) зрения игнорируется наличие собственных науч процедур получения гумм научного знания, кот включ в себя: следование методам соответствующей науч дисциплины, задающей стандарты и нормы науч деят-ти; постулат субъективной интерпретации, согласно кот соотносятся науч описания изучаемой реальности и субъективные мотивы деят-ти людей; постулат адекватности, требующий, чтобы науч утверждение гумм наук было понятно тому, относительно кого оно высказано. Это отличает гумм науки от соц, в кот науч утверждение отнесено к сущности и не явл понятным для людей, которых оно описывает.
Имеется и др (.) зр, согласно кот включенность субъекта в объект наук об обществе делает все науки этого цикла гуманит, ориентир на ч-ка. Аргументом явл то, что предмет соц познания – мир человека, а не вещь. Все соц науки изуч деят-ть ч-ка, а поэтому их можно отнести к гумм. Натуралистич исслед программа свидетельствует о том, что в соц группе наук могут применяться те методы, кот сходны с методами естествознания. Культуроцентристская исслед программа более ярко подчеркивает противоположную научность знаний об общ-ве.
По вопросу о разделении соц и гумм наук существует неск (.) зр:
· Разделение наук по предмету: соц науки изучают общие соц закономерности, структуру общ-ва и его законы, гумм науки – чел мир
· Разделение наук по методу: соц науки – это те, в кот исп-ся метод объяснения, гумм науки пользуются методом понимания
· Разделение наук одновременно по предмету и методу. Это предполагает, что специфич объект диктует специфич методы
· Разделение наук в соответствии с исслед программами.
Те из наук об обществе, которые похожи на науки и природе по методам, например социология, получают название соц наук, те, которые ближе к истории, являются науками о культуре – гуманитарных наук (Риккерт). Следуя методу разделения согласно исслед программам, к соц наукам надо отнести те, кот использ натуралист программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений. Описанию и объяснению в такого рода науках поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывающего в форме понятия. Гумм науками будут назыв-ся те, кот применяют антинатуралист исслед программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противоречия посредством раскрытия субъектных хар-к объекта и использованием «понимающей» методологии. При этом осущ-ся такое же объективное конструирование предмета исслед-я, как и в соц знании, но оно ограничено структурами повседневности.
Именно исслед программа опред в конечном счете разделение наук на соц и гумм, поскольку, объективации, натурализации, социологизации могут быть подвергнуты исслед-я таких объектов, как человек, культура, история, равно как культурцентристская стратегия, учет субъективных хар-к возможен и при рассм-ии соц сфер.
Такой традицион-гум способ видения предмета исслед-я, как понимание, проник в естествознание, характеризуя его гуманитаризацию, т.к. функция понимания в этом случае состоит в том, чтобы сохранить бытийный смысл вводимых теор конструктов при всех аналит разъяснениях действительности. Приближение естествознания к жизни и его гуманитаризация связаны с одновременным применением как культуроцентристской, так и натуралистич стратегий, с совместной работой соц и гумм наук.
Гумм научн знание может быть получено о любом объекте путем методически заостряемого интереса к его субъектной природе и жизненно-смысловому содержанию, соц знание может быть получено о любом объекте путем намеренно-методически подчеркиваемой его объективности и признания в нем закономерностей.
– Конец работы –
Используемые теги: наука, является, осн, формой, чел, познания0.096
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Наука является осн формой чел познания
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов