Натуралист и антинатурал исслед программы в социологии, историч, эконом и юрид науках, психологии, филологии, культурологи. - раздел Науковедение, Наука является осн формой чел познания Исслед Программа – Максимально Общее Представление О Целях, Задачах, Методах ...
Исслед программа – максимально общее представление о целях, задачах, методах решения поставленных задач (методологии). В гумм науках выделяют 2 исслед программы: 1) натуралистическая; 2) антинатуралист (культуроцентрическая). Каждая из этих программ в свою очередь предусм целый веер различных методологий, парадигм. В рамках одной и той же науки могут одновременно сосуществовать 2 направления исследования, что характерно для отеч гумм науки.
Натуралист исслед программа исходит из того, что гумм науки не обладают никакой принципиальной спецификой в сравнении с точными и ест и науками. Предмет ум познания может рассм-ся с позиции естествознания и соответственно в гумм сфере необходимо и допустимо применение методов ест наук. Это означает, что в рамках натуралист программы гум науки признаются в силу объективных причин второстепенными в сравнении с точными и ест науками, а задача ученого придать гум наукам статус научности в строгом смысле. Когда гум науки проникают в мат предмет исслед-я, это означает, что гум науки поднимаются и развиваются и постепенно сравниваются по значимости с точными и ест науками.
Впервые натурализм был сформулирован в позитивизме. В натурал программе отрицается либо специфика предмета гумм наук, либо наличие методологии специфич гумм сферы. Натуралист программа основным методом и для естествознания и для гумм наук признает объяснение. Гемпель: пытался найти в истории процедуру объяснения, в историческом познании, выявлял специфику историч законов. Натуралист программу исслед-я гумм наук ассоциируют с редукционизмом (сведением высших форм к низшим). В 20 в натуралист программа получила свое новое развитие в связи с развитием структурно-функцион подхода. . Структ-функцион подход предложен для анализа природных явлений, был перенесен на сферу обществ явлений (выделение опред стр-р в социуме, выявление функцион роли тех или иных элементов в сист общ-ва), что позволило объяснить многие явления в общ-ве. Широкое распр-е структурно-функцион подхода привело к противоположным тенденциям, многие явления оказывались вне рамок подхода. Это позволило говорить о кризисе натуралист исслед программы.
Антинатуралист исслед программа - в ней центр место занимает противопоставление мира природы и мира культуры. Антинатурализм базируется на том утверждении, что по мере историч развития общ-ва, природное ирает меньшую роль в сравнении с культурным или социальным, ослабляется зависимость ч-ка от природы и само природное в человеке скрывается за соц-культ регламентациями. (поэтому это культуроцентрическая программа).
Культура как некая система собственно человеческих символов, может быть адекватно познана через мир специфического человеч бытия. Человечество отходит от законов природы и выстраивает символич мир. Поэтому в естественнонаучном антинатурализме невозможно исключить смысл, ценности, оценки из сферы гум-науч деят-ти. Центральным ядром антинатуралист исслед программы явл герменевтика. Нельзя говорить, что антинатурализм существует только в рамках герменевтич концепции:
-феноментологич подход, философские основания которого лежат в учении Гуссерля. Феноменологич парадигма исследований во 2-й половине 20 в получила распространение в психологии, социологии, политологии (Шюц, Бертер, Лукман).
-коммуникативная парадигма (возникает во 2-й половине 20в)
-структуролизм (одной стороной он примыкает к натуралист исслед программе). Первоначально возник как новое направление в лингвистике в связи с учением Соссюра. Он предложил разделить язык на 2 части: язык как сист знаков; речь как индивид деят-ть. Возникает оппозиция (противостояние)
Леви-Стросс предлагает всю чел культуру рассм-ть через призму бинарных оппозиций. И сам механизм функц-я чел культуры состоит в том, что каждая культура – это некий механизм самопорождающихся новых символов.
Натурализм и антинатурализм существуют и конкурируют в отеч гумм науках и поныне.
Все темы данного раздела:
Культура античного полиса и становление первых форм теорет науки
В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.
Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др. Востоке: Египет, Вавилон, Индия, К
Средневековая наука
Знания, к-е формир-ся в эпоху Ср.веков, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для кот-го характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из
Структура научного познания. Соотношение эмпир и теор уровней познания
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Применительно к познанию в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образно
Проблема как форма научного познания
Осваивая дейст-сть самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теори
Структура эмпирич познания. Эксперимент и наблюдение. Проблема теор нагруж-ти факта
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Эмпир:
Предмет исследования. Эмпир иссл-ие в основе своей ориентировано на изучение явле
Понятие метода и методологии
Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Метод – есть операция с объектом. В
Соотношение фил-ии и частных наук. Эвристическая ценность философских идей
Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общ-во- в философ. или науке и какова их действительная взаимосвязь, породил множ-во(.)зрения, обилие всевозможн. трактовок и интерп
Гипотетко-дедуктивный метод в научном познании и его ограниченность
ГДМ— метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Т
В основе построения теории лежит ГДМ. Этот метод является прагматичным методом (гипотеза всегда носит вероятностный характер.
В научном познании обычно имеют дело не с изолированными обобщениями или гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез (из них возникают научные теории). Пр
Понимание и объяснение в науке
Объяснение и понимание – два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественнонаучном, и в социальном, и в техническом познании. Объяснение и понимание обычно называют функция
Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.
Познание – обусловленный прежде всего общ-историч практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и суб
Эволюция научной рациональности
Рациональность (разум, рассудок) – способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствующим действительности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых есть усло
Понятие науч революции. Эволюции и революции в развитии науки
Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. Основания науки включают несколько компонентов. Главные сред
Научная картина мира
Один из блоков оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредс
Модели динамики развития в западной философии науки (Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд)
Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», о
Традиции и новации в развитии науки
Современная техника является практическим приложением науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз — главное средство развития совр общ-ва. В силу чего общественный прогресс часто рассма
Особенности совр этапа развития науки (когнитивный и соц аспекты)
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого
Наука как социальный институт
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - спер
Наука и власть. Проблема взаимоотношения академической свободы и гос регулир-я науки
Сама наука рассм-ся как некая власть (Бэкон). Он подчеркнул, что наука помимо просветительского вектора, имеет вектор силы. Т.е. ч-к, использующий науку, становится более могущественным. Власть нау
Этика науки. Проблема ответственности ученого.
В науке, как и в любой области чел деяте-ти, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что
Специфика объекта и предмета соц-гум познания
Общ-во познается как наукой, так и с помощью вненаучных форм познания, включ.в себя знания, к-ми облад.люди в повседн. жизни, в спец.формах деят-ти - политике, искусстве, правовой, религиозн.и пр.
Проблема субъекта соц-гум познания.
Проблема взаимодействия субъекта и объекта - центр. пробл теории познания. Познание осущ-ся субъектом. В переводе с латинского этот термин означ. «лежащий в основании». Теория познания строит-ся ка
Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании
Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности).
Це
Явные и неявные ценностные предпосылки в социогуманитарном познании
В последние десятилетия не только зарубежом, но и в отеч философии проделана существенная аналит работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре науч знания, в его предпосылках и осно
Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании
В соц-гум знании описание времени и пространства существенно отл-ся от их представл-я в естествознании. Основные особен-ти состоят в том, что разв-е знания в науках о духе и культуре уже имеет в ка
Проблема истинности и рациональности в соц-гум науках
Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –
Релятивизм, психологизм, историзм в социогум познании и проблема истины
Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности чел познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших
Проблема интерпретации в социогум познании
Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук про
Соотношение объяснения, понимания и интерпретации в соц и гум науках
Проблема выбора основанного (центр) метода познания в гум науках в рамках герменевтич традиции в 19 в привела к противопоставлению объяснения и понимания. Поскольку объяснение в разл своих варианта
Текст как предмет гум познания
Герменевтика – (от греч. «истолкование») – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры. Использовалась в теологии, филологии. Мартин Хайдеггер в кач-ве жизненного мира рассматрива
Языковая картина мира в контексте совр социогум наук
Языковая картина мира-исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ к
Вера и знание в соц-гум науках
Существует некое основание познания, кот не подвергается сомнению (принимают на веру). Вера – базовая система знаний, то, что человеком принимается без сомнений и явл стартовой площадкой для дальне
Основные методологические парадигмы соц и гумм наук
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология,
Методология совр социогум науки
Методология соц-гум наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. В соц-гум знании преобладают схемы неклассической и постнеклассич научно
Становление дисциплинарной матрицы соц-гум знания и совр междисциплинар исследования.
В 21 веке соц-гум знание обрело дисциплинарную стр-ру, с которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о соц реальности стало дисциплинарно организ путем разделения сфер общ-ва и
Участие соц-гум наук в экспертизах соц проектов и программ
Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорр применение натуралистской и антинат
Новости и инфо для студентов