рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Языковая картина мира в контексте совр социогум наук

Языковая картина мира в контексте совр социогум наук - раздел Науковедение, Наука является осн формой чел познания Языковая Картина Мира-Исторически Сложившаяся В Обыде...

Языковая картина мира-исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев (Вайсгербер и др.) о внутренней форме языка, с одной стороны, и к идеям американской этнолингвистики, в частности так называемой гипотезе лингвистической относительности Сепира – Уорфа, – с другой. Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации (= концептуализации) мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка. Свойственный данному языку способ концептуализации действительности отчасти универсален, отчасти национально специфичен, так что носители разных языков могут видеть мир немного по-разному, через призму своих языков. С другой стороны, языковая картина мира является «наивной» в том смысле, что во многих существенных отношениях она отличается от «научной» картины. При этом отраженные в языке наивные представления отнюдь не примитивны: во многих случаях они не менее сложны и интересны, чем научные.

Итак, понятие языковой картины мира включает две связанные между собой, но различные идеи: 1) что картина мира, предлагаемая языком, отличается от «научной» (в этом смысле употребляется также термин «наивная картина мира») и 2) что каждый язык «рисует» свою картину, изображающую действительность несколько иначе, чем это делают другие языки. Реконструкция языковой картины мира составляет одну из важнейших задач современной лингвистической семантики. Исследование языковой картины мира ведется в двух направлениях, в соответствии с названными двумя составляющими этого понятия. С одной стороны, на основании системного семантического анализа лексики определенного языка производится реконструкция цельной системы представлений, отраженной в данном языке, безотносительно к тому, является она специфичной для данного языка или универсальной, отражающей «наивный» взгляд на мир в противоположность «научному». С другой стороны, исследуются отдельные характерные для данного языка концепты, обладающие двумя свойствами: они являются «ключевыми» для данной культуры (в том смысле, что дают «ключ» к ее пониманию) и одновременно соответствующие слова плохо переводятся на другие языки: переводной эквивалент либо вообще отсутствует, либо такой эквивалент в принципе имеется, но он не содержит именно тех компонентов значения, которые являются для данного слова специфичными. В последние годы в отечественной семантике развивается направление, интегрирующее оба подхода; его целью является воссоздание русской языковой картины мира на основании комплексного (лингвистического, культурологического, семиотического) анализа лингвоспецифических концептов русского языка в межкультурной перспективе.

Язык, как известно, является исключительным атрибутом человека. Одновременно человек является центральной фигурой на той картине мира, которую рисует язык. Как показали исследования последних десятилетий, семантическая система языка основывается на принципе антропоцентризма: чтобы описать размер, форму, температуру, положение в пространстве, функцию и другие свойства предметов, язык в качестве точки отсчета использует человека. В зависимости от обстоятельств человек в языке фигурирует как субъект речи (говорящий), субъект сознания, восприятия, воли, эмоций и т.д. и даже просто как физическое тело, имеющее определенное строение (лицо, голову, ноги и т.д.) и занимающее определенное положение в пространстве. Фигура человека говорящего является центральной для категорий дейксиса, времени и модальности. Но не менее важную роль играет фигура человека и в лексике, в том числе предметной. Как уже говорилось, картины мира, рисуемые разными языками, в чем-то между собой похожи, в чем-то различны. Различия между языковыми картинами обнаруживают себя, в первую очередь, в лингвоспецифичных словах, не переводимых на другие языки и заключающих в себе специфические для данного языка концепты. Исследование лингвоспецифичных слов в их взаимосвязи и в межкультурной перспективе позволяет уже сегодня говорить о восстановлении достаточно существенных фрагментов русской языковой картины мира и конституирующих их идей. представления, формирующие картину мира, входят в значения слов в неявном виде; человек принимает их на веру, не задумываясь, и часто даже сам не замечая этого. Пользуясь словами, содержащими неявные смыслы, человек, сам того не замечая, принимает и заключенный в них взгляд на мир. Напротив, те смысловые компоненты, которые входят в значение слов и выражений в форме непосредственных утверждений, могут быть предметом спора между разными носителями языка и тем самым не входят в тот общий фонд представлений, который формирует языковую картину мира. Владение языком предполагает концептуализию мира. При этом конфигурации идей, заключенные в значении слов родного языка, воспринимаются говорящим как нечто само собой разумеющееся, и у него возникает иллюзия, что так вообще устроена жизнь. Но при сопоставлении разных языковых картин мира обнаруживаются значительные расхождения между ними, причем иногда весьма нетривиальные.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наука является осн формой чел познания

Наука является осн формой чел познания Наука это одновременно и сист знаний и их производство и практическая деят ть на их основе... Гл отличит признаки... а предметность и объективность научного знания б выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Языковая картина мира в контексте совр социогум наук

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура античного полиса и становление первых форм теорет науки
В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др. Востоке: Египет, Вавилон, Индия, К

Средневековая наука
Знания, к-е формир-ся в эпоху Ср.веков, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для кот-го характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из

Структура научного познания. Соотношение эмпир и теор уровней познания
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Применительно к познанию в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образно

Проблема как форма научного познания
Осваивая дейст-сть самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теори

Структура эмпирич познания. Эксперимент и наблюдение. Проблема теор нагруж-ти факта
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Эмпир: Предмет исследования. Эмпир иссл-ие в основе своей ориентировано на изучение явле

Понятие метода и методологии
Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ со­циальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Метод – есть операция с объектом. В

Соотношение фил-ии и частных наук. Эвристическая ценность философских идей
Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общ-во- в философ. или науке и какова их действительная взаимосвязь, породил множ-во(.)зрения, обилие всевозможн. трактовок и интерп

Гипотетко-дедуктивный метод в научном познании и его ограниченность
ГДМ— метод научного познания, сущность которого заключается в создании си­стемы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Т

В основе построения теории лежит ГДМ. Этот метод является прагматичным методом (гипотеза всегда носит вероятностный характер.
В научном познании обычно имеют дело не с изолированными обобщениями или гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез (из них возникают научные теории). Пр

Понимание и объяснение в науке
Объяснение и понимание – два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественнонаучном, и в социальном, и в техническом познании. Объяснение и понимание обычно называют функция

Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.
Познание – обусловленный прежде всего общ-историч практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и суб

Эволюция научной рациональности
Рациональность (разум, рассудок) – способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствующим действительности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых есть усло

Понятие науч революции. Эволюции и революции в развитии науки
Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, за­даваемых ее основаниями. Основания науки включают не­сколько компонентов. Главные сред

Научная картина мира
Один из блоков оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредс

Модели динамики развития в западной философии науки (Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд)
Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», о

Традиции и новации в развитии науки
Современная техника является практическим приложе­нием науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз — главное средство развития совр общ-ва. В силу чего общественный прогресс часто рассма

Особенности совр этапа развития науки (когнитивный и соц аспекты)
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого

Наука как социальный институт
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - спер

Наука и власть. Проблема взаимоотношения академической свободы и гос регулир-я науки
Сама наука рассм-ся как некая власть (Бэкон). Он подчеркнул, что наука помимо просветительского вектора, имеет вектор силы. Т.е. ч-к, использующий науку, становится более могущественным. Власть нау

Этика науки. Проблема ответственности ученого.
В науке, как и в любой области чел деяте-ти, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что

Специфика объекта и предмета соц-гум познания
Общ-во познается как наукой, так и с помощью вненаучных форм познания, включ.в себя знания, к-ми облад.люди в повседн. жизни, в спец.формах деят-ти - политике, искусстве, правовой, религиозн.и пр.

Проблема субъекта соц-гум познания.
Проблема взаимодействия субъекта и объекта - центр. пробл теории познания. Познание осущ-ся субъектом. В переводе с латинского этот термин означ. «лежащий в основании». Теория познания строит-ся ка

Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании
Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности). Це

Явные и неявные ценностные предпосылки в социогуманитарном познании
В последние десятилетия не только зарубежом, но и в отеч философии проделана существенная аналит работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре науч знания, в его предпосылках и осно

Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании
В соц-гум знании описание времени и пространства существенно отл-ся от их представл-я в естествознании. Основные особен-ти состоят в том, что разв-е знания в науках о духе и культуре уже имеет в ка

Проблема истинности и рациональности в соц-гум науках
Проблема истины – центральная проблема любой науки. Стремление к истине –цель любого науч тв-ва. Истина – это некое знание, соответствующее полностью в идеале объекту. Соответствие истины объекту –

Релятивизм, психологизм, историзм в социогум познании и проблема истины
Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности чел познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших

Проблема интерпретации в социогум познании
Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук про

Соотношение объяснения, понимания и интерпретации в соц и гум науках
Проблема выбора основанного (центр) метода познания в гум науках в рамках герменевтич традиции в 19 в привела к противопоставлению объяснения и понимания. Поскольку объяснение в разл своих варианта

Текст как предмет гум познания
Герменевтика – (от греч. «истолкование») – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры. Использовалась в теологии, филологии. Мартин Хайдеггер в кач-ве жизненного мира рассматрива

Вера и знание в соц-гум науках
Существует некое основание познания, кот не подвергается сомнению (принимают на веру). Вера – базовая система знаний, то, что человеком принимается без сомнений и явл стартовой площадкой для дальне

Натуралист и антинатурал исслед программы в социологии, историч, эконом и юрид науках, психологии, филологии, культурологи.
Исслед программа – максимально общее представление о целях, задачах, методах решения поставленных задач (методологии). В гумм науках выделяют 2 исслед программы: 1) натуралистическая; 2) антинатура

Основные методологические парадигмы соц и гумм наук
Существует общий термин – «науки об обществе» или «соц науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны есть экономика, социология, наука о праве. С другой – антропология,

Методология совр социогум науки
Методология соц-гум наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. В соц-гум знании преобладают схемы неклассической и постнеклассич научно

Становление дисциплинарной матрицы соц-гум знания и совр междисциплинар исследования.
В 21 веке соц-гум знание обрело дисциплинарную стр-ру, с которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о соц реальности стало дисциплинарно организ путем разделения сфер общ-ва и

Участие соц-гум наук в экспертизах соц проектов и программ
Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорр применение натуралистской и антинат

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги