Соотношение объяснения, понимания и интерпретации в соц и гум науках
Соотношение объяснения, понимания и интерпретации в соц и гум науках - раздел Науковедение, Наука является осн формой чел познания Проблема Выбора Основанного (Центр) Метода Познания В Гум Науках В Рамках Гер...
Проблема выбора основанного (центр) метода познания в гум науках в рамках герменевтич традиции в 19 в привела к противопоставлению объяснения и понимания. Поскольку объяснение в разл своих вариантах так или иначе предполагает подведение частного феномена под общий закон или закономерность, то долгое время было принято считать, что объяснение может существовать только в естественно-научном познании. При этом разл виды объяснение (причинное, через закон, структурно-сист, функцион и генетич) не позвол учит специфич, уник особ-ти того или иного феномена. В процессе объяснении выделяются базовые или типич особенности предмета исслед-я, кот объединяют его с той или иной общностью (с тем или иным классом феноменов). Из этого следует, как утверждают сторонники герменевтики, то, что в процессе объяснения нарушаются целостность предмета исслед-я, его специфич, особенные св-ва и кач-ва оказываются за границей познания. Поэтому подобный метод не применим в гумм науках.
В отличие от объяснения, понимание предполагает рассм-е данного явления как уникального, неповторимого, самодостаточного и именно с такими явлениями гуманитарные науки и работают. Понимание не м.б. полностью рационализировано. Понимание несет в себе Эл-ты субъективности, личных пристрастий, предубеждений ученого, кот до конца не могут быть выявлены и соответственно мы не можем надеяться, что понимание дает нам общезначимое знание.
Теоретики герменевтики говорят, что понимание связано с вживанием, вчувствованием познающего субъекта в предмет исследования. Понимание не опирается только на рацион составляющую, оно требует от человека душевных усилий, реконструирования другой реальности, которая скрывается за исследуемым предметом. Довольно долгое время противопоставление (дихотомия) объяснения и понимания обозначала собой опред методологич пропасть между гумм и ест науками. Однако в 20 в ситуация стала изменяться и возникло двустороннее движение по преодолению этой пропасти. С одной стороны были выдвинуты модели объяснения, которые м.б. использованы в гумм сфере, в частности в области историч познания (Гемпель, Вригт). Эти модели учитывают возможность вероятностного объяснения тех или иных событий. Объяснение может успешно работать в др гум сферах. С др стороны возникли попытки переосмысления процедуры понимания. Возникает идея, что понимание характерно не только для гумм наук, понимание присутствует и в ест-науч познании. Правда в этой сфере понимается и проявляется специфически.
Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук проблема интерпретации заним особое место. Гум науки сущ-ют в усл-ях принципиальной множественности интерпретаций одних и тех же объектов. Гум науки сохр внутр возм-ти для разных интерпретаций. Множественность интерпретаций предполагает опред выбор между разл версиями. Есть опред проблема выбора теории и интерпретации для одного и того же феномена. В процессе разв-я гум наук выделились опред критерии:
· Соответствие интерпретации авторскому замыслу, историч и культ контексту, той соц-культ ситуации, в кот данное явление возникло, существует или существовало. Этот критерий обязывает ученого исследовать все возможные историч культурные контексты. Изучение того массива инф-ии, кот позвол представить предмет как явление. Чем меньше в исследовании замыслов ученого, тем теория оказывается более истинной (антиквализм)
· Наиб продуктивной явл та интерпретация, кот открывает какие-то новые смыслы (презентизм). Выбираются те интерпретации, кот делают то или иное явление достоянием всего человечества.
Эти критерии предполагают рацион выбор между различными интерпретациями. В совр методолог лит-ре возникла и 3-я позиция, кот диктует принципиальное отсутствие критериев выбора (постмодернизм). Эта позиция основывается на том, что никаких фактов, достоверных событий, явлений не существует, говорить о реальности как таковой не имеет смысла.
Ницше: «Нет никаких фактов, есть только интерпретация».
Любая интерпретация может существовать. Любой выбор может быть осуществлен только в силу опред внешнего воздействия (санкций). В связи с этим в классич фил-ии и гумм науках была принята опред иерархия разл интерпретаций. Постмодернизм разрушает все эти иерархии.
Сущ-ют интерпретации, кот в большей или меньшей степени помогают пониманию. Значение интерпретации для гумм познания состоит в том, что она включает в себя эл-ты объяснения, поскольку так или иначе мы вынуждены истолковывать тот или иной предмет в широком контексте. Кроме того, интерпретация включает в себя элемент перевода, т.е. попытки осущ-ть разъяснение тех или иных смыслов для той или иной аудитории соотнося предмет с теми установками, кот существуют в научн сообществе на настоящ момент. В совр гумм познании и интерпретация и объяснение находят широкое применение, а понимание является целью элементарного познания.
Наука является осн формой чел познания Наука это одновременно и сист знаний и их производство и практическая деят ть на их основе... Гл отличит признаки... а предметность и объективность научного знания б выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов...
Средневековая наука
Знания, к-е формир-ся в эпоху Ср.веков, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для кот-го характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из
Проблема как форма научного познания
Осваивая дейст-сть самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теори
Понятие метода и методологии
Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Метод – есть операция с объектом. В
Понимание и объяснение в науке
Объяснение и понимание – два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественнонаучном, и в социальном, и в техническом познании. Объяснение и понимание обычно называют функция
Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.
Познание – обусловленный прежде всего общ-историч практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и суб
Эволюция научной рациональности
Рациональность (разум, рассудок) – способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствующим действительности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых есть усло
Понятие науч революции. Эволюции и революции в развитии науки
Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. Основания науки включают несколько компонентов. Главные сред
Научная картина мира
Один из блоков оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредс
Традиции и новации в развитии науки
Современная техника является практическим приложением науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз — главное средство развития совр общ-ва. В силу чего общественный прогресс часто рассма
Особенности совр этапа развития науки (когнитивный и соц аспекты)
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого
Наука как социальный институт
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - спер
Этика науки. Проблема ответственности ученого.
В науке, как и в любой области чел деяте-ти, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что
Специфика объекта и предмета соц-гум познания
Общ-во познается как наукой, так и с помощью вненаучных форм познания, включ.в себя знания, к-ми облад.люди в повседн. жизни, в спец.формах деят-ти - политике, искусстве, правовой, религиозн.и пр.
Проблема субъекта соц-гум познания.
Проблема взаимодействия субъекта и объекта - центр. пробл теории познания. Познание осущ-ся субъектом. В переводе с латинского этот термин означ. «лежащий в основании». Теория познания строит-ся ка
Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании
Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности).
Це
Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании
В соц-гум знании описание времени и пространства существенно отл-ся от их представл-я в естествознании. Основные особен-ти состоят в том, что разв-е знания в науках о духе и культуре уже имеет в ка
Проблема истинности и рациональности в соц-гум науках
Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –
Проблема интерпретации в социогум познании
Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук про
Текст как предмет гум познания
Герменевтика – (от греч. «истолкование») – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры. Использовалась в теологии, филологии. Мартин Хайдеггер в кач-ве жизненного мира рассматрива
Языковая картина мира в контексте совр социогум наук
Языковая картина мира-исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ к
Вера и знание в соц-гум науках
Существует некое основание познания, кот не подвергается сомнению (принимают на веру). Вера – базовая система знаний, то, что человеком принимается без сомнений и явл стартовой площадкой для дальне
Основные методологические парадигмы соц и гумм наук
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология,
Методология совр социогум науки
Методология соц-гум наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. В соц-гум знании преобладают схемы неклассической и постнеклассич научно
Участие соц-гум наук в экспертизах соц проектов и программ
Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорр применение натуралистской и антинат
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов