рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 1. Концептуальные представления культуры

Тема 1. Концептуальные представления культуры - раздел Культура, Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре Постановка Проблемы…   В «Оксфордской...

Постановка проблемы…

 

В «Оксфордской иллюстрированной энциклопедии» фиксируется, что культура – не только «основополагающее», но и «одно из наиболее трудных с точки зрения опреде­ления понятий»[1]. И действительно, современное состояние разработки проблематики, связанной с изучением культуры способно поразить даже самое смелое и богатое воображение. Достаточно отметить, что только для фиксации представленных в литературе определений культуры необходимо уже, пожалуй, четырехзначное число. Данное обстоятельство можно, как это чаще всего и делается, оценивать в качестве положительного, говоря о «многогранности», «всеохватности» и т.п. этого термина. При этом, однако, невольно возникает целый ряд весьма не простых вопросов. Как возможна наука, претендующая на выявление законов изучаемого предмета, при такой его неопределенности и расплывчатости? «Движение» науки, взятое в его собственной внутренней определенности, есть, в конечном счете, не что иное как процесс развертывания содержательного богатства ее исходного понятия. Если это действительно так, то не находится ли культурология в плохо осознаваемом кризисе своего существования? Может быть, если говорить по существу, речь должна идти уже не только и не столько об интересе к изучаемому феномену, сколько о вполне определенных методологических трудностях современной культурологии?

Не разделяя, даже сколько-нибудь отдаленно, стремления драматизировать си­туацию, следует все же отметить, что мировоззренческо-методологические ос­новы изучения культуры настоятельно требуют рефлексии на предмет их концеп­туали­зации. Нельзя ли, в конце концов, элементарно упорядочить практически уже необозримое множество точек зрения на феномен культуры, и если можно, – то, как и на каком основании?

 

Сосредоточение 1.1…

 

И в зарубежной и в отечественной литературе попытки подобного рода, конечно же, предпринимались, причем, неоднократно.

В.М. Межуев, будучи, пожалуй, одним из первых, кто серьезно подошел к рассмотрению основных концепции культуры, сложив­шихся при ее изучении, подразделял их на «классическую», трактующую культуру как развитие чело­века в качестве разумного существа (мыслители эпохи Возрождения); «натуралистиче­скую», трактующую культуру как сово­купность предметно-вещественных форм (фран­цузские материалисты, не­мецкие просветители); «идеалистическую», трактующую куль­туру как чисто духовное порождение, обусловленное актами трансцендирующего из са­мого себя сознания (немецкая идеалистическая классическая философия); «на­учно-мате­риалистическую», ставящую своей задачей «совместить научное, объективное, в конеч­ном счете материалистическое познание культуры с признанием ее специфически чело­ве­че­ского содержания, не имеющего пря­мого аналога в природных процессах» (филосо­фия марксизма).[2]

Л.Е. Кертман, в зависимости от «самого характера определения», позволяющего вы­членить тот класс объектов, которые охватываются категорией «культура», предло­жил выделить три основных научных подхода к этому понятию: «антропологический», главная специфическая черта которого заключается в рассмотрении социальной системы как «части культуры» (Л. Бернард, В. Оствальд, К. Даусон, А. Кребер, К. Уислер и др.); «со­циологический», главная специфическая черта которого заключается в рассмотрении культуры как «части общества» (Э.Б. Тайлор, У.Л. Бенет, Р. Линтон, А. Радклифф-Браун, Л. Уилсон и др.); и «философский», главная специфическая черта которого состоит в том, что он трактует культуру как «некую разлитую во всех общественных отношениях суб­станцию, которая если и может быть предметом изучения, то лишь на уровне самой высо­кой абстракции» (И. Эванс-Притчард, Г. Беккер, Р. Ферт, Д. Реджин и др.)[3].

И.Г. Багдасарьян, В.А. Бабахо, И.Г. Тихая-Тишенко, И.Е. Чучайкина, в зависимости от «различия в мировоззренческих и методологических позициях мыслителей, изучав­ших феномен культуры, разнородности задач тех научных дисциплин, а также сложности и многомерности самого явления культуры», фиксируют целый ряд «теоретических под­хо­дов, направлений и школ»: эволюционизм (Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Дж. Фрезер, Л. Морган); неоэволюционизм (Дж. Стюарт, Дж. Мердок); диффузионизм (Ф. Гребнер, Л. Фробениус); функционализм (Б. Малиновский, А. Радклиф-Браун); культурный мате­риа­лизм (М. Харрис); структурализм (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида); пси­хологическая антропология (З. Фрейд, Э. Фром, К.Г. Юнг, В. Вундт); игровая кон­цепция культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе), семиотическое (Э. Касси­рер, Ю.М. Лотман); методологическое (А. Кребер, К. Клакхон), диалогическое (В. Биб­лер); антропо­логическое (М. Мид) направления; культурный релятивизм (М. Херсковиц), религиозная культурология (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер) и др.[4]

А.А. Веремьев, исходя из того, что «культура предполагает множество подходов в ее понимании», предложил выделять шесть основных концепций культуры, в зависимо­сти от того, какая «одна из сторон столь сложного феномена» в ней раскрывается: «со­циологиче­скую теорию культуры», в которой культура трактуется как социальное явле­ние (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердер, П.А. Сорокин, А.Н. Уайтхед и др.); «символическую тео­рию куль­туры», в которой культура рассматривается как знаковая система (Э. Кассирер, С. Лангер, Ю.М. Лотман и др.); «информационную теорию культуры», в которой куль­тура рассмат­ривается как совокупность знаний, как информация, которой располагает человечество (А. Карпентьер, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Б.В. Бирюков, А. Моль и др.); «психоана­литическую концепцию культуры», в которой культура рассматривается исходя из пони­мания биологической (биосоциальной) сущности и природы человека (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.); «концепцию культуры как формы выражения жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель); «игровую теорию культуры», в кото­рой игра рас­сматривается как «сущность и критерий культуры» (Ф. Шиллер, Й. Хей­зинга, Г. Гессе и др.)[5].

П.А. Сапронов, исходя из того, что «развитие культуры представляет собой челове­ческую компоненту богочеловеческого процесса», выделяет два основных равновозмож­ных подхода к культуре, которые реализуются в культурологических работах: религиоз­ный (христианский) и внерелигиозный. Согласно последнему из них, «культура пред­став­ляет собой высшую по отношению к цивилизации и природе реальность. Реальность, выше которой ничего уже нет»; религия рассматривается как «часть культуры». Своеоб­ра­зие же первого состоит в том, что «культура здесь хотя и стоит над цивилизацией и при­родой, в свою очередь, имеет над собой более высокую реальность. Она уже не увен­чи­вает все существующее, ее положение срединно в том смысле слова, что будучи сверх­природной, культура в то же время является реальностью, производной от Бога как сверхъестественной реальности»; религия уже никак не может быть осмыслена в каче­стве элемента (части) культуры, ее точнее понимать как «сверхкультуру»[6].

Е.В. Мареева полагает, что в современной культурологии при всем многообразии подходов можно выделить «три главных линии», или «направления»: «Истоки первой нужно искать в позитивных науках (Э.Б. Тайлор, Л. Уайт), истоки второй – в "философии культуры" начала ХХ века (Г. Риккерт, В. Дильтей, О. Шпенглер). Третья опирается на классическую философскую традицию (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель)»[7].

 

Сосредоточение 1.2…

 

Сколь бы не были правомерными и продуктивными данные классификации, каждая из них построена, как это не трудно заметить, относительно лишь какой-то отдельной сто­роны, определенного среза в рассмотрении культуры, не позволяя понять, что же именно с позиции того или иного направления она представляет собой как более или ме­нее целое, хотя бы в сопряжении таких ее основных параметров, как генотип, или поро­ждающая сила, сущность, основные черты, субъект, основа возникновения, функциони­рования и развития.

В значительной их части нет единого и достаточно строгого основания, критерия для выделения этих самых направлений. Ссылки же на «сложность и многомерность» куль­туры вряд ли могут быть здесь каким-либо «смягчающим обстоятельством», по­скольку возвращают исследовательскую задачу теоретического характера в стихию, хотя и захва­тывающей, самым причудливым и таинственным образом переплетающейся в своих кон­кретных формах, трепетной и пленительной и т.п., но все же «беспросветной эмпирии».

Методологические основания классификации основных направле­ний исследования культуры нуждаются в дополнительной рефлексии.

 

Сосредоточение 1.3…

 

Может, однако, показаться, что данные рассуждения носят сугубо риторический ха­рактер, поскольку и в отечественной и в зарубежной литературе относи­тельно культу­ро­логических размышлений уже давно в качестве методоло­гического принципа введено фундаментальное положение о «принципи­альных различиях между материалистическим и идеалистическим опреде­лением культуры», между «реалистическим» и «идеалистиче­ским» подхо­дами в ее изучении. «Реалисты, – писал, например, Дэвид Бидни еще в начале 50-ых го­дов прошлого века, – склонны понимать культуру как атрибут человече­ского социаль­ного поведения и обычно определяют ее через приобретен­ные привычки, обычаи и ин­сти­туты. Культура, в таком понимании, неотде­лима от жизни людей в обществе; она пред­ставляет собой способ общест­венной жизни и не существует вне тех реальных групп, ат­рибутом которых она является... Идеалисты же склонны понимать культуру скорее как со­вокупность идей, существующих в умах индивидов, как “поток идей”, “общепринятые представления” и “передаваемый интеллект”»[8].

Необходимо, следовательно, вполне точно определиться относительно того, во-пер­вых, – насколько корректна данная классификация основных направлений в исследо­вании культуры, и, – во-вторых, – какое из них и на каком основании может быть квали­фициро­вано как наиболее эвристичное и методологически выверенное.

Сосредоточение 1.4…

 

Данная классификация, как это не трудно заметить, построена на вполне опреде­лен­ном задаваемом отношении в системе понятий «материальное – духовное», как «пре­дельно широких, самых широких понятий»,[9] раскрывающих сущность бытия как тако­вого, и находится в полном соответствии с классической традицией, идущей еще от Пла­тона. «Одни, – согласно ему, – все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая ру­ками дубы и скалы. Ухватившись за все подобное, они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же», другие же, «кто с ними вступает в спор, предусмотрительно за­щищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что ис­тинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи»[10]. Взятая сама по себе, классификация, осуще­ствленная на таком основании, удовле­творяет всем, даже са­мым строгим методо­логическим требованиям.

Вместе с тем, имея в виду, что нас интересует клас­сификация подходов к изучению именно культуры, т.е. вполне определенного вида бытия, а не бытия как такового, нельзя не отметить чрезвычайную абстрактность самих поня­тий, положенных в основание дан­ной методологической процедуры: «Материя как таковая, это, – как отмечал Ф. Энгельс, – чистое создание мысли и абстракция», а «дух, – согласно К. Марксу, – есть лишь абстракция от материи»[11]. Это, во-первых. Во-вторых, очевидно, что процесс изучения культуры с неизбежностью должен подчиняться, по крайней мере, некоторым общим закономерностям, одно из которых состоит в том, что формирование методологических оснований любой науки осущест­вляется не непосредственно, т.е. путем про­стого заим­ствования и переноса, а «путем выборки и по­следующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области науч­ного позна­ния, что приводит к конкретизации исходных философ­ских идей, их уточнению, возникновению новых катего­риальных смыслов, которые после вторичной реф­лексии эксплицируются как новое содержание философ­ских ка­тегорий. Весь этот комплекс исследований на стыке ме­жду философией и конкретной наукой осуществ­ляется совместно философами и уче­ными-специалистами в данной науке»[12].

 

Сосредоточение 1.5…

 

Видимо необходимо как-то сразу определиться с тем, что следует вполне четко различать «фило­софское размышление о культуре» и «философию культуры». Предметная область философа – бытие; бытие как таковое в его субстанциональных, основополагающих ха­рактеристиках, границах и способах познания. Здесь, конечно же, бытие может быть рассмотрено во всем многообразии его сущностных определений, все­общих основах и основных видах, – в том числе и в таком виде, как куль­тура, но всегда и всего лишь как «один из …» и «наряду с …», – в их тождестве и различии. Предметная же область философа культуры – именно культура; культура как, говоря словами Ю.М. Лотмана, «субъект и сама-себе объект»[13], культура как исходно единственный вид бытия в его собственной специфике и соответствующих ми­ровоззренческо-мето­дологических принципах постижения, в то время, как и само бытие как таковое, и другие его виды здесь рассматриваются лишь по­стольку, по­скольку возникает необходимость ее соотнесения с ними, и, более того, – как зависимые от нее и обусловленные ею. Философ, размышляющий о культуре, рассматривает ее как вид бытия исходя исключительно из бытия как такового, в то время как философ культуры даже само бытие как таковое, не говоря уже о тех или иных его видах, рассматривает исходя исключительно из такого его вида как культура. Движение мысли первого идет от бытия как такового к культуре, движение же мысли второго – в прямо противоположном направлении: от культуры к бытию как таковому. Более того, начав движение мысли с понятия «бытие», не обязательно можно прийти к понятию «культура», начав же это движение с понятия «культура», понятия «бытие» ни как не минуешь.

Является ли тогда философская классификация «материализм – идеализм» необходимой методо­логической процедурой применительно к выявлению и анализу концептуальных представлений культуры? В чем вообще может заключаться ее эвристическое значе­ние?

Сосредоточение 1.6…

 

Д. Бидни, оценивая эвристические возможности того и другого направления, полагал, что «обе стороны правы в том, что они утверждают, и неправы в том, что они отрицают. Адекватное понимание культуры требует союза реалистических и идеалистических тезисов»[14]. Следовательно, эвристическое значение классификации «материализм – идеализм» применительно к выявлению и анализу концептуальных оснований исследования культуры, очевидно, в том и состоит, что требует преодоления дихотомичности их «тезисов», установления той или иной формы их «союза» друг с другом. Именно на ее основе как раз и появляется возможность логического восхождения от абстрактного к более конкретному уровню выявления таких оснований.

Более того, возможность такой методологической процедуры заложена в качестве непреложного требования уже самой системой понятий «материальное – духовное», т.к. будучи действительными противоположностями, эти понятия находятся, кроме всего прочего, во взаимоопределении и взаимоопосредовании друг другом, ибо «на “духе” с самого начала лежит проклятье – быть “отягощенным” материей»[15], а «вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения»[16]. Каждый вид такого взаимоопосредования, являясь модификацией исходной системы, позволяет, следовательно, представить ее уже на более конкретном понятийном уровне в качестве исходного методологического основания исследования и, в зависимости от степени полноты такого представления, определять не только то или иное его направление, но и его эвристические возможности.

 

Гипотеза…

 

Эти искомые направления должны быть достаточно фундаментальными, хотя и ме­нее абстрактными, нежели непосредственно входящие в систему «материализм – идеа­лизм», и в то же время воспроизводящими ее в том или ином модифицированном виде уже на более конкретном уровне.

Простое эмпирическое наблюдение, как необходимый момент движения от абст­рактного к конкретному, позволяет зафиксировать в существующих представлениях куль­туры исторически сложившееся и постоянно воспроизводимое целое «гнездо» таких поня­тий, из которых то или иное, как правило, принимается тем или иным мыслителем, во-первых, в качестве исходного при построении концептуального видения культуры, и, во-вторых, – в качестве предельного при объяснении ее сущности, – а именно: «бог», «при­рода», «общество», «человек».

Достаточно ли фундаментальна данная система понятий? Может ли она служить средством для решения поставленной за­дачи? Существует ли, говоря иначе, между системой «бог – природа – общество – чело­век» система понятий, опосредующая ее в отношении к исходной системе «материальное – ду­ховное»? Видимо, вопрос – чисто риторический.

Исходя из этого, все существующее многообразие подходов и опре­делений куль­туры, конечно же, достаточно условно и схематично может быть сведено к следующим четырем основным направлениям: теоцентризм, натуроцентризм, социоцентризм и ан­тро­по­центризм.

В рамках теоцентристского направления культура трактуется как реализация сверхъ­естественных, божественных сил; основа ее возникнове­ния и развития усматрива­ется в разнообразных формах культовой деятель­ности; ее подлинным носителем, субъек­том счи­тается та или иная религи­озная общность; ее основной чертой – сакральность; основной формой бытия – символ; основной функцией – сигнификационная, или симво­лическая. Среди наиболее крупных предста­вителей данного направления, восходящего в своих ис­ходных предпосыл­ках к учению Платона, могут быть названы такие мыслители, как Ж. Маритен, П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, П.А. Фло­ренский, И.А. Ильин, А.В. Мень, П.А. Сапронов и др.

В рамках натуроцентристского направления культура трактуется как реализация ес­тественных, природных сил; основа ее возникновения и раз­вития усматривается в разно­образных формах биофизических процессов жизнедеятельности; ее подлинным носите­лем, субъектом считается та или иная природная общность; ее основной чертой – ви­таль­ность; основной формой бытия – вещь, или «артефакт»; основной функцией – защит­ная, или жизнеобеспечивающая. Среди наиболее крупных представителей данного на­правле­ния, восходящего в своих исходных предпосылках к учению Антисфена, могут быть на­званы такие мыслители, как Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, З. Фрейд, О. Шпенглер, Дж. Фейблман, Л.Н. Гумилев, А.И. Пушкарь, М. Эпштейн и др.

В рамках социоцентристского направления культура трактуется как реализация об­щественных, социальных сил; основа ее возникновения и развития усматривается в разно­образных формах трудовой деятельности; ее подлинным носителем, субъектом считается та или иная социальная общность; ее основной чертой – социальность; основ­ной формой бытия – норма; основной функцией – нормативная, или ком­муникативная. Среди наибо­лее крупных представителей данного направле­ния, восходящего в своих ис­ходных пред­посылках к учению Демокрита, могут быть названы такие мыслители, как К.Г. Маркс, Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, П.А. Сорокин, А. Моль, Б.С. Ерасов, Л.А. Зе­ленов, Н.С. Зло­бин, Л.Е. Кертман, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, А.А. Радугин, А.Ф. Ере­меев, К.Г. Рожко, А.Я. Флиер и др.

В рамках антропоцентристского направления культура трактуется как реализация сущностных сил человека; основа ее возникновения и развития усматривается в разнооб­разных формах игровой деятельности; ее подлин­ным носителем, субъектом считается каждый конкретно взятый человек; ее основной чертой – элитарность, или индивидуальность; ос­нов­ной формой бытия – ценность; основной функцией – челове­котворческая. Среди наи­более крупных представителей данного направле­ния, восходящего в своих исходных предпо­сылках к учению Протагора, могут быть названы такие мыслители, как М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, А. де Бенуа, Й. Хейзинга, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, Г. Риккерт, Г. Гессе, П.С. Гуревич, А.В. Павлов, К.А. Свасьян, В.В. Сильве­стров, М.Б. Туровский и др.

Таковы в их более или менее определенном специфическом концептуальном содер­жании основные направления исследования культуры.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре

Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 1. Концептуальные представления культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответвление», навеянное прогулкой
с трехлетним внуком Кириллом… Констатируя сложность проблемы соотношения религии и культуры, можно выделить целый ряд достаточно определенно сложившихся концепций ее решен

Тема 2. Культуроцентризм как концептуальное представление культуры
Постановка проблемы… Имея достаточно емкое методологическое значение, процедура упорядоченности существующих точек зрения на культуру ста­вит целый ряд достаточно серьезны

Тема 3. Статус культурологии
Постановка проблемы… Согласно А.И. Арнольдову, – автору, пожалуй, самого первого учебного пособия по культурологии, – последняя, возникнув в середине ХХ века, «заняла дос­

Тема 4. Культурология в системе научного знания
  Постановка проблемы… Пред­метом культурологии как науки, согласно Лесли А. Уайту, является культура как некая реальность, опосредствующая взаимодействие че

Ответвление», навеянное четвертой
частью 6 симфонии П.И. Чайковского… Проследить генезис культуры – значит, по сути дела, понять из чего, когда, как, почему и для чего воз­никает культура.

Тема 5. Структура культурологии
Постановка проблемы…   Относительно культурологии, как, впрочем, и относительно любой другой подсис­темы общей системы современного научного знания, с необхо

Ответвление», навеянное совершенно неожиданной
в своих последствиях встречей с Е.Н. 8 июля 2005 года… В эпистемологической проек­ции само­реализа­ции человеком своего бытия в мире необходимо четко раз­личать три типа р

Тема 6. Культурология как теория и история культуры
Постановка проблемы… Проблематика, связанная с концептуальным представлением культурологии в каче­стве теории и истории культуры, не только актуальна, но и в значительной

Научно-прак­тической кон­ферен­ции
«Язык куль­туры и куль­тура языка» (ТГАКИ, Тюмень, 15-16 марта 2001 г.)… Вроде бы странно, но, похоже, в русскую лексику слово «культура» вошло достаточно поздно, хотя тво

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги