рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Детали диптиха

Детали диптиха - раздел Культура, КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ   Любовь К Хорошей Кухне Постепенно Проникла И В Среду Церковно...

 

Любовь к хорошей кухне постепенно проникла и в среду церковнослужителей. При дворах патриархов существовал целый штат поваров. С кухни патриаршей резиденции в Александрии Иоанну Милостивому подавали овощи, суп, вино, большую рыбу 60. Когда прославленный монофисит Север занял в 512 г. патриарший престол в Антиохии, он начал с того, что ввел суровую дисциплину в патриаршем дворце, сместив поваров и их помощников, а с ними упразднив и их кулинарное искусство. Он приказал покупать на рынке простой грубый хлеб, какой обычно пекари изготовляли для бедных 61. Надо полагать, что такие порядки в Антиохии продолжались недолго.

Не только богачи, но и люди победнее стремились отмечать любое семейное торжество пиром, продолжавшимся далеко за полночь. Во время общественных праздников столы накрывали прямо на улицах, и каждый ел, сколько хотел.

Среди различных блюд, употребляемых византийцами, источники неоднократно упоминают кушанья из мяса: говядины, свинины, баранины и козлятины 62. Изготовлялись окорока и колбасы, однако копченая {643} пища считалась грубой и не принадлежала к числу деликатесов. При употреблении в пищу мясо приправляли горчицей и чесноком 63. Мяса больше ели во внутренних областях, в прибрежных районах в пище преобладала рыба. В деревне мясо ели чаще, чем в городе, но для употребления в пищу обычно использовали старых, иногда больных животных, что было причиной частых пищевых отравлений 64.

Пищевой рацион дополняли сыр, яйца и молоко (включая овечье и козье). Византийцы употребляли много овощей, которые ели сырыми и разными способами приготовленными. В источниках упоминаются приправленная свекла, особым образом приготовленный горох. Фрукты (яблоки, виноград, гранаты, инжир и т. п.) ели как свежие, так и сушеные. Любили мед, чудесные сорта которого доставлялись из Африки, а также кондитерские изделия: пироги, торты, пирожные, всевозможные сладости 65.

Существенным добавлением к пище, как это вообще свойственно южным странам, было вино. В вине ценили красивый цвет и наслаждались его ароматом. Сортов его знали немало. Существовала, например, кисловатая смесь из вина и воды, напоминавшая уксус, единственной целью которой было утолить жажду. Плохое, дешевое и невкусное вино делали египтяне. Оно называлось «мареотик», так как производилось в районе озера Мареотида. Прекрасное ароматное вино изготовлялось в Палестине 66. Высоко ценился киликийский мускат 67. В одной из церквей Амиды монахи готовили порошкообразное вино, о чем поведал нам Псевдо-Захария. Изготовлялось оно следующим образом. Хорошее вино выставлялось в течение семи лет на солнце, пока оно не становилось в буквальном смысле слова сухим. Обычно его брали в дорогу, положив в маленькие полотняные мешочки. Порошок растворяли в воде, и она приобретала сладость и вкус вина (Zach. Rhet., VII, 4).

Ели не только дома, но и в многочисленных лавках и харчевнях, которые с увеличением численности городской бедноты появляются даже в таких небольших городах, как, например, Эмеса 68. В городах с лотков продавали фрукты, овощи, сушеные фиги, сыр 69. В той же Эмесе пирожники торговали своими кондитерскими изделиями во время службы в церкви, прямо у входа в храм 70. Харчевни часто располагались вдоль дорог. Повар одной из подобных придорожных харчевен, Стефан, настолько прославился своим кулинарным искусством, что многие высокопоставленные чиновники специально приезжали к нему. Источник, сохранивший нам его имя, поведал и о том, что помимо полагающейся стоимости блюд довольные посетители платили Стефану и немалые «чаевые» 71.

Мы можем с достаточной определенностью судить о характерных для Византии видах кушаний и напитков, об особенностях приправ и соусов, {644} об общем состоянии кулинарного искусства, но у нас, к сожалению, нет точных данных о типичном повседневном меню основной массы населения, подобных тем сведениям, которыми располагает наука относительно типичного меню жителя древнего Рима 72. Во всяком случае, мясо и рыба могли входить в ежедневный рацион и сравнительно небогатых византийцев, но, очевидно, в этот период в их пище все больше возрастает удельный вес овощных блюд 73. Человек получает все меньше и меньше разнообразной, богатой белками и жирами пищи, которая требуется его организму. Люди часто жалуются на недомогание и слабость, растет число заболеваний, связанных с недостаточным и однообразным питанием 74. Увеличивается смертность, в том числе детская. Мужчины умирают в возрасте 35—44 лет, женщины — в возрасте 25—34 лет. Особенно много людей умирало весной и в начале лета (с апреля по июнь) 75, т. е. после трудностей зимы и поста.

Посты в те времена соблюдались весьма строго. Иоанн Малала сохранил свидетельство о том, как император Юстиниан решил перенести пост и приказал мясникам закалывать скот и продавать мясо. Мясники выполнили императорский указ, но мяса никто не покупал (Malal., р. 482—483).

Тенденцию к большей строгости можно заметить и в одежде. Если кратко охарактеризовать костюм того времени, то можно сказать, что одежда (как мужская, так и женская), становится более закрытой. Основной одеждой оставалась льняная или шерстяная (в зависимости от сезона) туника и плащ. Однако покрой их существенно меняется. Туника почти целиком закрывает ноги, спускаясь до самых лодыжек. Появляются длинные рукава. В эпоху Юстиниана у наиболее экстравагантной части молодежи эти рукава были очень узкими у запястья, сильно расширяясь к плечам. В этом сказывалось стремление подчеркнуть красивое, физически развитое тело (Procop. H. a., VII, 13). Вообще же в покрое платья следовали контурам человеческого тела, а чрезмерная пышность в одежде являлась предметом осуждения.

У мужчин входят в моду штаны, которые как на Западе, так и на Востоке получили столь широкое распространение, что император Гонорий, считая эту одежду несовместимой с понятием «римлянин», издал закон, запрещающий ношение штанов 76. Запрет, по-видимому, реальной силы не имел. Более того, появляется специальная профессия брючника 77. Штаны были необычайно модны в Византии во времена Прокопия (Ibid., VII, 14).

Более закрытой становится и обувь, которая напоминает военную (Ibid.). В среде богатых молодых щеголей на рубеже IV—V вв. вошло в обычай носить обтягивающие ногу сапоги, расшитые яркими узорами из шелковых нитей. Обращаясь к подобным модникам, осторожно ступающим по улицам, опасаясь запылить или испачкать в грязи свою изящную обувь, Иоанн Златоуст ядовито советовал им ради пущей сохранности вешать сапоги на шею или положить их себе на голову (PG, t. 58, {645} col. 501). В VI в. особенно модной у богатой молодежи становится гуннская обувь с загнутыми носами (Procop. Н. а., VII, 14).

Одежду и обувь шили не только на заказ, но и на продажу. Синесий Киренский (V в.) пишет брату о прибытии в Фикунт некоего афинянина, продавца обуви и одежды, который, как следует из текста письма, периодически приезжал со своим товаром в этот ливийский город (PG, t. 66, col. 1380).

Прическа у мужчин продолжала оставаться римской. Они либо брились, либо носили короткую бороду и небольшие усы. Но в VI в. входят в моду усы и борода, «которым позволяли расти пышно, как у персов» (Procop. Н. а., VII, 9—10). Волосы модники спереди стригли у висков, позволяя им сзади расти на гуннский манер, свободно и без всякой прически (Ibid.).

Волосы являлись предметом особой заботы женщин. Иоанн Златоуст неоднократно говорит о причудливом плетении женских волос (PG, t. 48, col. 589). «Златовидные волосы, блестящие и светящиеся», вьющиеся кольцами и уложенные так, что напоминают шатер или башню,— такими изображают женские прически Григорий Богослов и Синесий Киренский. «Греховные» заботы византийских женщин о своих прическах были не по душе служителям церкви, и 96-й канон Трулльского собора указывает: «Мы отечески врачуем тех, кто на соблазн другим убирает и украшает волосы искусственным образом и тем самым предлагает нетвердым душам приманку, врачуем подобающей эпитимией, наставляя их и поучая жить скромно...».

И все же прически византийских женщин были, по всей видимости, более скромными, чем у римских матрон, чья затейливая фантазия может сравниться лишь с необычайной экстравагантностью XVIII в. Во всяком случае, мы ничего не слышим о металлических каркасах для причесок и светлых париках, столь распространенных в Риме 78. Необходимой деталью женского туалета, вероятно, не без влияния христианства, стало покрывало, ниспадавшее с головы на плечи и порой почти скрывавшее лицо (Euagr., III, 34). Сбросить покрывало на плечи и тем самым совершенно открыть голову и лицо считалось верхом неприличия и могло сойти с рук только актрисе 79.

Но, словно для того, чтобы компенсировать скромный покрой одежды и несложность прически, ткани женского костюма становятся более яркими. Впрочем, это касается и мужских одежд. В моду входит шелк, который, во всяком случае в одежде придворных, постепенно вытесняет лен и шерсть. В IV в. в среде аристократов в большой моде были ткани, расшитые крупными фигурами людей, животных, птиц и растений. Целые картины (сюжеты которых были навеяны как язычеством, так и христианством) разворачивались на тканях, которые использовались и для одежды, и для драпировок. Не только женщины, но и мужчины любили пощеголять в подобной одежде. В своих пышных костюмах они выходили на площадь иногда лишь для того, чтобы удивить ими прохожих. Дети окружали их, смеясь и показывая пальцами на изображения, которые разворачивались перед их любопытным взором: лес, скалы, охотников, львов, леопардов, медведей, быков и собак. На других костюмах {646} можно было увидеть евангельские сцены: Христа с его учениками, сцену воскрешения Лазаря, исцеления расслабленного и т. п. По сюжетам, манере исполнения и яркости красок они так напоминали мозаики того времени, что казались прохожим одушевленными стенами (PG, t. 40, col. 165—168; t. 83, col. 617).

Подобная мода продолжала существовать и в VI в. Во всяком случае, на мозаике церкви Сан-Витале в Равенне пурпурный плащ Феодоры украшен сценой поклонения волхвов. В целом, однако, знатные дамы в этот период предпочитают пестрые восточные ткани с мелким рисунком. Незадолго до этого в моду входят ткани с изображениями цветов, плодов и растений.

Непременным предметом богатого женского туалета служили украшения из жемчуга, золота, серебра, бисера и драгоценных камней. Людям нравилось «услаждать глаза блеском и красотой драгоценностей». Не только женщины, но и мужчины носили перстни со вставленными в них каменьями (CJ, XI, 12). Даже военная одежда, пояса, уздечки украшались золотом и драгоценными камнями. Что же касается женщин, то не было ничего, «чего бы они не сделали, чтобы заполучить красивые серьги» (PG, t. 48, col. 787). Руки, шея, прическа, весь женский наряд сверкали золотом, жемчугом, драгоценными камнями, и «даже нагота ног была украшена перлами» 80. Не только аристократки, но и женщины небогатые стремились приобрести украшения, которые являлись порой единственной ценностью в семье. В утешение тем, кто не мог приобрести украшения из драгоценных металлов и камней, существовала масса всевозможных подделок, а также изделия из меди и бронзы 81.

Куда бы ни выходила женщина, даже в бани, она надевала на себя массу драгоценностей, хотя в банях их нередко воровали (PG, t. 48, col. 581). Женщины были настолько привязаны к своим безделушкам, что Иоанн Златоуст решается даже сказать, что они любят их почти так же, как собственных детей (Ibid., col. 787—788). Впрочем, женские украшения (ожерелья, браслеты, серьги и кольца) не отличались изяществом, были тяжеловесны и неудобны. Крупные и тяжелые серьги, например, нередко приводили к деформации ушей.

Широко применялись тогда и различные косметические средства. Женщины румянились, заботились о белизне своего лица, подкрашивали глаза и ресницы. Тело умащивали благовониями; особенно любили розовое масло.

Богатые женщины ездила в повозках, запряженных мулами, и бывали порой настолько изнежены, что не хотели даже улицу перейти пешком (PG, t. 57, col. 79). Если же муж давал лошакам другое назначение, в доме воцарялись «уныние, ссора и упорное молчание» (PG, t. 48, col. 583). Повозку щедро украшали, и Златоуст не без сарказма замечает, что и голова жены, и голова лошади удостаиваются одной и той же чести (PG. t.62, col. 259).

Как ни убеждал талантливый проповедник своих слушательниц, что чрезмерная роскошь мешает выявиться природной красоте и лишь подчеркивает безобразие лица, что рядом с блеском жемчужины кожа {647} кажется еще смуглее (PG, t. 48, col. 581), любовь к роскоши брала свое. Даже в церковь женщины являлись в изящных нарядах, сияя золотом и блеском драгоценных камней (PG, t. 62, col. 541). Дома за трапезой, после службы в церкви обсуждались не только слова проповедника, но и женские наряды и драгоценности (PG, t. 58, col. 786). Думая только о том, чтобы затмить соперниц, женщины докучали своим мужьям постоянными требованиями купить «и платье более дорогое, чем у соседки и женщины равного звания, и белых мулов, и золотую сбрую» (PG, t. 51, col. 192).

Костюм византийца отражал социальное положение своего обладателя. Прокопий порицает стасиотов за то, что они одевались более роскошно, чем это требовало их положение и достоинство. (Procop. Н. а., VII, 11). Крестьяне, даже состоятельные, носили скромные, хотя и добротные, одежды, сшитые в родной деревне. Иоанн Златоуст просил своих прихожан-антиохийцев не осуждать деревенский покрой их платья. Украшений не носили даже жены зажиточных крестьян 82. Туники бедняков были короче, чем у людей с положением, материал грубее. Эта одежда была простой и удобной для работы. Бедняк, как правило, имел лишь одно платье, иногда заношенное до дыр. Богачи, напротив, надевали несколько одежд даже в жару (PG, t. 62, col. 259).

В среде византийской аристократии существовала масса разнообразных знаков отличия, заметно усложнившихся со времен Римской империи. У римлян отличительным признаком сенаторского звания были пурпурные полосы на одежде, которые назывались «клавы». Они постепенно утратили свое значение, и любой свободный римлянин мог украсить край одежды такими полосами. В Византии же клавы являются непременным отличительным признаком высокого положения и приобретают вид не только полос, но и квадратов, ромбов, углов, крестов, кругов 83. Высшим отличительным знаком был золотой ромб (тавилон) на пурпурном плаще императора. Ближайшие сподвижники императора носили пурпурные ромбы на белой одежде. Знаками отличия были также золотые пояса, бляхи и застежки.

Весьма распространенным явлением в ту пору было ношение амулетов, которым приписывали чудодейственную силу. Объяснялось это тем, что все византийцы (и язычники, и христиане), начиная с императора и императрицы и кончая последним нищим, были удивительно суеверны. Магия в этот период процветала даже в среде риторов и философов 84. Так, Синесий Киренский, прошедший хорошую математическую школу под руководством Ипатии, сам конструировавший астрономические и физические приборы, в то же время, подобно большинству его современников, верил в сны, приметы, предсказания и даже написал целый трактат о возможности предвидеть будущее посредством снов 85. Люди верили в колдовство, в гадания, в чародеев, в волшебные любовные напитки.

Первым в ряду суеверий, свойственных людям этой эпохи, была глубокая вера в силу дьявола, в то, что могущество дьявола почти равно {648} божественному. Странное смешение сект царило тогда на

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

IV... первая половина... VII в ИЗДАТЕЛЬСТВО НАУКА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Детали диптиха

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности
культурной жизни Запада (IV—первая половина VII в.)   Характер и своеобразие ранневизантийской культуры, ее место в истории могут быть более глубоко

Риторика
Трудно переоценить роль риторики в общественно-политической жизни ранней Византии, в становлении византийской культуры и литературы. Справедливо считают, что риторика оказала огром

Юридические школы
и развитие правовой науки Унаследованное Византией от античности право претерпело около 300 г. серьезные изменения. В юридических источниках находит свое отражение регламе

Военное искусство
В истории византийской военной литературы наблюдается вполне определенная закономерность, отражающая эволюцию военной организации данного государства. В этом отношении VI и Х вв. я

Палестина
  сти, считалось, что Нил берет начало в Индии (PG, t. 89, col. 359; t. 94, соl. 904). Так полагали и многие светские авторы, например Прокопий Кесарийский (В. G., II, 1, 6). Фисон об

VI в. Равенна
  Наконец, первые христианские изображения по своей форме не отличались от языческих, так что первый церковный историк склонен вообще считать их делом рук язычников или христиан, еще

Базилика Ахиропойитос. Интерьер. V в. Салоники
  Возведенная в 313—320 гг. в Риме Латеранская базилика, ставшая главным храмом столицы, представляла собой обширное пятинефное сооружение (55´95 м). Нефы разделялись колоннадам

Типаса. Базилика. Сер. V в. Общий вид
территории приводила к взаимовлиянию художественных школ, обмену композиционными идеями и декоративными формами. С середины V в. ведущая роль в распространении нового начинает закрепляться за район

Бинбиркилиссе. Церковь № 1. VI в. Центральный неф
  украшены суховатой по рисунку, но обильной и искусно выполненной резьбой. Интерьеры храмов приобретают своеобразную пространственность. Количество опор сокращается, что вме

Калб Лузе. Базилика. Ок. 500 г. Общий вид
  трехнефные базилики с атриумом, партерами и полукруглой апсидой (базилика во Вравроне). К торцам нартекса примыкали симметричные прямоугольные помещения, одно из которых служило диа

Константинополь
  этот символ в особой архитектурной композиции. Задача эта была выдвинута в императорском окружении, и для ее решения были привлечены лучшие художественные и научные силы эпохи.

Каср-ибн-Вардан. Сирия. Церковь. 564 г. Разрез
  греческих базилик, в сирийских памятниках, купол над центральной ячейкой базилики в Койя-Калесси). В VI в. мы знаем две большие купольные базилики — св. Ирины в Константинополе и ба

Салоники
Несколько позже, в VII—VIII вв., как разновидность крестовокупольных композиций появляются храмы, в которых опорами центральных арок и сводов становятся колонны. Они известны нам сейчас лишь в пери

Салоники. Археологический музей
  Возврат к античным формам, наблюдавшийся в конце IV в. и в монументальной живописи, дал основание некоторым исследователям ввести в научный оборот понятие «Феодосианское возрождение

Ленинград. Гос. Эрмитаж
  медальон с крестом — символом Христа. В некоторых случаях, например на окладе VI в. Эчмиадзинского евангелия (Ереван, Матенадаран), манера исполнения несколько меняется, рельеф у

Ленинград. Гос. Эрмитаж
кусства. До нас дошло значительное число пиксид (коробочек для хранения реликвий или ценных предметов) конца V—VI в., исполненных из части бивня слона: на них чаще всего изображены ново- и

Золото. Конец VI в.
Ленинград. Гос. Эрмитаж {603}   Инкрустация камнями или цветными стеклами — прием, излюбленный в искусстве варваров Средиземноморья и Причерноморья. Множеств

Лондон. Британский музей
  не) с изображениями «Причащения апостолов». Восточный тип лиц, отступление от античных норм в пропорциях фигур, в исполнении их драпировок, неоправданность поворотов сближают эти па

Стамбул. Археологический музей
  Так называемый голгофский «Крест на ступенях» занимает прочное место только начиная с Юстиниана II, но изображение сменившего Нику ангела с жезлом, завершающимся хризмой или крестик

Становление
музыкальной культуры* Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма, столь характерное для

Византийского общества
Самые разные народы населяли обширную территорию Византийской империи в IV—VII вв. Греки, сирийцы, римляне, армяне, копты, фракийцы, киликийцы, каппадокийцы, исавры, мелкие племена

Ленинград. Гос. Эрмитаж
  Востоке, где с давних пор из самых разнообразных источников исходила масса религиозных идей и учений. Язычники, хотя и менее многочисленные, нежели христиане, все еще составляли зна

Москва. Гос. Исторический музей
  посредственно относящиеся к цирку: бег колесниц, фигуры танцовщиц, музыкантов, зрителей. В части, обращенной к кафисме, был изображен император в окружении сановников, председательс

IV—первой половины VII в.
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческ

Список сокращений
АДСВ — Античная древность и средние века АЕ — Археографический ежегодник ВВ — Византийский временник ВДИ — Вестник древней истории ВО — Византийские очерки

Указатель имен
  АВТОРЫ И ДЕЯТЕЛИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Аарон, врач 429 Абеляр Пьер 88 Абу Бекр 323 Август 145, 253, 450,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги