рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 5. Структура культурологии

Тема 5. Структура культурологии - раздел Культура, Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре Постановка Проблемы…   Относительно К...

Постановка проблемы…

 

Относительно культурологии, как, впрочем, и относительно любой другой подсис­темы общей системы современного научного знания, с необходимостью должен быть рассмотрен вопрос о ее структуре – основных компонентах, из кото­рых она складыва­ется, и характере их соотношения друг с другом.

Как исследовательская задача, данная проблематика была поставлена еще Г. Рик­кертом. Выдвинув и сформулировав свое знаменитое «Kulturwissenchaften», он не только констати­ровал «отсутствие единства и систематической расчлененности наук о культуре в проти­воположность естественным наукам, среди которых в особенности физические науки об­ладают прочной опорой в механике», но и полагал, что хотя «для наук о куль­туре, поскольку они пользуются историческим методом, не может существовать основ­ной науки, анало­гичной механике», у них, тем не менее, «тоже есть возможность сомк­нуться в одно единое целое; именно понятие культуры, определяющее их объекты и яв­ляющееся для них руководя­щим принципом при образовании ими исторических поня­тий, может сообщить им, нако­нец, также единство общей связи»[181].

По своему, но именно эту же проблематику ставил и решал в середине 40-ых годов минувшего столетия Дж. Фейблман. «Наука о культуре, – писал он, – должна вобрать в себя множество поднаук и объединить их в единую вели­кую науку. Наука о культуре, кото­рая известна под именем социальной антропологии и этнологии – ибо эти термины, судя по всему, используются как взаимозаменяемые, – должна включить в себя научные дис­циплины, которые мы знаем как антропологию, этнологию, социологию и социальную психологию»[182].

В современной литературе иногда встречается в целом скептическая точка зрения по по­воду самой возможности сколько-нибудь внятной структуризации культурологии.

Весьма показательно в этом отношении мнение В.А. Лекторского, согласно кото­рому, культурология – это «конгломерат из разных наук»,[183] т.е. всего лишь некое их меха­ническое соединение, беспорядочная смесь.

Э.А. Орлова выражает серьезную озабоченность по поводу утверждающегося в отечественной культурологии «познавательного синкретизма», проявляющегося как «смешение в основном философского, гуманитарного и в малых долях социально-науч­ного стилей рассуждения». «Наша культурологическая общественность, – пишет она, – охраняет этот синкретизм. Если указанная тенденция утвердится, науку о культуре по­стигнет участь социологии: останется название, обязательность преподавания в вузах, защита диссертаций, но все это будет пустой игрой словами»[184].

Целый ряд исследователей занимает в этом вопросе более позитивную и оптими­стическую пози­цию, полагая, что осуществление структуризации как методологической процедуры применительно к культурологии не только необходимо, но и вполне воз­можно.

Один из первых вариантов структуры культурологии как науки, предложенный С.Н. Иконниковой, включал в себя следующий «ряд взаимосвязанных между со­бой час­тей: история культуры; философия культуры; социология культуры; психология куль­туры»[185]. Впоследствии данная позиция автором была существенно уточнена и в составе культуро­логии было предложено выделять «пять взаимосвязанных разделов», каждый из которых «имеет свой объект исследования, взаимодействует с определенным кругом наук, отлича­ется языком описания, спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем»: история мировой и отечественной культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антро­пология, прикладная культурология[186].

Согласно Л.Н. Когану, культурология – это «совокупность наук о культуре», ос­новными «составными частями» которой являются философия культуры, теория куль­туры, история культуры и социология культуры[187]. Данная точка зрения раз­деляется Ю.В. Петровым: «…Культурология, – пишет он, – есть система знания, включающая историю культуры, теорию культуры, социологию культуры, философию культуры. Культурология есть такое понятие, которое используется для описания всех существующих наук о культуре; благодаря ему удается синтезировать и интегрировать их в некоторое единство, когда история, теория, социология, философия культуры рас­сматриваются как составные части культурологии. …Целостность культурологии выте­кает из целостного единства культуры как таковой…»[188].

Е.Я. Александрова и И.М. Быховская, обосновывая необходимость системного представления знаний о культуре, выделяют в нем – в зависимости от степени обобще­ния – три основных уровня:

– философию культуры как наиболее абстрактное, обобщенное знание о культуре в контексте «человек – мироздание», как «мировоззренческое основание для более част­ных уровней осмысления феномена культуры», как «своего рода метатеорию культуры»;

– собственно культурологический уровень как «интегративно-типологизирующее, объяснительное знание о культуре», предполагающее «ее выделение как специального предмета анализа через соотнесение с социальным пространством» и интегрирующее «многообразные данные о культурных феноменах с целью выявления и объяснения зако­номерностей их генезиса, функционирования, изменения; раскрытия базовых культуро­образующих оснований и многообразной по видам и формам деятельности человека; по­нимания смысла и характера "встроенных" в любую социальную практику ее культурных регуляторов…; осуществления в этом контексте сравнительных исследований (как по временной так и по пространственной оси) для выявления специфики векторов и дина­мики движения культуры, особенностей различных типов культуросообразной деятель­ности (включая социализацию и инкультурацию человека)»;

– и, наконец, культуроведческий уровень, включающий в себя многообразные ча­стно-научные дисциплины («искусствоведение, религиоведение, литературоведение, экономика культуры и т.д.»), ориентированные на изучение не культурного пространства как такового, а тех или иных его подсистем, конкретных форм и видов культуротворче­ской деятельности, их специфики, структуры, внутренних механизмов развития и т.д. На этом уровне «создается мощный фактологический фундамент, связанный с изучением многоообразных культурных феноменов, осуществляется эмпирический анализ источни­ков, дается детальное описание отдельных сторон и характеристик различных видов культурной практики человека (хозяйственной, политической, правовой, эстетической, образовательной и т.д.)»[189].

А.И. Кравченко подчеркивая то обстоятельство, что «культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой», выделяет в ней следующие основные «подразделы»: «теорию культуры (фило­софию культуры), историю культуры (мировую художественную культуру), прикладную и эмпирическую культурологию (антропологию и социологию культуры)»[190].

В.М. Розин, исходя из того, что в трактовке культуры в настоящее время сформи­ровались «три основные познавательные ориентации – философская, историческая и тео­ретическая», выделяет внутри культурологии, соответственно, «философию культуры (культурфилософию), историю культуры и науки о куль­туре»[191].

В.М. Межуев, рассматривая культуру как предмет культурологического ис­следова­ния в качестве многослойного и многопланового явления, выделяет в ней три основных пласта (слоя) – этнический, национальный и массовый и, исходя из этого, структурирует культурологию на три основных «блока» научных дисцип­лин, в каждом из которых ис­пользуются специфические приемы и методы иссле­дования: блок антропологического знания, базирующийся прежде всего на этноло­гии (или культурной антропологии) и изу­чающий «дописьменный» пласт куль­туры; блок гуманитарных и исторических наук, ба­зирующихся прежде всего на филологии (вместе с лингвистикой) и изучающий ее «письменный» пласт; и блок социологического знания, базирующийся на социологии и изучающий способы производства и функционирования в обществе массовой культуры. «Этнолог, фи­лолог и социолог – вот кто, – согласно этой позиции, – в первую очередь может и должен претендовать на звание культуролога».

В соответствие с этим различается три основных значения термина «культуроло­гия»: антропологи­ческий, гумани­тарно-исторический и социологический. Кроме этого, прогнозируется, что в обозримой перспективе культурология может приобрести еще одно – четвертое – значение, поскольку внутри нее «сегодня формируется новый блок, связанный с изучением современных (компьютерных) информационных систем и техно­логий».

Философии культуры, согласно В.М. Ме­жуеву, не является составной частью культурологии как науки. В си­туации плюрализма, множественности культур, ставящей перед познаю­щим субъектом, тем же культурологом, вопрос о том, кто он сам по культуре, где прохо­дит граница между его культурой и той, которую он изучает, она решает «проблему культурного самосознания личности в современном мире», и, будучи актом сознательного культурного творчества, результатом которого является осознанное бытие человека в культуре, «раскрывает ему вполне рациональными средст­вами смысл его собственного существования в ней»[192].

Л.П. Воронкова, в отличие от В.М. Межуева, предлагает различать не три, а только два смысла термина «культурология» – широкий и узкий. По своему статусу «культуро­логия в широком смысле», согласно ей, «не является отдельной научной отраслью или же метанаукой, а представляет собой собирательное поня­тие, обозначающее комплекс отдельных наук, философских и богословских концепций культуры. Другими словами, культурология в широком смысле – это все те учения о культуре, ее сущности, динамике развития, закономерностях функционирования и развития, которые можно встретить в трудах ученых, пред­ставляющих различные области научного и ненаучного осмысления феномена культуры. Сюда же относится и то понимание культуры, ее места и роли в об­ще­ственной жизни, которое встречается в работах деятелей искусства, писателей, му­зы­кантов и художников, а также в их художественных творениях». В структур­ном плане «культурология в широком смысле слова» включает в себя, согласно Л.П. Воронковой, «культурологию в узком смысле слова» или теорию культуры, а также историю культу­рологии, философию культуры, богословие культуры, социологию культуры, культур­ную антропологию, экологию культуры, психоло­гию культуры, культуроведение или прикладную культурологию, историю куль­туры[193].

Уточняя впоследствии свою позицию, Л.П. Воронкова пишет: «культурология в широком смысле слова включает: философию культуры; социологию культуры; теологию культуры; экологию культуры; культурную антропологию; историческую культурологию (историю культуры; историю культурологии) и прикладную культурологию.

Культурология (в узком смысле слова) представляет собой науку о культуре – точнее, теорию культуры – состоящую из разделов: генезис культуры, морфология и динамика культуры, взаимодействие культур, связанных с определенным комплексом исследовательских задач, среди которых изучение причин и закономерностей появления культуры, ее развития и функционирования, выяснение структуры культуры»[194].

В статье «Современная культурология: объект, предмет, структура» А.Я. Флиер выделяет внутри культурологии «два "крыла": фундаментальное и прикладное». При этом «цель фундаментальной культурологии – изучение культурных процессов и явле­ний, возникающих и функционирующих по преиму­ществу стихийно, на основании об­щих закономерностей социокультурной жизни людей. Прикладная же культурология изучает, планирует и разрабатывает мето­дику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, в рамках деятельности специализированных культурных институ­тов и обществен­ных организаций».

В зависимости от объекта исследования («общество, личность, языки комму­ника­ции между ними») внутри фундаментальной культурологии, согласно А.Я. Флиеру, фор­мируются три основных направления:

– «социальная и культурная антропология, акцентирующая свое внимание на со­циокультурных процессах и явлениях, порождаемых людьми в ходе их совмест­ной (кол­лективной) жизнедеятельности, и "объективирующая" человека в формах его социальной практики (т.е. абстрагирующаяся от его личностных, индивидуа­лизирующих черт как творца и потребителя культуры и рассматривающая его как условного функционального субъекта культурных процессов);

– психологическая антропология, сосредоточенная, напротив, на проблемах «субъ­ективации» личности, проявляющейся в процессах ее социализации и ин­культурации, творческой, вариативной интерпретации индивидом норм, образцов, стереотипов и иных выражений его "окультуренности" в данной социокультурной среде;

– культурная семантика, изучающая культурные феномены прежде всего как сред­ство коммуникации между обществом и личностью, между индивидами внутри сообще­ства, как информационные носители, с помощью которых кодиру­ется и транслируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном (или невер­бальном) языке в чертах технологий и результатов (продуктов) всякой человеческой дея­тельности».

Прикладная же культурология в свою очередь подразделяется на «культуро­логию институциональных взаимодействий», и «культурологию внеинституцио­нальных взаи­модействий», каждая из которых представляет собою теорию и методику либо относи­тельно «организованных», либо относительно «неорганизо­ванных» социокультурных процессов[195].

В более поздней работе «Культурология для культурологов» А.Я. Флиер, сохраняя основные характеристики «объектной сферы» первых двух направлений «фундаменталь­ной культурологии» существенно скорректировал их обозначение. Название «социальная и культурная антропология», согласно ему, «представляется неоправданным, искусст­венно обуживающим проблемное поле области познания социальной культурологии не­которыми уже сложившимися научными школами и их традициями, а так же фактически исключающими из сферы изучения макродинамику культуры». Аналогичным образом обстоит дело и относительно названия «психологическая антропология», «которое также представляется слишком узким по отношению к реальному полю встающих перед нау­кой проблем». Поэтому, первое обозначается им как «социальная культурология», а вто­рое – как «психология культуры». Таким образом, по А.Я. Флиеру, «реально в практике фундаментальной культурологии с большей или меньшей очевидностью формируются три основных направления исследований (выделяемых по объектной сфере): «социаль­ная культурология», «психология культуры» и «культурная семантика»[196].

Наконец, в одной из совсем не давних работ, исходя из принципа «общее – частное – единичное», А.Я. Флиером был предложен еще один вариант «иерархии областей, изучающих культуру»: «философия культуры, изучающая культуру как всеобщую категорию», как определенную «модальность человеческого существования»; «собственно культурология, изучающая культуру как совокупность типов (стадиальных, региональных, социальных, функциональных и т. п.), моделируемых на тех или иных основаниях, на чертах сходства разных культурных явлений»; «история культуры, изучающая культуру как совокупность уникальных феноменов во всей глубине их своеобразия». Что касается места «общей теории культуры» в данной «вертикальной» структуре, то, по его мнению, она «дробится между философией культуры (онтологическая теория) и культурологией (алгоритмическая, социально-функциональная теория и теория развития, динамики)»[197].

В учебном пособии для студентов высших учебных заведений под научной редак­цией Г.В. Драча внутри культурологии выделяются также два, но уже не «крыла», а «блока»: теоретический, включающий в себя теорию культуры, куль­турантропологию, философию культуры, социологию культуры; и исторический, представленный историей мировой культуры и культуры России[198]. Сходную позицию занимает И.В. Коняхина, правда, с двумя существенными уточнениями: теория культуры понимается как «важ­нейшая часть философского знания», а история культуры – как история науки и техники, история экономики, история государства и права, история религии, история морали, ис­тория педаго­гики и истории искусства[199].

В.П. Большаков, рассматривая культурологию как «область гуманитарного знания», склонен в отношении ее состава ограничиваться указанием лишь на «историю культуры и теорию культуры»[200].

Согласно же Ю.В. Осокину, «в структуру культурологической науки входят: 1) методология и методика системных исследований культуры; 2) системология культуры, куда включаются системная теория культуры, теория социокультурной стратификации, теория культурного процесса, системная типология культуры, теория культурных паттернов и алгоритмов и некоторые другие дисциплины; 3) эмпирические культурологические (системные) исследования конкретных типов культуры (культурного сознания) и их носителей, историко-культурных процессов как смены состояний культурных систем, изучение отдельных явлений и артефактов культуры как единиц-носителей фрагментов того или иного конкретного системно организованного совокупного социокультурного опыта»[201].

Ю.М. Резник, исходя из того, что «предметная сфера культурологии как интегративного проекта науки о культуре включает в себя объектность, субъектность и взаимодействие между ними», выделяет в ее «концептуальной структуре» следующие «складывающиеся разделы (дисциплины)»:

1. «Онтология культуры», или «культурная онтология», которая подразделяется на две «субдисциплины»: а) «Объектную онтологию культуры (теории культурных объектов и культурной динамики и пр.)», предметом изучения которой является «система культурных объектов: “системные” и “внесистемные” объекты культуры, а единицами анализа – «артефакты, материальные предметы, паттерны и пр., формализованные тексты, обладающие объективным смыслом для субъектов», и б) «Субъектную онтологию культуры (теории конкретных субъектов культуры – личностей и культурных сообществ – и их персональных свойств, проявляемых в феноменах деятельности)», предметом изучения которой является «система культурных субъектов: “целостные феномены культуры” (различные стороны активности субъекта культуры», а единицами анализа – «персональные свойства субъекта (способности, представления, образы, события, позволяющие распознавать субъективный, интерсубъективный и объективный смыслы)»;

2. «Теории социокультурного взаимодействия», которые подразделяются на четыре «субдисциплины: а) «Культурная эпистемология (концепции познавательной деятельности субъектов»), предметом изучения которой являются «познавательные аспекты социокультурного взаимодействия», а единицами анализа – знания, когнитивные системы и другие единицы информации», б) «Культурная аксиология (концепции ценностей социокультурного взаимодействия, в том числе культурная этика и др.)», предметом изучения которой являются «ценностные аспекты социокультурного взаимодействия», а единицей анализа – «система ценностей», в) «Культурная семантика (анализ смысла и значений языковых конструкций)», предметом изучения которой являются «символические аспекты социокультурного взаимодействия», а единицами анализа – «знаки, символы, знаковые системы», и г) «Культурная праксеология (концепции и технологии практического воздействия субъекта на культурные объекты)», предметом изучения которой являются «практические аспекты социокультурного взаимодействия», а единицами анализа – «способы практического воздействия субъекта на объект или иного субъекта (средства, технологии и пр.)».

Причем, согласно Ю.М. Резнику, «в рамках культурологии эти разделы могут опираться на соответствующие области философии культуры, культурантропологии и истории культуры, реализуя тем самым ее междисциплинарный потенциал»[202].

Что касается позиции М.С. Кагана, то предметно-дисциплинарная структуризация культурологии как проблема им специально не ставилась, поскольку в его работах культурологическая проблематика осмысливается в ранге философской теории культуры, в то время как «конкретно-культурологическое знание» рассматривается как тот или иной вид ее «модификации» - «этнографический, социологический, семиотический, историко-искусствоведческий и т.д.»[203].

Отмеченный «разброс» позиций в структуризации культурологии требует, как это не трудно заметить, дополнительной рефлексии относительно самих оснований данной методологической процедуры. Каковы они?

 

Сосредоточение 5.1…

Если культурология по своему статусу – одна из основных подсистем общей сис­темы современного научного знания, становится возможным и необходимым выделение двух основных аспектов ее структуры: внутреннего и внешнего.

Рамки первого аспекта предполагают структурирование культурологии, ис­ходя из ее внутреннего содержания. Главной задачей здесь является проработка основания, кри­терия такой структуризации.

С этой целью относительно культурологии, как и относительно любой другой на­учной дисциплины, в соответствие с требованиями современной методологии, прежде всего, должен быть осуществлен специальный анализ, связанный с выяв­лением возмож­ности ее внутренней дифференциации на два основных уровня, присущих «нормаль­ному» научному знанию: эмпириче­ский и теоретический.

По своей гносеологической направленности данные уровни различаются тем, что на первом из них познание ориентировано главным образом на изучение явлений и зави­симостей между ними, а на втором – на раскрытие сущности и сущностных связей «в чистом виде». Главной познавательной задачей эмпирического уровня является описа­ние и обобщение явлений, в то время как для теоретиче­ского уровня таковой является объяснение и предсказание изучаемых явлений.

Наиболее четко различие между этими уровнями проявляется в характере их ре­зультатов. Основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, яв­ляется на­учный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретиче­ском уровне полу­чаемое знание фиксируется в форме законов и научных теорий, в которых как раз и рас­крывается сущность изучаемых явлений. Соответственно различаются и методы, исполь­зуемые при получении этих типов знаний. Основ­ными методами эмпирического уровня являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом уровне познания используются такие методы, как дедукция, идеализация, типизация, восхожде­ние от абстрактного к конкретному, формализация, аксиоматизация и др.

Эмпирический и теоретический уровни различаются и по знаковым формам орга­низации знания: «для фиксации и организации эмпирического знания исполь­зуются формы естественного языка, а для организации теоретического знания – преимущест­венно искусственный язык»[204].

Различие между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания фикси­руется также и относительно чувственного и рационального как познава­тельных способ­ностей человека. Чувственное проявляется в ощущениях, воспри­ятиях и представлениях. Рациональное – в понятиях, суждениях и умозаключе­ниях. В процессе познания чувст­венное и рациональное не оторваны друг от друга, но внутренне взаимосвязаны. Даже самое элементарное восприятие, как от­мечает Дж. Брунер, с необходимостью «предпола­гает акт категоризации»[205]. Поэтому было бы не точно полагать, что чувственное соотно­симо только с эмпи­рическим, а рациональное – только с теоретическим «Эмпирическое в науке, – пи­шет М.В. Мостепаненко, – не следует представлять в отрыве от рациональ­ного. При выяснении специфики эмпирического главное состоит не в том, чтобы брать его в "чистом виде", то есть в отрыве от рационального момента, а в том, чтобы видеть чувственное в соответствующем рациональном выражении и оформлении. Причем ос­новное в данных опыта составляют реальные чувственные восприятия исследователя (ибо через них вводится объективность), рациональное же в данных опыта (выражение чувственного в понятиях) играет подсобную роль»[206]. В свою очередь, даже самое пре­дельно абстрактное теоретическое знание всегда, так или иначе, «отягощено» определен­ной наглядно-чувственной компонентой. Поэтому различие между эмпирическим и тео­ретическим было бы точнее харак­теризовать различным соотношением чувственного и рационального в каждом из них: эмпирическое знание – чувственно-рационально, а тео­ретическое – рацио­нально-чувственно.

При всей относительной самостоятельности, жесткой границы между эмпи­риче­ским и теоретическим уровнями научного знания не существует, они взаимо­полагают, взаимообусловливают и взаимопереходят друг в друга. Более того, тео­ретическое менее высокой степени общности может выступать как эмпирическое по отношению к теоре­тическому более высокой степени общности. «Эмпириче­ское и теоретическое, – отме­чает П.В. Копнин, – относительно самостоятельные уровни, граница между ними до не­кото­рой степени условна; эмпирическое пере­ходит в теоретическое и, наоборот, то, что счи­талось на каком-то этапе науки тео­ретическим, на другом, более высоком, становится эмпирически доступным»[207].

В этой связи логично поставить вопрос о том, насколько адекватным является яв­ное или неявное представление культурологии как сугубо эмпирической дисциплины? Насколько в принципе возможна фиксация тех или иных явлений как явлений именно культуры, если сущностное ее понимание «вынесено» за пределы культурологии как науки?

В этой связи также вполне логично поставить вопрос и о том, насколько адекват­ным явля­ется довольно широко распространенное представление отождествляющее куль­турологию и теорию культуры? Может ли культурология как наука, – более того: как одна из основных подсистем современного научного знания, если она, ко­нечно, пре­тен­дует на этот статус, – ограничиваться только лишь одним уровнем, уровнем теории и сколько-нибудь успешно его разрабатывать, не имея своего соб­ственного эмпирического базиса?

 

Сосредоточение 5.2…

 

Современные исследования в области методологии науки позволяют делать вывод о принципиальной всеобщности эмпирической и теоретической «коорди­нат» в ее струк­туре.

Особое внимание важно обратить на обоснование всеобщности относительно именно эмпирического уровня в структуре научного знания. «Нередко, – писал В.С. Швырев, – при рассмотрении природы эмпирического базиса науки абсолюти­зируется практика естественных наук, под эмпирией понимаются только данные, полученные при эксперименте или наблюдении над явлениями природы. Однако эмпирия существует и в социальных и гуманитарных науках, науках о культуре. В последних, в частности, она выступает в виде памятников культуры, различных текстов, знаково-символических структур, подлежащих расшифровке и осмысле­нию»[208]. На необходимость различения внутри культурологии теорети­ческого и эмпирического уровней указывал в свое время Э.С. Маркарян. Отмечая, что термин «культурология» в подавляющем большинстве слу­чаев используется как равнозначный «теории культуры», он писал, что его было бы «це­лесообразно использовать и в более широком значении, охватывающем как теорию культуры, так и порождаемые ею эмпирические исследования»[209]. Еще более определе­нен в этом отношении В.М. Розин. «Как и в любой научной дисциплине, – пишет он, – в культурологии можно различить уровень эмпирического материала, фактов, описания феноменов (его можно условно назвать «феноменологическим» уровнем культуры[210]) и уровень теоретических конструкций и построений (идеальных объектов, теоретических знаний, понятий)»[211].

Признание «необходимой обязательности» как теоретических, так и эмпирических культурологических исследований, конечно же, в их специфике и взаимосвязи, означает, что можно различать теоретическую и эмпирическую культурологию.

В этой связи неизбежно встает целый ряд вопросов и относительно конкрет­ных форм представления эмпирической культурологии, и относительно конкрет­ных форм представления теоретической культурологии. Что представляет собою эмпирическая культурология? Есть ли она какая-то особая научная дисциплина, или же представляет собою совокупность уже хорошо известных дисциплин – культурной антропологии, ис­тории культуры, социологии культуры, психологии культуры и т.п.? Что представляет собою теоретическая культурология? Есть ли она, собственно говоря, ни что иное, как теория культуры? Или же, как полагают некоторые исследователи, она есть просто-на­просто то же самое, что и филосо­фия культуры? Как соотносятся между собою теория культуры и философия культуры? Каково место того и другого в структуре культуроло­гии?

 

Сосредоточение 5.3…

 

Решение этих вопросов, будучи важным само по себе, все же производно от реше­ния более принципиального вопроса: насколько корректно в свете современ­ных методо­логических норм сведение внутренней структуры культурологии к ее «дихотомиче­скому» делению на эмпирическую и теоретическую?

Согласно разработкам В.С. Степина – Д. Шейпира – К. Хукера, та или иная область знания как научная дисциплина в своем целостном виде может быть представлена иерар­хией не двух, а трех уровней: «На верхнем уровне имеется «когерентное множество кон­цептуальных категорий», которое определяет область метафизики, онтологии, приме­няемой в исследовании. К ней примыкают такие сферы знания, как теория методов, пси­хология восприятия и т.п. Затем расположен уровень собственно теорий и, наконец, уро­вень экспериментов и наблюдений»[212]. Так или иначе, этот подход поддерживается и разви­вается целым рядом исследователей. «Внутренняя логика методологических иссле­дований, – пишут П.В. Алексеев и А.В. Панин, – все чаще и чаще ставит на повестку дня вопрос о не­обходимости введения в методологию науки новой методологической еди­ницы, смысл и содержание которой не сводимы к дихотомии эмпирического и теорети­ческого. В этом новом базисном методологическом понятии фиксируется сущест­вование в науке еще одного, третьего уровня знания, который находиться над тео­ретическим зна­нием и выступает в качестве метатеоретической, экстратеоретиче­ской предпосылки са­мой теоретической деятельности в науке»[213]. Необ­ходимость выделения эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней в структуре научного познания отмечается С.А. Лебедевым, С.М. Халиным и др.[214]

Что представляет собою этот метатеоретический уровень научного знания? Каковы его, собственно говоря, гносеологические основания? Какие дополнительные эвристиче­ские возможности относительно внутреннего структурирования культурологии дает его выделение?

 

Сосредоточение 5.4…

 

Прежде всего, особое внимание следует обратить на актуализацию идущей еще от Аристотеля традиции, связанной с различением внутри рационального двух познава­тельных способностей – разума и рассудка. В «Никомаховой этике» Аристотель выде­ляет в душе две части: «одна часть души не обладает суждением (alogon) а другая им об­ладает (logon ekhon)» (1102а32). В свою очередь, каждая из них рассматривается как «двуслож­ная». Первая делится на растительную и животную, вторая – на обладающую суждением «в собственном смысле и сама по себе» (1103а2), т.е. то, что как раз и может быть обо­значено термином «разум», и на «нечто, слушающееся [суждения, как ребенок] отца» (1103а3), т.е. то, что может быть обозначено как «рассудок»[215]. Разграничение ра­зума и рассудка по самым разнообразным основаниям мы находим у неоплатоников, в «Ареопа­гитиках», затем у Н. Кузанского, Д. Бруно, Дж. Локка, Г. Лейбница, И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля и др.[216] Адекватной формой первого, как правило, считается идея, а вто­рого – по­нятие (и/или суждение).

Особенностью разумного познания является его целенаправленность. Иссле­дуя со­держание и собственную природу понятий, разум оперирует ими в соответ­ствии с этой природой, постигает мир не созерцательно, а творчески, активно. Творческая активность обязательно предполагает синтез знания, поэтому разум выступает синонимом синтетич­ности познания. С помощью разума формируются идеи и охватывается широкий круг знания. Рассудочное познание также опери­рует абстракциями, однако не вникает в их содержание и природу. Для рассудка характерно оперирование абстракциями в пределах определенным образом заданной схемы. Рассудочная деятельность не имеет своей собст­венной цели, она исполняет заранее заданную цель, поэтому отражение действительно­сти рассудком носит до некоторой сте­пени «мертвый» характер. Главная функция рас­судка - расчленение и исчисление. Вместе с тем, рассудок придает мышлению опреде­ленность, системность и стро­гость. Своим стремлением превратить научную теорию в логически стройную формальную систему человек, благодаря не в последнюю очередь именно рас­судку, делает результаты работы мысли доступными пониманию и осозна­нию. Говоря о соотношении рассудка и разума, П.В. Копнин отмечал, что они «явля­ются двумя необходимыми моментами в деятельности теоретического мышления. Их взаимо­связь и взаимопереход в процессе движения мышления создают предпо­сылки для пости­жения объективной природы предмета такой, какова она есть в действительности»[217].

Необходимость различения в структуре рационального разума и рассудка как спе­цифических и не сводимых друг к другу познавательных способностей под­держивается и обосновывается в работах целого ряда исследователей,[218] однако, встречает порой доста­точно «жесткие» возражения. Например, Р.В. Петропавловский полагает, что, хотя такое различение и помогло в прошлом «выяснить некоторые особенности нашего продуктив­ного мышления на его различных уровнях», для нашего времени оно «представляется довольно схола­стичным … и уже не плодотворным»[219]. В этой связи наиболее пер­спектив­ной в методологическом отношении представляется позиция тех исследо­вателей, в работах которых на основе критической оценки достигнутых здесь ре­зультатов, осуще­ствляется поиск дополнительных эвристических возможностей структури­зации внутрен­него содержания рационального. Так, Н.В. Блажевич и Ф.А. Селиванов, отмечая как про­блематичное то, что «действие рассудка и разума П.В. Копнин ограничивает лишь пре­делами теоретического познания», указывают на сложный характер проявления того и другого не только в теоретическом, но и в эмпирическом познании и, – что особенно важно, – формулируют идею о «разных типах единства рассудка и разума»[220]. Если, в це­лях возможной конкретиза­ции этой идеи, допустить, что в зависимости от того, какая из данных познава­тельных способностей является конституирующим элементом их един­ства, – рас­судок или разум – тогда чисто логическим путем в самом общем виде мо­жет быть выделено два основных вида рационального: рассудочно-разумный и разумно-рас­судочный.

Исходя из этого, гносеологические основания для различения «верхнего», или ме­татеоретического, и «среднего», или теоретического, уровней во внутренней структуре научного знания могут быть поняты как результат различия двух основных видов рацио­нального: метатеоретический уровень формируется, функционирует и развивается как разумно-рассудочный, а собственно теоретический – как рассудочно-разумный.

Если учесть, что аналогом, коррелятом понятия «метатеоретический уро­вень» мо­гут быть такие понятия, как «априорные основоположения» И. Канта, «парадигма» Т. Куна, «исследовательская программа» И. Лакатоса, «эпистема» М. Фуко, «основания науки» В.С. Степина, «интертеория» А.А. Ляпунова, «картина мира» В.Ф. Черноволенко и т.п., метатеоретический уровень научного знания – сложное и многоплановое образо­вание. Согласно, например, В.С. Степину «основания науки», будучи «системообразую­щим фактором научной дисциплины», включают в себя: «1) специальную научную кар­тину мира (дисциплинарную онтологию), которая вводит обобщенный образ предмета данной науки в его главных системно-структурных характеристиках; 2) идеалы и нормы исследования (идеалы и нормы описания и объяснения, доказательности и обоснования, а также идеалы строения и организации знания), которые определяют обобщенную схему метода научного познания; 3) философские основания науки, которые обосновывают принятую картину мира, а также идеалы и нормы науки, благодаря чему вырабатывае­мые наукой представления о действительности и методах ее познания включаются в по­ток культурной трансляции»[221].

В функционально-содержательном плане метатеоретический уровень научного знания можно рассматривать, прежде всего, как определенную проекцию философских воззре­ний относительно той или иной исследуемой предметной области, того или иного вида бытия, – воззрений, выраженных на соответствующем языке той или иной системы научного знания. Трактуя метатеоретический уровень научного знания в качестве «архе­типа теоретического мышления», В.П. Алексеев и А.В. Панин отме­чают, что и его фор­мирование, и его существование «теснейшим образом связаны с философскими воззре­ниями определенной исторической эпохи. Именно из фи­лософии черпаются многие ис­ходные идеи, определяющие черты конкретной на­учной картины мира и систему гносео­логических и методологических установок науки. Соответственно и анализ метатеорети­ческих оснований теоретической дея­тельности немыслим без учета общефилософских соображений. Архетип теорети­ческого мышления является историческим образованием и не только включает в себя результаты научно-теоретической деятельности, но и кос­венно фиксирует итоги развития всех других форм духовно-практического освоения мира челове­ком, которые непосредственно отражаются в философском знании»[222]. Еще более определенно формулируют данную позицию С.В. Девятова и В.И. Купцов, выде­ляющие в структуре любой «локальной области научного знания» три взаи­мосвязанных уровня: «эмпирический, теоретический, философский»[223].

 

Гипотеза…

Исходя из этого, возможна внут­ренняя дифференциация культурологии, соотносимая с современными методологиче­скими тенденциями представления структуры научного знания как концептуально орга­низованного многообразия, ориентированного определенной познавательной перспекти­вой.

В самом общем плане во внутренней структуре культуроло­гии как науки может быть выделено три исходные и основные дисциплины, каж­дая из которых является кон­ституирующей в пределах соответствующего ей структурного уровня:

– метатеоретическая культурология (метатеоретический уровень культуроло­гии), или «философия культуры», задачей которой является разработка мировоззренческих и методологических проблем постижения куль­туры как вида бытия;

– теоретическая культурология (теоретический уровень культурологии), или «тео­рия культуры», задачей которой является выявление и анализ сущности и структуры культуры, закономерностей ее возникновения, функционирования и развития;

– эмпирическая культурология (эмпирический уровень культурологии), или «фено­менология культуры», задачей которой является изучение тех или иных яв­лений куль­туры в присущих им конкретных пространственно-временных формах, получение фактов и их эмпирических обобщений в качестве соответствующего базиса теории культуры и ее философского осмысления.

В связи с тем, что в литературе встречается точка зрения, согласно которой «фило­софия культуры входит в общую теорию последней, но не исчерпывает ее»,[224] заметим, что сам по себе теоретический уровень в структурном отноше­нии имеет довольно сложную организацию. В нем выделяются особые подуровни, каж­дый из которых характеризуется специфическими познавательными процедурами и осо­бым типом получаемого знания. Как правило, выделяется два основных подуровня: «Первый из них образует частные теоретические модели и законы, которые выступают в качестве теорий, относящихся к достаточно ограниченной области явлений. Второй – со­ставляют развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в каче­стве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории»[225]. При этом, как отме­чают С.В. Девятова и В.И. Купцов, в фундаментальных теориях мы всегда имеем дело «с наиболее абстрактным идеальным объектом, а в теориях второго поколения – с опреде­ленными производными от этих идеальных объектов, на основе которых конструируются модели конкретных явлений действительности»[226]. Это означает, что внутри теории куль­туры необходимо выделять не «философию культуры», принадлежащую все же к сфере «метатеоретического уровня культурологии», а, во-первых, – фундаментальную или общую теорию культуры, задачей которой является разработка фундаментальной, базо­вой модели культуры, и, во-вторых, – совокупность конкретных или частных теорий куль­туры, задачей которых является разработка конкретных, частных ее моделей.

С позиций данного подхода вовсе нет необходимости прибегать к некой предлагаемой А.Я. Флиером процедуре «дробления» теории культуры между «философией культуры» и «культурологией»[227]: и философия культуры, и теория культуры – исходные и основные дисциплины именно внутри самой культурологии как науки о культуре, и, более того, каж­дая из них является кон­ституирующей в пределах соответствующего ей её структурного уровня. Конечно же, и та и другая, также как, впрочем, и феноменология культуры, может и должна «дробиться», но прежде всего и главным образом внутри себя самой.

В рамках внешнего аспекта структурирование культурологии может быть осущест­влено исходя из ее места в общей системе современного научного знания, и предполагает рассмотрение целой системы онтологических отношений: «куль­тура – природа»; «куль­тура – общество»; «культура – человек». На этом основании можно ставить вопрос о выделении соответствующих научных дисциплин, формирующихся в качестве переход­ных, или «пограничных», «смежных» между культурологией, – с одной стороны, и есте­ствознанием, социологией (обществознанием), антро­пологией, – с другой стороны.

Детальная проработка данного вопроса – чрезвы­чайно важная и перспективная за­дача, требующая специального исследования.

Однако, уже в настоящее время можно полагать, что рассматривая содержательное наполнение каждого из указанных взаимодействий, в нем необходимо различать два рав­ноправных и относительно самостоя­тельных направления: первое – идущее от культуро­логии к остальным подсисте­мам современного научного знания, и второе – идущее от каждой из этих подсис­тем к культурологии.

Система «культура – природа» является онтологической основой для выявления со­держательного представления внешней структуры культурологии, формирующейся в ее взаимодействии с естествознанием. Прежде всего, здесь речь может и должна идти о ста­тусном характере таких, уже заявивших себя в качестве научных, но, тем не менее, не переставших быть предметом для дискуссий, дисциплин, как «культурная экология» и «экология культуры», «культурная география» и «география культуры»[228].

В пределах онтологической системы «культура – человек» своеобразие выделенных направлений, пожалуй, «легче и проще всего» просматривается на примере соотношения культурной антропологии и гуманитарной, или антропологической, культурологии.

В современной литературе данные дисциплины чаще всего не различаются, неод­нозначно трактуется и их статусное определение.

Как можно уже было заметить, целый ряд исследователей (Г.В. Драч, А.И. Крав­ченко, В.М. Межуев и др.) включает культурную антропологию в состав культурологи­ческих дисциплин, в то время как другие исследователи (С.И. Иконникова, А.Я. Флиер и др.) этого не делают. Согласно Л.П. Воронковой, эта наука хотя и может быть отнесена к «культурологии в широком», но не «в узком смысле слова», является элементом именно антропологии как «области научного познания, в рамках которой изучаются фундамен­тальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде»[229]. Что касается гуманитарной, или антропологической, культурологии, она рассматривается то как «общественная наука», основная задача которой – «дать индивидуализирующее опи­сание исходного материала, явлений и фактов культуры, воссоздать объект в его подлин­ности и уникальности»,[230] то как «гуманитарная наука», которая в «системе культурологи­ческих дисциплин» «занимает свое особое место», поскольку «для нее ха­рактерен комплексный, принципиально многомерный подход к феноменам культуры»[231].

Более адекватно гуманитарная культурология и культурная антропология могут быть поняты как «пограничные», «смежные» научные дисциплины, каждая из которых образуется на основе своего собственного и относительно самостоя­тельного направления во взаимоотношениях культурологии и антропологии как двух подсистем общей системы современного научного знания. Исходной точкой их статусного опреде­ления является весьма тонкая, но очень важная специфика каждой из них: гумани­тарная культурология – это наука о культуре в ее человеческом измерении, в ее «человечности», в то время как культурная антропология – это наука о человеке в его культурном измерении, в его «культурности».

Аналогичным образом суть дела, очевидно, должна заключаться и в методологиче­ских процедурах, связанных с выделением и характеристикой «пограничных», «смеж­ных» научных дисциплин, формирующихся на «стыке» «культурология – социология», например, относительно «социологии культуры» или «культурной социологии» (если воспользоватьс­я аналогией образования терминологии применительно к культурной антропологии) и «социальной культурологии», их предметного и статусного определения.

Проект социальной культурологии как науки о культуре, основанной «на примене­нии методов социальных наук к предмету, воплощающему, казалось бы, часто гумани­тарное содержание», был предложен и достаточно детально разработан Б.С. Ерасовым. Трактуя культуру как «духовную жизнь общества», он писал, указывая специфику этой дисциплины: «Социальная культурология рассматривает духовные факторы регуляции социальной жизнедеятельности как самостоятельную и находящуюся во взаимодействии с другими сферами и формами регуляции. Она объясняет социальное содержание, прин­ципы и структуру духовной деятельности, воздействие культурных факторов на эконо­мическую активность и политику, на типы социальной организации, место различных слоев и классов в духовной жизни общества, уровни и типы организации духовной жизни и т.д.»[232].

Возможность и правомерность такой трактовки культурологии была поддержана целым рядом исследователей как «одна из наиболее интересных трактовок общества с точки зрения культуры»[233]. В то же время она встречает подчас и самое что ни на есть ре­шительное возражение как «искусственно синтезированная дисциплина», «вторгающаяся в границы предметных областей социальных наук», как «попытка размыть границы со­циологии культуры, разбавить ее общегуманитарными рассуждениями о социокультур­ной регуляции» и т.п.[234]

Конечно же, «экспансия» одной научной дисциплины в предметную область другой с целью ее «захвата», хотя и не является каким-то необычайным явлением в развитии на­учного знания, всегда вызывала и будет вызывать, особенно со стороны «экспансируе­мых», достаточно «жесткие» и самые решительные возражения. Проблема заключается в том, насколько ее осуществление является, как минимум, взвешенным и методологиче­ски выверенным в своих основаниях. В данном случае, в принципе одинаково нет ника­ких оснований ни «ущемлять» социологию культуры за счет «конституирования» соци­альной культурологии, ни отрицать самою возможность этой последней, но не в качестве единственно представляющей собой всю культурологию как науку о культуре, а как одну из ее субдисциплин.

На основе онтологической системы «культура – общество» социальная культуроло­гия и социология культуры могут быть поняты как «пограничные», «смежные» научные дисциплины, каждая из которых имеет свой собственный предмет изучения, фиксируе­мый с учетом того или иного ракурса в рассмотрении характера взаимодействия состав­ляющих данную систему элементов: социальная культурология – это относительно са­мо­стоя­тельная наука о культуре в ее социальной обусловленности, в то время как социо­ло­гия культуры или «культурная социология» – относительно самостоятельная наука об обществе в его культурной обу­словленности.

Данный подход, кстати, если оставить в стороне нюансы, связанные с вопросом о терминологии, достаточно легко может быть согласован и с позицией Б.С. Ерасова, когда он отмечает, что культурология – это «комплекс наук»,[235] и с позицией Ю.М. Резника, вы­раженной в его статье «Пути системной реорганизации и интеграции социального знания (очерки о судьбе отечественного обществознания)». В этой работе, во-первых, на основе фиксации процессов «социологизации» научного знания как «объектно-ориенти­рованной интеграции» наук, среди «наук о культуре» выделяется как «тип системного знания» «социология культуры», объектом изучения которой являются «культурные и этнокультурные общности (народ)», предметом – «социокультурные законы и меха­низмы развития», а проблемными областями – «проблемы социализации»; во-вторых, на основе фиксации процессов «культурологизации» научного знания как, опять-таки, «объектно-ориентированной интеграции» наук, среди «наук об обществе» выделяется как «тип системного знания» «"социологическая" культурология», объект изучения ко­торой – «культура общества», предмет – «социологические аспекты и закономерности развития культуры», проблемные области – «проблемы институализации»[236].

Таким образом, и «социальная (социологическая) культурология» и «социология культуры», или «культурная социология», – «пограничные», «смеж­ные» научные дисцип­лины, выделяемые в рамках рассмотрения внешнего аспекта струк­туриро­вания культурологии, исходя из вполне специфического содержания основ­ных направлений ее взаимодействия, или «объектно-ориентированных интеграций», с социо­логией как подсистемой общей системы современного научного знания. Этим оп­ределя­ется и их научный статус, и эвристические возможности в изучении культуры, ко­торыми рас­полагает каждая из них в пределах своей предметной области.

Осуществляя методологическую процедуру структуризации культурологии как науки, необходимо постоянно иметь в виду ее предметную направленность, которая представлена уже в самом ее названии и, следовательно, не допускать явного или неявного отождествления изучаемого ею предмета с чем-либо таковым, что, строго говоря, таковым не является. Какое-либо легковесное отношение к этому, казалось бы, простому и само собой разумеющемуся требованию только отдаляет от действительного решения проблемы, порождая состояния явного недоразумения. «На первый взгляд, – достаточно категорично утверждает, например, А.Я. Флиер, – представляется, что научный предмет культурологии – это культура. Ничего подобного! Для культурологии сама культура в ее эмпирически явленных нам воплощениях – это объект исследования (то, что мы объективно наблюдаем), а предмет исследования – это общество в его культурных характеристиках (то, что мы изучаем как проблему)»[237]. Не трудно понять, что в рамках такого «построения идеальной модели проблемных полей культурологии» последняя – уже не наука о культуре и, тем более, не их комплекс, а, – в лучшем случае, – одна из наук об обществе, правда «в его культурных характеристиках», т.е. культурная социология.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре

Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 5. Структура культурологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Концептуальные представления культуры
Постановка проблемы…   В «Оксфордской иллюстрированной энциклопедии» фиксируется, что культура – не только «основополагающее», но и «одно из наиболее трудных

Ответвление», навеянное прогулкой
с трехлетним внуком Кириллом… Констатируя сложность проблемы соотношения религии и культуры, можно выделить целый ряд достаточно определенно сложившихся концепций ее решен

Тема 2. Культуроцентризм как концептуальное представление культуры
Постановка проблемы… Имея достаточно емкое методологическое значение, процедура упорядоченности существующих точек зрения на культуру ста­вит целый ряд достаточно серьезны

Тема 3. Статус культурологии
Постановка проблемы… Согласно А.И. Арнольдову, – автору, пожалуй, самого первого учебного пособия по культурологии, – последняя, возникнув в середине ХХ века, «заняла дос­

Тема 4. Культурология в системе научного знания
  Постановка проблемы… Пред­метом культурологии как науки, согласно Лесли А. Уайту, является культура как некая реальность, опосредствующая взаимодействие че

Ответвление», навеянное четвертой
частью 6 симфонии П.И. Чайковского… Проследить генезис культуры – значит, по сути дела, понять из чего, когда, как, почему и для чего воз­никает культура.

Ответвление», навеянное совершенно неожиданной
в своих последствиях встречей с Е.Н. 8 июля 2005 года… В эпистемологической проек­ции само­реализа­ции человеком своего бытия в мире необходимо четко раз­личать три типа р

Тема 6. Культурология как теория и история культуры
Постановка проблемы… Проблематика, связанная с концептуальным представлением культурологии в каче­стве теории и истории культуры, не только актуальна, но и в значительной

Научно-прак­тической кон­ферен­ции
«Язык куль­туры и куль­тура языка» (ТГАКИ, Тюмень, 15-16 марта 2001 г.)… Вроде бы странно, но, похоже, в русскую лексику слово «культура» вошло достаточно поздно, хотя тво

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги