рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Христианство.

Христианство. - раздел Культура, Этика. Её предмет и основные категории   Христианство Складывается На Рубеже Старой И Новой Эры. Исток...

 

Христианство складывается на рубеже старой и новой эры. Истоками христианства

служат:

1. Уже развившийся к тому времени буддизм, с его идеями богочеловека и

спасения. Христианство пошло дальше в идее богочеловека, это уже простой

человек, сын плотника.

2. Иудаизм, из священной книги иудеев, Торы, взяты произведения, вошедшие

в Ветхий Завет, который состоит из множества книг, написанных в разное время

(13 – 1 вв. до н.э.).Документы Ветхого завета различаются по территории их

создания. Часть из них создана на территории Аравийского полуострова, другая

часть – скотоводческими племенами, жившими по побережью Средиземного моря.

Первоначально документы Ветхого Завета имели как минимум двух богов, а

праздники – разную окраску (земледельческие и скотоводческие). В 5 в. до н.э.

документы Ветхого завета были переписаны, из них исчезло упоминание о втором

боге. Это период перехода от политеизма к монотеизму (единобожию). В 5 в. до

н.э. территория Иудеев была завоёвана, как государство, Израиль прекратил

своё существование. В этих условиях религия и большой Иерусалимский храм

стали единственным фактором, который позволял еврейскому населению держаться

вместе. Поэтому тексты Ветхого Завета вместе с иудеями попали в колонии

других народов, жизнь евреев, которые следовали заветам, вызывала всеобщий

интерес, и в 1 в. до н.э. появляется перевод Ветхого Завета на

древнегреческий язык. Эти документы стали доступны большому количеству людей.

3. Древневосточные культы. Христианство позаимствовало идею умирающего и

возрождающегося бога, которая характерна для древнеегипетского,

зороастрийского и ряда других культов. Также в вынесенных с Востока солдатами

Римской империи отдельных культах существовал культ богини Света Митры,

который праздновался в день зимнего солнцестояния – 25 декабря. В

христианстве из этого культа родилась культовая дата – Рождество Христово. Из

восточных культов, а также из язычества Древнего Рима в христианство перешли

религиозные мистерии (красочные религиозные представления).

4. Следующий источник христианства – философия и этика стоиков.

Христианство зарождается в колониях Римской империи в период распада Рима,

когда колонии по отношению к метрополии стали беднеть, так как их обложили

высокими налогами. Первые христианские идеи возникают в группах обедневших

людей, ушедших в целях выживания от притеснений в недоступные районы. Главным

для них было – правильно распределить то малое, что у них было. На первом

этапе все они очень отрицательно относились к состоятельным людям. Если

такого человека всё же принимали в общину, он должен был отказаться от

богатства в пользу общины. Труд стал обязательным условием выживания. Первые

апостолы, которые перемещались между общинами, принимаоись ими только на 2 –

3 дня (дальше они должны были начинать работать). Большинство в этих общинах

составляли иудеи. Но с конца 1 – нач. 2 вв. в общины начинают приходить люди

неиудейского вероисповедания, в том числе состоятельные, так как идея краха

империи преследовала всех. Эти века были отмечены противостоянием иудейских и

неиудейских влияний. Самой привлекательной оказалась идея Спасителя, но она

тоже претерпевает определённую метаморфозу. Самое древнее Евангелие (от

Иоанна) – говорит о Спасителе – воине. За 3 век надежда на Спасителя умирает.

Уже послание Павла говорит о том, что Спасение ожидается в следующей жизни.

На самом раннем этапе (1 – 2 вв.) господствовали нравственные ценности

бедняков – справедливость как равное для всех распределение, отрицание

богатства. Эта норма сохранилась в монастырях. Надежда на справедливость при

жизни (была выражена в первом Евангелии от Иоанна 61 – 63 гг.). Здесь

выражено ожидание вождя, который возглавит борьбу за справедливость.

Постепенно эти идеалы отходят на второй план. В других Евангелиях – принятие

позиции статус – кво.

Главное, что внесло христианство в этику – смена критериев оценки добра и

зла. Вся предшествующая этика взывала к рациональным оценкам: ум,

образование, объективные закономерности. Христианство предложило сменить

критерий на чувственный: главный критерий – любовь, но не любовь к богу, а

любовь к ближнему в сравнении (ближний это творение Божие, любя ближнего, мы

выражаем любовь к Богу). Эта смена критерия расширила социальную базу

формирования морали. Если по разуму могли оценивать не все, то любить могут

все, таким образом сомнения в возможности оценивать свои поступки отпали.

Главным было предоставление морали возможности выполнять оценочную функцию.

Ведь мораль формируется на уровне общественной психологии (чувства, эмоции,

переживания). Если на ранних этапах христианская нравственность формировалась

на основе всеобщего выживания, то в дальнейшем функцию формирования

нравственности взяла на себя церковь. Вначале многочисленные теологи

высказывали своё понимание различных событий, описанных в библии, но к 3 – 4

вв. в христианстве вырабатывается единый подход к пониманию священного

писания и фактически церковь взяла на себя руководство процессом

самовоспитания христиан. Кроме того, церковь разъясняла священное писание в

проповедях, взяла на себя функцию контроля, например, институт исповеди, и

функцию дозирования наказания: священник советует, как искупить грех.

Используя эту систему, церковь направила усилия на формирование единства

верующих на нравственной основе. Постепенно, к средним векам, западная

церковь присвоила себе и функции Бога: право отпущения грехов – индульгенция;

и право наказания за грех – инквизиция. Это не могло не вызвать большого

противодействия.

Присвоение функций Бога определило окончательный раздел церкви на Западную и

Восточную. Церковь Римской империи была огосударствлена, на Востоке это было

невозможно. К 4 в. появляются различия между Западной и Восточной церквями в

трактовке Святой Троицы. В складывающемся на востоке Православии

прослеживался более чёткий монотеизм (единобожие), считается, что святой дух

исходит только от Бога – отца, а Христос – только сын Божий В католичестве

Христос тоже является носителем святого духа, отсюда католичестве возникает

культ святой Марии.

Так как православие формировалось на землях, остающихся в бедствующем

положении, подвергающимся нашествиям с востока, то начальные ценности

христианства сохранились в православии глубже, чем в католичестве. Не

случайно в 1994 году Папа Иоанн Павел II выпускает энциклику «Свет с

Востока», где констатирует, что, к сожалению, пришли в новый век сильно

изменившимися и потерявшими свою первоначальную ценность. Наиболее полно они

сохранились в православии (особенно русском). Самое полное выражение

раннехристианские ценности, по мнению Иоанна Павла II нашли в русских

православных монастырях. Он считает, что на пути опасностей, подстерегающих

мир, наиболее целесообразен возврат к раннехристианским ценностям. Иоанн

Павел II предлагает объединить усилия православных и католических церковных

лидеров, и на базе 2 – 3-х русских православных монастырей организовать

пункты обмена опытом.

К середине средневековья (10 – 11 вв.), церковь в Западной Европе набрала

огромную силу, подчинив себе весь строй жизни. Это оказалось возможным, когда

варвары, захватив огромную Римскую империю, сохранили христианство в

неприкосновенности и использовали его в качестве механизма консолидации

завоёванных народов. Христианство играло большую роль и в политической жизни,

контролировало всё в рамках духовной и общественной жизни. Но развитие

городов расширило кругозор европейцев, и они стали видеть в церкви институт,

ограничивающий их свободу. С 11 – 13 вв. в Европе (Франция) появляется

большое количество людей, не согласных с господствующей философией церкви и с

её диктатом. Начинают образовываться многочисленные секты – ереси. Их

представители, желая привлечь сторонников, активно указывают на негативные

стороны церкви (в частности, несоблюдение церковниками норм нравственности).

Это был первый кризис католической церкви.

В это же время образуется большое количество странствующих орденов. В эти

ордена устремились люди, скрывающиеся от закона. Это вызвало неодобрение

окружающих, и церковь, воспользовавшись сложившимся положением, попыталась

вернуть к себе своих сторонников.

В 11 – 13 вв. церковь решила ввести самокритику, саморазоблачение. Сами

церковники находили всевозможные грехи у конкретных представителей церкви и

клеймили их в проповедях. Церковь показала, что она видит свои грехи и желает

от них избавиться. Появляется новая система подготовки церковных кадров на

теологических факультетах. Но это была лишь временная передышка. К 16 в.

недовольство церковью на территории Западной Европы (особенно в северной её

части) достигает апогея. Был сделан вывод, что церковь только мешает общению

человека с Богом, появляется тезис: «Верующему человеку посредник в общении с

Богом не нужен», верующие в состоянии понять смысл Священного Писания сами.

Начали закладываться основы будущего протестантизма (протест не против самой

церкви, но против её диктата, против подавления ею человека).

В 1525 году Лютер выпускает свой вариант библии. Её назвали ересью, но он сам

не ожидал такого взрыва критики в свой адрес. Движение против системы

католической церкви начинается в двух вариантах:

· Начинаются крестьянские выступления под руководством Мюнцера. Их

требования были довольно резкими.

· После подавления бунта крестьян недовольство продолжало тлеть в

средних слоях, в классе нарождающейся буржуазии.

Всё это привело к началу тридцатилетней войны с 1525 по 1556 г., когда была

подписана «Аугсбургская хартия», в которой право выбора религии на своей

территории предоставлялось феодалам и князьям (они могли подчиняться или не

подчиняться католической церкви). Протестантизм сразу же начал развиваться в

виде сект (церквей) а также в виде самоорганизующихся общин. Так

закладывалось наличие различных течений в самом протестантизме. Появляются

две формы протестантизма:

· Секты, во главе с пресвитерами (лютеранские и кальвинистские);

· Самоорганизующиеся общины. Здесь священники отсутствовали. Каждый

член общины мог выступать со своим личным пониманием библии, но были лидеры с

разным пониманием священного писания;

Сегодня первоначальные секты и общины выросли в церкви (лютеранские,

кальвинистские, баптистские и т.д.).

Ценности протестантизма. В качестве главной ценности протестантизм выдвинул

богатство: «Накопление богатства на земле есть искупление греха перед

небом»так как богатство нельзя унести с собой на небо и оно останется на

земле, причём вопрос о способе накопления богатства не ставился.

Протестантизм стал основой будущего капитализма. Понятие богатства трактуется

весьма широко – это создание материальных ценностей (фабрик, заводов и т.д.).

Это привело к формированию бизнес – этики, 2 принципа которой гласят: первый

– принцип делового макиавеллизма: «Прибыль любой ценой», а второй: «Бизнес

должен быть честным». Происходит непрерывная вражда между этими двумя

принципами.

Другая ценность протестантизма – творчество: «Люди равны не в богатстве, а в

творческой самоотдаче своему делу». В этом отношении руководитель компании

равен уборщице, которая старательно моет полы и т.д.

Следующая позиция протестантизма: «Самоотдача в творчестве искупает возможные

самоограничения, самоуход из других сфер жизни». Подобная трактовка

возможности самоограничения в других сферах ради одного дела привела к

появлению концепции пуританизма (течение в протестантизме, которое

проповедует жёсткие ограничения в личной жизни).

Практически тридцатилетняя война в Германии была войной за понимание

абстрактных ценностей и идеалов, а не за материальные блага. Эта война

вызвала большие потери, была выведена из сельскохозяйственного оборота

большая часть земель, погибла третья часть населения. Для мира победа

протестантизма оказалась важным событием, так как именно он послужил основой

капитализма. Бурное развитие цивилизации привело к тому, что людей перестал

устраивать архаичный культ совершения таинств.

Протестанты упростили культ, исключили иконопись, только некоторые

направления оставили в ритуалах причастие и крещение, так как протестантизм

предполагает индивидуальное понимание Бога и веры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этика. Её предмет и основные категории

Историческое изменение предмета этики Развитие структуры Науки этики формирование раннего... Основные проблемы теории... Основные Исторические взгляды на причины возникновения морали в...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Христианство.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождение терминов этика, мораль, нравственность.
Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), от

Науки этики.
Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего рабовладения. К этому моменту общество накопило обширные представления о добре и зл

Основные категории этики.
  Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д. Категориями называются понятия,

Исторические взгляды на причины возникновения морали.
На причины возникновения морали есть много точек зрения. Одна из них изложена в религиозных концепциях. Мораль была дана Богом, она неизменна. Люди постепенно стремятся приблизить

Морали.
Первые нормы морали носили исключительно запретительный характер. Нельзя убить себе подобного (внутривидовое регулирование). Первоначальное формирование морали заняло очень много

Моральный выбор личности. Моральный конфликт.
Моральный выбор личности – это ключевой акт всей нравственной деятельности человека. Поступок–операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда их нет – говорить о доброд

Предэтика.
  Под античностью в истории понимается период с VII – VI вв. до н.э. по IV – V вв. н.э. (около 10 веков). Культура античности развивается в греции и Древнем Риме, а

Поздний этап развития античной этики.
  Поздний этап – период значительного ослабления античных государств. В этот период этика из единого древа распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм

Буддизм.
  Буддизм возник в Индии в 6 в. до н.э., это первая монотеистическая религия, причём религия без Бога – творца. Это первая религия, где действует богочеловек. Слово

Началу III тысячелетия.
1. Всё более значимую роль приобретает развитие фундаментальной науки как единственно возможного решения проблем экологического кризиса и выживания человечества, например – разраб

Сущность и особенности этики ненасилия.
  Идея ненасилия заложена уже в библии. Но та же идея ещё раньше появилась в буддизме: «Не убей ничего живого» – принцип абсолюта. Все религии содержали элементы, ко

Принципы этики ненасилия.
  1. Это осознанная позиция, когда мы не уходим от борьбы, а противостоим другой конфликтующей стороне, используя волю и логику убеждения. 2. Представители этики нен

Основные этапы ненасильственных действий.
  1. Сбор информации о причине конфликта. Должна собираться всесторонняя, глубокая информация из различных источников, которые должны представлять широкую палитру то

Цивилизации и экологический кризис.
Процесс развития науки, технологий и удовлетворения потребностей практически неостановим. Определённого уровня развития, связанного с развитием постиндустриального общества, дости

Этапы развития и сущность этики самоограничения.
Этика самоограничения прошла в своём развитии три этапа: 1. Середина XIX – начало ХХ века. Возникновение в различных странах Европы, в США и России групп и сообществ, ставивших се

Международные аспекты этики самоограничения.
1. Примерно к началу 70-х годов общество осознало необходимость консолидации усилий в направлении развития различных аспектов самоограничивающего поведения. Это ознаменовалось соз

Становления и развития профессиональной морали.
Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряд

Служебная этика.
  Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведени

Этика управления.
  Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществ

Особенности замкнутых идеологизированных систем.
Первая замкнутая идеологизированная система была создана Пифагором. Это была школа его учеников, целью которых было внести новые подходы к нравственности в греческое общество и сл

Системах.
Подбор членов замкнутой системы ведётся с учётом наличия необходимых для деятельности личных нравственных качеств. Однако есть несколько качеств, которые должны присутствовать у ч

Государственных служащих.
Существуют три направления влияния этики замкнутых идеологизированных систем на мораль государственных служащих: 1. Точечное внедрение членов замкнутой идеологизированной системы

Управленческой и этики идеологизированных систем.
Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и по

Роль права в формировании и развитии этики госслужбы.
Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройство государс

Государственной службы.
В основном, такое сращивание моральных норм происходит в сфере практической нравственности и этикетных формах. Факторы, влияющие на унификацию норм государственной службы в различ

Мораль госслужащих.
I. Государственная служба во всех государствах и во все времена финансируется из казны, из бюджета, таким образом, госслужба всегда существует в условиях ограниченных ресурсов. Ка

Требования к государственным служащим.
  Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы: 1. Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и

Госслужбы.
  Традиционная структура госслужбы, с пирамидальным и линейным устройством, с распорядительными методами администрирования, складывалась веками, и в относительно неи

Влияние изменений в госслужбе на мораль госслужащих.
«В последнее время осознана первостепенная роль в управлении, в том числе и государственном, культурных факторов, формирования новой культуры государственной службы. Магистральным

Госслужащих в России.
Как бы мы ни оценивали современное российское чиновничество, они не инопланетяне, а «срез», «слепок» общества, «болеющий» теми же болезнями, что и последнее.[11] Во – первых,

Общее понятие этикета.
  Бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально

Основные функции этикета на государственной службе.
Специфика такого рода профессиональной деятельности, как государственная служба, особенности социально-правового статуса государственного служащего и вытекающих из него соответств

Основные принципы этикета государственного служащего.
Основу этикета государственного служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эсте

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги