Реферат Курсовая Конспект
Ответвление», навеянное четвертой - раздел Культура, Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре Частью 6 Симфонии П.и. Чайковского… Проследить Гене...
|
частью 6 симфонии П.И. Чайковского…
Проследить генезис культуры – значит, по сути дела, понять из чего, когда, как, почему и для чего возникает культура.
Поскольку эмпирический материал, имеющийся в этом отношении, крайне скуп и ограничен, – собственно говоря, даже относительно первобытной культуры единственно надежным источником являются археологические раскопки: исследования останков человека, орудий и продуктов его деятельности, – тем большую роль, следовательно, здесь призваны сыграть концептуальные модели, нацеленные на реконструкцию «логики» этого внутренне противоречивого, чрезвычайно сложного по своему содержанию, отнюдь не линейного и неоднозначного процесса. Не приходится сомневаться, что всякая такая модель – не более чем упрощенная, идеализированная схема. Важно, однако, чтобы она необходимо содержала в себе конкретные и, по возможности, более или менее наглядные параметры.
1. Поскольку становление культуры может быть понято как процесс возникновения некой относительно самостоятельной реальности, опосредующей отношение человека и окружающего его внешнего мира и обладающей принципиальной способностью к самовоспроизводству и саморазвитию в пределах своей собственной качественной определенности, постольку та или иная стадия содержательного становления такой реальности может быть понята как показатель той или иной стадии становления культуры. Ее исходным и конституирующим элементом является совокупность средств орудийной деятельности человека.Следует, конечно же, иметь в виду, что дошедшие до нас каменные изделия, – это лишь своеобразная «верхушка айсберга», в то время как не получившие своего отражения в этих долговечных следах те или иные стороны процесса становления культуры все еще остаются скрытыми в глубинах пред-истории и истории человечества.
2. Поскольку человек изначально есть не только предпосылка, но одновременно и результат культуры, постольку процесс становления человека может быть понят как показатель становления культуры как таковой, а та или иная стадия становления сущности человека, его основных антропологических характеристик, начиная от изготовления орудий, прямохождения и кончая артикулированной речью, – как показатель той или иной стадии становления культуры.
В связи с этим, в частности, тщательной проработки требует идея М.Н. Эпштейна о «самозарождении» культуры[180]. Парадоксальность данной идеи очевидна: если культура «зарождает» саму себя, то до момента своего «зарождения» ее быть не должно, поскольку она саму себя еще не «зародила», хотя для того, чтобы саму себя «зародить», она, казалось бы, с необходимостью должна быть до момента своего «зарождения», иначе никакого «зарождения» как «самозарождения» не состоится. Решение данного парадокса, остающегося вот уже в течение нескольких лет вне поля зрения серьезных исследовательских интересов, по-видимому, возможно, если, во-первых, четко различать абсолютный и относительный аспекты самостоятельности культуры как вида бытия, во-вторых, предполагать в этом отношении их некоторое – субстанционально-генетическое – единство.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ответвление», навеянное четвертой
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов