рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этика науки. Проблема ответственности ученого.

Этика науки. Проблема ответственности ученого. - раздел Науковедение, Наука является осн формой чел познания В Науке, Как И В Любой Области Чел Деяте-Ти, Взаимоотношения Между Теми, Кто ...

В науке, как и в любой области чел деяте-ти, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные к особенностям научной деятельности. Скажем, как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.

Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого в том, что ученый в стремлении к истине не должен считаться с какими бы то ни было привходящими обстоятельствами.

В повседневной науч деят-ти обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе — логически, экспериментально и пр. — обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому.

Нормы науч этики редко формулируются в виде специальных кодексов, обычно они передаются молодым от учителей. Однако были и попытки выявления и анализа этих норм. Например, английский социолог науки P. Мертон считает, что нормы науки строятся вокруг 4-х основных ценностей:

1. универсализм — убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов тех, кто их формулирует.

2. общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием.

3. бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды. Признание и вознаграждение рассматриваются лишь как возможное следствие научных достижений.

4. организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность используемых данных.

В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Среди областей научного знания, в которых особенно остро обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, генетические исследования человека. Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных для всего живого на планете. Мораторию предшествовал резкий рывок в исследованиях по молекулярной генетике. Однако другой стороной этого прорыва в области генетики явились таящиеся в нем потенциальные угрозы для человека и человечества. Даже простая небрежность экспериментатора в мерах безопасности могут привести к непоправимым последствиям.

И накал дискуссий объясняется не столько тем, в какой мере реальны все эти возможности, сколько тем, что они заставляют людей во многом по-новому или более остро воспринимать такие вечные проблемы, как проблемы человека, его свободы и предназначения. Далекие перспективы, открываемые генетикой, начинают оказывать влияние на нас уже сегодня, заставляя задуматься, например, над тем, хотим ли мы и должны ли хотеть клонального размножения людей.

Так этот пример заставляет во многом по-новому осмысливать и диалектическую связь свободы и ответственности в деятельности ученых. Сегодня принцип свободы научного поиска должен осмысливаться в контексте тех далеко не однозначных последствий развития науки, с которыми приходится иметь дело людям. В нынешних дискуссиях по социально-этическим проблемам науки наряду с защитой ничем не ограничиваемой свободы исследования представлена и диаметрально противоположная точка зрения, предлагающая регулировать науку точно так же, как регулируется движение на железных дорогах. Между этими крайними позициями располагается широкий диапазон мнений о том, как при этом должны сочетаться интересы самого исследователя, научного сообщества и общества в целом. Идея неограниченной свободы исследования, которая была безусловно прогрессивной на протяжении многих столетий, ныне уже не может приниматься безоговорочно. Есть ведь ответственная свобода – и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая – при современных и будущих возможностях науки – весьма тяжелыми последствиями для человечества.

Еще в недавнем прошлом было принято безудержно восхвалять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества. Такова точка зрения сциентизма, то есть представления о науке, особенно о естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности. Но некоторые последствия НТР, например, экологические проблемы, могут привести к исчезновению человечества. Значит ли это, однако, что следует согласиться с антисциентизмом, с призывом остановить развитие науки и техники? Отнюдь нет. Если мы сегодня отчетливо убеждаемся в том, что знание далеко не всегда ведет к добродетели, то отсюда никоим образом не вытекает, будто путем к добродетели является невежество. При всей противоположности позиции сциентизма и антисциентизма заключают в себе и нечто общее. Сциентизму свойственно слепое преклонение перед наукой; враждебность антисциентизма по отношению к науке также замешена на слепом, безотчетном страхе перед ней. Чего не хватает обеим этим позициям и что так необходимо сегодня не только ученому, но и каждому человеку, со всех сторон окруженному порождениями НТП,- это прежде всего рационального отношения к науке и научному мышлению. Людям не стоит безропотно подчинятся развитию науки и техники и приспосабливаться к его негативным последствиям. Конкретные направления НТП, НТ проекты и решения, затрагивающие интересы и ныне живущих, и будущих поколений, - вот что требует широкого, гласного, демократического и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать либо отвергать своим волеизъявлением.

Только те НТ решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо как раз они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы ныне не только для ускорения НП, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований.


 

1. Формир-е науч дисциплин соц-гум цикла: эмпир сведения и историко-логич реконструкции.

Становление науки и соц-гум наук, в частности – долгий историч процесс. Наиб разраб типологией сегодня выступает выделение классич, неклассич и постнеклассич стадий в развитии науки, задающих соответ тип науч знания и понимания истины. Соц-гум науки вступили в постнеклассический этап раньше естествознания. Наука включает в свои размышления вопрос о своем применении.

Соц науки возникли на Западе. Они отвечали уровню западной рациональности и служили целям зап модернизации как в концептуально-мирровоззренческом смысле (источники легитимации соц развития), так и в соц-технологич (обеспечение функционирования соц системы). Можно различать формы соц влияний на развитие науки: прямые, открытые, непосредственные, такие, как соц заказ, определенная организация науч деятельности, и скрытые формы влияния, называемые некоторыми авторами латентными. Для хар-ки связи науки с обществом выделяют 3 уровня: дисциплины (задает способы деятельности ученых), латентной социальной детерминации (в правилах и стилистике науч деят-ти содержатся такие приемы идеализации, которые могли возникнуть только в опред соц условиях) и соц-организованного окружения науки (формирует науку как соц институт и сферу проф деят-ти).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наука является осн формой чел познания

Наука является осн формой чел познания Наука это одновременно и сист знаний и их производство и практическая деят ть на их основе... Гл отличит признаки... а предметность и объективность научного знания б выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этика науки. Проблема ответственности ученого.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура античного полиса и становление первых форм теорет науки
В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др. Востоке: Египет, Вавилон, Индия, К

Средневековая наука
Знания, к-е формир-ся в эпоху Ср.веков, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для кот-го характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из

Структура научного познания. Соотношение эмпир и теор уровней познания
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Применительно к познанию в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образно

Проблема как форма научного познания
Осваивая дейст-сть самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теори

Структура эмпирич познания. Эксперимент и наблюдение. Проблема теор нагруж-ти факта
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Эмпир: Предмет исследования. Эмпир иссл-ие в основе своей ориентировано на изучение явле

Понятие метода и методологии
Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ со­циальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Метод – есть операция с объектом. В

Соотношение фил-ии и частных наук. Эвристическая ценность философских идей
Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общ-во- в философ. или науке и какова их действительная взаимосвязь, породил множ-во(.)зрения, обилие всевозможн. трактовок и интерп

Гипотетко-дедуктивный метод в научном познании и его ограниченность
ГДМ— метод научного познания, сущность которого заключается в создании си­стемы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Т

В основе построения теории лежит ГДМ. Этот метод является прагматичным методом (гипотеза всегда носит вероятностный характер.
В научном познании обычно имеют дело не с изолированными обобщениями или гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез (из них возникают научные теории). Пр

Понимание и объяснение в науке
Объяснение и понимание – два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественнонаучном, и в социальном, и в техническом познании. Объяснение и понимание обычно называют функция

Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.
Познание – обусловленный прежде всего общ-историч практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и суб

Эволюция научной рациональности
Рациональность (разум, рассудок) – способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствующим действительности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых есть усло

Понятие науч революции. Эволюции и революции в развитии науки
Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, за­даваемых ее основаниями. Основания науки включают не­сколько компонентов. Главные сред

Научная картина мира
Один из блоков оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредс

Модели динамики развития в западной философии науки (Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд)
Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», о

Традиции и новации в развитии науки
Современная техника является практическим приложе­нием науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз — главное средство развития совр общ-ва. В силу чего общественный прогресс часто рассма

Особенности совр этапа развития науки (когнитивный и соц аспекты)
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого

Наука как социальный институт
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - спер

Наука и власть. Проблема взаимоотношения академической свободы и гос регулир-я науки
Сама наука рассм-ся как некая власть (Бэкон). Он подчеркнул, что наука помимо просветительского вектора, имеет вектор силы. Т.е. ч-к, использующий науку, становится более могущественным. Власть нау

Специфика объекта и предмета соц-гум познания
Общ-во познается как наукой, так и с помощью вненаучных форм познания, включ.в себя знания, к-ми облад.люди в повседн. жизни, в спец.формах деят-ти - политике, искусстве, правовой, религиозн.и пр.

Проблема субъекта соц-гум познания.
Проблема взаимодействия субъекта и объекта - центр. пробл теории познания. Познание осущ-ся субъектом. В переводе с латинского этот термин означ. «лежащий в основании». Теория познания строит-ся ка

Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании
Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности). Це

Явные и неявные ценностные предпосылки в социогуманитарном познании
В последние десятилетия не только зарубежом, но и в отеч философии проделана существенная аналит работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре науч знания, в его предпосылках и осно

Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании
В соц-гум знании описание времени и пространства существенно отл-ся от их представл-я в естествознании. Основные особен-ти состоят в том, что разв-е знания в науках о духе и культуре уже имеет в ка

Проблема истинности и рациональности в соц-гум науках
Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –

Релятивизм, психологизм, историзм в социогум познании и проблема истины
Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности чел познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших

Проблема интерпретации в социогум познании
Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук про

Соотношение объяснения, понимания и интерпретации в соц и гум науках
Проблема выбора основанного (центр) метода познания в гум науках в рамках герменевтич традиции в 19 в привела к противопоставлению объяснения и понимания. Поскольку объяснение в разл своих варианта

Текст как предмет гум познания
Герменевтика – (от греч. «истолкование») – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры. Использовалась в теологии, филологии. Мартин Хайдеггер в кач-ве жизненного мира рассматрива

Языковая картина мира в контексте совр социогум наук
Языковая картина мира-исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ к

Вера и знание в соц-гум науках
Существует некое основание познания, кот не подвергается сомнению (принимают на веру). Вера – базовая система знаний, то, что человеком принимается без сомнений и явл стартовой площадкой для дальне

Натуралист и антинатурал исслед программы в социологии, историч, эконом и юрид науках, психологии, филологии, культурологи.
Исслед программа – максимально общее представление о целях, задачах, методах решения поставленных задач (методологии). В гумм науках выделяют 2 исслед программы: 1) натуралистическая; 2) антинатура

Основные методологические парадигмы соц и гумм наук
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология,

Методология совр социогум науки
Методология соц-гум наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. В соц-гум знании преобладают схемы неклассической и постнеклассич научно

Становление дисциплинарной матрицы соц-гум знания и совр междисциплинар исследования.
В 21 веке соц-гум знание обрело дисциплинарную стр-ру, с которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о соц реальности стало дисциплинарно организ путем разделения сфер общ-ва и

Участие соц-гум наук в экспертизах соц проектов и программ
Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорр применение натуралистской и антинат

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги