рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 3. Статус культурологии

Тема 3. Статус культурологии - раздел Культура, Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре Постановка Проблемы… Согласно А.и. Арнольдову, – Ав...

Постановка проблемы…

Согласно А.И. Арнольдову, – автору, пожалуй, самого первого учебного пособия по культурологии, – последняя, возникнув в середине ХХ века, «заняла дос­тойное место в фундаментальных науках, что является серьезнейшим интеллекту­аль­ным и методологическим вкладом в гуманитарные знания. ...Культурология открывает целые миры закономерностей, ранее неведомых науке, ибо она заклю­чает в себе знание, находящееся в неразрывном единстве с культурой, становится путем к знанию, содер­жащему многие драгоценные элементы сущности культуры. Несомненно, мы имеем право рассматривать культурологию как одну из важней­ших социальных наук, выпол­няющую интегративную функцию для различных конкретных гуманитарных знаний. Ос­новной ее лейтмотив связан с теоретическим раскрытием и обоснованием многогранных процессов духовной жизни. Ее можно считать теоретическим аналогом живой культуры. Выступая системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, уже с первых своих шагов она прояв­ляет себя в качестве методологического импульса для гуманитар­ного знания, его методологической основой»[49].

Сходную в этом отношении позицию занимает В.Е. Носов, отмечающий, что со второй половины ХХ в. «становится очевидной прагматическая ценность знаний об ис­токах общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начи­нают востребоваться и применяться в самых различных сферах – в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т.д.»[50].

«Исходя из своего личного опыта, – писал Э.С. Маркарян, – я могу с уверенностью сказать, что культурология обладает исключительно большим, не только познаватель­ным, но и прикладным, в том числе стратегическим потенциалом»[51].

Культурология, по характеристике Б.С. Ерасова, «доказала свою самостоятельность и основательность, стала в значительной степени оформленной теоретической дисцип­линой и главное, сформировалась как институт – с присущими ей видами теоретической деятельности, прикладного использования, издательствами, программами, курсами, ка­федрами, степенями, и, главное, кадрами, которые готовы посвятить свою жизнь дея­тельности, несовместимой с "новой культурной политикой", направленной на разруше­ние духовного достояния общества, понижение уровня его ценностно-нормативной ори­ентации, тотальное отрицание самобытных принципов, смыслов и образов культуры. <...>

Несомненно, что культурология становится од­ной из лидирующих наук XXI в., ко­личество центров, научных обществ, журналов, фондов, вовлеченных в глобальные сети культурологии, поражает воображение.

Эта наука во всем мире действительно является средоточием и бастионом общеми­рового и национального гуманитарного достояния. И российская наука в этом отноше­нии занимает одно из лидирующих мест в мире»[52].

«Появление культурологии, – считает Н.В. Шашкова, – стало логическим и необ­ходимым этапом в развитии научного познания не только в сфере социально-гуманитар­ных, но и естественнонаучных исследований»[53].

Е.Н. Яркова, определяя «специфическую особенность российской культурологии», отмечает, что «с самого начала своего существования в качестве специальной дисциплины она заявила о себе как о науке строгой, проблемной, ориентированной не на описание фактов, но на выявлении внутренней логики культуры, экспликацию смысловых алгоритмов развития общества».[54]

«Сегодня, – согласно А.С. Запесоцкому, – мы можем уже достаточно определенно говорить о том, что культурология состоялась как самостоятельная отрасль научного знания»[55].

Не все здесь, однако, так было и есть однозначно.

Очень резкая в этом отношении позиция была представлена в конце 90-х годов прошлого столетия Юттой Шеррер в статье еженедельника «Цайт» под заголовком «Новый чай в старом самоваре», в которой кон­ституирование культурологии в постсоветской России в качестве на­учной и учебной дисциплины представлено как «политическая конъюнктура», «реакция на материалисти­ческое мировоззрение марксизма-ленинизма, на науч­ный коммунизм, возведенный в на­учный ранг», как «новый вариант старого мышления», отягощенного к тому же «истори­чески ложно трактуемым представ­лением об особом пути России»[56]. Практически в те же годы не менее «хлестко» позиционировал культурологию Е. Соколов: «Культурология – слово двусмысленное: одновременно и респектабельное и непристойное. Оно так же, как и очень многие, бравурно ворвавшиеся в повседневный оборот и слегка разнообразившие звуковую палитру родной речи, новомодные слова и обороты, несет в себе приятно будоражащий любопытство аромат скандальности, возведенный в ранг допускаемого и поощряемого патетического жеста – “откровения современности”. Вероятно, только “сексология” может конкурировать с “культурологией” по интенсивности исходящих, рассеивающих и порождающих множество заинтересованных откликов, сплавляющих в один (рациональный, прекрасно срежиссированный!) порыв и божественное и дьявольское, где шок оборачивается шармом, а глупость или безграмотность – естественностью “положения вещей”. <…> Оформление культурологии в особую область знания, и сказанное не будет преувеличением, происходит по сугубо практически-дидактической экспозиционной модели, а именно: как учебного предмета высшей школы в корпусе “общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин”. Цели, которые преследовали “генералы от образования”, вероятно, были самые благородные и не лишены некоторой куртуазной изысканности: реверанс в сторону “духа времени”, а также “инновационный” зуд в купе с неискушенностью именно в гуманитарной сфере создали массу неудобств при практической реализации задумки»[57].

Сходные мотивы можно встретить и в размышлениях последних лет.

«В нашей стране, – констатирует В.М. Строгецкий, – после падения СССР в начале 1990-х гг.. кафедры истории КПСС, научного коммунизма прекратили свое существование. Поэтому кафедры культурологии, ставшие возникать в начале 1990-х гг. под разными названиями (чаще всего кафедры получали название теории и истории культуры), комплектовались за счет преподавателей кафедр философии, истории КПСС и научного коммунизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что марксизм-ленинизм перекочевал и на эти кафедры. Вследствие этого сегодня среди культурологов, так же как и среди философов и историков, особенно занимающихся отечественной историей, еще остается немало тех, кто по-прежнему отстаивает теории классовой борьбы, общественного прогресса и общественно-экономических формаций»[58]. «Культурология как наука – и этим можно гордиться – продукт исключительно отечественного производства, – пишет В.В. Савчук. – Ни во французской, ни в англо-американской, ни в немецкой традиции такой науки, как культурология, нет», «разговор о культуре как таковой, ее определении, ее предмете и методе исследования, который велся культурологами на протяжении последних десятилетий, сегодня пронизан ощущением усталости от обязательной инвентаризации существующих определений, группировки их по определенным типам, упражнений в виртуозности изобретения собственного определения понятия культуры», «некоторые по-прежнему именуют себя культурологами, дистанцируясь от скомпрометировавшей себя на родной почве философии. Иные же называют себя культурологами, так как у них не хватает сил дисциплинировать себя ни в одном из традиционных дискурсов»[59].

Показательна в этом отношении и та «буря», которая буквально пронеслась над культурологией при реорганизации номенклатуры специальностей ВАК. «Вопрос "быть или не быть культурологии как науке" уже был решен в пользу "не быть", – свиде­тельст­вует академик-секретарь Отделения литературы и языка РАН, академик Е.П. Че­лышев. – …Особенно активно настаивали на этом некоторые руководящие ученые фило­софского направления. Вот их аргументация: предмет культурологии как науки не опре­делен, так же, как отсутствует четкая дефиниция самого понятия "культура" при том, что собст­венно культуру в разных ее аспектах изучают почти все гуманитарные и общест­венные науки. Такая постановка вопроса вызвала резкие возражения не только со сто­роны куль­турологов и представителей многих других гуманитарных дисциплин. …Дискуссия о том, быть или не быть культурологии официально признанной, закреп­ленной в номенк­латуре специальностей ВАК, завершилась в пользу культурологии. На последнем заседа­нии комиссии мне удалось собрать своих коллег, среди них очень много так называемых академиков-"технарей", которые разбираются не хуже, чем гуманитарии во всем этом сложном узле вопросов. Они поддержали мою позицию, и таким образом культурология была снова возвращена в номенклатуру ВАК, по ней присуждаются сте­пени кандидата и доктора наук. Здравый смысл и убедительная научная аргументация в данном случае восторжествовали»[60].

Что ж, традиция «запрета» тех или иных наук хорошо известна отечественной философской мысли. Ну да, к счастью, не об этом речь.

Как отмечает А.В. Павлов, «в отечественной литературе послед­них лет распространилось представление о культурологии как науке, не имеющей еди­ного эмпирически представляемого предмета и стержневой методологии. Если она и впрямь такая, то выбор у нас невелик: либо это не наука современного типа, а прообраз не вполне представимого будущего, либо это вообще не наука, а что-то вроде около фи­лософских рассуждений оккультистов, либо же это попытка вернуть единую идеологию в ее привычном полунаучном, полуфилософском и полудемагогическом виде»[61]. Явно ощущаемую «методологическую неопределенность современной культурологии» констатирует Л.Б. Зубанова [62].

Отсутствие необходимой научной рефлексии в работах культуроло­гического харак­тера фиксируется Е.Я. Александровой и И.М. Быховской. «…Многочисленные работы по культурологии, появившиеся за последние годы и со­держащие не только анализ класси­ческих теорий, но и попытки собственного выстраива­ния новой дисциплины, как пра­вило, – пишут они, – не дают самоанализа излагаемой по­зиции, не аргументируют ее в сопоставлении с другими. Нередко преобладает ориента­ция на принцип самодостаточно­сти, который, перефразируя Людовика XIV, можно было бы сформулировать так: "Куль­турология – это я", добавив при этом: "а что все остальное – точно не знаю, но опреде­ленно не культурология"»[63].

Показательны в этом отношении оценки и пози­ции некоторых представителей «академической науки» – участ­ников «Круглого стола», проведенного в 1996 году жур­налом «Вопросы философии» со­вместно с Отделением образования и культуры Россий­ской Академии образования на тему «Культура, культурология и образование». «Харак­тер культурологии как научной дисцип­лины, – отмечал В.А. Лекторский, – мне до сих пор неясен. По-моему, это все же не какая-то особая наука, а конгломерат из разных наук (филологии, искус­ствозна­ния, со­циологии и др.)»[64]. Весьма своеобразно охарактеризо­вал культу­рологию как дисцип­лину «таинственную и лукавую» Л.Н. Мит­рохин[65].

Проведенный три года спустя совместно Институтом философии РАН, Институтом культурологии МК РФ и РАН и Институтом человека РАН «Круглый стол» на тему «Структура исследований культуры» пока­зал, – если воспользоваться мнением одного из его участников, – что «мно­гочисленные споры о культурологии ни к чему так и не при­вели, а поро­дили лишь разные точки зрения»[66]. Следует лишь, пожалуй, дополнительно отметить, что негативные оценки относительно «притязаний» культуроло­гии на статус научной дисциплины стали еще более «резкими» и «жест­кими», а порой, еще и более эмоциональными.

Для подтверждения этого наблюдения, приведем высказывания некоторых участ­ников «Круглого стола».

«Все время повторяется, – говорилось в выступлении Э.А. Орловой, – что культуро­логия – это наука. Мое глубокое убеждение заключается в том, что культуроло­гия – это не наука. Культурология – это специфическое явление российской культуры, представ­ляющее собой оп­ределенное интеллектуальное движение. Если коротко рас­смотреть исто­рию его появления, то становится очевидным его философское происхож­дение. В этом интеллектуальном движении, если принимать во внимание окончание "ло­гия", есть три уровня. Философский уровень, с него в стране с 1970-х гг. начиналось ос­мысление культуры как особой предметной об­ласти познания. Гуманитарное познание: культурой занимались в России очень многие представители гуманитарного профиля: историки, ис­кусст­воведы, художественные критики, эссеисты. И, наконец, социальнона­уч­ное направ­ление, которое только начинает складываться в России и полу­чает между­народно-приня­тое название – социальная и культурная антро­пология. К этим трем на­правлениям, со­ставляющим то, что называется культурологией, мы все синергетически тяготеем»[67].

По В.Л. Рабиновичу, «культурология в строгом смысле не является наукой, как мы понимаем всякую науку, то есть имеющую предмет, объект, метод и прочее». Она, со­гласно ему, может быть понята, скорее всего, как «такая стратегия..., та­кой проект, кото­рый связан с двойным зрением», с «особым взглядом», ко­торый «немного косит: с одной стороны, он смотрит на предмет так, а с другой – эдак»[68].

В.Н. Максимов резюмировал свою позицию в этом отно­шении довольно «просто»: «Само слово "культурология" у меня вызывает стойкое неприятие, вплоть до рефлектор­ного отторжения, потому что культура и логика – вещи несовместимые... Культура и миф – одна семья, а логос – нет. И знание о культуре, если оно есть ее апофеоз, требует дру­гого названия»[69].

Осмыслению статуса культурологии как науки, ее границ, современного состояния и перспектив был посвящен целый ряд научных конференций, симпозиумов, круглых столов, в том числе и сравнительно недавно организованный Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов при участии научного журнала «Вопросы культурологии» под названием «Культурология как дисциплинарная загадка» с уже как-то привычной «кочующей» тематикой для дискуссии: культурология как наука или исследовательская парадигма; культурология как предмет науковедческого анализа; культурология как гуманитарная экспертиза научного знания; функции культурологии в современном институте образования; культурология и философия культуры: взаимодополнение и соперничество; культурология и эстетика; структура культурологического знания; культурология – социальное или гуманитарное знание[70].

Сформулированные на них оценки и суждения находят свое отражение не только в монографических исследованиях или на страницах солидных научных журналов, но и в учебной литера­туре.

Согласно Ю.В. Рождественскому, статусные «притязания» культурологии в на­стоящее время должны быть ограничены уровнем культуроведения. «В русском языке, – пишет он, – часть слова "логия" – из названий наук вроде "сейсмология", "паразитоло­гия", "нутрициология" и др. – принято связывать с таким типом знания, когда на основа­нии имеющихся данных и логической структуры данного знания возможны дедуктивные выводы. Что касается учений о культуре, то пока дедукция, тем более строгая дедукция, в них невозможны. Поэтому более удобно применить слово "ведение", по образцу назва­ний "востоковедение", "краеведение" и др. подобных. В этих науках главное – не строгая дедукция, а эрудиция в предмете. В курсах и книгах о культуре мы имеем дело главным образом с эрудицией. Поэтому слово "культуроведение" представляется более приемле­мым»[71].

«Сегодняшнее культурологическое знание, – полагает А.П. Марков, – не соответствует критериям классической науки (если под наукой понимать специализированную интеллектуальную деятельность по созданию системы знания о природе, обществе и человеке). <…> Феномен культуры как предмет познания имеет весьма размытые границы (о чем свидетельствуют сотни определения культуры и десятки непохожих и даже взаимоисключающих интерпретаций ее элементов). Все еще не решена проблема идентификации научного метода. Сегодняшняя культурология не имеет собственной системы знания – существующие культурологические теории и концепции разрабатывались, как правило, внутри других наук. <…> Для этой области характерны атрибуты скорее научной парадигмы, чем науки в ее классическом варианте [72].

Целый ряд исследователей придерживается в этом отношении более осторожной позиции, считая, что культурология – это уже не «ненаука», но пока еще и не «наука», а некая новая область знания, становящаяся в качестве научной дисциплины.

«Попытки теоретически осмыслить столь сложный феномен, каким является куль­тура, имеет недолгую историю, – пишет А.Н. Быстрова. – Лишь в XVII веке понятие cultura стало употребляться в близком к современному значению, а в XVIII веке И. Гер­дер начал исследовать своеобразие культуры разных эпох и народов. Для науки это слишком малый период. Исследования культуры пока разноречивы, разобщены, каждый исследователь вырабатывает иной подход к этому разнообразному предмету. Поэтому в последнее время наметилась тенденция к тому, чтобы не торопиться говорить о культу­рологии как науке, предлагая более уклончивые термины, такие, как "учение о культуре" или "логика культуры". Еще только вырабатывается категориальный аппарат, позволяю­щий анализировать структуру культуры, обнаруживать и формулировать ее закономер­ности. Еще только формируется определение культуры, более 500 дефиниций..., появив­шихся [к] настоящему времени, не могут претендовать на полноту и завершенность. Все это говорит о том, что мы имеем дело с новым направлением научного знания, в котором все его положения находятся в процессе становления»[73].

«Культурология сегодня, – считают Н.Г. Багдасарьян, В.А. Бобахо, И.Г. Тихая-Ти­шенко и И.Е. Чучайкина, – становящаяся наука, не выделившаяся еще полностью из тех дисциплин, на стыке которых она возникает и формируется»[74]. Как «переживающую бурный этап становления науки о культуре» оценивает современное состояние культурологии и Н.А. Хренов[75].

Сходную позицию, правда на других основаниях, занимает Г.В. Драч. «Культуро­логия, – пишет он, – еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости»[76].

Более жестко эту позицию формулирует А.И. Кравченко: «Культурология нахо­дится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определен»[77].

Во вступительной статье к «Энциклопедии» по культурологии, – этого своеобразного итога многолетней работы целого коллектива авторов, – ее главный редактор и автор проекта С.Я. Левит, также полагает, что «культурология как научная дисциплина до сих пор находится в стадии становления, несмотря на обилие исследований культуры как у нас в стране, так и за рубежом»[78].

Этого же мнения, но уже, правда, в более мягкой форме, придерживается А.А. Ве­ремьевым. «Хотя, – согласно ему, – культурология находится пока в стадии становления и уточнения своего предмета исследования, однако со значительной долей уверенности уже можно говорить об относительно бесспорных аспектах проблем культуры, которые являются предметом ее исследования»[79].

Некоторая «непроясненность» позиции характерна в этом отношении для В.М. Ро­зина, который, с одной стороны, настаивает на необходимости признать, что «культуро­логия как единая дисциплина существует», а, с другой стороны, полагает, что она «нахо­дится в стадии становления; еще не полностью обособилась от родственных смежных наук, в лоне которых она формируется»[80]. Еще более неопределенна точка зрения К.М. Хо­руженко, согласно которой культурология как «новая область научного знания» одно­временно и «формируется», и «бурно развивается», и, наконец, находится в «процессе становления»[81].

«Культурология, – согласно И.И. Гарину, – в силу огромности изучаемого пред­мета, является дисциплиной вопросов, а не ответов, проблем, а не решений»[82].

Ю.М. Резник, оценивая статусные притязания культурологии, приходит к выводу, что «в настоящее время отечественная культурология, находясь на этапе становления и предметного самоопределения, является лишь проектом общей науки о культуре». [83]

Таковы основные взгляды относительно «статусных притязаний» культурологии: для одних исследователей она без всякого сомнения уже обладает всеми необходимыми признаками науки, для других – не только не является, но и вообще не может и не должна считаться и быть таковой, для третьих культурология – некая область знаний о культуре пока еще находящаяся в процессе своего становления в качестве науки.

Оценивая рассмотренные подходы и мнения, очевидно, следует сделать вывод, что проблематика, связанная с определением статуса культурологии в качестве науки, нуждается в дополнительной рефлексии. Как и на каком основании он может быть определен?

 

Сосредоточение 3.1…

 

Как констатирует А.П. Огурцов, попытка различить собственно науч­ные и не научные знания, исходя из целого ряда, казалось бы, вполне надежных крите­риев разработанных в рамках позитивистской методологии, – проверяемость, возможность предсказания, доказательность, опровержимость, – «в ХХ в. оказалась неудачной», а «критерии демаркации между этими формами знания оказались размытыми»[84].

Видимо, отчасти данным обстоятельством продиктованы встречающиеся порой в среде культурологов утверждения о том, что «разделение науки и ненауки не только искусственно, но и вредно для развития познания. Если мы действительно хотим понять культуру, нам следует использовать все идеи, все методы, а не только небольшую избранную их часть» [85].

Более того, в рамках современной философии науки под вопрос ставится до сих пор вроде бы эффективно функционирующая сама система критериев рациональности как отличительной черты науки. «Суть дела сразу ясна, – пишет В.Н. Порус, – как только по­ставим вопрос: рациональна ли система критериев рациональности? На такой вопрос нет удовлетворительного ответа. Ответ "да" или "нет" должен опираться либо на критерии самой же системы (отсюда логический круг), либо на какие-то иные критерии, входящие в более широкую систему, относительно которой уместен аналогичный вопрос о ее ра­циональности (отсюда регресс в бесконечность)»[86].

 

Сосредоточение 3.2…

Четкая экспликация системы специфических черт науки оценивается как «довольно сложная задача», решение которой представлено целым рядом концептуальных схем, в зависимости от той или иной трактовки науки: когнитивной, деятельностной, эйдиче­ской, семиотической, социологической и др.[87]

Синтетический по своему замыслу подход к решению данной проблемы предпри­нят в фундаментальном труде В.С. Степина «Теоретическое знание», в котором выделен целый ряд признаков, характеризующих в своей совокупности специфику науки.

Первый – признак объективности и предметности: «Как царь Мидас из известной древней легенды – к чему бы он ни прикасался, все обращалось в золото, – так и наука, к чему бы она ни прикоснулась, – все для нее предмет, который живет, функционирует и развивается по объективным законам».

Вторым признаком науки, согласно В.С. Степину, является ее нацеленность на изу­чение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем: «Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам и формам практического изменения мира».

«Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, не­обычных с точки зрения здравого смысла», – третий признак науки.

Четвертый признак науки – «системность и обоснованность». Наука вырабатывает специфические способы обоснования истинности знания: «ими являются эксперимен­тальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, ис­тинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они стано­вятся связанными между собой, организованными в систему».

Пятым признаком науки является наличие у нее определенного метода. «Чтобы за­фиксировать объект, ученый, – подчеркивает В.С. Степин, – должен знать методы такой фиксации. Поэтому в науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда со­провождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. Объекты всегда даны человеку в системе определенных приемов и методов его деятельности. Но эти приемы в науке уже не очевидны, не являются многократно повторяемыми в повсе­дневной практике приемами. И чем дальше наука отходит от привычных вещей повсе­дневного опыта, тем яснее и отчетливее проявляется необходимость в осознании и раз­работке особых методов, в системе которых наука может изучать объекты. Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах».

Шестым признаком науки являются специфические характеристики ее субъекта: «Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается прие­мам и методам оперирования с этими средствами». Мало того, занятие наукой предпо­лагает и усвоение определенной системы ценностных ориентаций, образующих «фунда­мент ее этоса»: «Эти ориентации должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эф­фекта от полученных знаний. Иначе наука не будет осуществлять своей главной функции – выходить за рамки предметных структур практики своей эпохи, раздвигая горизонты возможностей освоения человеком предметного мира.

Две основные установки науки обеспечивают стремление к такому поиску: само­ценность истины и ценность новизны»[88].

Данная система признаков науки, так или иначе, поддерживается целым рядом иссле­дователей, в частности И.Т. Касавиным, С.В. Девятовой, В.И. Купцовым, С.А. Лебедевым, А.В. Павловым, Е.Н.Ярковой и др.[89] Важно лишь отметить, что, если согласно В.С. Степину, определяющими признаками в этой системе являются первые два, в то время как «все остальные признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, могут быть представлены как зави­сящие от указанных главных характеристик и обусловленные ими»,[90] то, скажем, И.Т. Каса­вин явно или неявно отдает приоритет в этом отношении пятому признаку – мето­дам научного познания. «Наука, – пишет он, – вырабатывает специфические методы ис­следования и правила научного этоса, развивается в рамках парадигмальных научных программ, принимает особые институциональные формы (лаборатории, институты, уни­верситеты, академии), формирует научные сообщества. Разным наукам присущи данные признаки в разной степени, но их системное наличие позволяет при необходимости про­водить четкое разграничение между наукой и ненаукой»[91].

 

Сосредоточение 3.3…

 

В этой связи представляется целесообразным учет концептуальной схемы науки, представленной А.И. Ракитовым.

А.И. Ракитов достаточно последовательно акцентирует свой анализ на выявлении особенностей «узкой или сильной» и «слабой или широкой» версий концепций науки.

В рамках первой версии, отличительные черты науки – это:

– теория как совокупность истинных высказываний, связанных между собой логи­ческими отношениями выводимости и выражающих знания о законах соответствующей онтологической системы (объекты знания).

– факты как совокупность высказываний, фиксирующих результаты эксперимен­тов и наблюдений, полученных по определенным правилам с помощью специальной ап­пара­туры в соответствии с критериями точности и адекватности, продиктованными дан­ной теорией. Такие высказывания рассматриваются как достоверные или статистически ве­роятные.

– метод как совокупность правил, норм и критериев, регулирующих все операции и процедуры, необходимые для построения и развития теории, а также для получения со­ответствующих фактов. В первом приближении методы делятся на эмпирические и тео­ретические.

– проблемы как совокупность задач, выражаемых вопросительными и целевыми предложениями и в известной мере предопределяющих все процедуры построения тео­рии и поиска (открытия) эмпирических фактов.

В рамках «широкой или слабой» версии концепции науки ее достаточными статус­ными характеристиками считаются:

– «онтологическая система», т.е. более или менее четко обособляемая совокупность объектов знания;

– «онтологическая модель», или предмет знания – фиксированное и вместе с тем до­пускающее расширение множество отношений, свойств, взаимодействий и преобразо­ва­ний, между которыми устанавливаются более или менее определенные связи;

– относительно ограниченный общезначимый, «понятный», по крайней мере, для специалистов круг проблем, набор и содержание которого по мере развития знания могут изменяться, при сохранении, однако, его самотождественности за счет так называемых «стержневых проблем», пронизывающих каждую стадию этого развития;

– принятые внутри данной формы знания критерии истины;

– рациональные методы исследования, подчиненные решению рационально сфор­мулированных проблем, принятым критериям истины и ориентированные на качест­венно определенный предмет знания;

– исходный эмпирический базис знания, т.е. некоторая информация, полученная в результате прямого и непосредственного чувственного наблюдения;

– теоретические знания – главным образом, совокупность гипотез различных уров­ней, допущений, ограничений, принципов, условий и т.д., отличительной особенностью которых является то, что они не эмпирического происхождения, по крайней мере, в рам­ках данной формы знания;

– частичная профессиональная концептуализация языка, т.е. частичное изменение смыслов и значений терминов естественного, обыденного языка с целью их приспособ­лении к решению задач в системе профессиональной исследовательской деятельности[92].

Сосредоточение 3.4…

 

Каждая из представленных концептуальных схем по-своему задает основания для оценки той или иной области знания в качестве науки.

Если, скажем, культурологии отказывается в ее «притязаниях» на статус науки, исходя из того соображения, что «сегодняшнее культурологическое знание» не соответствует позитивистским критериям классической науки, то, очевидно, во-первых, необходимо иметь в виду, что последние – не единственный, и следовательно, вовсе не обязательный в этом отношении эталон, а, во-вторых, – необходимо хоть как-то указать те веские причины и обстоятельства, по которым в период разворачивающегося на наших глазах перехода современной науки от неклассического типа рациональности к уже постнеклассическому, «сегодняшнее культурологическое знание» в своем статусном самоопределении все еще должно находиться в состоянии полуторавековой давности или, если не вернуться, то «пятиться» к нему.

Если, скажем, культурологии отказывается в ее «притязаниях» на статус науки, исходя из того, что в ней отсутствует «строгая дедук­ция», то вполне очевидно, что при этом руководствуются «узкой, или сильной» версией науки.

К тому же, когда говорится о теории как главной отличительной черте «узкой или сильной» версии науки, то при этом, так или иначе, подразумевается некая аксиоматиче­ская система. Однако, современная философия науки, во-пер­вых, исходит из того, что ни одну, даже математическую, реальность невозможно одно­значно включить в рамки такой системы, и, во-вторых, – из того, что наряду с формализованными и аксиомати­ческими в научном познании достаточно эффективно могут функционировать и другие, – скажем, феноменологические и гипотетико-дедуктивные, – типы теории.

Впрочем, может быть уже действительно пришла пора согласиться, наконец, с мнением П.С. Гуревича о том, что «пафосное доктринерство», создающее лишь «мнимое глубокомыслие», всякого вопрошающего о статусе культурологии как науки только «уводит исследовательскую мысль в сторону от других, вполне реальных культурологических проблем»[93].

 

Гипотеза…

На основе статусных характеристик «слабой, или широкой» и «узкой или сильной» версий науки культурология вполне может рассматриваться и анализироваться в качестве тако­вой.

«Узкая или сильная» версия науки – это, конечно же, некий «эпистемологический идеал», «своеобразная модель», к которой стремятся так называемые «точные дисциплины». Причем, сами эти дисциплины, задающие «тон в современной науке» и подпадающие теперь под силь­ную версию, в свое время не отвечали ей в полной мере и находились на той стадии, на которой находятся в настоящее время дисциплины, соответствующие слабой версии науки. В свою очередь, эти последние, с учетом тенденций их развития, «хотя и нерав­номерно, движутся в сторону эпистемологического идеала». Таким образом, абсолют­ного противопоставления наук на основе той и другой версии нет и быть не может, по­скольку обе они, как подчеркивает А.И. Ракитов,[94] «фиксируют в логически очищенном виде различные синхронные срезы на общем стволе развития научного познания».

К тому же, культурология – не просто наука, но целый комплекс наук, предметом изучения которых является культура, и каждая из них, в свою очередь, может и должна быть вполне конкретно рассмотрена в диапазоне данных версий науки.

«Ответвление», навеянное чтением статьи

Микешиной Л.М. Современная проблематизация

вечной темы // Философские науки. 1990. № 10…

За более чем двухтысячелетнюю историю развития в эпистемологии сложилось множество самых разнообразных концепций истины, основные из которых – теория корреспонденции, прагматистская теория, аксиологическая теория и теория когеренции. Современная проблематизация истины прежде всего идет по линии оценки конструктивного потенциала каждой из этих теорий, по линии осмысления их соотношения друг с другом. Выводы, к которым приходят исследователи этой проблемы, крайне не однозначны.

Главная трудность и, соответственно, магистральное направление в ее преодолении здесь, видимо, заключается не столько в освобождении «от пут традиционной гносеологии», сколько в адекватном постижении самого статуса истины в системе способов и форм осуществления человеком своего бытия в мире. Человек не есть только лишь гносеологический субъект, созерцающий мир. Человек познает мир в той мере, в какой реализует себя в нем. Проблематизация истины – это, в конечном счете, проблематизация самого бытия человека.

Человек – многообразное в своих проявлениях сущее. Как таковое, он осуществляет свое бытие в мире посредством целой совокупности своих сущностных сил, каждая из которых, будучи направлена на освоение мира в специфической для нее форме, получает смысл и истоки не в самой себе, в самоизолированности от других, но лишь в своем органическом единстве с ними, обеспечивая тем самым бытие человека в качестве целостного существа.

Поскольку, в отличие от материально-практической формы освоения, имеющей дело с самим материальным миром, и, в отличие от практически-духовной формы освоения, имеющей дело уже с практически-данным миром и соприкасающейся с материальным миром опосредованно, через результаты практики, – духовно-теоретическая форма освоения находится по отношению к материальному миру в двойном, – практическом и духовном, – опосредовании, постольку с необходимостью следует признать, что истина выступает в системе осуществления человеком своего бытия как единство многообразных, – опосредованных нижележащими формами освоения человеком мира, – определений. Каждое из этих определений как «снятое» на духовно-теоретическом уровне предметное содержание сущностных сил человека входит в состав истины в качестве ее собственных внутренних моментов: и благо, и справедливость, и красота, и добро. Истина – единство многообразного.

С этих позиций, теория когеренции истины может быть рационально представлена как рефлексия наших знаний относительно теоретически-данного человеку мира, аксиологическая теория истины – как рефлексия наших знаний относительно духовно-данного человеку мира, прагматистская теория истины – как рефлексия наших знаний относительно практически-данного человеку мира, теория корреспонденции – как рефлексия наших знаний относительно самого материального мира.

Каждая последующая из этих рефлексий по отношению к материальному миру является, как это не трудно заметить, более радикальной, более основательной и глубокой, а, следовательно, и более содержательной, чем предыдущая, поскольку не только преодолевает присущую ей ограниченность, но и диалектически «снимает» ее позитивное содержание в качестве своих собственных внутренних моментов.

Таким образом, мы не можем квалифицировать рассмотренные основные теории истины как нечто абсолютно противоположное и противостоящее друг другу. В то же время, вряд ли будет адекватным трактовать соотношение между ними с позиций принципа «комплементарности» или «дополнительности». В своем рациональном, не гипертрофированном виде и прагматистская, и аксиологическая, и когерентная теории истины представляют собою, каждая по своему, разработку отдельно взятого, абстрагированного от всех других, момента в целостном содержании истины. Каждая из них является частной по отношению к целостной теории истины как соответствия (корреспонденции) наших знаний о мире самому этому миру.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре

Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 3. Статус культурологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Концептуальные представления культуры
Постановка проблемы…   В «Оксфордской иллюстрированной энциклопедии» фиксируется, что культура – не только «основополагающее», но и «одно из наиболее трудных

Ответвление», навеянное прогулкой
с трехлетним внуком Кириллом… Констатируя сложность проблемы соотношения религии и культуры, можно выделить целый ряд достаточно определенно сложившихся концепций ее решен

Тема 2. Культуроцентризм как концептуальное представление культуры
Постановка проблемы… Имея достаточно емкое методологическое значение, процедура упорядоченности существующих точек зрения на культуру ста­вит целый ряд достаточно серьезны

Тема 4. Культурология в системе научного знания
  Постановка проблемы… Пред­метом культурологии как науки, согласно Лесли А. Уайту, является культура как некая реальность, опосредствующая взаимодействие че

Ответвление», навеянное четвертой
частью 6 симфонии П.И. Чайковского… Проследить генезис культуры – значит, по сути дела, понять из чего, когда, как, почему и для чего воз­никает культура.

Тема 5. Структура культурологии
Постановка проблемы…   Относительно культурологии, как, впрочем, и относительно любой другой подсис­темы общей системы современного научного знания, с необхо

Ответвление», навеянное совершенно неожиданной
в своих последствиях встречей с Е.Н. 8 июля 2005 года… В эпистемологической проек­ции само­реализа­ции человеком своего бытия в мире необходимо четко раз­личать три типа р

Тема 6. Культурология как теория и история культуры
Постановка проблемы… Проблематика, связанная с концептуальным представлением культурологии в каче­стве теории и истории культуры, не только актуальна, но и в значительной

Научно-прак­тической кон­ферен­ции
«Язык куль­туры и куль­тура языка» (ТГАКИ, Тюмень, 15-16 марта 2001 г.)… Вроде бы странно, но, похоже, в русскую лексику слово «культура» вошло достаточно поздно, хотя тво

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги