Релятивизм, психологизм, историзм в социогум познании и проблема истины
Релятивизм, психологизм, историзм в социогум познании и проблема истины - раздел Науковедение, Наука является осн формой чел познания Релятивизм – Идеалистическое Учение Об Относительности, Условности И Субъекти...
Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности чел познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир.
Психологизм всегда стремился воспроизвести того, кто мыслит (в логике), либо того, кто пишет, читает (в литературоведении), либо того, кто движется, как молекула, в историческом хаосе (в истории), либо того, кто является инициатором или изобретателем идеи или поступка, ставшего примером для подражания (в социологии), либо того, кто вспоминает представления и действия, выводимые из ощущений по закону ассоциации (в психологии), либо того, чьим естественным, подчеркнуто индивидуальным признаком является язык (в лингвистике), и так далее. Сама форма центрального для психологизма вопроса - «кто-вопроса» - задавала область поиска возможных ответов для психологистически ориентированных наук.
Последовательно проведенный психологизм сводит понимание к представлению. Понять поэму - значит представить себе автора, понять историю - значит представить себе конкретных действующих лиц в истории. И литературовед и историк должны заняться определением психологии своих героев, приближением их к читателям и к тем, кто изучает историю. Методология исследования, условия понимания в разных науках, с точки зрения психологизма, одни и те же.
Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –есть реальное отражение объекта. В этом понимании роль субъекта в получении истины оказывается двусмысленной. Способен ли субъект получить истину? Ответ: сущ-ет принцип тождества бытия и мышления, чел разум и есть посредник между объектом и истиной и именно с пом разума возможно познание истины.
Постепенно с развитием естествознания неклассич представления об истине начинают подвергаться сомнению. Неклассич рациональность признает то, что объект зависит от ср-в познават деят-ти, то, что знания об объекте зависят от ценности и цели деят-ти. То, что может существовать некое мн-во концептуальных систем, в рамках кот будут сущ-ть не только свои истины, но и свои критерии истинности. Идеи находят отклик в общ-ве (способны изменить его). Истина исторична.
Установление границ истинности для той или иной теории не может происходить в рамках самой теории. Множественность истин в рамках разл концепций обеспечивают их существование в разных условиях. Неклассич понимание истинности основывается не на принципе соответствия, а на принципе прагматизма. Попытки установления единства истины являются тоталитарными (насильственными методами) и связаны с идеологией. В норм ситуации разные концепции должны сосуществовать исходя из потребностей общ-ва и сфер применения.
Наука является осн формой чел познания Наука это одновременно и сист знаний и их производство и практическая деят ть на их основе... Гл отличит признаки... а предметность и объективность научного знания б выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов...
Средневековая наука
Знания, к-е формир-ся в эпоху Ср.веков, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для кот-го характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из
Проблема как форма научного познания
Осваивая дейст-сть самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теори
Понятие метода и методологии
Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Метод – есть операция с объектом. В
Понимание и объяснение в науке
Объяснение и понимание – два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественнонаучном, и в социальном, и в техническом познании. Объяснение и понимание обычно называют функция
Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.
Познание – обусловленный прежде всего общ-историч практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и суб
Эволюция научной рациональности
Рациональность (разум, рассудок) – способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствующим действительности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых есть усло
Понятие науч революции. Эволюции и революции в развитии науки
Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. Основания науки включают несколько компонентов. Главные сред
Научная картина мира
Один из блоков оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредс
Традиции и новации в развитии науки
Современная техника является практическим приложением науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз — главное средство развития совр общ-ва. В силу чего общественный прогресс часто рассма
Особенности совр этапа развития науки (когнитивный и соц аспекты)
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого
Наука как социальный институт
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - спер
Этика науки. Проблема ответственности ученого.
В науке, как и в любой области чел деяте-ти, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что
Специфика объекта и предмета соц-гум познания
Общ-во познается как наукой, так и с помощью вненаучных форм познания, включ.в себя знания, к-ми облад.люди в повседн. жизни, в спец.формах деят-ти - политике, искусстве, правовой, религиозн.и пр.
Проблема субъекта соц-гум познания.
Проблема взаимодействия субъекта и объекта - центр. пробл теории познания. Познание осущ-ся субъектом. В переводе с латинского этот термин означ. «лежащий в основании». Теория познания строит-ся ка
Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании
Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности).
Це
Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании
В соц-гум знании описание времени и пространства существенно отл-ся от их представл-я в естествознании. Основные особен-ти состоят в том, что разв-е знания в науках о духе и культуре уже имеет в ка
Проблема истинности и рациональности в соц-гум науках
Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –
Проблема интерпретации в социогум познании
Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук про
Текст как предмет гум познания
Герменевтика – (от греч. «истолкование») – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры. Использовалась в теологии, филологии. Мартин Хайдеггер в кач-ве жизненного мира рассматрива
Языковая картина мира в контексте совр социогум наук
Языковая картина мира-исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ к
Вера и знание в соц-гум науках
Существует некое основание познания, кот не подвергается сомнению (принимают на веру). Вера – базовая система знаний, то, что человеком принимается без сомнений и явл стартовой площадкой для дальне
Основные методологические парадигмы соц и гумм наук
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология,
Методология совр социогум науки
Методология соц-гум наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. В соц-гум знании преобладают схемы неклассической и постнеклассич научно
Участие соц-гум наук в экспертизах соц проектов и программ
Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорр применение натуралистской и антинат
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов